Людовик XV
Людовику XV мы обязаны появлением в нашей жизни канапе, кушеток, шезлонгов и кресел с приставными пуфами. А ещё — пузатых комодов.
При Людовике XV интерьеры в целом становятся гораздо уютнее. Парадность барокко уступает место интимности рококо.
| Комод и кресла эпохи Людовика XV. Фрагмент стенда галереи Perrine на Московском международном салоне изящных искусств
| Главная отличительная черта мебели в этот период — почти полное отсутствие прямых линий и прихотливая асимметричность декора. Все линии изогнуты и перетекают друг в друга, все углы скруглены, ножки обычно заканчиваются игривым завитком. Появившийся ещё при Регентстве рокайль (завиток раковины) остаётся основным элементом орнамента и развивается, принимая всё более замысловатые и вычурные формы.
Мода на всё восточное находит отражение в использовании дорогих китайских лаков (которые быстро научились подделывать хитрецы французы) и росписи в китайском вкусе.
Наряду с пагодами, ажурными мостиками и фигурками мандаринов комоды украшают цветочные мотивы. Стулья и кресла становятся грациознее, окончательно лишившись поперечных перекладин, соединявших ножки. Комод как бы разбухает и проседает на своих изящно изогнутых ножках. Распространяются маленькие кокетливые столики всевозможного предназначения: туалетные, для игры в карты и т. д. Появляются крошечные секретеры и угловые шкафчики.
Одним словом, всё становится настолько маленьким, изящным, пухлым и хорошеньким, что так и хочется со всем этим куда-нибудь уединиться. В приятной компании. Мебель этого стиля как нельзя лучше подходит для создания приватной доверительной атмосферы. Кстати сказать, большая часть салонов и гостиных парижского отеля Ritz обставлена именно Людовиком XV.
| Подлокотники кресел в стиле Людовика XV чуть разведены в стороны, как будто готовятся принять вас в свои объятия. В эту эпоху появились также сплошные по конструкции подлокотники, которые целиком обтягивались тканью. Спинка прямая, так как при Людовике XV кресла чаще всего занимали место у стены. Форма спинки делалась, как правило, в виде изящного картуша. Между спинкой и сиденьем оставлялся промежуток. Оптически эта прорезь несколько облегчала вид кресла
| В ходу светлое дерево. Обычно это орех или что-либо, крашенное под орех. Кресло, изготовленное во Франции примерно в 1750 году. Сиденье и спинка очень упругие. Они набиты конским волосом, а обивка — гобелен с типичным для эпохи узором из гирлянд и букетов — прикреплена мебельными гвоздями к каркасу кресла. На каркасе мастер вырезает практически то же, что есть на обивке: цветы и листья.
|
| Фрагмент крышки комода (XVIII век) выполнен в технике маркетри
| Столик, галерея Perrine, Париж
|
|
| Декоративное украшение из страусиного яйца, галерея Segoura, Париж
| Китайская ваза, XVII век, галерея The Chinese Porсellain Company, Нью–Йорк
|
|
| Часы, 2-я половина XVIII века. Изящная вещица изящной эпохи
| Чёрный комод, галерея The Chinese Porcellain Company
|
| Ножки посередине напоминают о том, что диван придумали, составив вместе несколько кресел. 1755 год, Франция
|
|
|
|
| Время всеобщего увлечения китайщиной, или шинуазри, наложило свой отпечаток на тек. стильную моду. Любимые сюжеты — пагоды, фигурки китайцев, экзотическая природа. Ткани, производит Prelle.
| Хит эпохи — лаковые комоды с росписью в китайском стиле. Красный комод — антикварный, галерея Segoura
|
| Характерный изгиб может проявляться в разной «весовой категории»: лёгкий столик, на вид разительно отличающийся от тяжёлого комода, на самом деле повторяет его линии. Оба предмета производятся компанией Soher
|
|
| Орнамент комода, производимого нынче компанией Soher, — очень типичен для эпохи. Нетипична «непузатость» комода. Эта форма считается уже переходной к следующему Людовику
| Кресло, копия старинного образца, изготавливается компанией Zanaboni. Резьба по дереву, золочение, шёлк
| Во времена Людовика XIV «короля Солнце» французское искусство находится в периоде своего расцвета. Строится дворец в Версале, королевскую Академию живописи и скульптуры возглавил художник Шарль ле Брун, творит придворный мебельщик короля Андре-Шарль Буль и пейзажист Андре Ленотр.
Характеристика стиля Людовика XIV
Отход от многофункциональности мебели, как это было в предыдущие периоды. Возникают некоторые новые типы мебели: консоли, комоды, диваны. Мебель преимущественно изготавливается из каштанового, орехового дерева, дуба или фруктовых пород деревьев. Декоративные мотивы богаты, иногда перегружены деталями. Среди наиболее распространенных: изображение солнца, маски и маскароны, которые иногда окружены пальмовыми ветвями; раковины; звериные головы львов, грифонов и т. д.; растительные элементы: листья дуба, лавра, символы лилии и т. д.; военная атрибутика; архитектурные мотивы и прочее. Широкое использование золоченой бронзы при создании люстр, подсвечников, декора мебели и т. д. Обивочные ткани: велюр, дамаск, сатин и т. д.
Как распознать французскую мебель стиля Людовика XIV:
- абсолютная симметрия
- маркетри Андре-Шарля Буля
- восьминогое бюро, получившее название «бюро Мазарини» («bureau Mazarin»).
- в моде консоли с квадратными, прямоугольными или круглыми столешницами, выполненными из мрамора, порфира, каменных инкрустаций, маркетри.
- появляется комод в своем классическом варианте он имеет мраморную столешницу и чуть выпуклый фасад с несколькими ящиками.
- Подлокотники и ножки кресел в форме S. Ножки соединены Х-образно
http: //www. dekozap. ru/node/311
|