Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методическое пособие



 

Российская академия наук
Российская академия образования
Издательство «Просвещение»

 

Л. Ф. Климанова
С. Г. Макеева

 

 

Обучение грамоте

Методическое пособие

 

ОТ АВТОРОВ

Перед вами не совсем обычный комплект пособий для обучения детей грамоте на коммуникативно-познавательной основе 1. Особенность нового комплекта состоит в том, что чтение и письмо раскрываются перед ребенком как виды письменной речи, имеющие свою предысторию. Их формирование тесно связано с устной речью, с совершенствованием умений говорить и слушать. Благодаря введению коммуникативно-речевых ситуаций и специально подобранному литературно-художественному материалу дети получают первые представления об основных функциях языка, о языке как средстве общения, познания и воздействия, как особой знаковой системе. Более подробно эти вопросы рассматриваются в первом разделе методического пособия «О новых подходах к обучению родному языку в период освоения грамоты».
Второй раздел данной книги полностью посвящен методике проведения уроков обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе. Кроме общепринятых уроков чтения и письма, в пособии даются образцы уроков-диалогов, уроков игрового типа на литературно-художественной основе, уроков общения с писателем и его произведением и др.
Поурочные разработки носят примерный, ориентировочный характер.
Несколько слов о содержании самого комплекта, который включает: азбуку «АБВГДейка», четыре прописи: «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит» в двух частях, «Пишу красиво», а также пособие по отработке техники чтения «Читалочка».
1. Азбука «АБВГДейка» — основная учебная книга комплекта. Она включает материал для трех периодов обучения грамоте: подготовительного, основного и обобщающего (послебукварного). Уже сами названия трех разделов азбуки — «Давайте знакомиться! », «АБВГДейка», «Про все на свете» — говорят о том, что дети не только обучаются первоначальному чтению и письму, но и вводятся в мир общения, чтобы осознать язык как важнейшее средство общения и познания окружающего мира. Изучение языка начинается со слова, которое в коммуникативно-речевых ситуациях рассматривается с разных сторон: смысловой (лексической), звуковой и графической — и выступает как составной элемент предложения.
Звуковой анализ слов, позволяющий перейти от устной речи к письменной, проводится в игровой, занимательной форме. В азбуке даны не просто схемы слов, а их модели, наглядно представляющие слово как двустороннюю единицу языка и речи. Они показывают взаимосвязь звуковой стороны слова и его значения.
Содержание азбуки нацелено на параллельное развитие письменной и устной речи, логического и образного мышления, литературно-творческих способностей учащихся, на пробуждение в них интереса к изучению языка и литературы.
2. Пропись 1 «Рисуй, думай, рассказывай» предназначена для работы в подготовительный период. Работая с ней, дети имеют возможность рисовать, раскрашивать, штриховать и т. п., что помогает им укрепить мелкую мускулатуру пальцев, развить координацию движений руки при письме и тем самым хорошо подготовиться к написанию букв русского алфавита, слов и предложений.
3. Прописи 2, 3 «Мой алфавит» дают образцы печатной и письменной буквы, простейшие структурно-семантические модели слов, включают упражнения на написание слов, предложений и небольших текстов, формируют начальные орфографические навыки.
4. Пропись 4 «Пишу красиво» поможет детям закрепить каллиграфические навыки, развить мелкую мускулатуру руки, овладеть письменным шрифтом.
5. «Читалочка» — пособие, предназначенное для отработки навыка чтения целыми словами. Разнообразный игровой материал может быть использован как в основной период — для читающих детей, так и в послебукварный — для детей, только что освоивших слоговое чтение.
Новая система пособий, включающая игровые приемы обучения, диалоги в коммуникативно-речевых ситуациях, юмористические рисунки, разнообразные в жанровом отношении литературно-художественные материалы (стихи, рассказы, сказки, загадки и пр. ), обеспечивает достаточно прочное усвоение базовых умений и навыков, поддерживает интерес к обучению и способствует снятию утомления.

1 Комплект предназначен для начальной школы, однако он может быть использован и в домашних условиях изучения азбуки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.