|
|||
ЗАКЛЮЧЕНИЕпо данным психологического исследования ХХХХ, 11 лет 3 мес. от ХХХ г. Исследование проводилось в динамике по отношению к предыдущей госпитализации 2006 года, в индивидуальной форме и включало две встречи. Как и два года назад, особенности поведения, фон настроения остались примерно такими же. Мальчик формально вступает в контакт, говорит, что не любит психологов, что в ходе исследования выражается в большом количестве отказов. Фон настроения скорее нейтральный, иногда с присутствием ноток неуклонного раздражения. Говорит, что у него болит живот, «животом предчувствую, если болит – значит что-то плохое случиться». Во время исследования избегает контакта глаз, сидит в скованной позе, часто использует жалобные интонации, особенно при выполнении субъективно сложных для него заданий. Как и в предыдущем исследовании, понимание инструкций доступно, темп деятельности и работоспособность на достаточном уровне. Мотив экспертизы в целом сформирован. Исследование произвольной слухоречевой памяти показывает определенную динамику по отношению к прошлому исследованию. Так объем непосредственного запоминания немного снизился (5 вместо 6), но остался в пределах нормы, однако процесс заучивания стал более эффективным и успешным, объем отсроченного воспроизведения не изменился (5, 8, 9, 9, 10, отсрочено 5). Введение сильных смысловых связей по-прежнему существенно улучшает объем удержанного материала (9), а более отдаленных, в отличие от предыдущего исследования, – увеличивают его до 7. Небольшая динамика наметилась также в отношении опосредованного запоминания. Опосредование, как и прежде, доступно, однако характер связей стал более адекватным. Рисунки остались мелкими, стереотипными (часто использует «смайлики»), расположенными упорядоченно. Нажим стал более стабильным, хотя наблюдаются небольшие вариации от легкого до среднего. Собственно опосредованное запоминание улучшилось (ранее – 11 из 14 стимулов, сейчас – 13 из 13). При этом нет неточных воспроизведений, но следует отметить наличие большого количества отказов со стороны мальчика на такие словосочетания как: «тяжелая работа», «смелый поступок», «болезнь» и др. Исследование познавательной деятельности не выявляет существенной динамики в отношении уровня развития мышления. Развитие основных мыслительных операций анализа и синтеза остается сформированным по возрасту. При этом также отмечаются специфическое искажение процесса обобщения, элементы разноплановости. Мальчик по-прежнему с большей легкостью работает с формальным материалом, отмечаются нарушения избирательности мышления в виде актуализации необычных свойств предметов (например, длинный, теплый, ароматный, гладкий – одеколон, вместо «слоя земли чернозема» в прошлом исследовании), обобщение с опорой на несущественные признаки. Также нельзя говорить о выраженной динамике в отношении перцептивной деятельности: сами перцептивные действия, распознавание стимулов в условиях неполноты и избыточности сформированы по возрасту, гностических нарушений не обнаружено. В целом, также как и ранее познавательное развитие остается диссоциированным. Исследование внимания показывает иную, по сравнению с прошлым разом, картину: уровень внимания снижен, наблюдается процесс врабатываемости, однако введение мотивирующей инструкции помогает временные показатели несмотря на то, что мальчик говорит: «я как могу делаю», «а можно уже все? ». Распознавание эмоционально-выразительных движений (поз и жестов) отличается своеобразностью, порой с использованием «особых ответов («христианка»), стереотипностью, частым использованием отглагольных прилагательных («ударившаяся девушка», «дразнящийся человек» и т. п. ). Знание символических и игровых жестов неполное. Эмоциональные интерпретации встречаются редко. Часто встречается тематика болезни или смерти, агрессии. В проективных методиках наблюдается социальная неадекватность и инфантильность, своеобразная агрессия, тенденция к низкой самооценке. Выполнять рисунок (автопортрет) отказался. Рисунок человека под дождем также говорит о сниженной самооценке, дисфоричном настроении, социальной неадекватности. Самооценка в конкретной деятельности также занижена. Таким образом, по сравнению с предыдущим обследованием можно говорить о наличии положительной динамики лишь в отношении слухоречевой памяти, по остальным позициям динамика в целом отсутствует. Остаются особенности психической деятельности, характерные для лиц шизоидного круга, специфика эмоционально-личностной сферы, проявляющаяся в трудности контактов, социальной неприспособленности и неадекватности. Познавательное развитие диссоциированное, при провокации с нарушениями мышления, выражающимися в разноплановости и искажении процесса обобщения. Рекомендуется наблюдение в динамике и психокоррекционная работа по улучшению социальной адаптации мальчика.
А. А. Коваль-Зайцев А. И. Хромов
|
|||
|