Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА ЛЕКЦИИ. Рекомендуемая литература



 

 

  Лекция № 15

 

ТЕМА ЛЕКЦИИ

Методические основы и развитие стандартизации в РФ

 

 

           Цель лекции – изучить  теоретическую базу и основные методы стандартизации, получить представление о путях развития стандартизации в РФ

 

 

План лекции:

 

1. Методические основы стандартизации

       2. Экономическая эффективность и развитие стандартизации

 

Рекомендуемая литература

 

1. А. Г. Сергеев, М. В. Латышев, В. В. Терегеря. Метрология, стандартизация и сертификация. Стр. 311-339.

2. А. С. Сигов, В. И. Нефедов. Метрология, стандартизация и технические измерения. Стр. 578-589

 

 

 

1.  

 

 

 

 Вводная часть

 

В целях повышения психологического настроя студентов на восприятие данной дисциплины в начале каждой лекции целесообразно проводить короткий опрос по материалу предыдущей лекции.

Вопросы для контроля:

а) Что понимается под стандартизацией?

б) Перечислите виды стандартов.

в) Назовите международные органы по стандартизации.

Требовать от отвечающих студентов представления перед ответом по форме: «Студент Сергеев. Группа ЭП – 1 – 04». Оценки заносить в журнал преподавателя.

После опроса объявить тему и цель лекции.

 

 Основная часть (рассмотрение учебных вопросов)

 

 1. Методические основы стандартизации

 

Стандартизация развивается с учетом достижений науки, техники, отечествен­ного и зарубежного опыта в этой области и определяет основу не только настоя­щего, но и будущего развития общества и должна осуществляться неразрывно с научно-техническим прогрессом. Можно выделить следующие основные принципы стандартизации:

1. Сбалансированность интересов сторон. Стандартизация должна основывать­ся на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон, разрабатываю­щих, изготавливающих и потребляющих продукцию, к достижению согласия с учетом мнения каждой из сторон по управлению многообразием продукции, ее качеству, экономичности, применимости, совместимости и взаимозаменяе­мости, ее безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущест­ва, а также другим вопросам, представляющим взаимный интерес.

2. Принцип системности. Под системой понимают совокупность взаимосвязан­ных элементов, функционирование которых приводит к выполнению постав­ленной цели с максимальной эффективностью и наименьшими затратами. Количественные связи элементов системы могут быть детерминированными или случайными. Совокупность взаимосвязанных элементов, входящих в систему, образуют структуру, позволяющую строить иерархическую зависи­мость их на различных уровнях.

Оптимизация требований стандартов обычно связана с оптимизацией пара­метров объектов стандартизации (ПОС). Важность проведения оптимизации определила целесообразность выделения ее в отдельную систему — систему оптимизации параметров объектов стандартизации (СОПОС). Эффективность системы обеспечивается на основе функционирования СОПОС Госстандарта и СОПОС отраслей (предприятий). Научно-методическое обеспечение сис­темы заключается в разработке методов оптимизации, их унификации и совершенствовании, а также в разработке комплекса унифицированных нор­мативно-технических и методических документов. Организационно-методи­ческое обеспечение системы включает распределение функций по разработке и функционированию СОПОС между исполнителями, установление ее связи с различными системами.

3. Оптимизация ПОС заключается в установлении значений параметров и тако­го их изменения во времени, при которых достигается максимальная эффек тивность. СОПОС должна последовательно обеспечить сочетание между эф­фектом и затратами, определяемое с позиций обоснованных целей с учетом действующих ограничений и предстоящих изменений во времени. Основные требования к СОПОС дифференцируются на требования к результатам, ме­тодам и методологии оптимизации.

Для установления параметров объектов стандартизации используют набор раз­нообразных теоретических методов оптимизации в соответствии с учетом раз­личных условий оптимизации и требований к методам оптимизации. Набор этих методов включает метод оптимизации с формализацией (ГОСТ 18. 101-82) или без формализации цели и ограничений. Исходными для оптимизации ПОС служат пять групп зависимостей, составляющих или входящих в математиче­скую модель оптимизации (ГОСТ 18. 101-82).

Прогнозирование при оптимизации ПОС производится для определения бу­дущей ситуации с целью оптимизации принимаемых решений. Требования к результатам прогноза зависят от того, для принятия каких решений они используются.

3. Перспективность работ обеспечивается выпуском опережающих стандартов, устанавливающих повышенные по отношению к достигнутому уровню нор­мы и требования к объектам стандартизации, которые будут оптимальными в будущем. Базой опережающей стандартизации служат научно-технические прогнозы.

Перспективные стандарты обеспечивают наиболее полный учет научно и эко­номически обоснованных требований заказчика, использование результатов поисковых, фундаментальных, прикладных НИР, прогнозирования, откры­тий, изобретений, установление дифференцированных значений основных показателей технического уровня и качества групп однородной продукции. Перспективные стандарты способствуют разработке, постановке на производ­ство и выпуску новой (модернизированной) техники, снятию с производства устаревших изделий.

Стандарты с перспективными требованиями должны предусматривать огра­ниченную номенклатуру основных показателей технического уровня и каче­ства и в то же время достаточно характеризовать изделие. Для машинострои­тельной продукции, например, такими показателями могут быть один-два показателя, наиболее полно характеризующие ее потребительские свойства:

• эффективность производства и эксплуатации (грузоподъемность, техноло­гичность, скорость и т. п. );

• надежность (безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговеч­ность);

• экономичность (удельный расход топлива, горюче-смазочных материалов, коэффициент полезного действия, себестоимость и т. п. );

• показатели комфортности и безопасности.

4. Динамичность стандартизации обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, а также своевременным пересмотром или их отменой.

 Действующие стандарты подлежат проверке в соответствии со сроками их действия. При проверке определяется их научно-технический уровень и при необходимости разрабатываются предложения по обновлению устаревших показателей, норм, характеристик, требований, терминов, определений, обо­значений. Результаты проверки могут служить основанием для пересмотра стандарта.

5. Оптимизация при стандартизации заключается в определении наивыгодней­ших параметров объектов стандартизации, а также в разработке методов оп­тимизации, их унификации и совершенствовании с отражением результатов в нормативно-технических и методических документах.

Для широкого и эффективного внедрения наиболее совершенных методов оптимизации в работы по стандартизации, а также для обеспечения повыше­ния качества результатов и технологичности процесса оптимизации (в пер­вую очередь, технологичности процесса разработки оптимизационных моде­лей) научных работ разработан новый конструктивный подход к проблеме оптимизации требований стандартов.

Сущность этого подхода заключается в создании и внедрении Системы опти­мизации параметров объектов стандартизации (СОПОС), которая объеди­няет все известные методы, сосредоточивает разработку (адаптацию к конкретным задачам, унификацию и стандартизацию) методов оптимизации качества продукции и требований стандартов и снабжает этими методами потребителей.

Научно-методические положения СОПОС позволяют обеспечить постановку процесса оптимизации качества продукции на индустриальную основу, снаб­жать методами оптимизации потребителей, находящихся во взаимодействии с СОПОС, и решать конкретные задачи оптимизации, что достигается путем • реализации следующих основных принципов создания и функционирования СОПОС:

• объединение в единую систему методов математической теории оптими­зации, прогнозирования, теории принятия решений, экспериментальных методов оптимизации, а также принципов, методов и процедур, применяе­мых при разработке продукции и стандартов;

• упрощение работ по оптимизации требований стандартов и качества про­дукции;

• упрощение работ по оптимизации путем использования предварительно выполненных работ меньшим числом сотрудников, работающих, как пра­вило, на более высоких уровнях управления. Это в первую очередь отно­сится к разработке математических моделей оптимизации;

• унификация и стандартизация методов оптимизации, включая процесс их разработки, который является наиболее трудоемкой и ответственной ча­стью всего процесса оптимизации.

6. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эти показатели имеют общегосударственное значение и поэтому их стандартизация, контроль за их выполнением и сертификация товаров, процессов и услуг в этих областях обязательны.

Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требова­ния и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандар­тами» и отвечают указанному требованию. -

7. Принцип гармонизации предусматривает разработку гармонизированных (взаи­моувязанных) стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации нашей страны, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

8. Четкость формулировок положений стандарта. В стандартах не допускается двусмысленность толкования норм и требований.

9. Эффективность стандартизации достигается за счет экономического и соци­ального эффекта. Экономический эффект дают стандарты, обеспечивающие экономию ресурсов, повышение надежности, минимального удельного расхода материалов, техническую и информационную совместимость. Социальный эффект создают стандарты, направленные на обеспечение безопасности жиз­ни и здоровья людей, окружающей среды.

 

2. Экономическая эффективность и развитие стандартизации

 

Экономическая эффективность стандартизации проявляется при различных формах собственности и во всех сферах.

Эффективность стандартизации может быть экономической, технической, ин­формационной и социальной.

Экономический эффект получается в результате уменьшения затрат (издержек) при проектировании, подготовке производства, в процессе производства, обра­щении, применении (эксплуатации) и утилизации в связи с применением кон­кретного стандарта (группы стандартов).

Основными источниками экономического эффекта от стандартизации являются: экономия, полученная от повышения качества продукции и услуг; экономия от увеличения массовости и серийности продукции, концентрации производства и снижения эксплуатационных расходов в результате сокращения излишнего раз­нообразия однородной продукции.

Экономия при проектировании (в том числе при проведении опытно-конст­рукторских работ) и подготовке производства обусловливается: широким ис­пользованием в новых конструкциях стандартных, унифицированных и по­купных изделий; сокращением объема работ по проектированию и подготовке основных объектов производства, специального оборудования, инструмента и технологической оснастки; уменьшением объема работ по разработке и раз­множению рабочих чертежей и другой технической документации; сокраще­нием времени на согласование и утверждение вновь выпускаемой техниче­ской документации.

В процессе производства себестоимость продукции снижается за счет уменьше­ния затрат на материалы, меньшей стоимости покупных изделий по сравнению со стоимостью таких же изделий собственного производства, снижением наклад­ных расходов.

Экономия при эксплуатации обусловливается повышением надежности изделий и снижением затрат на ремонт.

Техническая эффективность стандартизации может выражаться в относитель­ных показателях технических эффектов, получаемых в результате применения стандарта: например, в росте уровня безопасности, снижении вредных воздейст­вий и выбросов (стоков), снижении материало- или энергоемкости производства или эксплуатации, повышении ресурса, надежности и др.

Информационная эффективность работ может выражаться в достижении необ­ходимого для общества взаимопонимания, единства представления и восприятия информации (стандарты на термины и определения и т. п. ), в том числе в договорно-правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с дру­гом и органов государственного управления, в международных научно-техниче­ских и торгово-экономических отношениях.

Социальная эффективность заключается в том, что реализуемые на практике обязательные требования к продукции (процессам и услугам) положительно от­ражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Она выражается в показателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психологичес-кого климата и др.

 «Концепция стандартизации в условиях рыночной экономики и подготовки Рос­сии к вступлению в ВТО», принятая в 1998 г., определяет задачи по актуа­лизации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармониза­ции основной терминологии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.

Главными направлениями развития стандартизации в РФ по этой Концепции являются:

1. Выполнение условий присоединения России к ВТО. По этому направлению поставлены две главных задачи стандартизации:

• создание условий для гармонизации отечественных стандартов и других нормативных документов с международными стандартами;

• обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами — членами ВТО.

Решение первой задачи должно осуществляться прежде всего в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров.

Для решения второй задачи в России создан Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Информацион­ное взаимодействие предполагает выполнение определенных требований: опубликование не реже раза в шесть месяцев программы работ по стандарти­зации; направление в секретариат ВТО нотификаций (уведомлений) о выяв­ленных различиях в стандартах; представление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов; обеспечение функционирования системы информационного обеспечения в режиме электронного обмена данными.

2. Сближение статуса отечественных и зарубежных стандартов, то есть по­вышение роли добровольных стандартов, которые имеют рекомендательный характер. К сугубо добровольным стандартам можно отнести в первую оче­редь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможно­сти традиционных технологий; международные (региональные) стандарты и национальные стандартов ведущих стран, уровень требований которых пре­восходит отечественные государственные стандарты. Эти стандарты пред­почтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг).

3. Интенсивное развитие работ в приоритетных направлениях, к которым отно­сятся: экология и безопасность, информационные технологии, ресурсосбережение, обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей, бухгалтерская и банковская деятельность, услуги по оценке имущества.

4. Формирование технического законодателъства (технического регламента) долж­но осуществляться в следующих направлениях:

• разработка законодательных актов по конкретным видам продукции (ус­луги, процесса);

• включение в законодательные акты (законы, постановления Правительст­ва РФ и т. д. ) конкретных требований, в частности нормативов, то есть норм прямого действия.

Стандарт приобретает статус обязательного, если законодательный акт ссы­лается на данный стандарт либо текст законодательного акта непосредствен­но содержит его требования.

5. Развитие международного сотрудничества в области стандартизации.

6. Сближение стандартизации оборонной продукции с гражданской по организа­ционным и методологическим принципам. Приоритетными задачами стан­дартизации оборонной продукции являются: установление взаимосвязанных требований к военно-техническим комплексам; обеспечение безопасности личного состава, населения и окружающей среды при производстве, испытаниях, эксплуатации и утилизации техники в мирное время; обеспечение создания продукции и технологий двойного применения; содействие безопас­ной утилизации оборонной продукции; внедрение на предприятиях оборон­ного комплекса систем качества на основе требований стандартов ИСО серии, 9000; активизация работы по межгосударственной стандартизации в рамках СНГ в связи с необходимостью сохранения и развития кооперации предпри­ятий оборонного комплекса.

7. Актуализация действующего фонда государственных стандартов должна осуществляться более высокими темпами, чем сейчас. Обновление норматив­ных документов необходимо довести до уровня передовых стран.

8. Информационное обеспечение стандартизации должно быть доступным для заинтересованных пользователей, полным и оперативным. Федеральный фонд стандартов должен уделить особое внимание развитию системы катало­гизации и накоплению банка данных.

9. Классификация и кодирование техника-экономической и социальной информа­ции должна быть направлена на гармонизацию с международными принципами и направлениями дальнейшего развития этой деятельности. Гармонизация может быть достигнута прямым либо косвенным применением международ­ного классификатора.

Перспективные задачи классификации и кодирования касаются: оптимизации состава и структуры системы общероссийских классификаторов; обеспечения информационной совместимости продукции; охвата новых приоритетных на­правлений инфраструктуры рыночной экономики, таких, как социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т. д.; постоянной актуализации общероссийских классификаторов, включая осущест­вление разработки и экспертизы общероссийских классификаторов и измене­ний к ним; обеспечения требований ВТО.

10. Государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов по мере пе­рехода России на добровольный статус стандартов должны трансформиро­ваться в надзор за соблюдением технических регламентов по обязательным требованиям. Госнадзор предполагается осуществлять и в случаях, когда при сертификации субъекты хозяйствования заявляют о соответствии товаров и услуг требованиям стандартов.

11. Подготовка и повышение квалификации кадров остаются важным направлени­ем, обеспечивающим реализацию тех направлений, которые сформулированы в Концепции.

 

2. Заключительная часть

Общие замечания. Контроль присутствия.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.