Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЫШЛЕНИЕ. ВООБРАЖЕНИЕ



МЫШЛЕНИЕ

1. Дифференциация наук, изучающих мышление. Специфика мышления по сравнению с другими психическими процессами.

2. Развитие представлений о понятии мышлении в Античном мире (Сократ [принципы сократического диалога, теория эвристик], Платон, Аристотель [законы логики]).

3. Мышление как ассоциация идей (ассоцианизм Г. Мюллера).

4. Основные идеи структурной психологии (В. Вундт, Э. Б. Титченер).

5. Функциональная направленность мышления (У. Джемс, Д. Дьюи). Принципы функциональной психологии.

6. Мышление как действие. Исследование мышления в вюрцбургской школе. Телеологический подход: безобразное мышление О. Кюльпе. Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Теория Зельца.

7. Мышление как поведение. Анализ интеллекта животных (Э. Торндайк). Факторы понимания по М. Вертгеймеру. Введение промежуточной переменной (Э. Толмен). Виды промежуточных переменных. Мышление как научение (К. Халл). Теория навыков (К. Фишер).

8. Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт (К. Дункер).

9. Мышление как высшая психическая функция (Л. С. Выготский). Значение как единица анализа мышления (Л. С. Выготский). Исследование Выготского-Сахарова.

10. Интеллект как форма адаптации (Ж. Пиаже). Понятие «структуры» в концепции Ж. Пиаже. Генез интеллектуальных структур. Этапы развития интеллекта по Ж. Пиаже. Происхождение и развитие умственного образа. Виды образов.

11. Проблема соотношения внешнего и внутреннего действия по А. Н. Леонтьеву. Мышление как высшая форма отражения (А. Н. Леонтьев).

12. Мышление как процесс (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский).

13. Живое движение как прототип действия (Н. А. Бернштейн, В. П. Зинченко).

14. Теория поэтапного формирования умственных действий и возможности ее применения (П. Я. Гальперин). Структура и качественные характеристики действия по П. Я. Гальперину. Способы формирования и типы ориентировки по П. Я. Гальперину.

15. Мышление как деятельность (О. К. Тихомиров).

16. Теории и модели мышления в современной психологии: Формирование понятий как процесс переработки информации по Дж. Брунеру. Теория «пространства задачи» (А. Ньюэлл и Г. Саймон). «Theory of mind» (Ф. Флавелл). Проблема человеческой рациональности (Д. Канеман и A. Тверски). Теория «ментальных моделей» (Ф. Джонсон-Лэйрд). Структурная организация мышления (система ЭУС по Я. А. Пономареву). Четырехуровневая модель мышления (Н. Г. Алексеев). Семь «Я» теоретика по В. С. Библеру.

17. Теории и модели интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Р. Б. Кеттелл, Дж. Равен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд). Триархическая теория интеллекта (Дж. Р. Стернберг). Структурно-динамическая теория интеллекта (Д. Н. Ушаков).

18. Интеллект как форма организации ментального (умственного) опыта (М. А. Холодная).

19. Конвергентное и дивергентное мышление. Исследование творческого мышления в отечественной психологии и зарубежной психологии. Формы организации коллективного творчества. Проблема соотношения интеллектуальных и творческих способностей. Методы их выявления. Исследование мышления как процесса (модель Д. Уоллеса).

20. Интуитивное и аналитическое мышление. Особенности критического мышления. Понятие «рефлексии». Развитие рефлексивных способностей.

21. Особенности аутистического мышления.

22. Эмпирическое и теоретическое мышление. Особенности практического мышления (Б. М. Теплов).

23. Методы исследования мышления. Экспериментальные исследования проблемы «мышления и речи». Исследование житейских и научных понятий. Исследование эгоцентрической речи и мышления.

24. Исследование мышления в различных областях психологии: информационно-кибернетический подход к исследованию мышления, исследование мышления в когнитивной психологии, психолингвистические модели мышления.

25. Генетическая классификация видов мышления.

26. Субъект и объект мышления. Мышление как внутренний диалог.

 

РЕЧЬ

1. Естественный язык (отличие человека от животного). Соотношение «язык-речь». Этапы онтогенетического развития речи (язык животных в природе, говорящие животные, дети-маугли, критический период для освоения речи; новорожденность, младенчество; освоение звуковой формы, овладение морфологией, синтаксисом; детское словотворчество, ошибки в речи детей; родительский язык).

2. Виды речи и речевая деятельность.

3. Функции языка и функции речи.

4. Теоретические проблемы возникновения речи.

5. Физиологические основы речи.

6. Проблемы значения и психосемантика сознания. Значение как «превращенная форма деятельности» (М. К. Мамардашвили).

7. Гипотеза лингвистической (лингвокультурологической) относительности. Взаимосвязь языка и сознания, образующие сознания.

8. Теории формирования языкового сознания в онтогенезе. Виды и формы существования значений в индивидуальном сознании.

9. Слово как единица речи и мышления. Три плана речевого мышления (Л. С. Выготский). Внутренняя речь как инструмент мышления. Формирование понятий. Эгоцентрическая речь и ее значение для развития внутренней речи (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский).

10. Системы значений. Этапы онтогенетического развития систем значений.

11. Теории происхождения речи (стохастическая модель, модель непосредственно составляющих, трансформационно-генеративная грамматика н. Хомского, теория уровней языка).

12. Модели производства речи (Т-О-Т-Е, модель Л. С. Выготского, модель [динамическая схема высказывания] А. Р. Лурии, модель А. А. Леонтьева, модель Левелта и др. ).

13. Ошибки и оговорки при производстве речи.

14. Восприятие речи: неосознаваемость, уровневость, осмысленность. Соотнесение речи с действительностью. Механизмы восприятия речи (механизм эквивалентных замен, механизм вероятностного прогнозирования).

15. Восприятие и понимание речи. Взаимосвязь значения и смысла. Факторы понимания речи и смысла сообщения. Ошибки при восприятии речи.

16. Пошаговость восприятия текста: затекст – текст – подтекст. Многозначность текста. Включенность текста в неречевую деятельность.

17. Норма и патология в речи. Речевое поведение (эмоциональность, скорость и громкость речи).

18. Речь в измененном состоянии сознания.

19. Речь в состоянии эмоциональной напряженности.

20. Билингвизм и мультилингвизм. Пиджн. Креолизация языка.

 

ВООБРАЖЕНИЕ

1. Воображение как психический процесс. Физиологические основы воображения. Подходы к изучению воображения.

2. Виды и функции воображения. Соотношение воображения и мышления. Механизмы создания (формы синтезирования) образов. Развитие воображения.

3. Изучение воображения в специальной психологии (влияние ОВЗ на процесс воображения).

4. Патологические формы воображения

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.