Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Для заучивания наизусть



 

Календарное планирование уроков русской литературы 8 класс (3 часа в неделю)

Всего — 105 часов

Развитие речи — 4

Внеклассное чтение — 4

Контрольная тестовая работа — 4

Контрольное сочинение — 4

Литература родного края — 2

Текстуальное изучение произведений — 87

               

Дата Количество часов Содержание уроков
      Первая четверть Всего         25
      Тема 1 Введение. УНТ. Древнерусская литература. Фонвизин.
    Введение Образная природа художественной литературы. Отражение жизни в искусстве. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
    Устное народное творчество. Русские народные песни. Частушки. Предания В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная... », «Вдоль по улице метелица метет... », «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком... ». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание
    Литература родного края   1  
    Внеклассное чтение 1. К. Паустовский «Колотый сахар».
    Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского», «Повесть о Шемякином суде»       Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская литература (развитие представлений). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). Воинская повесть. Жития.
    Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
    Развитие речи 1 Выразительное чтениедраматического  произведенияс соблюдением норм литературного произношения.
    Контрольное сочинение 1 Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».
      Тема 2 Из русской литературы 19 века. Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769 — 1844). Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.  «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).  
    К. Ф. Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление).
    А. С. Пушкин «История Пугачевского бунта», «Капитанская дочка»  Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Образ Пугачева. Фольклорные мотивы в романе. Роль эпиграфов. Художественные функции сна Гринева, портрета, пейзажных описаний. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Развитие понятия о  сюжете, композиции, портрете, пейзаже, повести. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
    Контрольная работа 1
    Развитие речи 2 Письменная характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая) изучаемого произведения.
    Внеклассное чтение 2А. С. Пушкин «Скупой рыцарь».
      Вторая четверть Всего        24  
    «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года» Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях поэта. Жанр послания и его место в лирике Пушкина. К*** («Я помню чудное мгновенье... »). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Теория литературы. Лирика как литературный род. Рифма.
    М. Ю. Лермонтов.          Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Кавказ» («Хотя я судьбой на заре моих дней…»). Кавказ – колыбель поэзии М. Лермонтова. Восхищение красотой и величием Кавказа. Автобиографизм стихотворения. Роль повторов. «Мцыри». Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь. Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма и стремления к единению с близкими по духу людьми. Значение эпиграфа поэмы в раскрытии главной мысли произведения. Особенности композиции поэмы. Сцена смертельной схватки с барсом как кульминация трёх «вольных» дней Мцыри и средство раскрытия характера героя. Диалогичность исповеди-монолога Мцыри. Картины кавказской природы в произведении. Художественное богатство поэмы. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики. Теория литературы. Понятия о поэме, лирическом монологе. Начальное представление о романтизме. Романтически-условный историзм М. Ю. Лермонтова.
    Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Развитие понятий о драме как роде литературы, диалоге и монологе, гиперболе. Развитие понятий о художественном типе, гротеске, художественной детали. Основные этапы развития сюжета.
    Развитие речи 3 Составление собственного устного  высказывания на литературную тему.
    Контрольное сочинение 2 по произведениям Гоголя.
      М. Е. Салтыков — Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
    Н. С. Лесков Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).     
    Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Реальная основа рассказа «После бала» — казанский эпизод из жизни брата писателя С. Н. Толстого. Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Особенности сюжета и композиции рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. Прием контраста в рассказе как средство раскрытия конфликта. Двойственность изображенных событий и поступков персонажей. Смысл названия рассказа. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Развитие понятий об эпосе, рассказе, композиции. Контраст и антитеза. Художественная деталь.
    Контрольная тестовая работа 2. Работа над ошибками.
      Третья четвертьВсего 30
      Тема 3 Из литературы ХХ века.
    Поэзия родной природы. А. С. Пушкин «Цветы последние милей... ». М. Ю. Лермонтов «Осень». Ф. И. Тютчев «Осенний вечер». А. А. Фет «Первый ландыш». А. Н. Майков «Поле зыблется цветами... ». Картины родной природы в творчестве русских поэтов XIX века.
    А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Историзм.
    Контрольное сочинение 3 О чем заставляет задуматься Чехов.
    Внеклассное чтение 3Н. А. Некрасов «Внимая ужасам войны»
    И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Историзм И. А. Бунина.          
    А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула.              
    А. А. Блок. Краткий рассказ о поэте. «На поле Куликовом». «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Теория литературы. Цикл стихотворений     
    С. А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
    И. С. Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
    М. А. Осоргин.            Михаил Андреевич ОСОРГИН (1878 - 1942) Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Теория литературы. Метафора. Олицетворение
      Тема 4 Писатели улыбаются. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
    Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). М. Зощенко «История болезни» Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Теория литературы. Сатира. Юмор.
    А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял»? и др. ). Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклор и литература(развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Понятие о герое как художественном типе.        
    Развитие речи 4 Письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
    Стихи и песни о Великой Отечественной войне Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют... »; А. Фатьянов «Соловьи»; Л. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно — воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.           
    Контрольная тестовая работа 3. Работа над ошибками
    Литература родного края 2
      Четвертая четвертьВсего    26
      Тема 5«О родине, родной природе и о себе». Из зарубежной литературы. В. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
    И. Анненский «Снег». Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков». Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок... ». Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия... ». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего.
    Контрольное сочинение 4Русские поэты ХХ века о родине, родной природе и о себе
    Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп «Мне трудно без России... » (отрывок). З. Гиппиус «Знайте! », «Так и есть». ДонАминадо. «Бабье лето». И. Бунин «У пртицы есть гнездо... ». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов
    С. Лукьяненко «Чужая боль»  Краткие сведения о жизни и творчестве современного писателя-фантаста. «Чужая боль». Фантастический мир в рассказе. Роль Игры для героев произведения Лукьяненко. Проблема отсутствия сострадания, нравственных ориентиров, преемственности опыта предыдущих поколений. Главный герой, как человек понявший истину: чтобы одержать победу, необходимо проиграть. Смысл названия рассказа. Теория литературы. Развитие понятия о научной фантастике.
    Внеклассное чтение 4А. Н. и Б. Н. Стругацкие «Обитаемый остров»
    У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Сонеты «Ромео и Джульетта». Сонеты. Краткая характеристика эпохи Возрождения (хронологические рамки, основные ценности, выдающие представители). Основные сведения о Шекспире. «Вечная» тема любви в трагедии: утверждение величия и красоты любви, ее способность преодолевать распри и вражду. Трагическая судьба влюбленных в жестоком мире. «Вечные» образы Ромео и Джульетты. «Светлый трагизм» финала произведения. Роль комических образов. Сонеты - «Увы, мой стих не блещет новизной... », «Её глаза на звезды не похожи... ». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонеты Шекспира - «богатейшая сокровищница» лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Понятие о драме как литературном роде. Трагедия как жанр драмы. Диалог и монолог. Сонет как форма лирической поэзии.    
    Ж. -Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» Сведения о жизни и творчестве Ж. Б. Мольера. Мольер — знаменитый комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности комедийной интриги и изображения характеров (герои одной страсти). Черты классицизма в комедии. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл пьесы. Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
    Развитие речи 5Устный  отзыв (рецензия) о художественном произведении, кинофильме.
    В. Скотт «Айвенго»      Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Теория литературы. Исторический роман.
    Контрольная тестовая работа 4
    Внеклассное чтение 5Р. Л. Стивенсон «Черная стрела».
       
       

 

Для заучивания наизусть

Одну-две народные песни (по выбору учащихся).

Крылов И. А. «Обоз».

Пушкин А. С. «Во глубине сибирских руд». «Я помню чудное мгновенье». «19 октября» (отрывок). «Капитанская дочка» (отрывок по выбору учителя).

Лермонтов М. Ю. «Кавказ». «Мцыри» (отрывок по выбору учащихся).

Гоголь Н. В. «Ревизор» (один монолог по выбору учащихся).

Блок А. «Россия»

Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору учащихся)

Одно-два стихотворения русских поэтов ХХ века о родине, родной природе

Одно стихотворение поэтов Русского зарубежья (по выбору учащихся)

Шекспир В. Сонет (по выбору учителя). «Ромео и Джульетта» (один монолог по выбору учащихся).

          

Основные виды устной и письменной речи учащихся 8 класса:

         осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных, публицистических; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др. );

         выразительное чтение произведений, в том числе драматических, с соблюдением норм литературного произношения;

         различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с комментарием, с творческим заданием);

         устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

         развернутые устные монологические высказывания и участие в обсуждении художественного произведения;

         составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;

         различные высказывания с использованием выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др. ) в соответствии с коммуникативной задачей;

         участие в инсценировке драматического художественного произведения;

         устная и письменная характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая) изучаемого произведения;

         заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

         составление собственного устного или письменного высказывания на литературную тему;

         устный и письменный отзыв (рецензия) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;

         устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.

 

               

               

               

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.