Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста



 

В. Т. Лукьянова,

студентка 2 курса факультета дошкольного образования

Научный руководитель: О. Г. Мишанова,

д. п. н., доцент, профессор кафедры педагогики

и психологии детства ЮУрГГПУ г. Челябинск

Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста

Аннотация

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

Ключевые слова: воспитание, толерантность, формирование, принципы, формы воспитания.

V. T. Lukyanova

Scientific adviser: O. G. Mishanova

Education of the foundations of tolerance in preschool children

Annotation

Recently, there is often a discussion about a tolerant world, the so-called world without violence and cruelty, in which the main value is the only personal and inviolable human personality.

Keywords: education, tolerance, formation, principles, forms of upbringing.

Воспитание толерантности сегодня является одной из актуальных проблем. А. В. Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Слово «толерантность» стало не просто широкоупотребительным и модным, его активизация отражает актуальность самой проблемы межличностного и социального взаимодействия, начиная с докшольного возраста [1].

Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. В английском – готовность быть терпимым, снисходительным. В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) [2].

Проблеме формирования толерантной личности посвящены исследования Г. Оллпорта, Г. А. Асмоловой, Г. У. Солдатовой, В. А. Тишковой, Е. Г. Луковицкой, Е. В. Селезневой, В. В. Бойко, К. А. Абдульхановой, Л. Г. Дикой, В. В. Семикиной, Л. М. Митиной и другие. Попытка теоретического анализа самого понятия толерантность предпринята О. Хёффе, Ю. А. Ищенко, Р. Р. Волитовой, И. В. Ксенофонтовым, В. А. Лекторским, И. Йовелом. Исследования Е. А. Ильинской, Л. В. Коломийченко, Ф. С. Пак, Н. А. Асташовой, М. В. Степанова и других направлены на изучение проблемы формирования толерантной личности в дошкольном возрасте.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей.

Основные принципы воспитания основ толерантности детей дошкольного возраста:

1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках

4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах [3].

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г. ) толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям»

В целях воспитания основ толерантности на занятиях в дошкольной образовательной организации могут быть использованы следующие разнообразные методы:

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это? »;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Психогимнастические этюды и упражнения направленные на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Детский сад сегодня - это модель будущего общества. Поскольку мы живем в многонациональном государстве, уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, национальностей. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношение к ним отдельных людей и общества в целом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.