|
|||
Словарная работа.. Прочтение рассказа.. См. видео.. 4. Работа над содержанием (устно!).Словарная работа. - В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова – т. е. слова, которые сегодня вышли из общего употребления.
Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви; шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут; клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом; выволочка – наказание; тулуп – долгополая меховая шуба; образ – икона; ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов; горничная – работница, прислуживающая в богатом доме, убирающая комнаты; подпасок – мальчик, помогающий пастуху; кучер – работник, который правит лошадьми; ямщик –кучер).
- Ваши впечатления о прочитанном произведении. - Что тронуло вас при чтении этого рассказа? Прочтение рассказа. См. видео. 4. Работа над содержанием (устно! ). - Назовите завязку, развитие событий, кульминацию, развязку. - В каком чувстве Ванька пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество). - Какие слова нам это передают? (“…он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ … прерывисто вздохнул”). Ванька живет в постоянном страхе перед хозяевами. И автор каждым движением Ваньки показывает его страх, предосторожность, затравленность, нервозность, одиночество.
- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).
- Кому писал письмо Ванька? Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? Прочитайте про себя описание Константина Макаровича и составьте устное сообщение о нем, используя нужные слова: “высокий, тощенький, маленький, угрюмый, со смеющимся лицом, жесткий, добродушный, веселый, тихий, скромный, балагур, сапожник, сторож, курит трубку, нюхает табак”.
- А как писатель рассказывает о собаках Константина Макаровича? Прочитайте.
- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему? - Найдите и прочитайте описание ночной деревни. Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой. - Можем мы описание этого пейзажа противопоставить тёмной мастерской сапожника? - Что больше всего нравилось Ваньке в деревне? - Что говорится в рассказе о барышне Ольге Игнатьевне? - Похожа она на городских хозяев Ваньки? - Осуждает ли Чехов барышню Ольгу Игнатьевну? (“…от нечего делать выучила …”) - Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери? - Что такое людская кухня? (кухня, где готовили пищу для прислуги) - Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”? - Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”? (Спровадили – выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным. )
Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать характеристику человека. Есть один интереснейший прием, который применяет Чехов. По тому, как разные люди относятся к ребенку, писатель, в сущности, рассказывает о самом человеке: добр он или зол, алчен ли, способен ли на сострадание. - Найдите в тексте, как характеризуются городские хозяева Ваньки. - За что была выволочка Ваньке? - Как кормят Ваньку? - Спит ли Ванька ночью? - Как к нему относятся подмастерья? (Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья) - Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество) - Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться. )
5. Подведение итогов. 4. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: чему нас учат рождественские рассказы?
|
|||
|