Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Словарная работа.. Прочтение рассказа.. См. видео.. 4. Работа над содержанием (устно!).



Словарная работа.

- В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова – т. е. слова, которые сегодня вышли из общего употребления.

 

Заутреня – ранняя церковная служба в праздник;

колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви;

шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут;

клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом;

выволочка – наказание;

тулуп – долгополая меховая шуба;

образ – икона;

ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов;

горничная – работница, прислуживающая в богатом доме, убирающая комнаты;

подпасок – мальчик, помогающий пастуху;

кучер – работник, который правит лошадьми; ямщик –кучер).

 

- Ваши впечатления о прочитанном произведении.  

- Что тронуло вас при чтении этого рассказа?

Прочтение рассказа.

См. видео.

4. Работа над содержанием (устно! ).

- Назовите завязку, развитие событий, кульминацию, развязку.

- В каком чувстве Ванька пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество).

- Какие слова нам это передают? (“…он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ … прерывисто вздохнул”).

Ванька живет в постоянном страхе перед хозяевами. И автор каждым движением Ваньки показывает его страх, предосторожность, затравленность, нервозность, одиночество.

 

- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).

 

- Кому писал письмо Ванька? Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? Прочитайте про себя описание Константина Макаровича и составьте устное сообщение о нем, используя нужные слова:

“высокий, тощенький, маленький, угрюмый, со смеющимся лицом, жесткий, добродушный, веселый, тихий, скромный, балагур, сапожник, сторож, курит трубку, нюхает табак”.

 

- А как писатель рассказывает о собаках Константина Макаровича? Прочитайте.

 

- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему?

- Найдите и прочитайте описание ночной деревни.

 Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой.

- Можем мы описание этого пейзажа противопоставить тёмной мастерской сапожника?

- Что больше всего нравилось Ваньке в деревне?

- Что говорится в рассказе о барышне Ольге Игнатьевне?

- Похожа она на городских хозяев Ваньки?

- Осуждает ли Чехов барышню Ольгу Игнатьевну?

(“…от нечего делать выучила …”)

- Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери?

- Что такое людская кухня? (кухня, где готовили пищу для прислуги)

- Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”?

- Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”?

(Спровадили – выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным. )

 

Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать характеристику человека.

Есть один интереснейший прием, который применяет Чехов. По тому, как разные люди относятся к ребенку, писатель, в сущности, рассказывает о самом человеке: добр он или зол, алчен ли, способен ли на сострадание.

- Найдите в тексте, как характеризуются городские хозяева Ваньки.

- За что была выволочка Ваньке?

- Как кормят Ваньку?

- Спит ли Ванька ночью?

- Как к нему относятся подмастерья?

(Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья)

- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество)

- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться. )

 

5. Подведение итогов.

4. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: чему нас учат рождественские рассказы?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.