|
|||
С. КЬЕРКЕГОР«Если бы я мог заказать эпитафию на свою могилу, то не желал бы ничего другого, кроме надписи: «Этот Одиночка». Жаль, что эту категорию сегодня никто не понимает... » Так напишет в одной из своих работ датский религиозный философ Сёрен Кьеркегор (1813—1855). Индивид, или единичная человеческая личность со всеми ее жизненными страданиями и переживаниями, становится главным объектом его размышлений. Традиционные философские проблемы и понятия (субстанция, дух, материя, сущность, разум и т. д. ) мало привлекают этого философа. Его книги наполняются иными категориями: жизнь, смерть, Бог, человек, выбор, страх, вина, греховность. Все они тесно связаны с понятием «экзистенция» (существование), которое Кьеркегор начинает активно использовать. Некоторое время спустя оно явится основой целого философского течения — философии экзистенциализма. Попытки философов построить целостное, законченное учение — философскую систему, в которой бы объяснялись все основные проблемы бытия и познания, вызывают у Кьеркегора яростный протест. С особой неприязнью он относится к системе Гегеля — «жалкого профессоришки» (как его называет датчанин), у которого всеобщее доминирует над единичным. Рассуждая об Абсолюте и всеобщем, Кьеркегор говорит, что систематическая философия забыла самое главное — человека и его существование. Это - положительное в философии Кьеркегора.
Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трех стадиях человеческого существования. Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:
В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æ stetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (Den religiø se). Обыватель живет так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он течет по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор. Эстетик знает, что он у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности, и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живет сегодняшним днем и наслаждается жизнью. Он руководствуется принципом «Срывай день»! Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста. Тогда человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно любить свою семью и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим. В конце концов человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет Но в учении Кьеркегора были и ошибки. Так, по его мнению, историю и человечество необходимо рассматривать с точки зрения отдельной человеческой личности. Единичный человек важнее рода. С этим тезисом Кьеркегора трудно согласиться. Он ведет к полному субъективизму. Например, по мнению некоего Отто Брауна, штурмфюрера СС, разгром фашистской Германии — трагедия. Но с объективно-исторической (т. е. общечеловеческой) точки зрения — это благое дело. Что здесь важнее: личное или общечеловеческое? Философия и христианство у Кьеркегора несовместимы. Одна требует обоснованных знаний, а другое зиждется на вере. Датский философ не считает нужным испытывать веру знанием. Закономерно, что такая позиция ставит под сомнение объективную истину. С чем он и соглашается — «истина субъективна». Кьеркегор критикует науку — она неподлинная экзистенция человека. Она не может решить проблему отношений человека и Бога. И, наконец, все ее опровержения астрономических, исторических и иных воззрений религии ничего не стоят. Этические истины религии неопровержимы. Здесь Кьеркегор во многом справедлив. Но он опять абсолютизирует субъективную веру. Он не замечает, что даже Христос указывал на изменяемость этических принципов и их зависимость от уровня развития человека и общества. Ведь этическую формулу Ветхого Завета {«Око за око, зуб за зуб»} он заменяет (опровергает! ) другой, более возвышенной («Возлюби ближнего», «Молитесь за обижающих вас... »).
Что есть ценного в размышлениях Кьеркегора? Во-первых, критика классической философии за ее отвлеченность от реальных человеческих проблем и забвение личности. Во-вторых, напоминание, что позитивистская наука, в основе которой лежит голый чувственный опыт, неспособна помочь человеку проникнуть в глубины своей духовной сути. В-третьих, критика церковного христианства за лицемерие, лживость и другие пороки, которые привели его к вырождению. И, наконец, в-четвертых, решительный протест против подчинения человека массе, против растворения личности в обществе. Вместо принципа «будь, как все» выдвигается другой — «будь пред Богом один на один». Работы философа «Или — или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Дневник» (1833—1855) и другие в XX в. получили широкую известность и признание. Идеи его нашли свое развитие в творчестве философов-экзистенциалистов.
|
|||
|