Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аннотация. Ключевые слова:интеграция, ЕАЭС, институты, направления, задачи и цели ВВЕДЕНИЕ.



 

ФГАОУ ВО СКФУ
Институт сервиза туризма и дизайна (филиал) в г. Пятигорске
А. Д Кулакова и Л. С Гуденко
студентки 1 курса, группы П-ТМД-с-о-171, МЭиТД

ФГАОУ ВО СКФУ
Институт сервиза туризма и дизайна (филиал) в г. Пятигорске
г. Пятигорск РФ
E-mail: …..

Инновационно-инвестиционный механизм развития экономик стран ЕАЭС

Аннотация

Начиная с перестройки и вплоть до недавнего времени, Россия переживала не простое время, которое ознаменовалось периодом кардинальных изменений буквально во всех областях жизни российского общества. Трансформации в социальной, культурной, экономической и политической сферах не могли не затронуть таможенное дело, а именно проблему механизма развития стран ЕАЭС, если быть точнее то сраны Казахстан, которые приобрели двойственный и острый характер.

Ключевые слова: интеграция, ЕАЭС, институты, направления, задачи и цели ВВЕДЕНИЕ.

Евразийский экономический союз- это международное интеграционное объединение, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг и рабочей силы.

На официальном сайте ЕАЭС указано, что аббревиатура ЕАЭС принята во всех международных документах. Тем не менее для цели удобства данную организацию именуют, как Евраз. ЭС.

Впервые 29 марта 1994 года в МГУ им. Ломоносова президент Казахстана, Нурсултан Назарбаев, выступил с идеей создания единого экономического пространства и совместной оборонной политикой на территории ЕвразЭС.

В 1995 году президенты Белоруссии, Казахстана, России, чуть позже Киргистана и Таджикистана, подписали соглашение о создании таможенного союза.

В 2000 году на основе данных договоренностей было создано Евразийское экономическое сообщество.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России появился 1 января 2010 года. Такой союз явился первым шагом на пути к формированию более широкого типа Евраз. ЭС с учетом бывших советских республик.

В декабре 2010 года на саммите ЕвразЭС было достигнуто соглашение о создании ЕвразЭС на базе единого экономического пространства(Беларусь, Казахстан, Россия). С 1 января 2012 года 3 государства образовали единое экономическое пространство для продвижения экономической интеграции.

29 мая 2014 года в Астане(Казахстан) был подписан договор о ЕАЭС. С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии, Казахстана. Со 2 января 2015 года странами-участницами стали выступать Армения и Киргизия( которая заявила о своём намерении участвовать в ЕАЭС).

К основным целям Союза относят:

1)создание условий для стабильного развития экономики ЕАЭС, повышение жизненного уровня населения стран-участников.

2)стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

3)всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик стран-участников ЕАЭС.

Основополагающие принципы и нормы функционирования ЕАЭС:

1)уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства стран-участников на территории ЕАЭС.

2)уважение особенностей политического устройства стран-участников.

3)обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов стран-участников.

4)соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции.

5)функционирование ТС без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Евразийский экономический союз создавался для укрепления национальных экономик и возможностей государств–членов в мировой экономике при условии создания четырех свобод –передвижения товаров, услуг, финансов и рабочей силы.

Его создание пришлось как на период мировой экономической нестабильности, так и геополитических изменений в Евразии, что повлияло на ситуацию внутри ЕАЭС.
Проведя анализ некоторых документов стратегий различных стран, мы сделали следующие выводы:

1. В большинстве государств наблюдается наличие документов, которые определяют двойственные направления их развития с опорой на инновационную компилирующую;

2. Закономерность организации стратегий почти схожа: одинаковая референция стратегии, цели и задачи – анализ проходящего состояния – части по нехарактерным задачам и целям – способы по исполнению - система реализации;

3. Самый известный прогнозный горизонт существующий на настоящий момент – документ, охватывающий период до 2025 г. ;

4. Системное построение стратегий во многом различны;

5. В данных документах часто актуальна проблематика локализации инноваций и трансфера технологий, важные вопросы регионального развития и формирование научно-технологических секторов;

6. Выявлены истоки разработки стратегии – «глобальные вызовы»;

Как правило, различные стратегии в разных странах представляют собой необходимость выявления передовых технологий или ключевых областей, в которых появляется необходимость сосредоточения внимания на потенциале ресурсов, которые обеспечивают высокую конкурентоспособность национальной экономики в приоритетных областях, например:

Япония. Экономическое развитие Японии до 2025 г. будет сконцентрировано на следующих направлениях:

Материалы и переработка;

Электроника;

Информация;

Биотехнологии;

Космос;

Транспорт;

Океанография;

Природные ресурсы и энергетика;

Окружающая среда;

Сельское и лесное хозяйство;

Здравоохранение;

Медицина;

Гражданское строительство и благосостояние общества и т. д

Корея. В долгосрочном плане научно-технологического развития Кореи до 2025 г. выделены несколько приоритетных направлений, а именно:

Информационные технологии;

Биотехнологии;

Прикладные промышленные технологии;

Ядерные технологии;

Космические технологии;

Нанотехнологии.

Реализация данных направлений нацелена на решение задачи по вхождению Кореи в четверку мировых лидеров по отраслям.

Первенством экономического развития различных стран являются зеркалом всемирных направлений научно- технического прогресса и связанных с его результатами ожиданий человечества. К характерным общемировым приоритетам относятся:

Нанотехнологии;

Биотехнологии;

Энергетика;

Обороноспособность и национальная безопасность;

Современные технологии.

Республика Казахстан и Российская Федерация имеют базовые, хотя и не сглаженные приоритеты научно-технической и инновационной деятельности, которые отвечают вышеперечисленным общемировым направлениям.

Таким образом, исходя из системного анализа мирового опыта, структура Научного прогноза экономического развития Республики Казахстан до 2030 г. соответствует общемировым аналогам и первичным направлениям инновационного развития экономики. Прогноз направлен на решение актуальных задач инновационного развития национальной экономики Республики Казахстан.

Евразийский экономический союз — молодое интеграционное объединение государств Евроазиатского региона — России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. В режиме таможенного союза он действует с 2011 года, а в режиме экономического союза — с 2015-го.        

Инвестиционное сотрудничество - наиболее отстающая область в будущем ЕАЭС, так как оценка степени свободы 4-х пространств по10-бальной системе:

торговля товарами-7-8 баллов,

торговля услугами–в 6-7 баллов,

перемещение трудовых ресурсов–7-8,

движение инвестиций – всего3-4 балла.

 В самом Договоре о ЕАЭС с концептуальной точки зрения недопустимо мало внимания уделено инвестиционному сотрудничеству.

Рассмотрим Дорожную карту инвестиционного сотрудничества стран ЕАЭС, которая состоит в:

1. Определение приоритетных областей для инвестиционного сотрудничества.

2. Создание системы взаимных приоритетов и стимулов для реализации взаимных инвестиций, ликвидации существующих барьеров в этой области.

3. Координация действий и объединение усилий во взаимном инвестиционном сотрудничестве, определение важнейших совместных двусторонних проектов и масштабных многосторонних инвестиционных проектов.

4. Дополнение инвестиционного сотрудничества промышленной, научно-технологической и другими направлениями кооперации; создание совместных

мультинациональных компаний.

5. Открытие «окон возможностей» для межгосударственных инвестиций предприятиям малого и среднего бизнеса, который необходимо активнее привлекать к реализации крупных взаимных проектов.

6. Формирование единого законодательства

для компаний стран ЕАЭС в области

осуществления инвестиционной деятельности.

7. Координация усилий при реализации инвестиционных проектов в третьих странах.

8. Создание других институциональных предпосылок для инвестиционного сотрудничества.

Таким образом, одной из важных целей стоит необходимость в формировании Необходимо сформировать международной группы экспертов (юристов и экономистов) для разработки Дорожной карты инвестиционного сотрудничества. Также целесообразно доработать Договор о ЕАЭС, отдельно выделив в нем главу, посвященную вопросам инвестиционного взаимодействия и создания для этого соответствующих институциональных предпосылок.

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года является документом системы государственного планирования на среднесрочный период и разработан в реализацию долгосрочной Стратегии развития Казахстана до 2050 года.

Стратегический план запускает процессы Третьей модернизации страны, объявленные Главой государства в начале 2017 года, и ставит задачи по ускоренному качественному экономическому росту и повышению уровня жизни в стране.

Стратегический план до 2025 года приходит на смену Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года, который нивелировал последствия глобального финансового кризиса и ускорил переход к диверсифицированному устойчивому росту экономики. Основные задачи и целевые индикаторы Стратегического плана до 2020 года исполнены, оставшиеся реализуются через государственные программы и планы.

В основу Стратегического плана до 2025 года заложена новая модель экономического роста, базирующаяся на стимулировании экспортоориентированного производства за счет повышения производительности и сложности экономики, развития человеческого капитала и привлечения частных средств в условиях роста конкуренции, лидирующей роли частного сектора и реализации потенциала развития регионов страны. Новая модель экономического роста позволит преодолеть " ловушку среднего дохода" на пути к лиге тридцати развитых стран мира.

Главная цель до 2025 года – добиться качественного и устойчивого подъема экономики, ведущего к повышению благосостояния людей на уровень стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР).

Новое время бросает нам новые вызовы: снижение преимуществ сырьевой модели экономики, рост протекционизма в глобальной экономике, стремительное развитие цифрового общества, смена технологической парадигмы – все это требует от Казахстана реакции на происходящие в мире кардинальные изменения.

Качественный рост экономики должен основываться на повышении конкурентоспособности бизнеса и человеческого капитала, технологической модернизации, совершенствовании институциональной среды, а также минимизации негативного влияния человека на природу. При этом важным ориентиром будут являться Цели устойчивого развития ООН.

Стратегический план до 2025 года построен вокруг семи важнейших системных реформ и семи приоритетных политик, которые будут осуществляться в экономике и социальной жизни страны в период до 2025 года. Для измерения прогресса страны на пути вхождения в число 30-ти развитых стран мира определены ключевые национальные индикаторы и международные индексы.

В течение предыдущего десятилетия Казахстан заложил основы будущего развития страны: с диверсифицированной экономикой, хорошо образованным и здоровым населением, живущим в условиях безопасности и демократии, которая использует свои природные ресурсы на благо всех граждан.

В значительной степени этому способствовали увеличивающиеся доходы от экспорта в условиях стремительно растущих цен на нефтяные и другие минеральные ресурсы. Такие же условия для дальнейшего развития страны не гарантируются в ближайшем десятилетии.

Важнейшим уроком текущего мирового кризиса стало понимание того, что будущее развитие глобальной экономики крайне неопределенно и непредсказуемо. И этот факт необходимо учитывать при планировании экономического развития страны в дальнейшем.

Лидирующие экономики мира будут функционировать в более сложных, конкурентных условиях и предпримут превентивные меры по подготовке к следующему экономическому циклу, наращивая производительность рабочей силы, инвестирование в инфраструктуру и телекоммуникации, укрепляя финансовые системы, повышая эффективность государственного управления, а также создавая благоприятные условия для развития бизнеса.

Такие же задачи являются стратегическими константами для Казахстана, заданными Стратегией «Казахстан – 2030». В течение следующего десятилетия в Казахстане будет проводиться работа по достижению указанных задач.

Казахстан останется одним из крупнейших производителей углеводородного сырья. Вместе с тем, республика примет участие в решении проблемы глобального потепления, ускоряя технологическую модернизацию энергетики и развитие энергосбережения. В целях обеспечения продовольственной безопасности страны дальнейшее развитие получит сельское хозяйство,

особенно переработка сельскохозяйственной продукции. Система здравоохранения Казахстана будет способна противостоять новым видам заболеваний. Эффективность использования природных ресурсов страны, в особенности водных, возрастет за счет модернизации инфраструктуры и формирования политики рационального использования природных ресурсов с учетом задачи по защите окружающей среды.

Имея стабильную политическую среду, значительный экономический и человеческий капитал, богатые природные ресурсы, основную производственную инфраструктуру, устойчивую финансовую систему, Казахстан способен трансформировать вызовы, созданные текущим мировым экономическим кризисом, в новые возможности для достижения сбалансированного и устойчивого развития.

Учитывая, что реализация масштабных планов столкнется с ужесточением бюджетных ограничений, будет обеспечен высокий уровень доходности государственных инвестиций и повышена эффективность реализации принимаемых программ.

В условиях независимости и экономических реформ в Казахстане одной из ключевых задач является совершенствование инноваций и практическое применение научно-технических достижений в целях обеспечения конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

В настоящее время в правительстве Казахстана действует правовая база в сфере инновационной деятельности, включающая следующие нормативные акты:

1) Стратегия индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы;

2) Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы;

3) О государственной поддержке инновационной деятельности;

4) Правила формирования и аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности;

5) О создании специальной экономической зоны " Парк информационных технологий";

6) Отдельные вопросы специальной экономической зоны " Парк информационных техно-логий";

В Казахстане осуществляется стратегия инновационного прорыва. Конкретные шаги по осуществлению и внедрению инновационной программы сделаны с принятием « Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2015 г. и законов « Об инновационной деятельности», « О науке».

Начальный ее этап связан предполагает разработку и внедрение высоких технологий, повышающих отдачу важных секторов экономики и освоение производства конечной продукции в металлургии и утилизации вторичного сырья.

 Инновации достигаются в рамках сложной динамической системы, эффективность которой зависит от использования внутренних механизмов и взаимодействия с внешней средой. В настоящее время вРеспублика Казахстан базируется на трех областях инноваций:

1. Государственный сектор экономики – где государство выступает посредником между обществом с потребностями и наукой;

2. Наука и крупный бизнес в их взаимоотношении;

3. Конструирование малых инновационных фирм, с целью поиска новых идей их оценки и реализации.

Инновационная деятельность Казахстана еще не достигла теоретического и практического уровня, который помог бы преодолеть технологическую отсталость и изменить характер и количество производства в различных экономических областях. В то же время в промышленно развитых странах более 20 процентов прироста национального дохода направлено на продажу инновационных продуктов.

В современных условиях значительное стимулирование инновационного процесса может способствовать интеграции и сотрудничеству на национальном и международном уровнях. Одним из наиболее эффективных механизмов поддержки государством инновационного экономического развития является развитие промышленности с использованием новейших научно-технических разработок и высоких технологий могли бы стать межгосударственные инновационные программы в рамках СНГ.

Таким образом, сбалансированное сочетание межгосударственных инновационных программ, национальных целевых национальных инновационных программ, программ технологического развития, а также отдельных инновационных проектов создадут условия для насыщения рынков СНГ конкурентоспособными продуктами и откроют выходы на рынки всего мира и при этом еще и удовлетворит внутренние потребности страны.

Многоцелевой характер инновационного процесса предоставляет много способов для инноваций в жизни, включая определение инноваций и теоретические основы инноваций и предпринимательства. Однако некоторые из проблем, связанных с развитием и применении инноваций, еще не изучены до конца, в частности на новом этапе преобразований.

Таким образом, помещенные общетеоретические и методологические материалы инновационной деятельности нуждаются в дальнейшем процессе развития и обобщения.

Решением Высшего Евразийского экономического совета № 28 от 16 октября 2015 г. «Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза» впервые были конкретизированы направления, по которым будет развиваться ЕАЭС до 2030 г. К ним были отнесены:

1. Обеспечение макроэкономической̆ устойчивости с адаптацией̆ мер, инструментов и механизмов решения этой задачи к меняющимся условиям мировой̆ экономики. Для этого предполагается повышение технологического уровня и диверсификация национального производства и экспорта, поддержание устойчивого состояния платежных балансов, а также сохранение внешней̆ задолженности на стабильно низком уровне.

2. Создание условий для роста деловой̆ активности и инвестиционной привлекательности. Решать эти задачи будут, сокращая изъятия, ограничения и барьеры для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей̆ силы, развивая конкуренцию на трансграничных рынках Союза, создавая иные необходимые правовые, институциональные и финансовые условия.

3. Инновационное развитие и модернизацию экономики предполагается развивать за счет ускорения реализации национальных планов в части формирования условий для инновационных структурных сдвигов (включая вопросы модернизации экономик, коммерциализации научных разработок), роста объемов производства и экспорта инновационной продукции и технологий, повышения заинтересованности хозяйствующих субъектов в инновационной продукции, увеличения инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики и повышения эффективности таких инвестиций.

4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза будет осуществляться через скоординированное регулирование финансовых рынков, проведение согласованной валютной политики, формирование интегрированного биржевого пространства, совершенствование регулирования рынка ценных бумаг.

5. Инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала, от которого зависит уровень свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, не ограничатся развитием транспортной инфраструктуры, а включат в себя стимулирование создания единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг, повышение качества транспортных и логистических услуг, совершенствование таможенных, пограничных процедур и процедур транспортного контроля.

6. Развитие кадрового потенциала как одного из основных факторов экономического роста в инновационной̆ экономике предполагается укреплять соответствующими правовыми, институциональными, финансовыми условиями, в том числе координацией̆ политики по защите прав потребителей, взаимодействием в сфере учета трудящихся и мониторингом движения рабочей силы, сотрудничеством по вопросам обеспечения эффективного функционирования рынка труда.

7. Региональное развитие (межрегиональное и приграничное сотрудничество) должно дать дополнительный̆ стимул развитию привзаимодействия в сфере промышленного сотрудничества и производственной̆ кооперации на многосторонней̆ основе в рамках Союза.

8. Реализация внешнеторгового потенциала. В условиях сохранения потребности в модернизации экономик ценовая конкурентоспособность их продукции не может оставаться единственной составляющей гарантии ее сбыта. Реализация внешнеторгового потенциала Союза предполагает и поддержку развития отраслей̆ экономики, развитие взаимовыгодного сотрудничества с третьими странами, их интеграционными объединениями, а также международными организациями. Наиболее актуальными задачами по реализации внешнеторгового потенциала Союза являются освоение производителями новых товарных и географических рынков и повышение доли продукции обрабатывающей̆ промышленности (в том числе высокотехнологичных товаров) в экспорте.

Исходя из перечисленных направлений и документов, принятых в рамках ЕАЭС, до 2025 г. предполагается создание нескольких общих рынков и пространств:

• единого энергорынка, который будет включать общий рынок электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и газа (общий рынок электроэнергии должен быть сформирован уже к 2019 г., общий̆ рынок нефти и газа – до 2025 г. );

• единого транспортного пространства и развитие евразийских транспортных коридоров;

• скоординированной агропромышленной̆ политики;

• а также устранение имеющихся барьеров по свободному обороту товаров и рабочей̆ силы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.