|
|||||||||||||||||
Кто Вы в бизнесе.Бизнес — это организация, которая состоит из людей, и мы должны четко понимать смысл такого объединения. У любой организации есть четыре базовых функции. · Первая— добиться результата, которого не достичь поодиночке. · Вторая— сделать это с минимально потраченными ресурсами (время, люди, деньги, информация). · Третья — «видеть в сумерках». Это то, что называется предпринимательством. Нам нужно лучше других видеть, что делать сегодня, чтобы быстрее скорректировать свое поведение и продолжать добиваться своей цели с минимально потраченными ресурсами завтра. · Четвертая функция— коллективная религия. Раз мы объединили людей, нам нужно вести их в светлое будущее и просто выплата высокой зарплаты недостаточна — заработать они, может, и хотят, но синхронно к цели сами по себе не идут. Все эти функции работают применительно как к отдельно взятому персонажу — собственнику, бухгалтеру, так и к отдельным подразделениям и даже к организации в целом. Эти четыре функции организации привязаны к этапам жизненного цикла, которые мы все проходим. В каждом из нас разом они уживаться не могут, потому что по вектору — разнонаправлены. Чаще всего развита какая-то одна функция, реже две, есть уникумы с тремя, но четырех не бывает в принципе. Приведем примеры типов таких людей, чтобы легче ориентироваться.
· Если в бизнесе есть несколько разных по функционалу собственников, то они прекрасно дополняют друг друга: ü предприниматель — как шарик, надутый гелием, фонтанирует идеями; ü администратор-зануда все время его одергивает; ü производитель разбирается, как это сделать; ü интегратор их объединяет. Если в бизнесе собираются в чистом виде предприниматели, зачастую выращиваются колоссы на глиняных ногах, которые в кризисные явления первыми подвергаются рискам падения. · Очень важно понять, на каком этапе жизненного цикла находится Ваш бизнес, поскольку от этого будет зависеть и определение набора ключевых функций. А это, в свою очередь, прямым образом отразится на юридической структуре группы компаний, поскольку выбор подходящих организационно-правовых форм, договорных конструкций для связей между отдельными юрлицами группы и т. п. лишь в последнюю очередь определяется налоговыми последствиями. В первую — необходимостью сохранить ментальность бизнеса, на которой Вы и зарабатываете. · Если говорить о подразделениях, то доминирующие функции у отдела продаж — это, в первую очередь, производитель (нужно разбираться в предмете), а во вторую — интегратор (нужно понимать покупателя). В противном случае это будет выглядеть так: Вы приходитев спортивный магазинпокупать сноуборд, и продавец говорит: «Берите вот этот, у меня такой же». Кому это вообще интересно? А вот маркетинг — это предпринимательство. А если люди с предпринимательской доминантой окажутся у Вас в «закупе», то это Вам дорого обойдется. · Если говорить о компании в целом, то сначала она бурно растет — доминируют продажи и функции предпринимателя и производителя. После издержки роста (и больших финансовых проблем с этим связанных) компенсируются администрированием — Вы начинаете наводить порядок, все «приколачивать» — вводить KPI, систему сбалансированных показателей и прочее. В еще более зрелых организациях все функции должны работать в комплексе. · Сам жизненный цикл указывает на то, что в какой-то момент компания в своем ментальном обустройстве перестает добиваться целей, ради которых существует, упирается в стену. И нужно что-то поменять внутри, чтобы двигаться дальше — всегда через конфликт. · Из всех этапов именно «юность» — самый сложный для основателя бизнеса. Если прежде бизнес был похож на семейный кооператив, где всем до всего было дело и его основатель (по натуре предприниматель) был непререкаемым главой и лидером, то в тот самый момент, когда организация из бурно растущего подростка путем автоматизации, регламентирования, бюджетирования и т. д. начнет превращаться в бизнес с большой буквы «Б», владелец перестанет узнавать свою компанию. Это уже не похоже на дитя, которое он выносил. Все это еще усугубляется и конфликтами между заслуженными «старенькими» сотрудниками и новыми — «правильными» и с дипломами. А это очень тяжелый крест для собственника бизнеса, если он является еще и управленцем. И крест этот тянет за собой желание собственника самоустраниться под любым предлогом от оперативной деятельности.
|
|||||||||||||||||
|