Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДОКЛАД. Выборы 1936 г.



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Благовещенский государственный педагогический университет»

 

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

 

ДОКЛАД

На тему: «Новый курс»  Ф. Д. Рузвельта: второй (1935-1937 гг. ) и третий (1937-1939 гг. ) этапы.

 

Исполнитель:

студентка 4 курса группы «Из» _____________ ______________ Т. Е. Круглова

                      дата                 подпись

 

Руководитель:                          _____________ ______________ Д. В. Кузнецов

К. И. Н., доцент                                    дата              подпись

 

Благовещенск 2020 г.

Второй этап и сдвиг влево в политике Нового курса. Таковы были основные факторы, которые привели к существенной переориентации политики рузвельтовской администрации. В 1935 г. в политике Нового курса произошел значительный сдвиг влево. Начался второй этап Нового курса, отличительной чертой которого было то, что правительство Рузвельта в гораздо большей степени стало учитывать интересы трудового населения городов и ферм. Весной и летом 1935 г., в течение «вторых ста дней» Нового курса, была проведена новая серия важных либеральных реформ. На первый план в политике федерального правительства стал все более выдвигаться социальный аспект.

Самым крупным социальным завоеванием второго этапа Нового курса стал Национальный закон о трудовых отношениях, или закон Вагнера, вступивший в силу 5 июля 1935 г. В этом наиболее радикальном законе Нового курса положения о правах рабочих получили принципиально иное толкование по сравнению с тем, как они трактовались в НИРА. Закон Вагнера не только декларировал права рабочих на организацию и на коллективный договор, но и гарантировал им право на вступление в избранный ими профсоюз и на заключение с ним коллективного договора. Таким образом, правительство легализовало принцип «закрытого цеха» как высшей формы профсоюзных гарантий.

Важным нововведением закона Вагнера было существенное ограничение предпринимательских прерогатив. Отныне правительственные органы должны были пресекать такие виды «нечестной трудовой практики» предпринимателей, как преследование рабочих за участие в профсоюзном движении, создание компанейских профсоюзов, отказ от переговоров с выборными представителями рабочих по вопросам заключения коллективного договора. [328].

Закон закрепил также право рабочих на стачку и пикетирование. Контроль за осуществлением всех положений нового закона был возложен на Национальное управление по трудовым отношениям, решения которого были обязательными для предпринимателей и могли оспариваться ими только через суд.

 

Другой важной социальной реформой второго этапа Нового курса было принятие в августе 1935 г. первого в истории США федерального закона о социальном страховании. Он вводил страхование двух типов - систему пенсий по старости и пособий по безработице. Нормы пенсионного обеспечения были едиными для всей страны, а его фонды создавались за счет паритетного налогового обложения предпринимателей и рабочих. Страхование по безработице строилось на федеральноплатной основе. Конгресс устанавливал лишь порядок создания страхового фонда и нормы налогообложения предпринимателей, а круг получателей пособий, размеры и сроки их выплат определялись законодательством штатов. Недостатком закона о социальном страховании было то, что он распространялся только на рабочих относительно крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих, занятых в торговле, сфере обслуживания и в сельском хозяйстве. Тем не менее, наряду с законом Вагнера, он стал крупной вехой в истории либерального социального законодательства в США.

На втором этапе Нового курса произошло значительное увеличение масштабов общественных работ и расширение их клиентуры. В апреле 1935 г. конгресс ассигновал на эти цели 4, 9 млрд. долл. Была создана новая правительственная организация - Администрация по реализации общественных работ. В отличие от действовавшей с 1933 г. Администрации общественных работ, которая делала упор на осуществление крупных проектов капитального строительства, рассчитанных на стимулирование экономики, новая организация во главе с Г. Гопкинсом стремилась занять на своих объектах возможно большее число безработных на работе, не требующей крупных капиталовложений. Уже к началу 1936 г. на ее объектах было занято около 3, 5 млн. человек.

Значительно расширилась и клиентура новой организации. Она оказала большую помощь лицам интеллектуальных профессий - артистам, писателям, художникам, архитекторам. В июне 1935 г. была создана специальная Администрация помощи молодежи, которая обеспечила временной частичной занятостью нуждающихся в этом студентов и школьников старших классов.

Правда, и на втором этапе Нового курса системой общественных работ могла быть охвачена в лучшем случае лишь треть общего числа безработных. Но все же для миллионов рядовых американцев в условиях затянувшейся депрессии общественные работы стали единственным источником существования.

Важный поворот произошел в середине 30-х годов и в аграрной политике Нового курса. В феврале 1936 г., вскоре после отмены ААА, правительство Рузвельта провело через конгресс новый сельскохозяйственный закон, в котором, наряду с выдвижением очередной программы сокращения продукции земледелия и животноводства, были предусмотрены меры по восстановлению плодородия почвы. Актуальность этой проблемы стала особенно очевидной после сильных засух 1934-1935 гг. и грандиозных пыльных бурь тех лет. Охрана и развитие естественных ресурсов входили и в круг задач Администрации долины реки Теннесси. Она была создана еще в 1933 г. Но на втором этапе Нового курса цели этой администрации были значительно расширены: ее первоначальная программа гидроэнергетического строительства для обеспечения электроэнергией производства дешевых удобрений переросла в широкую программу регионального социально-экономического планирования с целью повышения жизненного уровня населения депрессивных районов. Этому способствовала и созданная в мае 1935 г. Администрация по сельской электрификации. Ее усилиями к концу 30-х годов были электрифицированы 40 % всех ферм США. [329]

Наконец, принципиальным сдвигом в аграрной политике Нового курса было то, что в середине 30-х годов правительственная помощь стала оказываться не только состоятельным группам фермерства, но и слоям с низкими доходами. Это проявилось в создании в 1935 г. Администрации по переселению, которая в начале 1937 г. была преобразована в Администрацию по охране фермерских хозяйств. На средства этих правительственных агентств проводилось строительство лагерей для рабочих-мигрантов, выдача займов мелким арендаторам для покупки ферм, создание кооперативов низкодоходных фермеров и арендаторов. Все эти меры помощи были важны не столько своими практическими результатами (они были невелики), сколько тем, что концепция социальной ответственности государства была хотя бы в принципе распространена на самые низкодоходные и наиболее бесправные слои населения страны.

Таким образом, на втором этапе Нового курса на первый план была выдвинута задача проведения реформ в пользу широких слоев населения США. Впервые в истории страны было положено начало созданию государственной системы социальной защиты. Не случайно подавляющее большинство населения приветствовало этот крупный прогрессивный сдвиг в политике рузвельтовской администрации. [330].

Но серьезный сдвиг влево в политике Нового курса вызвал острое недовольство консервативных групп крупного капитала. Это недовольство переросло в открытое сопротивление, когда летом 1935 г. Правительство Рузвельта провело через конгресс два важных закона, существенно затронувших материальные интересы корпоративных фирм и крупных собственников. Первой из этих мер был акт о жестком государственном регулировании держательских компаний в сфере отраслей общественного пользования.

Одновременно был принят новый налоговый закон, который ввел дополнительное налоговое обложение для лиц с крупными доходами. Особо высокие ставки налога устанавливались для наиболее состоятельных граждан.

Так, лица с годовыми доходами свыше 5 млн. долл. должны были платить налог, составлявший 75 % их дохода. Были введены также налоги на сверхприбыли корпораций.

Консервативные группы крупного капитала встретили эти законодательные акты подлинным взрывом ярости. Они обвиняли Рузвельта в злостном нарушении американских традиций, в покушении на священные права частной собственности. А патриарх американской «желтой прессы» У. Херст заявил, что новые законы - это «чистейший пример коммунизма».

Разумеется, эти обвинения не имели ничего общего с действительностью. Рузвельт и его советники вовсе не заняли враждебной позиции по отношению к бизнесу.

Но все же по сравнению с 1933 г. в позиции президента Рузвельта по отношению к кругам крупного монополистического капитала произошли существенные изменения.

На втором этапе Нового курса Рузвельт счел целесообразным перейти от прямого сотрудничества с крупным корпоративным бизнесом, что он считал совершенно необходимым в чрезвычайной кризисной обстановке 1933 г., к критике чрезмерной мощи крупнейших корпораций в экономике и их политических амбиций в жизни страны. Не случайно в выступлениях президента во время «вторых ста дней» Нового курса вновь отчетливо зазвучала антимонополистическая риторика.

Выборы 1936 г.

 В еще большей степени это было характерно для периода избирательной кампании 1936 г. С первых же дней предвыборной борьбы ультраконсервативные круги крупного корпоративного капитала и разделявшие их взгляды, экстремистские политические группировки - Американская лига свободы, реакционная «старая гвардия» республиканцев и аналогичные правоконсервативные течения в Демократической партии – подвергли президента Рузвельта и проводимую им политику Нового курса самым яростным нападкам, обвиняя его в злостном нарушении традиционных американских ценностей.

В своей непримиримой ненависти к хозяину Белого дома они распространяли самые невероятные измышления о президенте, вплоть до нелепых обвинений Рузвельта в том, будто бы он является «тайным коммунистом», действующим по указке Коминтерна и американской компартии. [330].

Опасность, исходившая от этих ультраконсервативных сил, располагавших огромными материальными ресурсами, отчетливо осознавалась президентом. Поэтому, вновь став официальным кандидатом Демократической партии, Рузвельт придал своей предвыборной кампании четкий антимонополистический характер. Он стремился заверить массы избирателей в том, что сторонников Нового курса, борющихся за расширение социальных прав народа, и немногочисленную группу крупных промышленных и финансовых дельцов, этих алчных богачей, или, как он назвал их, «экономических роялистов», сопротивляющихся этому справедливому делу, разделяют непримиримые противоречия, и задача демократических сил страны - нанести им сокрушительный удар.

Одновременно с этим Рузвельт постоянно обращался и к широким кругам делового мира, заверяя их в безусловной поддержке им системы частного предпринимательства, с пропагандой заслуг политики Нового курса в укреплении позиций бизнеса, в выведении страны из того тупика, в котором она оказалась в период максимального обострения кризиса. Помнить о 1933 г. - таков был еще один важный лейтмотив предвыборной кампании Рузвельта и его сторонников в 1936 г.

Энергичная, продуманная до мелочей предвыборная агитация кандидата демократов поставила в чрезвычайно трудное положение его основного соперника – кандидата Республиканской партии, губернатора штата Канзас Альфреда Лэндона. В 1936 г. он оказался как бы между двух огней. [331].

С одной стороны, он не мог не считаться с бескомпромиссной антирузвельтовской позицией лидеров «старой гвардии» республиканцев, по-прежнему защищавших каноны «твердого индивидуализма». Но, с другой стороны, после серии важных социальных реформ второго этапа Нового курса нельзя уже было отрицать необходимость позитивной социально-экономической деятельности государства, доказавшей в те годы свою эффективность.

Попытки Лэндона сочетать эти взаимоисключающие подходы делали его предвыборную агитацию крайне непоследовательной и противоречивой.

Конечно, любая аргументация президента Рузвельта в полемике с кандидатом республиканцев вызывала лишь новые приступы ярости со стороны ультраправых политиков, объединившихся под эгидой Американской лиги свободы вокруг Лэндона и Республиканской партии. Но активная предвыборная кампания Рузвельта и его сторонников, проходившая к тому же в обстановке начавшегося в 1936 г. Экономического подъема, достижение которого, как правило, связывалось в общественном мнении с политикой Нового курса, оказывала немалое влияние не только на массы избирателей с низкими доходами, но и на многих мелких и средних предпринимателей, коммерсантов, банковских служащих и других представителей немонополистических групп делового мира. Да и часть крупного корпоративного бизнеса выступила в 1936 г. в поддержку Рузвельта.

По их инициативе была создана даже специальная организация - Лига бизнесменов за переизбрание Рузвельта, которая призвала всех представителей деловых кругов голосовать за демократов, ибо они в 1933 г. «спасли страну от грозившей ей тогда катастрофы».

Гораздо меньшее внимание в ходе кампании 1936 г. Рузвельт и его сторонники уделили другой группе правой оппозиции - так называемой Союзной партии. В этой новой политической организации, выдававшей себя за радикальную третью партию, объединились сторонники Ч. Кофлина и последователи X. Лонга. Своими демагогическими ультрарадикальными лозунгами и громкими обличениями политиков обеих традиционных политических партий им удалось привлечь на свою сторону многих последователей Ф. Таунсенда и членов радикальных фермерских организаций. Своим кандидатом на пост президента США Союзная партия выдвинула конгрессмена от Северной Дакоты Уильяма Лемке, весьма популярного в фермерских кругах Запада.

Однако отклик избирателей на агитацию Союзной партии оказался в 1936 г. гораздо меньше ожидаемого ее лидерами. После важных либеральных реформ второго этапа Нового курса прежние широковещательные проекты Лонга, Кофлина и Таунсенда казались многим сторонникам Союзной партии не столь уж и предпочтительными.

Хотя У. Лемке получил на выборах довольно большое число - 892 тыс. голосов, ему не удалось провести в коллегию выборщиков ни одного представителя Союзной партии. По образному выражению одного из современников, Ф. Рузвельт, пойдя на реформы 1935 г., «похитил громы и молнии Хью Лонга и его единомышленников».

В рядах левой оппозиции рузвельтовскому курсу, которая была столь сильна в 1934-1935 гг., произошли решительные изменения. Левое крыло профсоюзного движения, значительно укрепившее свои позиции после создания Комитета производственных профсоюзов, с одобрением встретило важные социальные реформы второго этапа Нового курса.

По инициативе руководства КПП в апреле 1936 г. была создана специальная организация - Беспартийная рабочая лига, которая поставила своей задачей добиться переизбрания Рузвельта на второй срок. Активная пропаганда лиги и ее отделений в штатах во многом способствовала тому, что крупные отряды организованного пролетариата США стали в 1936 г. важной составной частью коалиции сторонников Нового курса.

Крупные сдвиги произошли в 1935-1936 гг. в позиции Коммунистической партии. После VII конгресса Коминтерна американская компартия смогла, наконец, пересмотреть свой прежний стратегический курс. В ноябре 1935 г. она поставила своей основной задачей борьбу за создание народного фронта в традиционной для Соединенных Штатов форме фермерско-рабочей партии. Новые общеполитические установки позволили американским коммунистам занять более реалистическую позицию в ходе избирательной кампании 1936 г. Как и ранее, компартия выдвинула собственного кандидата на пост президента. В 1936 г. им стал новый генеральный секретарь компартии США Эрл Браудер. Вместе с тем Коммунистическая партия направила свои основные усилия на то, чтобы помочь нанести поражение республиканцам и не допустить избрания Лэндона. Она поддерживала все прогрессивное, что было в политике Нового курса. Не выступая прямо в поддержку Ф. Рузвельта и пропагандируя свою собственную программу решительных демократических преобразований, компартия, по выражению У. Фостера, пошла по пути «объективной, хотя и не официальной, поддержки Рузвельта».

Острое противоборство между кандидатами двух основных политических партий США в 1936 г. закончилось беспрецедентной победой Франклина Рузвельта. За него голосовало 27, 8 млн. избирателей, тогда как А. Лэндону удалось получить 16, 7 млн. голосов. Рузвельт одержал победу в 46 штатах, что дало ему 523 выборщика, в то время как Лэндону удалось добиться перевеса только в двух небольших штатах Новой Англии – Мэне и Вермонте и обеспечить себе всего лишь 8 выборщиков.

Выборы в конгресс также дали в 1936 г. огромное преобладание демократам.

Они завоевали в палате представителей почти четырехкратное, а в сенате - даже почти пятикратное преобладание над республиканцами. [332]

 

Третий этап Нового курса и партийно-политическая борьба в конце 30-х годов.

Триумфальная победа Франклина Рузвельта на выборах 1936 г. означала, что американский народ дал ему мандат на продолжение политики либеральных реформ.

Массы рядовых американцев испытывали огромный энтузиазм. Они ожидали, что правительство демократов еще более решительно станет на сторону народа и осуществит новую серию социальных реформ. Особой активностью отличались рабочие. На рубеже 1936-1937 гг. в стране началась волна знаменитых «сидячих стачек», которая охватила сотни тысяч рабочих важнейших отраслей промышленности. Они оказались настолько сильными, что даже такие гиганты корпоративного бизнеса, как «Дженерал моторз», «Дженерал электрик», «Стил корпорейшн», вынуждены были признать новые массовые профсоюзы под эгидой КПП и заключить с ними коллективные договоры. [332].

Однако «сидячие стачки» вызвали необычайно острую негативную реакцию в кругах крупного бизнеса. Это и понятно: ведь они значительно увеличили эффективность забастовочной борьбы, затруднив предпринимателям возможность использования штрейкбрехеров. К тому же действия рабочих во время «сидячих стачек» расценивались в консервативных кругах как посягательство на права частной собственности. Поэтому объединения предпринимателей потребовали от президента самых решительных действий для подавления забастовок. Когда же Рузвельт, в принципе осудив «сидячие стачки», отказался применить силу для их прекращения, недовольство в предпринимательских кругах возросло еще больше.

 Изменения в настроениях деловых кругов были связаны также с улучшением экономической конъюнктуры. Объем промышленного производства США в 1937 г. впервые превысил докризисный уровень 1929 г. В этой обстановке предприниматели, вновь ощутив уверенность в своих силах, потребовали ликвидации государственного вмешательства в экономику и сокращения федеральных ассигнований на социальные нужды. [333]. Настроения в пользу решительного ограничения либерального социального реформаторства нашли в 1937 г. широкое распространение и в умеренно-консервативных кругах Демократической партии, которые до тех пор, хотя и без особого энтузиазма, поддерживали Новый курс.

Президент не намерен был отказываться от курса на продолжение либеральных реформ, которых настойчиво требовали промышленные рабочие. Однако Рузвельт не мог не учитывать того, что формирование консервативной оппозиции в Демократической партии создавало серьезные препятствия осуществлению этого курса. К тому же даже в случае одобрения конгрессом каких-либо мер либерального законодательства они могли быть объявлены неконституционными консервативным большинством Верховного суда.

Вот почему в начале 1937 г. Произошла определенная трансформация политики Нового курса, изменились приоритеты в действиях рузвельтовской администрации по осуществлению программы реформ. Начался третий этап Нового курса, когда правительство Рузвельта, столкнувшись с сильной оппозицией продолжению линии на активное социальное реформаторство,

направило свои основные усилия на закрепление уже достигнутого, на консолидацию многочисленных федеральных агентств, созданных ранее. Таким образом, перед администрацией Рузвельта на этом новом этапе Нового курса встала задача институционализации политики либеральных реформ. Этой цели и служили выдвинутые президентом план реформы Верховного суда и проект административной реформы.

План реформы Верховного суда, направленный на изменение его состава, был выдвинут Рузвельтом в послании конгрессу 5 февраля 1937 г. Он предусматривал предоставление президенту права назначать с согласия сената дополнительных членов суда, если кто-либо из его состава, достигший 70-летнего возраста, откажется уйти в отставку. Общее число членов этой высшей судебной инстанции не могло превышать 15 человек. Одновременно Рузвельт выступил с проектом административной реформы, которая давала бы ему право на создание сильного президентского аппарата, наделенного полномочиями

контролировать действия всех федеральных агентств и осуществлять их реорганизацию с целью придания им постоянного статуса. Предполагалось объединить все созданные ранее федеральные агентства социальной помощи в два новых министерства - министерство общественных работ и министерство социальных услуг.

В течение первой половины 1937 г. вопрос о реформе Верховного суда был в центре политической борьбы в стране. Сторонники президента развернули энергичную кампанию в пользу реформы. Но сразу же возникла и сильная оппозиция. Республиканцы и большинство консервативных демократов заняли в этом вопросе бескомпромиссную антирузвельтовскую позицию. Но против плана реформы выступила и часть либералов, которые опасались, что он даст президенту слишком большие возможности определять состав Верховного суда и тем самым нарушит конституционный принцип разделения властей. Преодолеть сопротивление этой мощной коалиции сторонникам президента не удалось, и план реформы Верховного суда был отвергнут конгрессом. Тем не менее, в ходе борьбы Верховный суд вынужден был изменить свою позицию. В апреле-мае 1937 г. он подтвердил конституционность закона Вагнера, закона о восстановлении сельского хозяйства и ряда законов штатов о регулировании трудовых отношений. Таким образом, конечный исход борьбы по вопросу о реформе Верховного суда не был однозначным. Переориентация суда и отставка нескольких судей, позволившая Рузвельту пополнить Верховный суд либералами, привела к тому, что наиболее важные меры социального законодательства, принятые в 1935-1936 гг., были закреплены.

В 1937 г. сторонникам президента удалось провести через конгресс только план строительства дешевого жилья для низкодоходных семей, да и то правительственные ассигнования на эти цели были значительно урезаны. Все остальные проекты социального законодательства были тогда отвергнуты конгрессом. Политическая борьба в США еще более обострилась, когда осенью 1937 г. Разразился новый экономический кризис. Промышленное производство, только что превысившее уровень 1929 г., вновь упало. Наиболее консервативные круги крупного капитала, сразу же окрестившие новый экономический спад «рузвельтовской рецессией», пытались воспользоваться ухудшением экономической конъюнктуры для решительной активизации борьбы за ликвидацию Нового курса. Усиление бескомпромиссной оппозиции политике Нового курса со стороны верхушечных групп крупного капитала заставило президента и членов его администрации возобновить активную антимонополистическую кампанию. С наибольшей решительностью вел ее министр внутренних дел Г. Икее.

 Важным актом законодательства этого периода стал новый сельскохозяйственный закон, который был принят конгрессом в феврале 1938 г. Он представлял собой комплексную программу, объединившую деятельность всех сельскохозяйственных агентств, созданных законами 1933-1936 гг. [334]. В отличие от этих чрезвычайных антикризисных программ, сельскохозяйственный закон 1938 г. стал постоянной долговременной программой правительственной аграрной политики, значительно усилившей контрольные функции федеральных властей. В апреле 1938 г. были выделены новые крупные ассигнования в размере 5 млрд. долл. на проведение общественных работ для безработных. Это позволило вновь довести число занятых на них рабочих до 3, 5 млн. человек. Наконец, в июне 1938 г. после упорной борьбы сторонникам Рузвельта удалось провести через конгресс Акт о справедливых условиях труда, который запретил применение труда детей до 14 лет и установил единые для всей страны нормы минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочей недели. Установленные в 1938 г. нормы минимальной заработной платы (25 центов в час) и продолжительности рабочей недели (44 часа) предусматривалось пересмотреть в более благоприятном для рабочих направлении в последующие годы.

Между тем в конце 30-х годов вопрос о продолжении либеральных реформ Нового курса и об их институционализации по-прежнему стоял чрезвычайно остро. Хотя со второй половины 1938 г. началось некоторое улучшение экономической конъюнктуры, в стране сохранялась массовая безработица. В 1939 г. около 9 млн. рабочих все еще не имели возможности получить работу. Это вызывало недовольство организованных рабочих, особенно членов массовых производственных профсоюзов, которые в ноябре 1938 г. объединились в новый центр профсоюзного движения США - Конгресс производственных профсоюзов. Поддерживая политику Нового курса, профсоюзы КПП требовали от правительства более последовательного проведения и дальнейшего углубления социальных реформ.

Решительное противоборство сторонников Нового курса и его консервативных противников отчетливо проявилось в ходе политической борьбы, которая развернулась в конгрессе в первой половине 1939 г. Свой основной удар консервативный блок направил против закона Вагнера. Он выступил за его решительный пересмотр в консервативном духе. Особенно настойчиво консерваторы добивались отмены статей закона Вагнера о «нечестной трудовой практике» предпринимателей или, по крайней мере, распространения этой практики не только на предпринимателей, но и на профсоюзы. [335]. Однако в 1939 г. Либеральным сторонникам Рузвельта при активной поддержке союзов КПП удалось сдержать натиск консерваторов и не допустить консервативной ревизии закона Вагнера.

Более того, в 1939 г. правительство Рузвельта добилось даже некоторого дальнейшего расширения либерального социального законодательства. Оно провело через конгресс ряд важных поправок к закону о социальном страховании. Прежде всего, установленный по закону 1935 г. срок начала выплат пенсий по старости после создания достаточного страхового фонда был перенесен с января 1942 г. на январь 1940 г. Кроме того, в случае смерти пенсионера право на получение пенсии предоставлялось его вдове и несовершеннолетним детям, а также другим нетрудоспособным членам семьи, находившимся на его иждивении. Тем самым были сделаны первые шаги к введению новой формы страхования - страхования на случай потери кормильца. Система страхования по безработице была распространена еще на 200 тыс. человек. Наконец, была увеличена доля участия федерального правительства в финансировании помощи нуждающимся нетрудоспособным гражданам, не охваченным системой социального страхования, что находилось в компетенции властей штатов.

Но основные усилия правительства Рузвельта в 1939 г. были направлены на то, чтобы добиться, наконец, принятия проекта административной реформы. Новый, компромиссный вариант законопроекта о реорганизации аппарата исполнительной власти после принятия его конгрессом был 3 апреля подписан президентом. На основании этого закона в сентябре 1939 г. было создано Исполнительное управление президента, облеченное полномочиями контроля

за деятельностью федеральных учреждений государственного регулирования.

Президенту было предоставлено право преобразования системы федеральных агентств. Правда, предложение о создании новых министерств было отвергнуто конгрессом. Но все же закон 1939 г. Предусматривал создание таких новых структур президентского аппарата, как федеральные агентства общественных работ и социальных услуг, которые на постоянной основе должны были руководить осуществлением различных социальных программ, принятых ранее в рамках чрезвычайного законодательства. Таким образом, хотя проект административной реформы, предложенный в 1937 г. Правительством Рузвельта, и не был полностью осуществлен, закон 1939 г. все же создавал необходимую административно-правовую базу для закрепления и институционализации либеральных социально-экономических реформ Нового курса. Законодательство 1939 г. завершило период активного либерального реформаторства правительства Рузвельта. Уже к этому времени государственное регулирование экономики практически стало необратимым,

и была создана разветвленная система государственной социальной защиты

граждан. Период Нового курса, охватывавший 1933-1939 гг., стал начальным этапом процесса превращения Соединенных Штатов в государственно-регулируемое и социально-ориентированное общество. [336].

Ноодновременно США вступили в 1939 г. в период замедления либерального социального реформаторства. Главной причиной такого поворота стало резкое обострение международной обстановки и нарастание угрозы второй мировой войны. На первый план в политической жизни США выдвинулись вопросы внешней политики.

 

Использованные источники:

1. История новейшего времени стран Европы и Америки: 19181945 гг.: Учебник для студентов вузов по специальности «История» / JI. C. Белоусов, И. В. Григорьева, В. П. Смирнов и др.; Под ред. Е. Ф. Язькова. — М.: «Простор», 2004, 556 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.