Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ



ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ СПЕЦИАЛЬНО

ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В РАЗНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Гусейнов М. Д.

4 курс ФФК

Научный руководитель –

Заслуженный врач Дагестана

доцент, к. м. н., Османов О. Р.

 

По мнению ряда авторов (Платонов В. Н. 1998; Волков В. М., Ромашов А. В. 1998; Головина Л. Л., Копылов Ю. А., Полянская Н. В. 1998; Новиков А. А. 1999; Ратов В. И., Подлипняк Ю. Ф. 1999; Тарасенко М. В. 2000; Семенова А. Г., Прохорова М. В., 2001; Сальников В. А. 2001 Суханов А. Д. 2002; Панков В. А. 2002; Бальсевич В. К. 2002; Османов P. O., 2002, 2003, 2005 и др. ), правильно сформированные и закрепленные в детстве навыки являются не только залогом дальнейшего спортивного роста и совершенствования, но и оказывают благотворное воздействие на физическую подготовленность, функциональное изменение осанки и здоровье детей, подростков и учащейся молодежи.

Трудности, связанные с регистрацией конкретного вклада именно образовательного компонента при оценке результата деятельности по укреплению здоровья и повышению уровня двигательной подготовленности занимающихся. Фактическое отсутствие методик, которые бы позволяли осуществлять измерение (регистрацию) непосредственного влияния интеллектуального компонента предметно и количественно выраженного в показателях физического развития, двигательной подготовленности, улучшения здоровья и др.

Цель исследования – выявить особенности функционального состояния ослабленных и часто болеющих детей младшего школьного возраста.

В исследовании принимали участие дети 6-8 лет младшего школьного возраста – 45 мальчиков и 55 девочек.

В школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот вопрос особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координации, техники разнообразных физических упражнений. Знания, умения и навыки учащиеся получают на занятиях физической подготовкой, но основой оздоровительного воспитания младших школьников является урок здоровья.

Урок здоровья проводился нами в школе один раз в неделю с выходом на природу. Проведение занятий на открытом воздухе было невозможно в связи с неблагоприятными погодными условиями, мы организовывали показ диапозитивов, диафильмов, кассет и чтение литературы.

На уроках здоровья учащиеся получали знания об окружающем мире, человеке, о двигательном режиме, закаливании, правильном питании, режиме дня, личной гигиене, активном и пассивном отдыхе, сне, средствах восстановления организма, самоконтроле за здоровьем. Эти знания сразу же закреплялись практическими действиями. Проводимая физкультурно-воспитательная работа развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость.

Главное, при этом необходимо учесть, что в основу методики и организации физической подготовки школьника должна быть положена концепция здоровья развитием физического потенциал человека Выносливость, сила, ловкость, быстрота, высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем тренировки и использования эффекта целенаправленно организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам. Оздоровительная направленность физическоговоспитания обеспечивается комплексом взаимосвязанных мероприятий, деятельностью педагогического, медицинского персонала школы, родителей и самых учащихся.

Полученные данные свидетельствуют о том, что ослабленные и часто болеющие дети младшего школьного возраста отличаются низкими значениями показателей, характеризующих емкость и мощность аэробного источника энергообеспечения, резервные возможности которого в значительной степени определяют уровень соматического здоровья человека. Это ставит на повестке дня вопрос об обязательном использовании в занятиях с ослабленными и часто болеющими детьми младшего школьного возраст анаэробных физических упражнений.

Известно, что физические упражнения аэробного характера способствует не только росту работоспособности, аппетита, хороший сон, детей младшего школьного возраста, но также обеспечивают сдвиг вегетативного равновесия и в сторону преобладания тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в состоянии покоя и снижения психофизиологической реактивности, улучшения сна, аппетита и поведения. Это дает основание предполагать, что направленное использование физических упражнений может оказать выраженный положительный эффект в отношении функционального состояния лиц, страдающих ослаблением и часто болеющим здоровьем.

В настоящее время все больше осознается, что для того, чтобы избежать болезней и активно укреплять здоровье детей, необходимо обучать их, как это делать. Предполагается, что передавая школьные знания, умения и навыки, мы даем ему возможность выбора и нахождения решений, касающихся здоровья. Знания, умения и навыки учащиеся получают на занятиях физической подготовкой, но основой оздоровительного воспитания младших школьников является урок здоровья.

На занятиях здоровья, ослабленные и часто болеющие дети, получали знания об окружающем мире, человеке, о двигательном режиме, закаливании, правильном питании, режиме дня, личной гигиене, активном и пассивном отдыхе, сне, средствах восстановления организма, самоконтроле за здоровьем.

Впервые в Республике Дагестан комплексное применение различных доступных средств, форм и методов физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы с использованием ежедневных занятий физической культурой и подвижными играми на открытом воздухе в сочетании с закаливающими процедурами, позволяет более эффективно решить оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания ослабленных и часто болеющих детей школьного возраста.

Полученные результаты проведенного медицинского контролядоказывают эффективность разработанных нами двигательного режима, методами физического воспитания в сочетании с закаливающими воднымипроцедурами - дают основание рекомендовать их ослабленным и частоболеющим детям школьного возраста во всех детских школьныхучреждениях Российской Федерации.

Физическое состояние младших школьников с ослабленным здоровьемхарактеризуется сниженными функциональными возможностями мышечнойсистемы, которые носят половые различия, избыточной или недостаточноймассой тела, пониженными функциональными возможностями кардио-респираторной системы (глубина дыхания и большая напряженность в работесердечно-сосудистой системы в покое и после физической нагрузки)

Физическая нагрузка, направленная на коррекцию и профилактикуздоровья ослабленных (совместно психологическими методиками), способствует повышению вегетативных показателей и общей выносливости; улучшению двигательного физического развития и функционального состояниядетей конкретного класса.

Занятия по восстановлению рекомендуется проводить для всех детей вклассе, независимо от уровня здоровья в Республике Дагестан и желательно во всех школах Российской Федерации.

 

Литература

1. Жук В. А., Мартыненко И. П. Эффективная методика двигательной подготовки школьников // Пути повышения физической культуры школьников. – Омск: ОГПИ, 1989.

2. Иванков Т. Теоретические основы методики физического воспитания.

3. Мишаров А. З., Камалетдинов В. Г., Харитонов В. И., Кубицкий С. И. Физическая культура и валеология в жизни детей (основы знаний, умений и навыков). – Челябинск, 1998.

4. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / Под ред. Л. Е. Любомирского. Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР.

5. Сальников Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.

6. Харитонов В. И., Бажанова А. П., Исаев Н. З., Мишаров С. И. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся. – Челябинск, 1999.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.