|
|||
Мойнезамкнутыйкруг" Мойнезамкнутыйкруг" СЦЕНАРИЙ Действующие лица: ОНА –Марго (Маргарита Захаровна Перепёлкина), женщинаоколо 60 лет ОН – Василий, племянник Марго, молодой успешный актер, около 30 лет. Сцена 1 Комната. Сумерки. ОНА (отпирает дверь): Горит в тех окнах свет, но никого там нет. А в моем окне даже света нет (заходит, включает свет, в руках– огромный букет цветов и огромная плюшевая игрушка, грамота) ОНА: Прямо настоящую трагикомедию разыграли. Всё как положено: красивые слова, сочувствующие улыбки, реки слез, цветы и, конечно, плюшевая игрушка. А как же без неё? Ведь говорят: что стар, что мал –всё едино. Забавляйся, Маргарита Захаровна! Отдыхай и радуйся жизни (бросает игрушку на пол ). Цветы жалко. Куда бы пристроить? (выходит на кухню, приносит банку с водой, ставит в нее цветы). Скоро совсем стемнеет… А рекламу уже включили. Обычная забегаловка, а туда же «Шашлык Хауз»! Дурдом, как же онадостала! (задергивает шторы) Как же всё достало! Поесть что ли? Не хочу, аппетита нет. И настроения нет.
Остается только выпить, а что еще с горя делают? (входитв комнату со стаканом вина, обращается к игрушке) Ну, что зверь, «за помин» не чокаясь (выпивает, выключает свет, содится на кресло, плачет и засыпает) Сцена 2 Комната. Рассвет. Звонит будильник сигналом «Доброе утро, Страна! » Этюд «Будильник» ОНА Вот привычка просыпаться раньше петухов, надо было вчера будильник выключить (выключает будильник, раздвигает шторы). Для кого-то, наверное, и «доброе», а мне теперь торопиться некуда. Пятачок хоть до пятницы был «совершенно свободен», а я – на всю оставшуюся жизнь. Ох, что-то зябко стало. Холодно и пусто, да, Зверь? Звук закипевшего чайника ОНА: О, как ты вовремя! (выходит на кухню, голос оттуда) моя бабушка сейчас бы сказала: «Риточка, иди завтрИкать». И еще она говорила «сЭрдце» (возвращается в комнату с чашкой) Смешно, правда? И чего это я бабушку вдруг вспомнила? Бабушка – это детство, наверное, и вспомнила ее потому, что мне сейчас очень грустно, а когда человеку грустно, лучше вспомнить что-то светлое и доброе, чтобы не стало совсем-совсем грустно. Значит, мне еще не совсем грустно? Как думаешь, Зверь? Что-то я запуталась. Спокойно, Маргарита, никуда не торопимся, привыкаем к размеренной жизни (садится, отпивает глоток)
Этюд пенсионной жизни Звонит телефон ОНА: Алло. Алло, вас не слышно. Молчат, духу не хватает. Звонит телефон ОНА: Слушаю вас, да говорите же! Что? Какое такси? Совсем с ума посходили?! Звонок в дверь ОНА: Да что ж так растрезвонились! Их в окно, а они – в дверь. Кто там? ОН (голос из-за входной двери): Это я, Василий! Марго это ты? ОНА: Васька? О, Господи, откуда ты взялся? Иду, иду…(включает свет, открывает дверь)Здравствуй, дорогой племянничек! Проходи. Ух, какой стал, прямо Звезда! ОН: Привет, Марго! «Звезда»? Что засленг? Из твоих-то уст! ОНА: Ладно, не загордись, это я только тебе и то –по-родственному. ОН: Да что ты, я – сама скромность. (БАЯН) ОНА: Скромник ты мой, раздевайся, сейчас чайник поставлю ОН: От родителей привет! ОНА: Спасибо. Как они? ОН: Нормально, живы-здоровы, работают. ОНА: Да, в Москве с работой полегче будет. А ты – какими судьбами к нам? ОН: Вот несколько дней образовались между съемками, мать попросила дом проверить, все ли в порядке… ОНА: Да я же недавно у вас была, написала ей, что все хорошо ОН: …и тетю любимую навестить ОНА: Будет тебе, балагур, когда это ты просто так без нужды наведывался? ОН: Марго, ну что ты говоришь? Неужели я такой корыстный злодей? ОНА: Может и не злодей, но корыстный. Немножко. ОН: Немножко – не считается. А что это у тебя с комнатой? И что это за зверь? Не понял. А я уже подумал, переезжаешь что ли? ОНА: Можно и так сказать, переезжаю. В новую жизнь ОН: Опять не понял ОНА: Ну, не понял, и ладно. Я сама еще толком не поняла. Не бери в голову, давай чай пить ОН: Марго, ну ты даешь. Прямо бомжатник какой-то. Марго, эй, ты чего? Я пошутил, не хотел тебя обидеть. Извини. Что случилось-то? Умер кто? ОНА (всхлипывая): Умер ОН: Кто? ОНА: Я ОН: Чего?! ОНА: Уволили меня, Василий ОН: Как уволили? Как же они без главного бухгалтера будут? Что за ерунда? ОНА: Как всех, на пенсию. ОН: Тебя на пенсию? ОНА: Говорят, итак слишком долго переработала, пора отдохнуть. Вон зверя подарили, чтоб не скучала. ОН: Непонимаю. ОНА: А что не понимаешь? Пришел новый директор, привел нового главного бухгалтера. Меня просто убрали, чтобы не мешала. Да они вообще всю фабрику вверх дном перевернули, всё переделывать будут. Ремонт затеяли, оборудование меняют, теперь до людей добрались. Новация, модернизация, оптимизация, еще чёрт знает, что ОН: Погоди, погоди, надо на них жалобу написать ОНА: Кому? Куда? Закон на их стороне. Контракт закончился, имеют право не продлевать. Да и возраст… А мне что делать? ОН: Да, облом... ОНА: … ОН: А я хотел денежек у тебя попросить ОНА: Вот! А говоришь – некорыстный ОН: Да это не корысти ради, а токмо… ОНА: Неужели жениться надумал? На Жанне? ОН: Даже не начинай! И потом, Жанна была в прошлой жизни ОНА: Уже и Жанна в прошлой жизни? До этого ты про Алёну так же говорил. Сколько жизней собираешься прожить? ОН: А, сколько захочется, столько и проживем. Ты же сама меня учила: человек – хозяин своей жизни ОНА: Учить – просто, прожить бывает гораздо сложнее. Пора бы тебе и остепениться, не мальчик уже ОН: Да, годы бегут… ОНА: Бегут, бегут… иной раз сил не хватает поспеть, как быстро бегут ОН: Извини, Мага, что-то я опять не в «ту степь» ОНА(улыбается): Ты меня такв детстве называл, когда «р» не мог выговорить, смешной был ОН: Ещё бы, попробуй в три года выговори «Мар-ргар-рита». Хорошо, хоть в «МаРго» – одна ОНА: Ну да… А для чего тебе деньги понадобились? ОН: В общем, рассказываю. Меня пригласили в одну очень крутую тусовку. Не подумай, ничего такого. Тусовка творческая, так что «токмо ради творчества». ОНА: Ну если ради творчества… сколько надо? ОН: Да, понимаешь, там строгий дресс-код, смокингнужен, а у меня, как ты понимаешь, гордероб не сколько иной. ОНА: Смокинг! А ты хоть представляешь, сколько он стоит? ОН: В том-то и дело, что представляю. Я хотел напрокат взять, да тоже нехило выходит. ОНА: Да, нехило… ОН: Слушай, Марго, идея! А может в нашем театре попросить? ( кто там поможет и что их связывает с театром) Кстати, как там сейчас дела? После переезда в Москву, практически ни с кем не общался. Что новенького? ОНА: Да все новенькое, как и на фабрике. Худрука из «шоу-бизнеса» взяли, чтобы деньги зарабатывал, репертуар меняют. Сейчас это, если я не ошибаюсь, называется «быть в тренде» ОН: Ну, в общем, не ошибаешься ОНА: Шоу-бизнес, арт-бизнес, в общем, один сплошной культ-бизнес получается. Не понимаю я этих новых веяний. Честно, не понимаю. ОН: Думаешь, мне нравится в сериалах сниматься? А душа-то Гамлета просит! (чуть развинить) Знаешь, Марго, видно время сейчас такое. Его надо пережить. Везде и у всех свои сложности. ОНА: Да, сложности есть у всех. Ты, наверное, прав, и время такое, и темп сумасшедший. А знаешь, мне иногда кажется, что в одной нашей жизни столько разных жизней помещается. И каждую надо переосмыслить, перечувствовать, переждать ОН: Не переждать, а пережить ОНА: Да, пережить. Какой ты мудрый у меня, оказывается ОН: Было, у кого учиться ОНА: Подлиза и балагур! Слушай, Василий, как вовремя ты про театр вспомнил. Погоди, погоди (телефоный звонок КОМУ? Смокинг есть можно забрать и когда забрать) ОН: Ну, ты даешь, Марго. (уходит за костюмом)
СЦЕНА ОНА: Ну-ка примерь. Ну, вот, почти твой размер, чуть ушить вот здесь. И тут…А так, все подходит. Как тебе? Нравится? ОН: Нравится? Да ты просто волшебница! Я бы даже и подумать не мог, а ты раз – и вот он, пожалуйста, нарисовался. ОНА: А что за прием такой высокопоставленный, на который тебе смокинг понадобился? ОН: я узнал, что начинается новый грандиозный телевизионный проект, историческая сага: Россия, 16-17 века и перекличка с нашим временем. ОНА: Ремейк «Ивана Васильевича» что ли? ОН: Нет, не комедия, а полномасштабный многосерийный фильм. Так вот, один мой друг оказался знаком с помощником режиссера. Даже каким-то дальним родственником ему приходится. На этом приеме он хочет меня с ним познакомить. ОНА: Понятно. Ну, дай Бог, чтобы у тебя всё сложилось удачно ОН: Да уж, хотелось бы. Такой шанс упустить нельзя. Это же поворот в новую жизнь! ОНА: Смотри, удержись на повороте! Не забывай про тормоза. ОН: Марго, как же я тебя люблю ОНА: И я тебя! Когда за смокингом зайдешь? ОН: Если завтра часикам к пяти вечера, успеешь? ОНА: Вполне ОН: Вот и отлично, тогда ночным поездом в Москву двинусь. Пока! ОНА: Пока. До завтра. ОН уходит ОНА: Ну, и денек сегодня выдался. Ваське легко рассуждать – молодой, у него еще все впереди. А у меня? Поворот, переплёт, водоворот… Повезёт-неповезёт… Сейчас заняться смокингом или уже завтра? Как думаешь, Зверь? Я тебя так буду называть. Ты, конечно, добрый малый, но попал ко мне в такую минуту моей жизни... Страшную и непонятную. Вот за это так и называйся. Хотя, в чем ты виноват, плюшевый дурачок? Ты – просто кукла, марионетка в их руках, понял? (уходит на кухню, голос оттуда) Да, не обижайся, Зверь, я ведь тоже оказалась марионеткой (возвращается со стаканом) Ну, да, учила Василия быть хозяином жизни, а тебе откровенно скажу: от нас с тобой в этой жизни ничего не зависит. Ни-че-го. Пошли спать, смокинг подождет до завтра, тем более свободного времени теперь у меня – уйма! (выключает свет, берет Зверя, ложится с ним в обнимку, не раздеваясь) Сцена 4 СЦЕНА Комната. День. Она входит из кухни сосмокингом в руках, вешает на плечики и на вешалку (этюд утро другое) ОНА: Ну, вот и готово. Звонок в дверь ОНА: Иду, иду. А, Васенька, здравствуй, заходи ОН: Привет, Марго! Я как видишь раньше, ничего? ОНА: Ты как раз вовремя, всё готово ОН: Вот я «нарезочек» взял перекусить ОНА: Молодец, а то я ничего не успела приготовить. На-ка, примерь ОН: Ты просто Марго-искусница! (одевает)По-моему, супер! Марго, и как ты смогла всю жизнь на швейной фабрике проработать бухгалтером? У тебя же призвание швеи, а не счетовода. ОНА: Да, но целыми днями на конвейере пуговицы пришивать для ширпотреба. Когда училась на «экономическом», мечтала собственный «Модельный Дом» открыть. Да вовремя поняла: «я» и «бизнес» – понятия несовместимые. Но, как ты говоришь, это было в прошлой жизни. ОН: Мечты иногда сбываются ОНА: Ключевое слово – «иногда». Правильно отец меня учил: «Держись за трубу», на фабрике пусть маленькая зарплата, но постоянная». ОН: Да, дед – был человек! Часто его вспоминаю ОНА: А шью всю жизнь так, для души. Себе, подружкам, вот – для нашего театра, бывает, костюмы шью. Вот это – по-настоящему интересно! Был спектакль «Королеву Марго». Тот спектакль вообще уникальный получился, о нем даже в областной газете писали, и по ТВ репортаж был. ОНА: И опять же, название какое! Марго! ОН: Королева Марго! (фотальбом) Бабушка. Помню, как она всегда с чашечкой кофе и с сигареткой. ОНА: Да, мама никогда себе не изменяла: всегда с маникюром, хорошо одета. ОН: Одежду ты ей шила? ОНА: Шила я, но она умела ее красиво носить. Уметь преподнести себя – вот это искусство! ОН: О-па, смотри-ка, Я и спасательный круг? помню, тымне его в Севастополе купила ОНА: Да, ты без него отказывался в море заходить, кричал на весь пляж ОН: Точно-точно. Марго, ты в детстве со мной столько возилась. Никогда тебя не спрашивал, а почему у тебя своих детей нет? Извини, если не хочешь, не говори. ОНА: Да отчего же? Ты уже взрослый. Мы встретились с моим будущим мужем, когда мне еще двадцати не было, ему – чуть за тридцать. ОН: Прямо как мне сейчас ОНА: Да, примерно так. Родители останавливали, не торопись, мол, дочка, разберись в чувствах. Где там! Влюбилась без памяти. Нарисовала себе ярких картинок на всю оставшуюся жизнь: большая дружная семья, много детей, много любви. А тут – перестройка нагрянула, самим бы прокормиться, не то, что детей поднимать. Вот и поддалась на уговоры мужа подождать до лучших времен. Это была моя самая большая ошибка ОН: Я его совсем не помню ОНА: А ты и не можешь помнить, ты же только родился, когда мы разошлись. Тринадцать лет прожили. Чертова дюжина… ОН: Причина? ОНА: А у него, как оказалось, сын уже был, и к тому времени ему исполнилось 15 лет ОН: 15? (считает) Тринадцать, пятнадцать… ОНА: Да, да, когда мы поженились, его сыну было уже два года ОН: А ты как узнала? ОНА: Он мне сам сказал. И день выбрал – 1 апреля. Представляешь? ОН: Первоапрельская шутка? ОНА: Я вначале тоже так подумала. А оказалось – горькая правда. ОН: Зная твой характер, могу предположить, что на развод подала ты ОНА: Да, я. Он, конечно, не хотел развода, его-то всё устраивало. Он даже меня попытался обвинить в черствости и бездушии, мол, у мальчика переходный возраст, он итак рос без отца. ОН: …. ОНА: Мне тогда показалось, Ничего не осталось, ни любви, ни доверия, совсем никаких чувств. Жизнь обнулилась. Нулевой баланс, понимаешь?
ОН: Марго, вот ты меня вчера про Алёнку спросила, так она тоже меня обманула. Такое показательное выступление устроила, жесть! (нужна ли эта история)
ОН: Вот ты говоришь, «нулевой баланс». Я, конечно, не главный бухгалтер, но насколько понимаю, нулевой баланс – это вовсене крах, а лишь временная приостановка хозяйственной деятельности. ОНА: Жизнь – не бухучет, простыми цифрами сальдо не вычислить. ОН: Но проанализировать и разложить по счетам можно! ОНА: И откуда ты этих слов набрался? ОН: От тебя, дорогая моя. Вот увидишь, всё будет хорошо ОНА: Когда? Где время взять на это «будет»? Пенсионерка! И к чему я пришла на старости лет: родителей нет, детей нет, работы нет, вот зверь появился. ОН: Маргошечка, ну успокойся! «Я у тебя есть» ОНА: Ты, конечно, ты у меня есть. Вась, я все понимаю, у всех бывают трудности. Помню, деда твоего поздравили с 60-летним юбилеем, а через неделюуволили по «сокращению штатов». Мужчину, полного сил, здоровья и опыта. Ноон как-то нашел в себе силы перенаправить свою жизнь в другое русло. ОН: Вот видишь, дед прошел, как ты говоришь, нулевую отметку? ОНА: Прошел ОН: И ты пройдешь ОНА: Папа уехал в деревню, развел пчел, огород. А я не хочу к пчелам! ОН: Так кто же тебя к пчелам-то отправляет? Королеву Марго да в ссылку? Не бывать этому! Поехали в Москву? ОНА: Как у тебя всё просто, малыш ОН: А что тут сложного? Вон, мои же переехали, когда я в институт поступил ОНА: И ты думаешь, им легко было? Хоть сестра и намного моложе меня, но с нажитого места уезжать в неизвестность… ОН: Ну, да, об этом я и не подумал, сколько времени по съемным квартирам мотались, да и с работой не сразу сложилось. Но ведь получилось. ОНА: Я найду, чем заняться. Вот, например, можно по электричкам с аккордеоном ходить. Говорят, неплохие деньги зарабатывают. ОНА играет на аккордеоне ОН: Давно не слышал, как ты играешь. ОНА: А я давно и не играла. Но руки помнят ОН: Талант не пропьешь, банально, но верно! И вообще, Марго, тебе надо было актрисой стать ОНА: Ах, оставьте! ОН: Нет, я серьезно. Может, тебе в театр устроиться? ОНА: В массовке бабушек играть? ОН: А что? Будешь там и актрисой, и костюмером ОНА: Какой актрисой? Без образования ОН: Учиться никогда не поздно ОНА: Не придумывай. Стук по батарее ОНА: Да, конечно, поздно уже, извините (убирает аккордеон). Ну, почему я всем всегда мешаю? (подходит к окну) За окном ночь, ни души. Тихо в доме, пусто в доме… Опять одна… «Я у тебя есть»Ой, мамочки, что же так страшно.
ЗВУКИ
ОНА: ИДУ ИДУ…
ЗанавеС.
|
|||
|