|
|||
Ибрагимова Шахноза ИбрагимовнаИбрагимова Шахноза Ибрагимовна Г. Челябинск ОСОБЕННОСТИДЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕНА ВОСПИТАНИЕКУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКАДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Научный руководитель: Мишанова Оксана Геннадьевна Профессор кафедры педагогике и психологии Факультета дошкольного образования Доктор педагогических наук Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и социально-психологические аспекты влияния СМИ на психику ребенка и на эмоциональное благополучие и поведение детей дошкольного возраста. Ключевые слова: Средства массовой информации, дошкольный возраст, психические процессы, культура личности. IbragimovaShakhnozaIbragimovna Chelyabinsk
Scientific adviser: Mishanova Oksana Gennadievna Doctor of Pedagogical Sciences Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology Faculty of preschool education Annotation: The article deals with the theoretical and socio-psychological aspects of the influence of the media on the child's psyche and on the emotional well-being and behavior of preschool children. Keywords: Mass media, preschool age, mental processes. Освоение личностью образцов культуры во все времена и у всех народов происходило, прежде всего, с помощью особого социального института – семьи. Именно родители, а затем уже и другие социальные институты общества говорили, каким правилам следовать ребенку, подростку, юноше и девушке. Времена менялись, и родители стали постепенно передоверять эти функции другим – воспитателям, школе, религиозным организациям. В эпоху «экранной культуры» значительное место в процессе воспитания стали играть средства массовой информации. Особо важна на сегодняшний день проблема – дети и СМИ. Если раньше воспитанием личности занимались родители, то сейчас, по причине большой занятости, взял на себя эту функцию телевизор, и другие средства массовой информации. Телевизор, компьютер, видео давно стали неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с первых лет их существования. Практически во всех семьях, когда ребёнок научился сидеть, его тут же сажают перед экраном телевизора, который заменяет живое общение с близкими. Но если взрослые не будут активно участвовать в совместном просмотре телепередач и компьютерных играх, это может привести к печальным последствиям, как для психического развития ребёнка, так и для здоровья. Поэтому, проанализировав вышесказанное, мы пришли к выводу, чтопагубное воздействие СМИ в первую очередь влияет на воспитание культуры личности дошкольника. Культура личности — это важный аспект понимания культуры. Это уровень воспитанности и образованности человека, овладения избранной сферой знаний или деятельности. Но, однако, в связи с массовым распространением сети интернет ее влияние на детей значительно увеличивается в последнее время. Один из самых негативных последствий такого «телевизионной и компьютерной» жизни - отставание в развитии ребенка. В последние годы родители, педагоги все чаще вспоминают об этой проблеме: дети начинают говорить позже, мало и плохо разговаривают, их словарный запас бедный и примитивный. Нельзя не забывать об особой чувствительности детей и способности детской психики к внушению. Взрослый может не заметить изменений в поведении ребенка, но страшные образы и звуки могут волновать его в виде снов, повышении тревожности. Подводя итог под всем вышесказанным, мы пришли к выводу о наличии определенного противоречия между высокой степенью изученности проблемы влияния детских передач на детскую психику с точки зрения психологии и социологии. Задача: выявить особенности детского телевидения влияющие на воспитание культуры личности ребенка дошкольного возраста Детское телевидение – это особая составляющая телевидения, поскольку на телевидение возлагается миссия социализатора, воспитателя, педагога. Для детей актуально привитие патриотизма, общекультурных ценностей, формирование всесторонне развитой личности, воспитание нравственно и физически здорового поколения. Для того чтобы достичь всех этих целей, необходимо создать благоприятные условия для развития детей. Под воздействием средств массовой информации современные дети-дошкольники персонифицируют себя не с позитивно ориентированными героями, а с ведьмами, волшебниками, мутантами, мечтая, прежде всего, о вседозволенности и личном могуществе. Вследствие преобладания нецензурной лексики, рекламы, свободного доступа Интернета происходит искажение жизненных и нравственных ценностей подрастающего поколения. Таким образом, снижение показателей нравственного воспитания сегодня происходит уже с дошкольного возраста. Нравственное развитие глубоко сознательно основывается на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в том возрасте, о котором идет речь, особенностями нравственности являются: развитие обобщенных представлений о правдивости, справедливости, смелости, скромности, дружбе. Формируются не только моральные качества, но и чувства. Но ребенок еще не способен к сознательным нравственным поступкам, под руководством взрослых он усваивает привычные нормы поведения, которые соответствуют нормам морали и этики, принятым в нашем обществе. Поэтому огромное значение для полноценного психического и личностного развития ребенка имеет семья. К сожалению, телевидение и компьютеры заменили сейчас детям хорошую книгу. Что можно сделать для того, что бы минимизировать отрицательное влияние СМИ на детей? Ответ прост – родители должны уделять своим детям должное внимание. Для начала, тщательно отбирать то, что смотрит ребенок, следить, что бы дети не сидели за компьютером больше часа в сутки. И, самое главное, прививать ребенку умение выборочно просматривать информацию, формировать и развивать устойчивую мотивацию на получение новых знаний, и хотя бы пытаться стать для детей моральным авторитетом. Тогда детей и не будет тянуть к запретному. Резюмируя вышесказанное, мы отметили, что в условиях кризисной социокультурной ситуации, когда внутрисемейные родительские и детско-родительские отношения находятся на стадии непонимания, неуважения и отягощены социальными обязанностями и материальными заботами, следует принять во внимание, что важным фактором саморегуляции поведения родителей является самосовершенствование личности и контроль информации получаемой ребенком. В течение периода взросления детей, когда главными особенностями нравственного развития этого возрастного периода являются запоминание и подражание манерам поведения и общения взрослого, социально-нравственный аспект формирования личности ребенка заключается в возможности создания родителями этически и морально благоприятных условий для усвоения детьми позитивно нравственного опыта. Список литературы: 1. Мишанова, О. Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: монография / О. Г. Мишанова. – М.: Издательство «Спутник + », 2012. – 146 с. 2. Гайтюкевич Н. И. Роль и место СМИ в системе современных массовых коммуникаций // Знание. Понимание. Умение. - №2. – 2011. С. 274-277
|
|||
|