Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Самовар. Об отношении к музыке



Самовар

Самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в тысяча семьсот семьдесят восьмом году, так что угольным самоварам в музейной коллекции, возможно, более двухсот лет.

Внутри самовара есть топка, куда накладывают угли, которые горят и отдают своё тепло воде, налитой в самовар. Древесный уголь – незаменимое топливо, и запасались им заранее. Если вдруг затухнут угли в топке, то на помощь приходил обыкновенный сапог, старый, поношенный, уже негодный. Голенище его надевали на верхнюю часть топки, и сапог в руках человека выполнял ту же работу, что и кузнечные мехи в печи-горне.

Хозяйка все время присматривала, как горят угли: тлеют ли они, разгораются хорошо или еле-еле. Иной раз не углядит – и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить: вдруг ненароком кто зайдет. Трудолюбивые хозяйки так начищали свой самовар, что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка, как известно, всех красит.

Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почётное место. Приходилось переезжать семье в новую избу – в первую очередь самовар перевозили, а потом уж всё остальное.

Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу, то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него, как у печи, согреться можно в дороге да кипяточку попить, если захочется. Угольный самовар тем и замечателен, что, пока угли в нём не перегорели, вода остаётся горячей.

7. Стиль и тип речи

A)Разговорный, повествование

B)Художественный, рассуждение

C)Научный, описание

D)Научный, рассуждение

E)Художественный, описание

8. Утверждения соответствуют тексту

1. Работу сапога сравнивают с работой кузнечных мехов в печи-горне.

2. Самовар трудно переносить.

3. Вода быстро остывает в самоваре.

4. Около самовара, как у печи.

5. Начищенный самовар что зеркало.

A)1, 4, 5

B)2, 3, 5

C)3, 4, 5

D)2, 4, 5

E)1, 2, 3

9. О тульском мастере написано произведение

A)«Умные вещи» С. Я. Маршака

B)«Сапожки» В. М. Шукшина

C)«Баргамот и Гараська» Л. Н. Андреева

D)«Усомнившийся Макар» А. П. Платонов

E)«Левша» Н. С. Лескова

10. Согласно источнику, самовар

A)угольный

B)жаровой

C)электрический

D)медный

E)ведёрный

11. Самовар не предназначен, для того чтобы

A)попить кипяточку

B)греть воду для чая

C)отапливать помещение

D)встретить гостей

E)согреться в дальней дороге

12. Изложение текста идёт в данном порядке

1. В дальнюю дорогу

2. Тульский самовар

3. У трудолюбивой хозяйки

4. Древесный уголь и сапог

5. Почётное место

A)2, 1, 4, 3, 5

B)2, 4, 3, 5, 1

C)4, 3, 2, 5, 1

D)3, 1, 2, 5, 4

E)4, 5, 2, 1, 3

Об отношении к музыке

Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.

«Ха! Орет как жеребец! » – сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком.

... Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению.

Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли – уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно – нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах. Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем.

Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас.

Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей – великая Надежда Обухова, – стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее.

Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале.

13. Стиль текста, тип речи

A)Публицистический, описание

B)Разговорный, рассуждение

C)Художественный, повествование

D)Публицистический, повествование

E)Художественный, описание

14. Певица, которую раскритиковал герой текста

A)Клавдия Шульженко

B)Майя Кристалинская

C)Гелена Великанова

D)Надежда Обухова

E)Тамара Миансарова

15. Верное утверждение

A)в престарелом возрасте герой на концертах содрогался от любого мешающего звука

B)на концерте в Ессентуках слушали Брамса, Чайковского, Шостаковича

C)мальчик внимательно слушал певицу в детском доме из репродуктора

D)герой не обращал внимание на звуки хлопанья спинок деревянных стульев на концерте

E)зрители были благодарны музыкантам

16. Ощущения, которые чувствовал автор перед дирижершей и оркестрантами

A)агрессия и возмущение

B)молча, съежившись, хотел извиниться за публику

C)ему было неудобно сидеть на старых венских стульях

D)дискомфорт от услышанной музыки

E)ему было неудобно вспоминать детский проступок

17. Автор в Ессентуках посетил

A)цирковое представление

B)симфонический концерт

C)вокальный концерт

D)джазовый концерт

E)оперу

18. Постаревший автор не может допустить

A)жевания на концерте

B)опозданий на концерт

C)отсутствия галстука

D)любых звуков во время концерта

E)прийти без цветов

19. Реакция слушателей на исполнение музыкантов

A)с упоением благодарили за концерт

B)не дослушав, агрессивно уходили

C)без интереса сидели до конца

D)внимательно вслушивались в мелодию

E)аплодировали с овациями

20. Автор композиции, с которой начался концерт

A)Брамс

B)Оффенбах

C)Обухова

D)Бах

E)Штраус

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.