|
|||
Горький Максим 5 страницаЗамыслов. Из этой бутылки. Шалимов. Меня весьма интересуют ваши поэтические опыты, Калерия Васильевна. Калерия. Вдруг я приму слова ваши как правду и принесу вам четыре толстейших тетради! Шалимов. Не пугайте... я не робкий... Калерия. Увидим. Юлия Филипповна (в лесу поет). Пора домой... домой!.. (Калерия отходит в правую сторону, встречается с Соней. Замыслов идет на голос Юлии Филипповны. Басов подмигивает вслед ему и, наклонясь к Шалимову, что-то шепчет ему. Шалимов, слушая его, смеется. ) Калерия. Собираемся домой? Соня. Да, все устали... Калерия. Когда я выхожу куда-нибудь из дома, вместе со мной всегда идет какая-то смутная надежда... а возвращаюсь домой - я одна... С вами этого не бывает - да? Соня. Не бывает. Калерия. Будет. Соня (смеясь). Мне почему-то кажется, что вы говорите грустные вещи с удовольствием. Калерия. Да? Мне хочется покрыть тревожною тенью думы ваши ясные глаза. Я часто вижу около вас каких-то грубых, оборванных людей - и удивляюсь вашему бесстрашию перед грязью жизни... Вам не противно быть с ними? Соня (смеясь). Ведь грязь у них на коже - она легко смывается мылом. (Уходят в глубину, разговор становится неясен. ) Шалимов (вставая). Ты - злоязычен, Сергей... Смотри - сам муж... Басов. Я? Шалимов. Природа - прекрасна, но зачем существуют комары? Где-то тут я бросил мой плэд? (Идет направо. Басов потягивается и мурлычет песенку. В глубине сцены Саша, Соня и Пустобайка собирают вещи. На левой стороне, около копны сена, появляется Варвара Михайловна, в руках у нее букет. ) Влас (в лесу). Кто едет в лодке, господа? Басов. Варя! ты гуляешь? А я один. Все ушли. Варвара Михайловна. Ты снова много выпил, Сергей... Басов. Разве много? Варвара Михайловна. Ведь тебе вреден коньяк. Потом будешь жаловаться на сердце. Басов. Но я преимущественно портвейн... Не осуждай меня, Варя! Ты всегда говоришь со мной так жестко и строго, а я... я человек мягкий... я все люблю нежной любовью ребенка... дорогая моя, сядь здесь!.. И поговорим, наконец, по душе. Нам нужно поговорить... Варвара Михайловна. Перестань! Уже собираются домой... Вставай и иди к лодке... ну, иди, Сергей! Басов. Хорошо - иду! Куда идти? Туда? Иду... (Идет, слишком твердо ступая ногами. Варвара Михайловна смотрит вслед ему. Лицо у нее суровое. Оглянувшись направо, она видит Шалимова, который тихо подходит к ней и ласково улыбается. ) Шалимов. Лицо у вас утомленное, глазки грустные... Вы устали? Варвара. Михайловна. Немножко. Шалимов. А я сильно устал... Устал смотреть на людей... И мне больно видеть вас среди них. Простите! Варвара Михайловна. За что? Шалимов. Вам, может быть, неприятны мои слова? Варвара Михайловна. Я сказала бы вам это... Шалимов. Я смотрю на вас, как вы молча ходите к этой шумной толпе и глаза ваши безмолвно спрашивают... И ваше молчание - для меня красноречивее слов... Я ведь тоже испытал холод и тяжесть одиночества... Соня (кричит). Мама! Ты в лодке? Марья Львовна (из леса). Нет, я пешком. Варвара Михайловна (протягивает Шалимову цветок). Хотите взять? Шалимов (с поклоном и улыбкой). Благодарю вас. Я ревниво храню цветы, когда мне дают их так дружески просто. (Влас в лесу направо: " Эй, сторож, где вторые весла? " ) Он будет лежать, ваш цветок, где-нибудь в книге у меня... Однажды я возьму эту книгу, увижу цветок - и вспомню вас... Это смешно? Сантиментально? Варвара Михайловна (негромко, опустив голову). Говорите... Шалимов (пытливо заглядывая ей в лицо). А должно быть, вам очень тоскливо среди этих людей, которые так трагически не умеют жить. Варвара Михайловна. Научите их жить лучше! Шалимов. Во мне нет самонадеянности учителей... Я - чужой человек, одинокий созерцатель жизни... я не умею говорить громко, и мои слова не пробудят смелости в этих людях. О чем вы думаете? Варвара Михайловна. Я? Есть такие мысли... они отталкивают от людей... их надо убивать в зародыше... Шалимов. И тогда ваша душа будет кладбищем... Нет, не надо бояться, что отойдешь от людей... Поверьте мне, в стороне от них - воздух более чист и прозрачен, всё яснее, всё определеннее... Варвара Михайловна. Я понимаю вас... и мне так грустно, как будто кто-то очень близкий мне - неизлечимо заболел... (На правой стороне шумят. ) Шалимов (не вслушиваясь в ее слова). Если бы вы поняли... как искренно я сейчас говорю!.. Вы не поверите мне, может быть, но я все же скажу вам: перед вами мне хочется быть искренним, быть лучше, умнее... Варвара Михайловна. Спасибо вам... Шалимов (целуя ее руку, волнуясь). Мне кажется, что, когда я рядом с вами... я стою у преддверия неведомого, глубокого, как море, счастья... Что вы обладаете волшебной силой, которой могли бы насытить другого человека, как магнит насыщает железо... И у меня рождается дерзкая, безумная мысль... Мне кажется, что если бы вы... (Он прерывает свою речь, оглядывается. Варвара Михайловна следит за ним. ) Варвара Михайловна. Если бы я?.. Что? Шалимов. Варвара Михайловна... Вы... не посмеетесь надо мной? Вы хотите, чтобы я сказал?.. Варвара Михайловна. Нет... Я поняла... Вы не очень ловкий соблазнитель... Шалимов (смущенно). Нет, вы не поняли меня!.. вы... Варвара Михайловна (просто, грустно, тихо). Как я любила вас, когда читала ваши книги... как я ждала вас! Вы мне казались таким... светлым, все понимающим... Таким вы показались мне, когда однажды читали на литературном вечере... мне было тогда семнадцать лет... и с той поры до встречи с вами ваш образ жил в памяти моей, как звезда, яркий... как звезда! Шалимов (глухо, опустив голову). Послушайте... не надо! Я извиняюсь... Варвара Михайловна. Задыхаясь от пошлости, я представляла себе вас - и мне было легче... была какая-то надежда... Шалимов. Надо быть великодушной... надо понимать... Варвара Михайловна. И вот вы явились... такой же, как все! Такой же... Это больно! Скажите, что с вами случилось? Неужели невозможно сохранить силу своей души? Шалимов (возбужденно). Позвольте! Почему вы применяете ко мне иные требования... иные мерки, чем вообще к людям?.. Вы все... живете так, как вам нравится, а я, потому что я писатель, должен жить, как вы хотите! Варвара Михайловна. Не надо так говорить! Не надо! Бросьте мой цветок!.. Я дала его вам - прежнему, тому, которого считала лучше, выше людей! Бросьте мой цветок... (Быстро уходит. ) Шалимов (глядя вслед). Черт возьми!.. (Мнет цветок. ) Ехидна. (Нервно вытирая лицо платком, идет туда же, куда прошла Варвара Михайловна. Дудаков и Ольга быстро идут из леса с левой стороны. ) Замыслов (в лесу поет). " О ночь, поскорее укрой... " Юлия Филипповна (вторит). "... Прозрачным твоим покрывалом... " Влас (в лесу). Да садитесь же! Дудаков. И вот... мы едва не опоздали... Ольга Алексеевна. Я так устала! Милый мой Кирилл... ты не должен забывать этот день... Дудаков. А ты... своих обещаний... быть более сдержанной... Ольга Алексеевна. Друг мой! Я так рада... теперь наша жизнь будет светлее... (Проходят. Пустобайка с корзиной выходит с правой стороны и ищет чего-то глазами на земле. ) Пустобайка. Ишь, как нахламили везде... Только хлам да сорье и остается после вас... Только землю портите!.. (Уходит налево. ) Юлия Филипповна (в лесу). Кого еще нет? Соня. Мама, ау! Басов. Ау, мамаша! Марья Львовна (выходит с левой стороны, лицо у нее усталое, растерянный взгляд). Я здесь, Соня! Соня (выбегает). Едем, мамашка, едем!.. Но что с тобой? Марья Львовна. Ничего... Я пойду пешком... Иди, скажи, чтобы не ждали меня. Иди... Соня (отбегая в сторону и приставляя руки ко рту, кричит). Не ждите нас, поезжайте! Мы пешком... Что? До свиданья! Двоеточие (из леса). Устанете! Соня. Прощайте! Марья Львовна. Почему ты не поехала с ними? Соня. Потому, что осталась с тобой... Марья Львовна. Ну, идем... Соня. Нет, мы посидим... Ты в меланхолии, мамашка? Милая моя мамашка! Садись... вот так. Дай мне обнять тебя... вот так... Ну, говори теперь, что с тобой? (Из леса доносятся шум, смех, выделяются громкие возгласы. ) Юлия Филипповна (из леса). Не качайте лодку! Замыслов. Нет, не надо петь!.. Пускай играют. Басов (оттуда же). Музыка, вперед! (Слышно, как настраивают гитару и мандолину. ) Влас (из леса). Отчалили!.. Марья Львовна. Соня!.. Дочка моя! Если бы ты знала!.. Соня (просто). А я знаю! Марья Львовна. Ты ничего не знаешь!.. Соня. Мамочка моя! Помнишь, - когда я, маленькая, не понимала урока и ревела, как дурочка, ты приходила ко мне, брала мою голову на грудь себе, вот так, и баюкала меня. (Поет. ) Баю, баюшки баю, Баю мамочку мою... Мне кажется, что теперь ты не понимаешь урока, моя мама... Если ты его любишь... (Двоеточие хохочет. ) Марья Львовна. Соня! Молчи... Как ты знаешь? (Играют на гитаре и на мандолине. ) Соня. Ш-ш! Лежи спокойно... Баю, баюшки баю, Баю мамочку мою... У меня мама умница, она научила меня думать просто, ясно... Он славный парень, мама, - не отталкивай его! В твоих руках он будет еще лучше. Ты уже создала одного хорошего человека - ведь я недурной человечишка, мама? И вот ты теперь воспитаешь другого... Марья Львовна. Родная моя! Это невозможно! Соня. Ш-ш! Он будет братом мне... Он груб, ты сделаешь его мягче, у тебя так много нежности... Ты научишь его работать с любовью, как работаешь сама, как научила меня. Он будет хорошим товарищем мне... и мы заживем прекрасно... сначала трое... а потом нас будет четверо... потому что, родная моя, я выйду замуж за этого смешного Максима... Я люблю его, мама, он такой славный! Марья Львовна. Соня, детка моя, ты будешь счастлива! Ты будешь!.. Соня. Лежи и слушай! Кончим мы с ним наши науки и будем жить дружно, ярко, хорошо! Нас будет четверо, мама, четверо смелых, честных людей!.. Марья Львовна. Радость моя! Счастье мое! Нас будет трое: ты, твой муж и я. А он... если он - с нами... только как брат твой... как сын мой. Соня. И мы хорошо проживем нашу жизнь! Мы хорошо ее сделаем! А пока отдохни, мама. Не надо плакать!.. Баю, баюшки баю, Баю мамочку мою! (В голосе Сони дрожат слезы. Вдали чуть слышны, гитара и мандолина. ) Занавес ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Декорация второго действия. Вечер, уже зашло солнце. Под соснами Басов и Суслов играют в шахматы. На террасе Саша накрывает на стол к ужину. С правой стороны из леса доносятся хриплые звуки граммофона; в комнатах Калерия играет на рояле что-то грустное. Басов. Наша страна прежде всего нуждается в людях благожелательно настроенных. Благожелательный человек - эволюционист, он не торопится... Суслов. Беру офицера... Басов. Возьми офицера... Благожелательный человек... изменяет формы жизни незаметно, потихоньку, но его работа есть единственно прочная... (Из-за угла дачи спешно выходит Дудаков. ) Дудаков. Э... жены у вас нет? Басов. Вашей - нет! Присаживайтесь, доктор... Дудаков. Не могу... Тороплюсь... надо учительский отчет приготовить к печати... Басов. Это вы его второй год готовите, кажется? Дудаков (уходя). Если кроме меня никто не работает! Людей много, а работников нет - почему? Басов. Нелепая фигура - этот доктор. Суслов. Ходи... Басов. Н-да-с... хожу! Так я говорю, - надо чувствовать благожелательно. Мизантропия, мой друг, излишняя роскошь... Одиннадцать лет тому назад явился я в эти места... и было у меня всего имущества портфель да ковер. Портфель был пуст, а ковер - худ. И я тоже был худ... Суслов. Шах королеве. Басов. Ах, черт побери! Как же это я прозевал твой ход конем? Суслов. Если человек философствует - он проигрывает... Басов. Факт, факт - как говорят утки... (Они углубляются в игру. На правой стороне из леса выходят Влас и Марья Львовна, им не видно играющих. ) Марья Львовна (негромко). Милый, хороший мой юноша! Поверьте... это скоро пройдет у вас... это пройдет. И тогда в душе вы скажете мне спасибо! Влас (громко). Тяжело мне, очень тяжело! (Басов прислушивается, делая Суслову знак молчать. ) Марья Львовна. Уезжайте... уезжайте скорее, голубчик! Я обещаю писать вам... Работайте, ищите себе места в жизни... будьте смелым, не уступайте никогда силе житейских мелочей. Вы - славный, и я - люблю вас. Да, да, я люблю вас. (Басов таращит глаза. Суслов с улыбкой смотрит на него. ) Но это не нужно вам и страшно мне... я не стыжусь сознаться - это страшно! Вы быстро переживете ваше увлечение, а я... чем дальше, все больше, все крепче стала бы любить вас... И это кончилось бы очень смешно, даже пошло, - во всяком случае грустно для меня... Влас. Нет, клянусь вам... Марья Львовна. Да и не нужно клятв... Влас. Пройдет любовь - останется уважение... Марья Львовна. Этого мало для женщины, которая любит... И вот еще что, голубчик: мне стыдно жить личной жизнью... может быть, это смешно, уродливо, но в наши дни стыдно жить личной жизнью. Идите, друг мой, идите и знайте: в трудную минуту, когда вам нужен будет друг, - приходите ко мне... я встречу вас как любимого, нежно любимого сына... Прощайте? Влас. Дайте вашу руку... Мне хочется встать перед вами на колени... Как я люблю вас! И хочется плакать... Прощайте! Марья Львовна. Прощайте, хороший, милый мой! И помните мой совет - не нужно ничего бояться... Не подчиняйтесь ничему, никогда... никогда! Влас. Я ухожу... Любовь моя! Чистая, первая любовь моя! Благодарю. (Марья Львовна быстро уходит в лес направо. Влас идет на дачу, видит Басова и Суслова, понимает, что они слышали; он останавливается. Басов встает и кланяется, хочет что-то сказать. Влас идет к нему. ) Молчать! Молчать! Ни слова! Не смейте, - ни слова! (Уходит на дачу. ) Басов (смущенно). С-строго! Суслов ( смеясь). Что? Испугался? Басов. Нет, каков? Я знал это, но такое... эдакое благородство... ах, комики! (Хохочет: Юлия Филипповна и Замыслов идут по дороге от дачи Суслова. Юлия идет к мужу. Замыслов на дачу. ) Суслов. А ведь она нарочно, для того, чтобы крепче парня в руки взать.... Басов. Ах, черт возьми! а? Уморительно! Суслов (хмуро). Хитрая она... здоровую свинью подложила мне. Ты знаешь, дядя, по ее совету, все свои деньги отдал... Юлия Филипповна. Петр, к тебе там приехал... Басов (перебивая). Нет, вы спросите, что случилось! Суслов. Кто приехал? Юлия Филипповна (Басову). Что такое? (Мужу. ) Какой-то подрядчик... говорит; спешное дело: где-то, что-то провалилось. Суслов (быстро уходит). Что за вздор! Басов. Вы представьте, дорогая... Сидим мы - я и ваш муж, вдруг Марья Львовна. .. (хохочет) оказывается, они - у них роман! Юлия Филипповна. У кого? У мужа с Марьей Львовной? (Смеется. ) Басов. У Власа! У комика с этой... Юлия Филипповна. Ах, вот что! Но это всем давно уже, благодаря вашему языку, известно... Басов. Да тут, видите, дело... в подробностях... (Из-за угла дома выходят Двоеточие, со свертками в руках, и Рюмин. ) Двоеточие. Мир беседе! Что, Варвара Михайловна дома? Вон я кого привез. Басов. Ба! Из дальних странствий возвратясь... Здравствуйте! Похорошел, загорел, хотя похудел, да... Откуда вы? Рюмин. С юга. Первый раз видел море... Здравствуйте, Юлия Филипповна! Юлия Филипповна. В самом деле, вы похорошели, Павел Сергеевич, пожалуй, и я поеду к морю. Двоеточие. Пойду в комнаты... (Идет. ) Племянница, а я тебе на прощанье конфект привез. Басов. Я видел море... Я его Очами жадными измерил И силы духа моего Перед лицом его проверил... Так? Идите в дом, жена будет очень рада! Рюмин. Там хорошо! Разве только музыка способна изобразить красоту и величие моря. Перед лицом его человек чувствует себя маленьким - ничтожной пылинкой, как перед лицом вечности. (Из-за угла дома выходит Варвара Михайловна. ) Басов. Я соберу шахматы. Варя, приехал Павел Сергеевич, знаешь? Варвара Михайловна. Он у нас? Басов (подходя к ней). Да. И кажется, очень пополнил свой запас красивых слов... Варюша, если бы ты знала! Сижу я с Сусловым, играю, вдруг Марья Львовна и Влас... понимаешь - у них роман! (Смеется. ) Вот ты говорила, это не то. То самое, самое оно! Факт! Варвара Михайловна. Сергей, перестань! Я боюсь, ты скажешь пошлость... Басов. Варя! да ведь я еще не сказал... Варвара Михайловна. Я просила тебя не касаться отношений Марьи Львовны к моему брату, а ты разболтал всем... Неужели ты не понимаешь... как это нехорошо? Басов. Ну, пошла! Право, с тобой лучше не говорить ни о чем... Варвара Михайловна. Да, тебе вообще надо меньше говорить и хоть однажды подумать о том, что ты делаешь, и хоть однажды прислушаться к тому, что о тебе говорят, Сергей... Басов. Обо мне? Я - выше сплетен... Пускай говорят всё, что угодно! Но меня удивляет, что ты, Варя, ты, моя жена... Варвара Михайловна. Честь быть твоей женой... не так высока, как ты думаешь... и она очень тяжела, эта честь... Басов (возмущаясь). Варвара, что ты говоришь! Как ты говоришь? (На террасу выходят Двоеточие и Влас. ) Варвара Михайловна. Я говорю то, что думаю... и как чувствую. Басов. Я однако попрошу тебя объяснить мне. Варвара Михайловна. Хорошо, я объясню после. (Басов, фыркая, уходит на дачу. Влас провожает его недружелюбным взглядом, садится на нижнюю ступеньку лестницы на террасе. ) Двоеточие. Варвара Михайловна, а я вам конфект привез. Варвара Михайловна. Спасибо! Двоеточие (садится тоже на ступеньку террасы). Я всем дамам конфект привез... чтобы не поминали лихом, - задобрить хочу, понимаете. Портретик-то ваш дайте мне. Варвара Михайловна. Ах, да! Сейчас. (Уходит в комнаты. ) Двоеточие. Ну, что, дядя Влас, поехали мы? Влас. Скорее бы! Двоеточие. Меньше суток осталось. Н-да! Вот бы еще сестру вашу сманить. Нечего ей тут делать... Влас (угрюмо). Здесь всем нечего делать. Двоеточие. А я рад, что вы со мной едете. Городишко у нас маленький, красивый; кругом лес, река... Дом у меня огромный - десять комнат. В одной кашлянешь - по всем гул идет. Зимой, когда вьюга воет, очень гулко в комнатах. Н-да! (Соня быстро идет с правой стороны. ) В юности, понимаете, одиночество полезно человеку... а вот под старость лучше вдвоем, хо-хо! А, озорница!.. Прощайте! Завтра я уезжаю, а послезавтра вы забудете старика, точно его и нет на свете... Соня. Нет, не забуду. У вас такая смешная фамилия. Двоеточие. Только-то? Ну, и на том спасибо! Соня. Нет, милый дедушка, право, я не забуду вас! Вы такой простой, хороший! А я так люблю простых людей! Но... вы не видали маму мою? Двоеточие. Не имел удовольствия. Влас. На даче ее нет. Пойдемте, поищем... Может быть, она в беседке над рекой. Калерия. И я иду, вы ничего не имеете против? Соня. Пожалуйста! (Втроем идут в лес. Двоеточие смотрит вслед им, вздыхает, мурлычет песенку. Варвара Михайловна выходит с фотографической карточкой в руках, за ней Рюмин. ) Варвара Михайловна. Вот вам карточка моя. Когда вы едете? Двоеточие. Завтра. Спасибо за надпись! Эх, милая барыня, полюбил я вас! Варвара Михайловна. За что любить меня? Двоеточие. Да разве любят за что-нибудь? Любят так, просто!.. Настоящая любовь - она, как солнце в небе, неизвестно на чем держится. Варвара Михайловна. Не знаю я этого... Двоеточие. Вижу, что не знаете... Ехали бы вы ко мне. Вот братишка ваш едет. Нашли бы себе какое-нибудь дело. Варвара Михайловна. Что же я могу делать? Ничего я не умею! Двоеточие. Не учились, оттого и не умеете. А вы поучитесь! Вот будем мы с Власием гимназии строить... мужскую и женскую... Рюмин (рассеянно). Чтобы жизнь имела смысл, нужно делать какое-то огромное, важное дело... следы которого остались бы в веках... Нужно строить какие-то храмы... Двоеточие. Ну, это - премудрость, для меня недоступная! Я и до гимназии-то не сам дошел, а добрый человек надоумил, да... Рюмин. Даже высшие школы дают нам только ряд противоречивых теорий, только догадки о тайнах жизни... Варвара Михайловна (с досадой). Господи! Как это скучно! Как избито... затрепано... Рюмин (смотрит на всех и странно; тихо смеется). Да, я знаю: это мертвые слова, как осенние листья... Я говорю их так, по привычке... не знаю зачем... может быть потому, что осень настала... С той поры, как я увидел море - в моей душе звучит, не умолкая, задумчивый шум зеленых волн, и в этой музыке тонут все слова людей... точно капли дождя в море... Варвара Михайловна. Вы странный какой-то... Что с вами? (Калерия и Влас идут из леса с правой стороны. ) Рюмин (смеясь). Ничего... Уверяю вас. Калерия. Твердо стоять на ногах - это значит стоять по колени в грязи. Влас. А вы бы желали утвердиться на воздухе? Вам бы все только чистоту шлейфа и души сохранить? Но кому, зачем нужны вы, чистенькие, холодненькие? Калерия. Я себе нужна!.. Влас. Заблуждение! И себе вы не нужны... Калерия. Я не хочу говорить с вами - вы грубы. (Быстро уходит в комнаты. ) Двоеточие. Ну, что, дядя Влас? Разбередил барышню и доволен? Влас (садится на нижнюю ступеньку у ног сестры). Надоела она мне. (Передразнивает. ) Ах, я умираю с тоски... Я сказал ей: жить надо с людьми, умирать в одиночестве... Рюмин (быстро). Вот! Это жестоко, но - вы правы... да! Так! (Басов и Юлия Филипповна выходят на террасу. ) Варвара Михайловна (как бы про себя). Жизнь проходит в стороне от нас и не трогает сердца... а только волнует нашу мысль... Басов. Варя, я распорядился, чтобы Саша накрывала для ужина здесь. (Суслов быстро идет от своей дачи. ) Семен Семенович, мы устроим вам маленькие проводы... Выпьем шипучего! Предлог законный... Двоеточие. Очень тронут... Суслов. Юлия, на минутку... Юлия Филипповна. Что такое? (Суслов отводит жену и по дороге что-то шепчет ей. Она отшатнулась от него, остановилась. Он берет ее под руку и ведет направо, где они несколько минут тихо разговаривают и возвращаются к террасе после того, как Басов уходит. ) Басов. Я предложу вам, господа, колбасы... такая, знаете, колбаса! Мне прислал ее один клиент из Украины... А где же мой помощник? (Негромко. ) Он же помощник мужа Юлии Филипповны... Варвара Михайловна (возмущенно, тихо). Сергей! Как это гадко! Басов (задорно). Но ведь это все знают, Варя! И ты напрасно так резко... Саша!.. (Идет в комнаты. ) Юлия Филипповна (злорадно). Дядя! А у Петра стена в тюрьме упала... раздавило двух рабочих! Суслов (усмехаясь). Обрадовалась!.. Варвара Михайловна (пугливо). Что вы? Где это? Суслов. В уезде. Двоеточие. Поздравляю! Эх... чадо! Ты на постройке-то бывал? Суслов. Был... Это подрядчик, мерзавец. Юлия Филипповна. Врет! не был ни разу... ему некогда! Двоеточие. Пороть бы вашего брата!.. Экие люди! Живут без действия... Суслов (усмехаясь). А вот я застрелюсь... и будет действие. Рюмин (отрицательно качая головой). Вы - не застрелитесь. Суслов. А вдруг? Варвара Михайловна. Как же, Петр Иванович... что же те, которых задавило... умерли? Суслов (хмуро). Не знаю... завтра съезжу туда. (Идет Ольга Алексеевна. ) Влас (громко ворчит). Экая мерзость! Суслов (оскалив зубы). Тише, юноша, тише! Ольга Алексеевна (подходя). Добрый вечер! Как вы сидите... точно птицы осенью... Я всех видела сегодня. Ах, Павел Сергеевич!.. Давно ли? (Суслов снова отходит с женой в сторону и что-то говорит ей. Лицо у него злое. Юлия Филипповна насмешливо кланяется ему, идет обратно к террасе. Суслов, громко насвистывая, идет к своей даче. Двоеточие, посмотрев на Юлию Филипповну, идет за Сусловым. ) Рюмин. Только сегодня. Ольга Алексеевна. И уже здесь? Вы хороший друг. Душно как! Скоро осень... Переедем мы в город и там, среди каменных стен, будем еще более далеки и чужды друг другу... Влас (ворчит). Начинается нытье... Басов (из двери на террасу). Павел Сергеевич, на моментик! Ольга Алексеевна (Власу). Разве это не правда? (Рюмин идет на зов. Навстречу ему Калерия и Шалимов. Влас, не отвечая Ольге Алексеевне, встает со ступеньки и идёт к соснам. ) Шалимов (скучно, лениво). Ждут обновления жизни от демократии, но, спрошу вас, кто знает, что это за зверь - демократ? Калерия (взволнованно). Да, да! Вы тысячу раз правы... Это еще зверь, варвар! Его сознательное желание одно - быть сытым. Шалимов. И носить сапоги со скрипом. Калерия. Во что он верует? В чем его культ? Влас (раздраженно). А вы? Вы во что веруете? В чем ваш культ? Калерия (не отвечая Власу). Жизнь обновляется людьми верующими... аристократией духа... Влас. Кто эта аристократия? Где она? Калерия. Я не хочу говорить с вами, Влас! Яков Петрович, идемте туда... (Сходят с террасы, идут к елкам и там садятся, негромко разговаривая. Калерия нервничает, Шалимов спокоен, движения ленивы, медленны, точно он сильно устал. ) Варвара Михайловна (подходя к Власу). Ты сегодня страшно нервен, Влас. .. Влас (глухо). Мне тяжело, Варя... Юлия Филипповна. Влас Михайлович, пойдемте к реке... Влас. Нет... извините... не хочется... Юлия Филипповна. Ну, пожалуйста! Мне нужно что-то сказать вам... Влас (нехотя). Хорошо, идемте. Что такое? (Юлия Филипповна берет его под руку и что-то тихо говорит ему, идя в глубину сцены. Варвара Михайловна идет на террасу. ) Ольга Алексеевна (ловя руку Варвары Михайловны). Варя! Ты все еще сердишься? Варвара Михайловна (задумчиво). Сержусь? Нет. Влас (в глубине сцены, громко). Пошляк! Если бы он не был мужем сестры моей... Юлия Филипповна. Ш-ш! (Увлекает его в лес. ) Варвара Михайловна (испуганно). Боже мой! Что такое? Ольга Алексеевна. Вероятно, инженерша сплетничает. Варя, я ведь вижу ты сердишься! Ведь слово, сорвавшееся с языка в минуту раздражения... Варвара Михайловна (задумчиво). Прошу тебя - оставь это! Я не люблю ничего заштопанного... и заштопанной дружбы... Ольга Алексеевна (встает). Как ты злопамятна! Неужели нельзя забыть? Простить, наконец! Варвара Михайловна (твердо, холодно). Мы слишком много прощаем... Это слабость... Она убивает уважение друг к другу... Есть человек, которому я очень много прощала... теперь я потеряла всякое значение в его глазах... Ольга Алексеевна (после паузы). Ты говоришь о Сергее Васильевиче? (Варвара Михайловна не отвечает, тихо покачивая головой и глядя куда-то вперед. ) Как быстро меняются люди! Я помню его студентом... какой он тогда был хороший! Беспечный, веселый бедняк... рубаха-парень - звали его товарищи... А ты мало изменилась: все такая же задумчивая, серьезная, строгая... Когда стало известно, что ты выходишь за него замуж, я помню, Кирилл сказал мне: с такой женой Басов не пропадет. Он легкомыслен и склонен к пошлости, но она... Варвара Михайловна (просто). Зачем ты это говоришь, Ольга? Чтобы показать мне, что я сама - ничтожество? Ольга Алексеевна. Варя! Как ты можешь думать это? Я просто так... я вспомнила... Варвара Михайловна (негромко, очень ясно, как приговор себе). Да, я тоже бессильный, жалкий человек. Это ты хотела сказать? Я это знаю, Ольга, давно знаю! Саша (на террасе). Варвара Михайловна, барин просит вас. (Варвара Михайловна молча идет в комнаты. ) Ольга Алексеевна (идет вслед за Варварой Михайловной). Варя, послушай, ты не поняла! Калерия (негромко). Человек, который думает, что истина открыта, - для меня умер! (Пауза. Шалимов курит. ) Скажите, вам грустно жить? Шалимов. Порою - очень. Калерия. Часто? Шалимов. Весело - никогда не живется. Я уже слишком много видел для того, чтобы веселиться. Да и время невеселое, скажу прямо. Калерия (тихо). Жизнь каждого думающего человека - тяжелая драма. Шалимов. Да... Скажите... Калерия. Что? Шалимов (встает). Скажите откровенно: вам нравятся мои рассказы? Калерия (живо). Очень! Особенно последние... Они менее реальны, в них меньше грубой плоти! Они полны той мягкой, теплой грустью, которая окутывает душу, как облако окутывает солнце в час заката. Немногие умеют ценить их, но эти немногие горячо любят вас. Шалимов (с улыбкой). Благодарю вас. Вы говорили о новых стихах... Не прочитаете ли? Калерия. Хорошо. Потом как-нибудь. (Пауза. Шалимов молча наклоняет голову, соглашаясь с Калерией. Влас и Юлия Филипповна задумчиво идут из леса с правой стороны, приходят к соснам. Влас садится, облокотясь на стол, и тихо свистит. Юлия Филипповна идет в комнаты. ) Хотите - сейчас? Шалимов. Что - сейчас? Калерия (печально улыбаясь). Забыли уже?.. Как скоро! Шалимов (хмурит брови). Позвольте... это... Калерия (встает). Вы просили прочитать стихи... Хотите, сейчас прочитаю? Шалимов (быстро). О да, прошу! Такой чудесный вечер... это будет славно. Вы ошибаетесь, я не забыл... просто задумался, не понял вопроса.
|
|||
|