Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Газета «Рыбинская неделя». Статьи » Краеведение и история. ДЛЯ «ГОСПОДИНА УРОЖАЯ»



Газета «Рыбинская неделя»

Статьи » Краеведение и история

№ 22 (148) от 08. 06. 2011

ДЛЯ «ГОСПОДИНА УРОЖАЯ»

Возвышается над Ярославским трактом и железной дорогой громада элеватора. Когда в 1938 году сдали в эксплуатацию первую очередь этого зернохранилища, рыбинский элеватор стал самым крупным в Европе. Однако он мог быть построен на четверть века раньше…

 

Во второй половине XIX - начале XX веков главной статьей российского экспорта являлась продажа зерна в европейские страны. От этого в значительной степени зависел бюджет Российской империи. По стране даже ходило крылатое выражение «господин Урожай».

Однако, начиная с 1870-х годов, все большую конкуренцию в продаже хлебопродуктов России стали составлять США, а затем и Аргентина. У американцев к тому времени уже имелась сеть элеваторов, где были механизированы погрузо-разгрузочные работы и зерно очищалось от примесей. Российское же зерно имело ряд недостатков. В частности, высокую влажность и большую засоренность.

В 1888 году правительственная комиссия в России обсуждала вопрос об улучшении хлебного экспорта. В 1903 году этот же вопрос обсуждался на особом совещании по нуждам сельскохозяйственной промышленности. Но мероприятия, намеченные совещанием, не осуществились из-за Русско-японской войны 1904-1905 годов и Первой российской революции.

25 ноября 1910 года Совет министров России одобрил предложения министра финансов, крупного банковского деятеля В. Н. Коковцова о постройке Государственным банком сети казенных элеваторов.

Но почему Госбанком? Дело в том, что в начале XX века до 18 процентов выдаваемых Государственным банком кредитов составляли хлебозалоговые операции. Владелец хлеба получал кредит, заложив имеющееся у него зерно.

Для строительства и эксплуатации элеваторов в структуре Государственного банка создали отдел зернохранилищ. В ближайшие годы намечалось построить 84 элеватора. К сооружению элеваторов привлекались лучшие строительные фирмы Европы, США и Канады.

Местами строительства элеваторов выбирались крупные железнодорожные узлы и речные порты. Не остался в стороне и Рыбинск.

В этом месте публикации уместно вспомнить выражение «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Впервые вопрос о строительстве в Рыбинске элеватора обсудил Рыбинский биржевой комитет 30 июня 1912 года.

Самый богатый человек Рыбинска, купец М. Н. Журавлев предложил под строительство самое удобное, на его взгляд, место – у Копаевского ковша (ковш – это бухта круглой формы). Мукомол с мировым именем, купец Е. С. Калашников указал, что хранение хлеба в элеваторе в течение полугода обойдется в 40-45 копеек за одну четверть (четверть – мера объема сыпучих веществ, равная 209, 91 литра). В то же время хранение четверти зерна в городских амбарах в течение года обходится всего в 7-10 копеек.

В общем, поговорили и разошлись. Неоднократно собирались и впоследствии. Но место для строительства так и не выбрали. Наконец Госбанку эта болтовня надоела. 22 февраля 1914 года Рыбинское отделение Госбанка направило в городскую Управу письмо:

«В виду предполагаемой постройки в г. Рыбинске элеватора Государственным банком имею честь покорнейше просить командировать представителя на заседание, имеющее быть в Рыбинске 13 марта сего года в 8 часов вечера в зале Рыбинского биржевого комитета, для обсуждения вопросов об окончательном выборе места для элеватора и выявления необходимой его стоимости. К. Дарманчев».

На этом совещании также присутствовали представители Рыбинского земства, Рыбинского биржевого комитета, Казанского округа водных путей сообщения и железной дороги. На совещание прибыл из столицы сам заведующий отделом зернохранилищ Государственного банка Дмитрий Васильевич Шумский. Но председательствовал на совещании управляющий Рыбинским отделением Константин Васильевич Дарманчев.

На совещании решили строить элеватор емкостью 3 миллиона пудов у соляных амбаров и просить Рыбинскую городскую думу продать соответствующий участок земли. Трудно представить, но переговоры с думой по этому вопросу длились почти два года! В Рыбинском архиве хранится «Дело о предоставлении Государственному банку участка городской земли у соляных амбаров для строительства элеватора». В Деле хранятся 83 листа переписки Рыбинской городской думы и Государственного банка.

Волокита закончилась в 1916 году. 27 августа Рыбинское отделение Госбанка получило телеграмму из отдела зернохранилищ Госбанка:

«На днях приедет в Рыбинск техник Виноградов из Симбирска для производства съемки места элеватора точка Благоволите указать Виноградову чтобы снимал также план Якутской слободы и Щербаковский тупик».

 

В слове «Якутской» я не описался, в телеграмме оно написано с буквой «к». Видимо, в Санкт-Петербурге полагали, что в этой рыбинской слободе живут якуты.

Элеватор в Рыбинске Государственный банк не построил. Помешало ухудшение положения России на фронтах Первой мировой войны. А затем наступил революционный 1917-й год.

16 февраля 1934 года Совет труда и обороны СССР предложил Комитету заготовок построить в Рыбинске элеватор первой очереди мощностью 50000 тонн. Размеры рабочей башни в сечении 36 на 12 метров. Высота башни 62, 5 метра. Элеватор построили на месте, которое когда-то наметил Государственный банк Российской империи.

А. Б. КОЗЛОВ, сотрудник Рыбинского музея-заповедника

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.