Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У



ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У

ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Гаджиев М.

4 курс ФФК и БЖ

Научный руководитель –

Заслуженный врач Дагестана

доцент, к. м. н., Османов О. Р.

 

Постоянные негативные изменения в окружающей среде способствуют ухудшению качества жизни детей и подростков и приводят к возрастанию количества заболеваний, связанных с экологическими, экономическими факторами. Атмосферным воздухом дети и подростки дышат постоянно и большую часть своей сознательной жизни проводят в закрытых помещениях, в которых, как правило, находятся значительное количество неконтролируемых источников миграции вредных веществ, которые смешиваются с химическими соединениями, поступающими через вентиляционные системы зданий от антропогенных источников.

Одним из основных элементов материальной базы физической культуры являются спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения с их оборудованием и инвентарем, нестандартными и тренирующими устройствами.

Спортивные сооружения предназначены для обеспечения учебно-тренировочной, соревновательной и оздоровительной деятельности. Вся деятельность в оздоровительном, тренировочном и соревновательном процессах протекает в условном треугольнике: организм – среда – место занятий. Организм и среда неразрывны. От их единства в решающей степени зависят системная целостность, морфологическая пригнанность, физиологическая согласованность и генетическая зависимость различных компонентов живого организма, а соответственно и характер его относительной целесообразности и приспособительной изменчивости.

Живой организм может существовать и развиваться только благодаря той или иной форме взаимодействия с окружающей средой. Все необходимое в вещественном, энергетическом и в информационном плане живая система получает из внешней среды. Под воздействием факторов внешней среды протекает процесс дифференциации и специализации органов. Влияние среды на целостный организм может быть как необходимым, так и случайным. Сталкиваясь с необычными условиями среды, находит правильное решение не сразу, а путем проб и ошибок.

Организм всегда находится в состоянии активного взаимодействия с внешней средой. В результате, целенаправленными регулярными физическими упражнениями организм может, активно реагируя на внешние воздействия, избирательно повышать свои рабочие возможности и количественно развивать ту форму специфической работоспособности, которая обусловлена конкретной двигательной деятельностью.

Возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и энергии, деятельности внутренних органов, психики и эмоционально-волевых качеств в решающей степени зависит от оптимального двигательного режима ребенка. Под влиянием рациональной двигательной деятельности в детском возрасте закладывается фундамент долголетия. Сформировавшиеся в детстве недостатки в движениях в дальнейшем крайне трудно устранить, и наоборот – чем раньше ребенок рационально осваивает двигательные навыки и совершенствует двигательные качества, тем успешнее идет его физическое развитие.

Профессиональный спорт как средоточение технологических, организационных и нравственно-этических достижений представляется наиболее интересным объектом для изучения созданных спортивной наукой и освоенных практикой средств, методов и организационных форм, обеспечивающих осмысленное, уверенное и компетентное культурное познание человеком своей природы. Гуманистический и социальный смысл такого изучения заключается в открывающейся возможностиорганизации спортивной деятельности, физического воспитания для всех слоев населения.

Физическое совершенствование человека способствует конструктивной реализации идей здорового образа жизни как важного условия социального благополучия человека и общества. Все еще впереди по созданию системы многолетней физической подготовки на экологически чистых спортивных сооружениях от рождения до глубокой старости.

С 90-х годов воспитание молодого поколения РФ получило возможность развития на принципах свободы, демократии и гуманизма. Утвердилось новое педагогическое самосознание. Появился ряд гуманистических концепций воспитания, построенных на основе глубоких научных званий, применяемых в практической деятельности образовательных учреждений.

Одним из важнейших направлений в воспитательном процессе, осуществляемых в школе №22 г. Махачкала является сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников.

Таким образом, ситуация сегодняшнего дня требует, чтобы проблема «Здоровье школьников» стала приоритетным направлением в работе школ. Школа должна быть центром оздоровительно-профилактической работы по воспитанию здорового молодого поколения. Пока же в большинстве школ единственный и основополагающей формой работы остается учебный процесс.

Понимая важность всего этого, на базе школ №22 и №5 г. Махачкала была разработана оздоровительная система по организации и охране здоровья школьников, направленная на поддержание у них высокого уровня работоспособности, на формирование здорового образа жизни. Данная оздоровительная система предусматривает, что в ее реализации должны принимать участие все структурные подразделения школы: это дирекция, педагогический коллектив, учащиеся школы, обслуживающий персонал, родители.

Так, дирекция школы руководит деятельностью всех подразделений в реализации оздоровительной системы, осуществляет связи с другими учреждениями по вопросам программы «Здоровье», проводит педагогические советы о ходе выполнения данной программы.

Социологи, психологи осуществляют работу со школьниками, родителями с акцентом на здоровый образ жизни, проводят психо-эмоциональную коррекцию с трудновоспитуемыми детьми, создают оптимальный психо-эмоциональный климат в классе, школе.

Учителя физической культуры осуществляют систематический контроль за состоянием физического развития и физической подготовленности учащихся, добиваются активизации физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме, проводят санитарно-просветительскую работу и пропаганду знаний по вопросам закаливания, физической культуры и спорта среди учителей, родителей и школьников.

Учащиеся участвуют в различных видах оздоровительного самоуправления, систематически повышают гигиеническое образование по вопросам гигиены и формирования здорового образа жизни, полученные знания и навыки широко используют в повседневной жизни и в домашних условиях, принимают активное участие в физкультурно-спортивных мероприятиях в школе.

Для более эффективной реализации системы оздоровления учащихся и всего трудового коллектива школы, был разработан также комплекс организационно-оздоровительных, учебно-воспитательных и социальных мероприятий. В него были включены следующие разделы: оптимизация учебно-воспитательного процесса, гигиенические мероприятия; физкультурно-спортивные мероприятия; лечебные и оздоровительно-профилактические мероприятия; мероприятия по организации питания; мероприятия по организации внешкольного режима дня; материально-техническое обеспечение; санитарно-просветительская работа.

Таким образом, преподавателям физической культуры и спорта необходимо усилить агитационную и пропагандистскую работу по формированию у учащихся знаний и осознанной мотивации здорового образа жизни.

 

Литература

1. Османов О. Р., Мусаева З. Т., Османов P. O. и др. Влияние физическойкультуры и спорта на формирование здорового образа жизнистудентов Республики Дагестан. Инновационные преобразования всфере физической культуры спорта и туризма. Научные труды XIV-ойМеждународной научно-практической конгресс-конференции. Т. II. – Ростов-на-Дону, 2011. – С. 30-31.

2. Османов О. Р., Мусаева З. Т., Османов P. O. и др. Показателифизической подготовленности какодинизкритериев оценки здорового образа жизни студенческой молодежи. Инновационные преобразования в сфере физической культуры спорта и туризма// Научные труды XIV-ой Международной научно-практической конгресс-конференции. Т. II. – Ростов-на-Дону, 2011. – С. 67-68.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.