|
|||
Театр стал настоящей колыбелью композитора. С театром связаны счастливые дни его детства — многие часы он проводил на Арбате, у вахтанговцев, бывал на репетициях, «прогонах», премьерах. В театре имени Вахтангова в те годы выступала его тетя — известная ак ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Театр стал настоящей колыбелью композитора. С театром связаны счастливые дни его детства — многие часы он проводил на Арбате, у вахтанговцев, бывал на репетициях, «прогонах», премьерах. В театре имени Вахтангова в те годы выступала его тетя — известная актриса В. Вагрина. В доме у Колмановских часто бывали актеры, режиссеры, драматурги, театральные художники, музыканты. Все это помогло будущему композитору выстроить свой особый художественно-образный мир, в котором он жил, фантазировал, мечтал. Потребность «писать для театра» стала с тех пор заметной линией многогранного творчества Колмановского. После спектакля «Двенадцатая ночь» следует музыкальное оформление ряда других постановок, музыка оперетты «Белоснежка», сочиненная для Московского детского музыкального театра, — спектакль, который с большим успехом идет многие годы. И сейчас на театральных афишах мы нередко встречаем имя Эдуарда Савельевича Колмановского. Многие песни, сочиненные им, сходят со сцены в зрительный зал, оставаясь в человеческих сердцах. Вспоминается премьера спектакля МХАТ «Сталевары». На нее были приглашены металлурги завода «Серп и молот», так сказать, коллектив соавтора пьесы, — творческая группа, ставившая ее, не раз бывала на предприятии, советовалась с рабочими. Сам спектакль с песнями Эдуарда Савельевича произвел на зрителей глубокое впечатление. А потом, бывая на «Серпе и молоте», мы нередко слышали, как металлурги, шагая на смену, напевали «Песню о гудке», «Листья прошлогодние». Эти песни по сей день открывают концерты художественной самодеятельности сталеваров. Хочется напомнить и некоторые другие пришедшие со сцены песни композитора: «Бежит река» из спектакля «Без креста» (театр «Современник»), «Мне до всего есть дело» из постановки «Будьте готовы, Ваше высочество» (ТЮЗ), «Коммунары не будут рабами» из пьесы «Братская ГЭС» (театр на Бронной). Словом, возвращаясь к уже сказанному, заметим, театр был колыбелью и стал родным домом для Колмановского. А если говорить о тех, кто учил делать первые шаги в искусстве, нужно вернуться в 30-е годы... В музыкальной школе при училище имени Гнесиных первые уроки композиции он получил у известного мастера Е. Месснера, в самом училище занимался у Ф. Витачека, проходил школу игры на фортепиано у Е. Гнесиной и С. Дементьевой... Этих замечательных музыкантов и педагогов объединяло одно — они делали все возможное, чтобы как можно разносторонней развить творческое начало в своих учениках. Это, в частности, объясняет множество сочинений разных жанров, написанных Колмановским за годы учебы (до 1941 года), — пьесы и квинтет для фортепиано, песни, романсы на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, Т. Шевченко. Казалось, композиторская судьба складывалась счастливо. Но началась война... Вспоминая о горьких, полных лишения годах, Эдуард Савельевич с большим душевным теплом снова и снова говорит о своих учителях — М. Фролове, В. Трамбицком, С. Богатыреве. Вспоминает и о Виссарионе Яковлевиче Шебалине, который принял его в свои ученики в 1943 году, когда семья Колмановского вернулась в столицу из эвакуации. И еще память подсказывает имена тех, кто прошел эти годы рядом, плечом к плечу, — солдат, рабочих — соседей по двору, сверстников, познавших кровь и пепел войны... Как-то Евгений Евтушенко — один из постоянных соавторов Колмановского — сказал: «Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт». Эдуард Савельевич свой опыт добывал не в тепличных условиях, хотя условия для творчества были. Но были и бомбежки, и голодные дни, и домашняя неустроенность... Были и успехи и неудачи. В тот период композитор всерьез увлечен вокальной музыкой и быстро прогрессирует в этом жанре: романсы, написанные им на стихи Роберта Бернса, звучат в столице на смотре молодых дарований и заслуживают высокую оценку специалистов, добрые слова в газете «Правда». Романсы Колмановского включает в свой репертуар профессор Московской консерватории, признанный мастер камерного исполнительства А. Доливо. Курс консерватории Колмановский закончил успешно, «защитив диплом» лирической сюитой для симфонического оркестра (в 5-ти частях) и концертом для альта с оркестром. В 1945 году двадцатилетнего Э. Колмановского принимают в члены Союза композиторов СССР... Музыканты, знавшие Эдуарда Савельевича в ту пору, были уверены, что он всецело и навсегда посвятит себя «серьезной музыке». И вдруг — уход в песню. Тихон Николаевич Хренников очень точно, на наш взгляд, объяснил этот своеобразный феномен: «Для каждого человека самое главное — найти себя, и особенно трудны эти поиски для человека, избравшего художественную деятельность. Большую роль в таких поисках играют учителя, и все же решающая роль здесь принадлежит собственным исканиям. Колмановский писал инструментальную и вокальную музыку, писал музыку к театральным спектаклям, но свой путь он обрел, обратившись к сочинению песен. И популярности их мог бы позавидовать любой, кто работает в области этого самого любимого народом жанра». В 50-е годы целый ряд признанных музыкантов относился к песне как к жанру «второсортному». Некоторые музыканты по-своему трактовали традиции советской песни, устанавливая жесткие «законы» жанра, делая акцент на маршеобразность, рубленый, «ударный» ритм. И опять поиск, опирающийся на опыт, вывел композитора на свой путь, хотя, конечно, вначале были и сомнения в правильности избранного пути. Началом своей песенной биографии композитор считает 1951 год, когда он вместе с поэтом Михаилом Матусовским написал «Песню о матери». С тех пор за три десятилетия им созданы сотни произведений этого жанра. О популярности творчества Эдуарда Савельевича Колмановского красноречиво свидетельствует обширная почта: ему пишут люди разных возрастов и профессий, делятся жизненными планами, предлагают темы, советуются... С очень небольшой частью этой почты вы, уважаемые читатели, сможете познакомиться в этом сборнике. А теперь предоставим слово самому композитору, спросив его, почему он избрал именно песенный жанр основным в своем творчестве: «Песня дает мне возможность общаться с самыми широкими кругами слушателей, обращаться к миллионам сердец. Я помню всегда слова Михаила Исаковского: „Музыка в песне — это то, что с помощью мелодии устанавливает особый контакт между человеческим сердцем и поэтическим словом"... » Эдуард Колмановский стремится средствами песни как можно более упрочить духовный контакт со слушателями. Главное действующее лицо его произведений — лирических или драматических, призывно-плакатных или шуточных, песен-исповедей и песен-раздумий — герой нашего времени, человек труда, воин, юноша, стоящий у порога самостоятельной жизни... Диапазон тем, которые находятся в орбите внимания Колмановского, очень широк. Любовь к Родине, подвиг во имя ее счастья, честь и совесть коммуниста, сыновний долг, красота материнской любви, доброта, душевная щедрость, преданность, верность — все эти человеческие ценности воплощаются в яркой, образной музыкальной речи, самобытной, и по самому принципу подхода к теме. Новаторство Колмановского в песне проявляется в том, что он отказался от консервативных приемов, которые в свое время строго разграничивали рамки лирической и героико-патриотической тематики. Без излишней патетики, без помпезности, «грома литавр» он ведет задушевный разговор с людьми, находя правдивые, доверительные, трогающие душу интонации. В этом смысле весьма примечательно высказывание Евгения Евтушенко о творчестве композитора: «Колмановский — композитор высокой профессиональной культуры. Но глубоко заблуждаются те, которые думают, что этот профессионализм состоит лишь в отношении к самой музыке, — он состоит и в отношении к словам песен, и в отношении к жизни». В этом — ключ, разгадка многих его творческих успехов. Признание к новому не всегда приходит тотчас, сиюминутно. И новаторские тенденции композитора были поняты и приняты не сразу. Но актуальность, точный отклик на «зов времени» таких песен, как «Я люблю тебя, жизнь», «Хотят ли русские войны? » (на стихи Евг. Евтушенко), подняли их на гребень массового интереса, сделали действительно всенародными. Первую из этих песен принес людям замечательный советский эстрадный певец Марк Бернес. Вслед за ним ее «взяли на вооружение» Георг Отс и Юрий Гуляев, Артур Эйзен и Дмитрий Гнатюк... Вторая песня, как и первая, поначалу была холодно встречена профессиональными критиками. Но за этим последовал настоящий триумф: в Москве на Международном конгрессе за мир и всеобщее разоружение делегаты всех континентов получили в качестве сувенира диски с песней «Хотят ли русские войны? » на английском, немецком, французском и испанском языках. Затем она как песня-эмблема представляла нашу страну в Хельсинки на VIII Всемирном фестивале молодежи: Хотят ли русские войны? — Спросите вы у тишины Над ширью пашен и полей И у берез и тополей. Спросите вы у тех солдат, Что под березами лежат, И вам ответят их сыны, Хотят ли русские войны... Проникновеннаяпризывность этой песни заставляет задуматься над опасностью войны, напоминает о невозвратимых утратах, будит гражданский голос масс. За рубежом, как отмечала печать, она явилась своего рода политической акцией, флагом борцов за мир. Песней-обращением к военным годам, песней-напоминанием можно назвать и «Алешу» (на стихи К. Ваншенкина). Поэт и композитор были в болгарском городе Пловдиве. Их поразил памятник советскому воину-освободителю, установленный на высокой горе. Поразило трогательное отношение к подвигу солдата. И он не остался безымянным: кто-то из болгар дал ему имя «Алеша». Так и осталось оно единственным для тысяч людей, несущих к подножию памятника цветы и воспоминания о близких, погибших в минувшую войну. «Немало под тяжкою ношей, Под тяжкою ношей, Немало под тяжкою ношей Легло безымянных парней. Но то, что вот этот — Алеша, Алеша, Алеша, Но то, что вот этот — Алеша, — Известно Болгарии всей... » Каждый новый день болгарского города Пловдива начинается позывными — мелодией песни «Алеша». А сама она стала одной из самых любимых песен болгарских друзей, да и многих наших соотечественников. Здесь, видимо, самое время сказать слово еще об одном ценном даре композитора — чутком и пристальном отношении к поэтическому слову. Мне всегда доставляет истинное удовольствие наше сотрудничество — не только встречей с его новой музыкой, но и тем, что Колмановский, как редко кто из музыкантов, умеет почувствовать и оценить достоинства стиха», — пишет поэт Константин Ваншенкин. Этим качеством определяет круг поэтов — своих соавторов Эдуард Савельевич — это поэты разные, но каждый из них имеет в своем арсенале неповторимые, сильного звучания произведения: Расул Гамзатов и Константин Ваншенкин, Евгений Евтушенко и Евгений Долматовский, Михаил Матусовский и Лев Ошанин, Кайсын Кулиев и АлимКешоков, Владимир Солоухин и Инна Гофф, Николай Доризо, Игорь Шаферан, Михаил Танич... То же самое можно сказать об исполнителях песен. Напомним еще раз об одном из них — Марке Бернесе. Трогательная творческая дружба многие годы соединяла певца и композитора. Для многих слушателей с именем Бернеса связаны лучшие произведения Колмановского. Марк Бернес стал первым и неповторимым интерпретатором песни «Я улыбаюсь тебе». Такой же неотделимой от индивидуальности певца осталась навсегда песня «Я работаю волшебником» (стихи Льва Ошанина). Добрые ироничные слова, которые артист произносил с легким юморком, прозрачная, безыскусная мелодия, не выпеваемая, а естественно произносимая им, придала произведению особую выразительность. У песни о волшебнике есть много общего с другим произведением этого жанра — песней «Все еще впереди» (автор текста — Кайсын Кулиев, перевод Наума Гребнева). Их роднит добрый душевный настрой, разговор о больших жизненных проблемах с легкой ироничной улыбкой, присущей Марку Бернесу. Так и исполнил он песню Колмановского — Кулиева: серьезно, но с едва уловимым юморком. Еще одна песня, вернее песня-романс «Прости меня» (поэты Игорь Шаферан и Михаил Пляцковский), предназначенная для Бернеса, она не застала уже его в живых: в 1969 году близкого друга и помощника композитора не стало. Колмановский смог лишь посвятить это произведение певцу. (В свое время поэт Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение «Хотят ли русские войны». ) А теперь вернемся к творческому пути композитора, вспомним наиболее яркие его произведения. 60-е годы — расцвет его творчества. Именно тогда рождаются «Алеша», «Я вернусь к тебе, Россия», «Убийцы ходят по земле», «Коммунары не будут рабами» — песни высокого гражданственного звучания, но в характерном для Колмановского лирическом ключе. Он пишет также «Бежит река», «За окошком свету мало», «Вальс о вальсе», «Когда разлюбишь ты», «Я работаю волшебником»... Много ездит по стране, и в результате создаются песни о людях, с которыми встречался, о местах, в которых бывал. Так родилась мягкая, лиричная, задушевная «Бирюсинка» — песня на стихи Л. Ошанина о молчаливой красавице-сибирячке, живущей близ реки Бирюса. Популярность песней была завоевана фантастически быстро. Она так понравилась молодежи, так прочно вошла в повседневную жизнь, что некоторое время спустя название этой песни вдруг оказалось на табличке одной из московских улиц. А потом после еще одной поездки Колмановского — в Сибирь, в Дивногорск, на Красноярскую ГЭС — он сочинил, тоже вместе с Ошаниным, «Таежный вальс», по характеру, по эмоциональному строю близкий «Бирюсинке». Чистота музыкально-поэтического образа, наивность воссоздаваемого «портрета» героини составляет прелесть этой песни, тоже очень быстро подхваченной молодежью Сибири и получившей самое широкое распространение во всем крае. Таким образом, многие произведения Эдуарда Савельевича Колмановского рождены самой жизнью — и песни-зарисовки, и песни-баллады, и песни-монологи. Музыкант обладает редким даром видения и глубокого понимания, точного ощущения различных жизненных процессов. Когда он пишет о рабочих профессиях, о людях труда (к примеру, песню «Нефтяные короли»), подчас черпает материал из газетных заметок, корреспонденции, писем. Колмановский создает вместе с поэтом Л. Ошаниным произведение о врачах — людях высокого призвания, гуманной профессии, святого долга и благородного труда — «Люди в белых халатах». И здесь он, казалось бы, в простом, обыденном, каждодневном сумел выйти на высокохудожественные обобщения, которые придали песне философскую углубленность и романтическую приподнятость, сохранив простоту и естественность. Или другая — простая и мудрая песня о самом дорогом — о Родине — «Журавленок» (стихи Игоря Шаферана). Прозрачная, легко запоминающаяся мелодия выразительна, ясна. Авторы ведут разговор серьезный, ведут его вполголоса, без громких клятв. И получается — убедительно. Удивляет многообразие творческих исканий автора в избранном жанре. Он пишет «Убийцы ходят по земле» (стихи Евг. Евтушенко) — гневное изобличительное проклятие фашистским преступникам, грозное, полное тревоги напоминание о трагедии недавнего прошлого, которую человечество не может и не должно забывать. Композитору принадлежит очаровательная, покоряющая интонационной близостью к народной песне «За окошком свету мало» (стихи Конст. Ваншенкина). Нельзя не вспомнить сочиненную почти одновременно с нею «Вальс о вальсе» (стихи Евг. Евтушенко) — песню-зарисовку, в которой каждый куплет представляет собой короткий и яркий эпизод из истории, — это одна из самых популярных песен среди произведений Э. Колмановского. Случалось, в одной программе ее исполняли разные певцы, а на каком-то из фестивалей эстрадной песни она звучала несколько раз на протяжении всего праздника. Причины вполне объяснимы: ее мелодический рисунок, содержание позволяют песню не только выигрышно спеть, но и выигрышно сыграть. «Вальс о вальсе» стал своего рода визитной карточкой крупнейшей советской эстрадной певицы Клавдии Шульженко. Его пели также Иосиф Кобзон, Владимир Трошин, Майя Кристалинская, известная польская певица РенаРольска и многие другие артисты, и каждый находил свои средства вокальной, сценической выразительности. Одно из характерных направлений в песенном творчестве Эдуарда Савельевича — произведения, обладающие чертами романса, например, на стихи поэтессы Инны Гофф — «Я улыбаюсь тебе» и «Когда разлюбишь ты». Первая песня повествует о зрелой любви, способной пройти через все испытания, не утратив своей силы, и даровать счастье, уверенность в жизни. Вторая — «Когда разлюбишь ты» — тоже о преданности в любви, о верности. Однако финал здесь иной — он говорит о душевной опустошенности, которая овладевает человеком, когда чувство уходит. О любви и верности, о самопожертвовании женщин, которые связали свою жизнь с отважными людьми, повествует еще одна песня на стихи И. Гофф — «Как знать». В этих произведениях сказывается давняя привязанность автора к форме романса, стремление создать современный романс, как бы сплавленный с характерными особенностями песенной выразительности. Покоряющая красота, изысканность мелодического рисунка и вместе с тем доступность, простота интонационной речи, изобретательный аккомпанемент, изменяющийся, трансформирующийся при куплетной форме песни, приближают ее именно к романсу. Конец 60-х годов ознаменован для композитора созданием песни «Идут белые снеги» на одно из лучших стихотворений Евгения Евтушенко, в которой он решил труднейшую творческую задачу — переложить на язык музыки глубокие философские размышления о смысле жизни. Простота составляет основное достоинство этой песни. Сочетание глубины замысла с видимой непритязательностью формы привлекло к ней многих исполнителей, но далеко не всем удалось раскрыть все особенности произведения, требующего от артиста и тонкости и естественности вокальной речи. Такое в полной мере удалось В. Трошину, и здесь, безусловно, сказалось многолетнее общение, полное взаимопонимание создателя произведения и его интерпретатора. Особое место в биографии Э. Колмановского занимает военная песня. Много раз в составе творческих групп он бывал в воинских частях, и почти всегда в результате этих поездок рождались новые произведения. Так появилась и песня «Вы служите — мы вас подождем» (стихи К. Ваншенкина), и «Я тебя никогда не забуду» — на стихи того же автора. Эта песня обращена к нашим современникам — юношам, призванным в армию. И еще одно сочинение на военную тему, тоже написанное в содружестве с К. Ваншенкиным, — «Вдали от дома». Характерно, что эту песню композитор, можно сказать, сочинял в 1963 году и в 1976-м — уже после того, как песня широко звучала в первом варианте и приобрела известность. Через тринадцать лет композитор создал не другой вариант оркестровки, обработку мелодии или другую редакцию песни, а написал на прежние стихи совсем новую песню, отличающуюся от ранее сочиненной и складом, и настроем. Подобное — не случайно для Колмановского: он нередко возвращается к ранее созданной музыке, пересматривает, ищет новые решения, которые в данный момент ему кажутся единственно верными. И еще одна область активной деятельности композитора — произведения для детей. Он участвует в создании многих фильмов, особенно часто — мультипликационных, радиопостановок (уже несколько поколений школьников знают и любят передачу «Клуб знаменитых капитанов», к которой Эдуард Савельевич сочиняет песни), телевизионных фильмов, театральных спектаклей. Детвора, школьники великолепно знают и поют его песни. Конечно, такой успех можно было бы объяснить умением автора тонко чувствовать аудиторию, для которой он пишет, но главное здесь другое — то, что принято называть — " добрый талант". Дети чутко ощущают это качество художника. Произведения Колмановского, обращенные к детям, несут в себе активов начало. В них ясно прочитывается стремление научить ребят отличать подлинные ценности от мнимых, приобщать их к истине и красоте. Эдуард Савельевич Колмановский много и увлеченно работает над песней и сегодня. Произведения, созданные им в последние годы, так же разнообразны по стилю и тематике. Здесь и задушевная песня «Ленин поможет тебе», написанная к столетию со дня рождения Владимира Ильича, и «Гимн Родине» — величавый, торжественный, и песня-новелла «Метаморфозы», приоткрывающая четыре этапа жизни человека — Детство, Юность, Зрелость, Старость. Все названные произведения написаны в соавторстве с Евгением Евтушенко. Содружество с поэтами В. Солоухиным, Р. Гамзатовым, К. Кулиевым тоже дало ряд новых интересных произведений, самобытных по музыкальной речи. С тех пор как Колмановским была создана первая песня, прошло немало времени. Жанр заметно изменился: более разнообразно стало содержание песен, прежде всего лирических, усложнились форма, мелодический и гармонический язык, словом, массовая песня приобрела новые качества, новые приметы. Многое дал этому жанру творческий поиск Эдуарда Савельевича Колмановского, композитора большой песенной судьбы. М. Игнатьева, А. Владимиров
|
|||
|