Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение



 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой»

Педагогический факультет

 

РЕФЕРАТ

 по дисциплине «Философия»

на тему: «Русский космизм: идеи и представители»

 

Подготовил: _______________ФИО

Специальность: ___________

Курс: 1

Проверил:

д. филос. н., профессор АРБ имени А. Я. Вагановой

Е. Э. Дробышева

 

Санкт-Петербург

202_


   В начале XX в. сформировалась философская школа «русского космизма», что означало приобщение России к формированию европейского философского гуманизма XX в., который проявил себя в экзистенциализме и герменевтике.

     Идеи феноменологической философии Э. Гуссерля созвучны с мотивами творчества Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева, П. Флоренского. Идея гуманизации науки и философии становится центральной и в философских концепциях постпозитивизма, высочайшими представителями которого является Г. Башляр, К. Поппер, С. Тулмин. Таким образом, возникновение философского направления космизма было вызвано реакцией на объективную потребность человечества в мировоззренческой концепции, которая бы отвечала новым научным представлениям о мире и человеке.

          Философия космизма состоит из нескольких направлений:

· гуманитарной (А. Горский, В. Муравьев, А. Сетницкий, М. Федоров, П. Флоренский)

· естественнонаучной (В. Вернадский, В. Куприевич, А. Манаев, М. Холодный, К. Циолковский, А. Чижевский),

· эзотерической (Д. Андреев, А. Блаватская, Г. Гурджиева, Н. Рерих, А. Рерих, П. Успенский).

Закономерно, что каждый исследователь предлагает свою концепцию относительно обозначенной проблемы. Например, В. Казютинский акцентирует внимание на том, что неправильное трактование понятия «космизма» в различных научных дискуссиях свело его смысл лишь к понятию «русского космизма» (неотвратимость выхода человека в космос; разумной эволюции). С точки зрения разнообразия смыслов, различных концептуальных уровней В. Казютинский выделил такие черты «феномена космизма»: многозначность и специфичность идеи космизма как «взаимосвязи человека и космоса». Исследователь делает вывод, что космизм есть многомерным целостным социокультурным феноменом. Зато «русский космизм» - это уникальное направление научно-философской мысли XIX-XX вв. [2].

       Основным принципом космизма является непрерывность его существования в контексте мировой культуры человечества - от мифологических источников и до наших дней. По мнению К. Циолковского, «судьба существа зависит от судьбы Вселенной» [2]. Согласно с космическими законами, судьба Вселенной зависит от космического разума - человечества, других космических цивилизаций, творческой деятельности. Этот принцип в рамках космической философии созвучен с идеей о влиянии на человека «причины» Вселенной, «воли Вселенной». Таким образом, концептуальной особенностью космической философии является антиномичнисть. Космическая философия - понятие более узкое, чем понятие космизм. Космизм - феномен культуры в целом, который охватывает науку и другие социокультурные феномены. Космизм оказался в всех сферах творчества, в первую очередь, в античной эстетике (насквозь космическая), в архитектуре древних храмов (модель уровней космоса: небесный - земной), в поэтическом искусстве (Данте, Лермонтов, Белый), в живописи (Рерих, группа художников-космистов Амаравеллы), в музыке (Хиндемит).

        Космизм опирается на многовековые философские традиции, на грани которых возникла философия Рерихов, феномен русского космизма. Идея живого, одухотворенного космоса была рождена культурой задолго до К. Циолковского, однако в его космической философии эта идея нашла оригинальное воплощение, которое и сегодня влияет на мировоззрение постнеклассической науки (первый принцип космизма). Выдающийся педагог, основоположник космонавтики К. Циолковский в своем труде «Монизм» выдвинул гениальную мысль о том, что люди есть частью космоса, который является совершенным и умным, поэтому и люди, которые живут жизнью Вселенной, должны быть счастливыми. Закончив земную жизнь, земляне, по глубокому убеждению, К. Циолковского, войдут в бесконечную и блаженную жизнь космоса, где властвует величественный ум, и не разрешается ничего несовершенного [3]. По глубокому убеждению, основоположника космической философии, «планета является колыбелью разума, но не можно вечно жить в колыбели» [4]. Аргументами философов космизма являются такие постулаты: освоение космоса - это счастье, ум, творчество; космический алармизм (вследствие обеднения ресурсов, угасание Солнца, «встречей» с кометой, астероидом возможна гибель планеты), выходом из этой катастрофы является освоение космоса, создание сети космических поселений, перелет к другим звездам и т. п. Пифагор впервые употребил слово «космос» для определения системы мироздания. На грани нашего времени первым, кто вернул человеку его место в космосе и представил человечество как активную творческую силу, был К. Циолковский, на мировоззрение которого повлияли философские взгляды Сократа, Платона, Демокрита, Лейбница, Бюхнера и др.

             Существуют глубокие параллели между космическим мировоззрением К. Циолковского и учением о ноосфере В. Вернадского. В. Смирнов отмечает, что «среди российских космистов Циолковский отличается как автор оригинальной антропокосмической концепции, составляющими которой является космическая этика и педагогика. Главная цель образования по Циолковскому - научить человека быть гражданином. Гражданином Вселенной, то есть человеком, что чувствует свою связь с миром. Космосом и Человечеством» [1]. М. Маренина, исследуя педагогическое наследие К. Циолковского, сформулировала основные выводы: «Константин Эдуардович много времени уделял межпредметным связям. В епархиальном женском училище в план занятий по физике он привлекал элементы неразрешенной химии и бесправной астрономии. Видимо, уже тогда Циолковский понимал, что на грани наук могут родиться новые открытия и изобретения. Не только в области воздухоплавания и исследования пространств реактивными приборами, но и в педагогике ученый пытался приблизить будущее. Он выступал за создание школы, основными рычагами которой является не зубрежка, а инициатива и сознание учеников и творчество преподавателей» [5].

Известный исследователь космизма А. Гулыга выделил такие его периоды:

1. человек - космическое существо. Исследование космоса, ответственность за судьбу Вселенной;

2. человечество - единый организм. Космическая эра уничтожает насилие и войны;

3. человек не предел эволюции. Взаимодействие биологических и социально-технических факторов развития; преодоление смерти, возникновение нового типа мыслящих существ; преобразование человека в сверхчеловека [4].

Полемизируя с теориями космизма, В. Кутырев утверждает, что у землян нет ничего общего с инопланетянами; житель Земли не может быть «лучезарным существом» (по К. Циолковскому), «плазмоидом» (по В. Казначееву). Исследователь критикует философские идеи предсказателя российского космизма Н. Федорова, который отказывался от деторождения как «грязного греха», а взамен пропагандировал технически «чистое» воскресение предков. Таким образом возникла дилемма: космизм или геоантропоцентризм? Согласно к концепции В. Кутырева, «космизм» является «антиэкологическим и антигуманным» явлением, и поэтому необходима регуляция научно-технической деятельности, введение квот по запуску космических ракет. Следуя Ф. Ницше («Оставайтесь верными Земле»), автор констатирует: «Ценностный антропоцентризм - это гуманизм» [Цит. по: 6].

Относительно термина «русский космизм», ряд исследователей, в частности, отмечают, что он является условным, поскольку философия космизма объединила украинских, российских, белорусских ученых, которые проживали на территории СССР; сняла национальные особенности на планетарном уровне развития цивилизации. Итак, «главным достоянием космизма как концепции нового мировоззрения стала попытка представить человечество как единый планетарный вид мыслящей материи, который образует одну из цепей общего космо-эволюционного процесса. Поэтому идеи космизма приобретают сегодня общечеловеческий масштаб» [2].

        Одной из важнейших особенностей феномена космизма есть уникальный «тип отношения к Космосу, Вселенной, Универсуму, которое проявляется в знаниях, эмоционально-личностном чувстве сопричастности, деятельностных интенциях отдельных индивидов и общества в целом. Ведущая идея антропокосмизма - понять человека как составляющую часть космоса, выяснить его роль и место в эволюционных процессах, которые происходят во Вселенной, выявить влияние на нее и на развитие человеческой цивилизации космических сил - стала достаточно перспективной для науки ХХ века, породила большое количество новых гипотез относительно происхождения, становления и развития Вселенной в целом и планеты Земля в частности» [4].

Поворотным пунктом в космизации сознания является отказ от геоцентризма науки (Коперник), однако только в астрономической сфере, что имеет отношение к Вселенной. Наука начала развиваться космическим путем; например, только в биологии насчитывается более чем десять направлений космического характера: астробиологическая, космологическая, планетарная, микрофизическая, космическая медицина и т. д. В соответствии с принципами космизма открыто новые законы термодинамики, что способствовало созданию междисциплинарной науки - синергетики. Целесообразно отметить, что концептуальные идеи философии космизма К. Циолковского плодотворно развиваются и в современной педагогике. Например, проблеме воплощения идей космизма в педагогическом сознании посвящено труды Ш. Амонашвили. В частности, выдающийся педагог космист одной из педагогических задач считает развитие у воспитанников «умения смотреть на вещи, явления, людей и самого себя, на звездное небо, на все - через синтез материального и духовного», «по нашему мнению, это будет восхождение педагогики - как науки духовной и образовательной практики - на пути к духовности, к возрождению классических педагогических ценностей в новом космическом качестве» [1].

       Предметом исследования Ш. Амонашвили является и феномен улыбки как духовного состояния учителя, как качества его духа, как творческой силы образования. В результате экспериментальных исследований мы также пришли к выводам, что ценностным компонентом в аспекте планетаризации сознания педагога является космически-планетарный Гелос как гарант счастливой радостной перспективы относительно реализации личностью индивидуальной программы бессмертия; планетаризация сознания педагога происходит согласно с гелотологическими закономерностями и соответственно закону гармоничного обмена положительным энергопотенциалом между педагогом и аудиторией [6].


Заключение

Таким образом, проведенный анализ подтверждает, что философия космизма - это полифоническое явление, структурными компонентами которого являются гуманитарная, естественнонаучная, эзотерическая сферы; это целостный социокультурный феномен, многозначное и уникальное понятие в философской мысли, что возникло на рубеже эпох XIX-XX вв. и мощно развивается в XXI в. в различных сферах человеческого творчества. Поэтому, можно уверенно утверждать, что философия космизма - это философия бессмертия, поскольку именно космисты предоставили человечеству новое видение проблемы жизни и смерти. Активное включение личности (космически-планетарного мышления) к коллективной работе, соблюдение гуманистических идеалов, моральных принципов открывает перед человечеством Земли космическую перспективу бытия, обосновывает творческий акт бессмертия - гармонизацию Микрокосма с Макрокосмом.

                                            


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.