![]()
|
|||||||||||||||||||||||
Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь 4 страницаХорошо знакомая информация У людей, не владеющих мнемотехникой, существует понятие " легко запоминаемый телефонный номер" и " трудно запоминаемый телефонный номер". Многие телефонные компании и рекламные агенства даже продают телефонные номера, которые легко запомнить. Давайте разберемся в том, почему одни телефонные номера запоминаются легко, а другие никак не хотят запоминаться. Вот два телефонных номера: 917-41-45 и 746-83-57. Очевидно, что первый телефонный номер относится к категории легко запоминаемых. Почему? Потому что элементы, из которых состоит этот номер, многим хорошо знакомы: 917, 41, 45. А что значит " хорошо знакомы"? А это значит то, что при восприятии этих чисел в вашем воображении возникают ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ. Когда вы смотрите на число 917, вы вспоминаете про революцию и в воображении может возникнуть картинка штурма Зимнего дворца. Когда вы воспринимаете число 41, то вы вспоминаете про начало Второй мировой войны и в воображении может появиться картинка свастики. Когда вы смотрите на число 45, то вы вспоминаете об окончании войны, это число может вызывать в вашем воображении салют или парад на Красной площади. При восприятии элементов второго телефонного номера образы в воображении не возникают и поэтому его трудно запомнить. Ведь мозг способен запоминать только связи, а если образов нет, то и связи не могут быть установлены. Если элементы запоминаемого информационного сообщения рефлекторно преобразуются в зрительные образы, то эти образы и следует брать для запоминания. Специального преобразования в образы не требуется. Вот несколько примером элементов информации, которые вызывают зрительные образы и поэтому являются легкими для запоминания.
Хорошо знакомая информация - это информация, элементы которой при восприятии вызывают зрительные образы в воображении. Описанный здесь прием НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ЧИСЕЛ. Этим приемом преобразуются в образы в основном названия, имена и фамилии. Данный прием следует применять только тогда, когда воспринимаемый вами элемент сам вызывает образ в вашем воображении. В других случаях следует переходить к использованию других приемов кодирования. Прием кодирования по созвучию Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии по своему звучанию похожи на хорошо нам знакомые слова, которые мы легко можем представить в виде зрительных представлений. Принцип преобразования слов в образы этим приемом хорошо виден на примерах: фактор - трактор; ками (яп. - волосы) - камин; куби (яп. - шея) - кубик; штат Аляска - коляска; деверь (родственник) - дверь Вспоминая образ и называя его про себя, вы легко вспомните звучание нового для вас слова, термина, понятия, фамилии.
Прием образования слова из слогов Этот прием, наряду с образными кодами двузначных чисел, является " ударным" приемом в мнемотехнике, то есть используется очень часто для преобразования в зрительные образы названий, понятий, иностранных слов. Любой слог можно достроить до осмысленного слова. При этом достраивать слог можно слева, справа или с двух сторон:
Допустим, необходимо преобразовать в зрительные образы слово МАШФОНРУЛ. Сначала разбейте это слово на элементы: МАШ + ФОН + РУЛ. Затем каждый слог следует достроить до слова-образа: МАШина, ФОНарь, РУЛь. В получившихся элементах следует выбрать основу - большой образ, к частям которого будут привязываться другие образы ассоциации (элементы). Пусть основой будет образ " машина". Выделите в этом образе две части бампер и крышу. Образуйте ассоциации " бампер-фонарь" и " крыша-руль". Представьте всю ассоциацию целиком. Это машина, на бампере стоит фонарь, а на крыше - руль. Теперь по этой ассоциации легко прочитать запоминаемое слово МАШФОНРУЛ. Это слово читается по зрительным образам. Конечно, если вы запоминаете в день всего одно-два новых слова, то такой метод запоминания может показаться излишеством. Но если речь идет о быстром запоминании нескольких десятков новых терминов, то этот прием, в сочетании с другими приемами позволит сделать это быстро и качественно. И, главное, с гарантией долговременного запоминания. Вот как преобразуется в образы название штата ВИСКОНСИН.
В результате название ВИСКОНСИН оказывается закодировано в следующую картинку: бутылка виски, на крышке - конфета, а на этикетке - синька. По этой картинке легко читается название штата. Обратите внимание на то, что в этом приеме кроме преобразования слогов в образы используется и прием образования ассоциативной связи. То есть одновременно с преобразованием в образы происходит и запоминание - образование связей.
Метод наводящих ассоциаций Метод наводящих ассоциаций (МНА) включает в себя комбинацию пяти приемов:
Все вышеперечисленные приемы применяются импровизационно. Применение тех или других приемов зависит как от самого запоминаемого слова, так и от содержания вашей памяти. Одно слово может быть преобразовано в зрительные образы разными приемами. Весь этот процесс и называется " Метод наводящих ассоциаций". Полученная комбинация зрительных образов как бы " наводит", подсказывает произношение. Зачем это нужно? Речевой анализатор не может быстро запомнить много новых слов. В среднем - 5 слов в день. И при этом нет никакой гарантии долговременного запоминания. В зрительном анализаторе мы можем запомнить десятки и сотни новых слов. И при этом быстро и в строгой последовательности. Первоначально список новых названий читается по зрительным образам, возникающим в воображении. Но уже через несколько дней, новые названия хорошо закрепляются в мозге в полном объеме и легко воспроизводятся без картинок. Используя метод наводящих ассоциаций, вы можете последовательно запомнить все штаты США и все города в каждом штате. За несколько дней легко запоминается вся терминология из учебника фармакологии, например. А это значит, что запоминается и сам учебник. Метод наводящих ассоциаций - один из самых трудных для освоения в мнемотехнике. Первоначально учащиеся затрачивают слишком много времени на преобразование отдельных названий в комбинации зрительных образов. Поэтому я рекомендую взять какой-нибудь справочник, например, " Справочник лекарственных средств" и потренироваться в запоминании названий лекарств, по порядку, как они написаны в справочнике. В процессе тренировки навык автоматизируется и не будет вызывать трудностей. Вот несколько примеров преобразования в образы названий методом наводящих ассоциаций. Штат Северная Дакота В этом названии два элемента: Северная и Дакота. К слову " северная" примените прием символизации и обозначьте его образом " Белый медведь". К слову Дакота примените прием кодирования по созвучию и обозначьте это слова образом " Два кота". Соедините вместе два образа: на голове у медведя сидят два кота. По этой картинке вы легко прочитаете название штата Северная Дакота. Штат Аляска Это слово можно преобразовать в образ разными приемами. Если вы обозначите его образом " коляска" - значит вы использовали прием кодирования по созвучию. Если вы обозначите это слова образом " куртка Аляска" - это прием привязки к хорошо знакомой информации. Обозначение образом " снег" - кодирование в образ приемом символизации. Штат Вашингтон Примените прием привязки к хорошо знакомой информации. Это слово будет обозначено либо Белым домом, либо однодолларовой купюрой (на ней портрет президента Вашингтона). Штат Колорадо Преобразуется в образ приемом привязки к хорошо знакомой информации - образ колорадского жука. Штат Джорджия Разбейте это слова на части: Джордж (Буш) и Я. Представьте фотографию, на которой вы стоите в обнимку с Джорджем. Штат Калифорния Если вы знаете, что в Калифорнии находится Кремниевая (Силиконовая) долина, то вы можете обозначить этот штат образом " микросхема" - это будет кодирование приемом привязки к хорошо знакомой информации + прием символизации. Штат Алабама Разбейте слово на две части: Ала + бама. АЛА можно представить микрофоном (Алла Пугачева), а БАМА - строительной каской (Байкало-Амурска магистраль). В результате получится следующая ассоциация: на микрофоне - каска. Штат Огайо Выделите из этого названия часть, похожую по звучанию на ГАИ. Представьте гаишника с двумя обручами на шее. Штат Небраска Представьте какой-либо образ, который категорически нельзя бросать. Например, хрустальную рюмку. Штат Миннесота Разбейте слово на три части: МИН + НЕ + СОТА. Образуйте ассоциацию из трех образов: мина, негр, сота (пчелинная). Штат Канзас Разбейте слово на два элемента: КАН + ЗАС. Образуйте ассоциацию между двумя образами: канат и засов. Кодирование в образы звуков Чтобы последовательно запомнить звучание новой для вас азбуки, необходимо закодировать в образы звуки этой азбуки. При этом подбираемые образы должны удовлетворять двумя условиям. Первое - образы должны быть удобными для запоминания. Второе - часть названия этих образов должно произноситься также как запоминаемый звук.
Запомнив последовательность этих образов, вы сможете легко воспроизвести по ним последовательность звуков. Здесь в качестве примера приведены знаки японской азбуки хирагана.
Образные коды двузначных чисел (00 - 99) Каждому числу от 01 до 99 подбирается слово в соответствии с буквенно-цифровым кодом. В числах от 01 до 09 ноль не кодируется в буквы. Эти числа запоминаются соответственно как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. При припоминании ноль добавляется слева.
В остальных числах от 10 до 99 в буквы кодируются две цифры.
Примеры использования образных кодов двузначных чисел. При запоминании телефонных номеров этими образными кодами запоминаются второе и третье число телефонного номера: 365-99-45. Четырехзначные числа запоминаются путем разбивки на два двузначных числа: высота водопада " Анхель" - 1054 метра (10 + 54). При запоминании точных дат этими кодами запоминаются числа месяца: Битва на Косовом поле произошла в 1389 году 15 июня. При запоминании адресов этими кодами запоминаются: номер дома, корпус, квартира: ул. Беловежская, дом 19, корпус 3, квартира 89. Длинный цифровой ряд запоминается путем разбивки на двузначные числа: 34762387549864758358 = 34 - 76 - 23 - 87 - 54 - 98 - 64 - 75 - 83 - 58. Образные коды двузначных чисел, так же как и любые другие образные коды запрещается соединять друг с другом. Это ведет к уничтожению связей (эффект стирания ассоциаций). Например, если запоминать последовательно образы 54 - 43 - 54 - 87 - 32 - 54 - 65 - 43 - 54 - 87 - 64..., то выделенная синим цветом часть последовательности будет забыта, вы вспомните последнюю связь с образом числа 54: 54 - 87 - 64... По этой же причине нельзя последовательно запоминать числа телефонного номера. Если числа будут повторяться, то вновь образуемые связи будут уничтожать ранее созданные. 356 - 34 - 98 635 - 34 - 54 743 - 34 - 23 Числа, выделенные синим цветом, будут воспроизведены неверно, так как будут " забиты" последней связью - 34 - 23. Эффект стирания ассоциации (как и другие эффекты) наблюдается при запоминании большого количества информации и при отсроченном припоминании. Например, при запоминании на время последовательности 50-ти двузначных чисел (контрольное время - 50 х 6 секунд = 300 секунд или 5 минут). Повторное восприятие чисел не допускается. Образные коды трехзначных чисел (000-999) Обратите внимание, что в образных кодах трехзначных чисел кодирование снова начинается с нуля: 01 - гЖ - Ж - еЖ, 001 - нМ Нм гЖ - МНЖ - МаНЖет 02 - Дт - Д - яД, 002 - нМ Нм дТ - МНТ - МаНеТа В образных кодах трехзначных чисел кодируются в буквы все цифры без исключения. Всего список насчитывает 1000 образов, тщательно подобранных в соответствии с буквенно-цифровым кодом. Примеры применения образных кодов трехзначных чисел. Год в исторических датах: 1389 год 15 июня - битва на Косовом поле (389 - образный код КоВеР) Даты жизни людей: Ломоносов (1711-1765) - образные коды ЗаЖиГалка и СЛеПень). Запоминание номеров автомобилей: л 605 пр - образный код ЛаМПа Запоминание цифрового ряда: 019030026336303 = 019 - 030 - 026 - 336 - 303 = аНГаР - МуХоМор - МеТЛа - КуКЛа - КоНьКи. Запоминание трехзначных чисел телефонных номеров: 8 - 910 - 733 - 65 - 35 - образные коды аРГаМак, СКаКалка. Запоминание номеров статей уголовного и гражданского кодексов. Запоминание любых других числовых сведений. Образные коды трехзначных чисел, как и любые другие образные коды, запрещается соединять между собою. Это приведет к стиранию запоминаемых сведений. Образные коды названий месяцев Образные коды названий месяцев подбираются произвольно приемами символизации или привязки к хорошо знакомой информации. Эти образные коды применяются для запоминания названий месяцев в точных датах, а также в некоторых других техниках. Например, в технике " Календарь" - фиксация в памяти событий каждого дня, с возможностью точного припоминания даты по событию или события по дате.
Наличие в ассоциации образного кода названия месяца, позволяет сразу понять, какой вид информации закодирован в связке образов. Очевидно, что если в ассоциации вы видите образный код названия месяца, то это либо точная дата, либо какое-нибудь расписание или юбилей.
Образные коды букв алфавита Образные коды букв алфавита могут быть составлены произвольно. Главное, чтобы они не пересекались с другими образными кодами. Так образные коды, использованные вами для кодирования букв русского алфавита, не должны использоваться при кодировании в образы трехзначных и двузначных чисел. Принцип подбора образов под буквы очень простой. Необходимо подобрать слово, начинающееся на нужную букву. А - Арка Б - Бур В - Винтовка Г - Грабли Применение образных кодов букв русского алфавита:
Фонетические образные коды Фонетические образные коды применяются для быстрого и очень точного запоминания произношения новых иностранных слов. Фонетические образные коды могут пересекаться с другими образными кодами, так как запоминание с их помощью носит временный характер. Когда произношение слов закрепляется в долговременной памяти, образные коды, подсказывающие произношение, становятся ненужными. Для запоминания произношения нового иностранного слова используется комбинация трех разных способов, один из которых - фонетические образные коды. Примеры подбора образов. Английский язык И - Игла И-И - Ива АУ - пАУк АЙ - мАЙка ОУ - клОУн Японский язык КА - КАрта МИ - МИска СУ - СУхарь НЭ - НЭцки А - Абрикос О - Обезьяна
Метод выделения отличительного признака Этот метод применяется для запоминания однотипных объектов, то есть таких объектов, которые очень похожи основными контурами и отличаются только деталями. К таким объектам прежде всего относятся люди. У каждого человека в школьные коды было прозвище. Один был " Очкариком", другой - " Шутом", третий - " Дохляком" или " Толстяком". " Очкарики", " Пышки", " Мышки", " Зайки" - все это отличительные признаки. Дети не любят фамилии и отчества - слишком сложно запомнить. Другое дело - прозвище. Оно индивидуально и по нему сразу можно понять, о ком идет речь. Прозвище отражает самое важное в человеке или сокращенно напоминает его фамилию. Очень важно и то, что прозвище, как правило, это слово, которое достаточно легко представить в виде удобного для запоминания зрительного образа. Функции отличительного признака
Выделение отличительного признака на фотографии Отличительный признак, воспринимаемый одновременно с фотографией - есть естественная ассоциация и, следовательно, запоминается мозгом автоматически. Как только вы вспомните отличительный признак, у вас в воображении появится обобщенный образ соответствующего человека. Отличительным признаком на фотографии может быть все, что угодно. Элементы одежды и прическа, дефекты внешности и похожесть на кого-то. Отличительным признаком на фотографии вполне может служить даже элемент фона. Выделение отличительных признаков на фотографии может пригодиться вам для запоминания информации о выдающихся ученых, писателях, музыкантах, политиках. Аналогичным способом можно запомнить последовательность любых картинок, в том числе и последовательность иллюстраций в учебнике. Пример выделения отличительного признака на фотографии. Допустим, на фотографии изображена девушка с необычной серьгой в ухе. В данном случае в качестве отличительного признака может быть выбран образ " Серьга". Когда вы будете разглядывать фотографию и обращать свое внимание на выделенный отличительный признак, ваш мозг автоматически зафиксирует связь отличительного признака с лицом. Запоминание происходит АВТОМАТИЧЕСКИ. Вам ни о чем не нужно думать, так как образы уже СВЯЗАНЫ. Пример выделения отличительного признака на иллюстрации. Пусть вы изучаете книжку об аквариумных рыбках и вам необходимо запомнить не только их названия, но и как они выглядят. В иллюстрации с рыбкой выделите какой-либо отличительный признак. Допустим, рыбка сфотографирована на фоне необычной ракушки. В данном случае ракушку можно взять в качестве отличительного признака. В дальнейшем, к этому образу вы привяжите и название рыбки. Выделение отличительного признака у хорошо знакомого вам человека Даже, если вы очень хорошо знаете человека, вам может понадобиться запоминание какой-либо дополнительной информации о нем. Ваш знакомый может купить пейджер, сотовый телефон. Или имеет привычку менять номера сотовых телефонов каждый месяц! В этом случае отличительный признак выделяется по роду деятельности человека, по его увлечениям, по его хорошим или плохим привычкам, по странностям в его поведении, по манере ходить, говорить, одеваться, по его характеру. Если ваш знакомый работает постовым - обозначьте его регулировочным жезлом. Если ваш сосед увлекается марками - присвойте ему отличительный признак - " Увеличительное стекло". При запоминании информации о людях образ человека представлять нельзя. Для вашего мозга все люди - одинаковые. Каждый человек должен быть обозначен индивидуальным зрительным образом при запоминании. Выделение отличительного признака у незнакомого человека, стоящего перед вами (ситуация " Знакомство" ) Обычно во время знакомства человек надеется на свою память, но через несколько минут выясняет, что забыл имя и отчество человека, с которым только что познакомился. В подобную ситуацию попадают многие. Если вы знаете, что предстоит знакомство, заранее присмотритесь к человеку и выделите у него отличительный признак. К тому моменту, когда незнакомый вам человек откроет рот, чтобы назвать свое имя, образ должен быть подготовлен вами. К нему вы и привяжите ассоциацией образ, полученный из имени. Вы никогда не задумывались, а почему во время знакомства забывается одно единственное слово - имя? Многим кажется, что происходит вытеснение из памяти, стирание другой, тут же поступающей в мозг информации. Но на самом деле одно единственное слово не запоминается потому, что оно является одноэлементным информационным сообщением и мозгу не с чем образовывать связь. Как только вы подготовите отличительный признак, вам будет с чем образовать связь - имя плюс отличительный признак. Не забывайте о парадоксальности своей памяти. Мозг может запоминать только связи. Выделять отличительные признаки у незнакомых людей - не так-то легко. В этом следует отдельно потренироваться. Попробуйте в метро или в автобусе быстро выделить отличительные признаки у десятка людей. Как и любой процесс кодирования, эта операция будет занимать у вас достаточно много времени. Необходимо научиться не просто выделять отличительные признаки, но выделять их достаточно быстро. Выделение отличительного признака у человека, образ которого вам неизвестен В этом случае вам остается лишь фамилия человека. Из нее и нужно выделить отличительный признак. Если человек - Баранов, его можно обозначить образом " Баран", Если фамилия Скворцова - будет образ " Скворец". А если фамилия Дилчер, то необходимо применить метод наводящих ассоциаций - ДИЛ + ЧЕР = крокоДИЛ + ЧЕРника. Эта ассоциация и будет отличительным признаком. Выделение отличительного признака из интерьера помещения Часто бывает достаточно обратить свое внимание на элемент интерьера помещения, в котором находится нужный вам человек. Так, в кабинете зубного врача это может быть кресло. В поликлинике - окошко регистратуры. В автосервисе - подъемник для автомобилей. Нужные вам сведения привязываются ассоциациями к выделенным вами предметам.
|
|||||||||||||||||||||||
|