Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении



 

Предмет Русский язык
Класс
Учитель Ракус Ольга Владимировна
e-mail olga. zhuravel. 1990@mail. ru
Дата урока 30. 03. 2022

Тема урока: Бессоюзные сложные предложения. Культура речи. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка в бессоюзном сложном предложении.

Здравствуйте, уважаемые 9-ти классники!

 Мы продолжаем наше обучение в дистанционном формате. Мы переходим к изучению новой темы. Рассмотрим понятие о бессоюзном сложном предложении. Сегодня на уроке мы научимся определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, это поможет в дальнейшем усвоить правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Алгоритм выполнения работы:

1. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

2. Просмотрите видеоурок.

3. Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором части связаны только по смыслу и интонационно.

    В предложении Примерно через два километра лес поредел, впереди замаячило светлое пространство есть две грамматические основы, части не связаны с помощью союзов или союзных слов. Это предложение сложное бессоюзное. В нём говорится о последовательных действиях, которые перечисляются. Следовательно, предложение нужно произнести с интонацией перечисления: части отделяются друг от друга небольшой паузой, в конце первой части происходит незначительное повышение голоса, в конце предложения го лос понижается:

Примерно через два километра леспоредел, 1 | впереди замаячило светлое пространство. 2 ||

    Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны разными смысловыми отношениями: перечисления, противопоставления, пояснения, причины, следствия.

    В предложении Лес припасает – зима поедает части противопоставлены друг другу. Интонационно в конце первой части перед паузой голос повышается, а к концу предложения понижается:  

Лес припасает – зима поедает.

Сходная интонация в сложном предложении, где первая часть указывает на время или условие того, о чём говорится во второй части:

     
 


Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

Пояснительные отношения в предложении Выйдя на улицу, он почувствовал: весна не за горами передаются пояснительной интонацией: первая часть произносится с предупредительным понижением голоса, после неё идёт значительная пауза:  

Выйдя на улицу, он почувствовал: весна не за горами.

Сходная интонация в предложении, где вторая часть указывает на причину того, о чём говорилось в первой части:

Опасения были не напрасны: слева мелькнул крутой обрыв.

4. Запишите в тетрадь:

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

[ ], [ ].    [  ]; [ ]. одновременность, последовательность
[ ]: [ ]. причина. пояснение, разъяснение
[ ] [ ]. время, условие, противопоставление, следствие  

5. Изучить параграф 31, 32.

6. Выполнить упражнение 186. В данном упражнении необходимо выписать слова с пропущенными буквами, объясните графически орфограммы.

7. Выполнить упражнение 191. Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, сначала простые предложения с однородными членами, затем бессоюзные сложные предложения.

    Жду фото ваших выполненных работ в тетради на мою персональную почту olga. zhuravel. 1990@mail. ru, либо в вайбер +380506334744 до 16. 00 ежедневно. Обязательно в теме письма укажите вашу фамилию и класс, к письму прикрепляйте файл с ответами.

 Если у вас возникнут трудности, вопросы по материалу урока, по выполнению домашнего задания, я предлагаю вам график консультаций:

День недели Время Учитель Способы получения консультации
Вторник 12. 00 - 14. 00 Ракус Ольга Владимировна В телефонном режиме: 071 – 412 – 87 – 18 Вайбер: +380506334744

 

Удачи, ребята! Верю в ваши силы и возможности! Берегите себя и своих близких!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.