Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифф



 

Под социальными общностями понимаются структуры, объединяющие ее членов по признаку их соответствия конкретному критерию. Таким критерием может выступать род занятий (производственный коллектив, воинское подразделение), профессия, религия, политические взгляды, совместное проживание, проведение досуга, занятия спортом, искусством. Такие общности могут вести к появлению организаций, ассоциаций (профессиональные союзы, политические партии, церковные организации, сообщества ученых, ассоциации юристов, врачей, учителей, объединения граждан по общему месту проживания в органы самоуправления и т. д. ).

Социальная группа — своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Не только общество в целом, но и отдельный человек живет по законам социальной группы. Многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается основа социальной жизни.
Классификация: Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т. д. ). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т. д. ).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.

Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т. д. ).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т. д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т. д. ).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т. д. ). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой«шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность — общество» выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.

Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

§ малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);

§ пространственная близость членов группы;

§ устойчивость и длительность существования:

§ высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

§ интенсивность межличностных отношений;

§ развитое чувство принадлежности к группе;

§ неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т. д. ). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

§ сочетание интересов индивида и общества;

§ общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

§ предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

§ социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.

§ Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

§ пол - мужчины и женщины;

§ возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;

§ доход - богатые, бедные, зажиточные;

§ национальность - русские, французы, американцы;

§ семейное положение - женатые, холостые, разведенные;

§ профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;

§ место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, — выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т. д. ).

Прежде всего, нужно упомянуть две категории групп, которые не считаются " социальными группами". Это:

а) статистические группы (например, группа с одинаковым доходом, возрастная группа, профессиональная группа). Она создается тогда, когда исследователь подводит под единое понятие носителей определенных общих качеств. Объединение носителей общих свойств в одном понятии как таковое еще не означает, что данному понятию соответствует какая-то конкретная социальная реальность.

Статистически можно осуществить группирование населения по возрастному признаку, например, распределить всех по году рождения или по фазам жизни, которым соответствует определенный социальный или экономический статус: дети школьного возраста, дети, выросшие в семье с трудоспособными родителями, пенсионеры и т. д. Несмотря на это, " статистическая группа" или " статистическая категория" являются лишь обращенными извне на действительность понятиями, а не частью реальности; они не являются социальной структурой - последняя возникает, когда люди сами " группируются" посредством интегрирующего поведеция. Именно об этом идет речь, когда мы говорим о " социальных группах";

В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.

Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

§ малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);

§ пространственная близость членов группы;

§ устойчивость и длительность существования:

§ высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

§ интенсивность межличностных отношений;

§ развитое чувство принадлежности к группе;

§ неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т. д. ). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

§ сочетание интересов индивида и общества;

§ общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

§ предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

§ социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

 

В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т. д. ). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т. д. ).

 

В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.

Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т. д. ).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т. д.

 

Референтные группы — это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания. Именнотакие группы называют референтными.

Индивид может не принадлежать к референтной группе, поэтому такую группу следует рассматривать как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении, когда индивиды берут за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой являются сами, например, революционер — выходец из аристократических кругов, католик-вероотступник, профсоюзный деятель — реакционер, потрепанный джентльмен, предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов.

Референтные группы выполняют как нормативные функции, так и сравнительные. Поскольку индивиду хотелось бы видеть себя полноправным членом определенной группы (или он стремится к членству в какой-то группе), он принимает групповые стандарты и принципы, «культивируя» соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Поведение индивида задается принадлежностью к конкретной группе. Индивид также использует стандарты своей референтной группы для оценки самого себя как эталонную отметку, по которой он оценивает свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень.

Социально-территориальные общности могут быть определены как совокупность людей, обладающих однотипным отношением к определенной хозяйственно освоенной территории. Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей. Специфические свойства территориальных общностей детерминированы: экономическими условиями, в первую очередь исторически сложившимся разделением труда; социально-классовой, профессиональной и национальной структурой населения; экологическими условиями, оказывающими важное влияние на характер трудовой деятельности, организацию быта и многие другие аспекты образа жизни людей.

В принципе каждая территориальная общность несет на себе некоторые общие черты, характерные для социального организма в целом.

В общей совокупности территориальных образований исходной является первичная территориальная общность, обладающая свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а се составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности.

Такой исходной территориальной общностью является регион.

Между социально-территориальными общностями существуют важные различия: по уровню развития производительных сил, плотности населения, характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.

 

В современной социологии под социальной общностью понимают реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность людей, характеризующуюся относительной целостностью и выступающую самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Следует отметить, что внутри общества как динамично развивающейся системы постоянно происходят сложные процессы социальной интеграции (объединения) и дифференциации (разделения). При этом процессы интеграции способствуют укреплению социальных связей между экономической, политической и духовной сферами жизнедеятельности людей и позволяют воспроизводить социальные отношения общности как целостной системы. Процессы же дифференциации являются следствием разделения и специализации труда, появления новых ценностей и норм, отношения к различным формам собственности и т. д.

Ян Щепаньский предлагает выделить два больших класса общностей: естественные - существующие в реальности (территориальные. этнические) и номинальные (общность российских предпринимателей). Данные общности он делит на фиксированные в социальной системе (классы, профессиональные группы) и нефиксированные (например, движения зеленых).

Таким образом, социальные общности формируются и развиваются на основе взаимодействия или социальных связей. Они образуются на всех уровнях социальной иерархии и отличаются большим многообразием.

 

В настоящее время социологи уделяют значительное внимание изучению малых групп, позволяющему на микроуровне проследить зарождение многих процессов, возникающих в обществе. Малые группы отличаются от больших не только количественными параметрами, но и качественно иными социально-психологическими характеристиками.

В исследовании малой группы выделяют два аспекта: лидерство и групповую динамику.

Лидерство рассматривается как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда наиболее влиятельный член группы берет на себя функции, связанные с координацией и направлением действий всей группы.

Групповая динамика предполагает:

формирование структуры группы;

изменение статуса группы (прогресс или регресс);

флуктуацию, т. е. возможное неоднократное изменение позиции индивида в структуре группы;

руководство и лидерство;

формирование групповых ценностей и группового мнения;

возникновение конфликтов и их разрешение;

воздействия на членов группы с целью их сплочения.

Одна из важных характеристик групповой динамики – способ коммуникации в малой группе (т. е. как осуществляются непосредственное взаимодействие и обмен информацией между членами группы). Все способы коммуникации подразделяются на два основных типа: централизованные («штурвал», «веер») и децентрализованные («круг»). Первые эффективны при выполнении оперативных заданий, вторые – в творческой работе. Возможны смешанные варианты коммуникации

 

 

 

Лидер – это наиболее авторитетный член группы, который определяет и организует ее деятельность для достижения групповых целей.

Лидер должен обладать определенными качествами, среди которых социологи и социальные психологи выделяют следующие:

физические качества: активный, энергичный, здоровый, сильный;

личностные качества: уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;

интеллектуальные качества: ум, способность принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

коммуникативные качества: контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

 

Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в авторитарных. Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны.

 

Лидер как администратор

Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.

Иногда индивид, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других, ему кажется, что во всем необходимо его личное участие. В результате он лишает подчиненных чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.