Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вам предстоит изучить критическую статью и составить краткие утверждения (тезисы).



 

Предмет Литература
Класс
Учитель Ракус Ольга Владимировна
e-mail olga. zhuravel. 1990@mail. ru
Дата урока 30. 03. 2022

Тема урока: Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Здравствуйте, уважаемые 9-ти классники!

     Мы продолжаем наше обучение в дистанционном формате. Сегодня мы продолжим работать с поэмой Н. В. Гоголя «Мертвые души».

 

Алгоритм выполнения работы:

1. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

2.  Прочитайте высказывания критиков и устно сделайте вывод, о чём мы сегодня будем говорить на уроке:

А. Герцен: «Не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие - вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу» А. Белый: «Каждый последующий помещик, с которым судьба сталкивала Чичикова, «более мёртв, чем предыдущий»

3. Изучите теоретический материал (Устно).

Литературная критика о поэме. «Самовластная царица современного мира" - так называл В. Г. Белинский литературную критику, т. к. она была для него активной и чрезвычайно важной формой общественной деятельности. Ведь в те времена свежий номер журнала " Телескоп", " Отечественные записки" или " Современник" начинали читать именно с раздела критики и библиографии. Там ставились главные вопросы жизни. Там читатель искал и чаще всего находил ответы на них. Замечу, что до Белинского критика была недостаточно зрелой и напоминала, по выражению Белинского, " надписи учителя на тетрадках школьника: недурно, порядочно, изрядно, хорошо, очень хорошо, отлично, прекрасно, превосходно! ». А В. Г. Белинский создал совершенно новый тип литературной критики - боевой, политически целеустремленной. Он обосновал социально-исторический взгляд на художественное творчество. Он отстаивал такую критику, которая, как и искусство, давала бы «ответы на вопросы времени». Белинский боролся за критику, которая воспитывала бы в читателе патриотическую любовь к своей родине, к ее народу. Критика Белинского теоретически обобщила художественный опыт отечественной и зарубежной литературы и, прежде всего - Пушкина, Лермонтова.

- Цензор А. В. Никитенко, большой поклонник Гоголя, получив рукопись, увлекся, «промахнулнулся как читатель, и должен был прочесть снова» (из письма Белинского к Гоголю). -— А. И. Герцен запишет в дневнике: «Мертвые души» - это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас» 4. Прочитать статью и составить тезисы.

Дуэль на письмах. Выстрел Белинского. Началось все с письма Гоголя к Белинскому от 20 июня 1847 года, в котором тот, реагируя на его разгромную статью в «Современнике», пытался как-то объясниться. В ответ на это Белинский, будучи на лечении в Германии, в городе Зальцбрунне, 15 июля написал Гоголю ответ. В этом письме Виссарион Григорьевич в полной мере отдался тому негодованию и бешенству, какие не мог позволить себе в журнальной статье. Даже современному человеку, постоянно наблюдающему в соцсетях споры, почти не отличимые от ругани, тональность письма Белинского может показаться истерической. «Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов» — это еще не самые резкие выражения. Белинский писал, что Гоголь — в лучшем случае душевнобольной, а в худшем — карьерист, надеющийся выслужиться с помощью своей книги и получить место учителя наследника престола. Основная мысль письма: как вы, гениальный художник, написавший «Ревизора» и «Мертвые души», опустились до дифирамбов в адрес Православной Церкви, которая представляет из себя одно сплошное мракобесие! Как вы могли предать свой талант! Единственное, чем вы можете загладить свое преступление, — это немедленно отречься от своей книги! Нетрудно видеть, что пафос его очень похож на религиозный. Белинский подобен адепту истинной веры, который сурово обличает отступника-еретика. Просто предмет веры тут иной, здесь вера в социальный прогресс и в то, что литература должна служить делу прогресса. Послав это письмо Гоголю, Белинский, очевидно, поделился с кем-то копией, в результате оно сделалось известным в России, его переписывали друг у друга, обсуждали. Цензура мгновенно его запретила, и этот запрет (действовавший до 1905 года! ) объективно оказался, как сказали бы сейчас, идеальным пиар-ходом. Письмо восприняли как «политическое завещание» Белинского. В середине 1850-х годов Иван Аксаков писал родным: «Много я ездил по России: имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше, всякому жаждущему свежего воздуха среди вонючего болота провинциальной жизни. Нет ни одного учителя гимназии в губернских городах, которые бы не знали наизусть письма Белинского к Гоголю…» За чтение и распространение письма можно было поплатиться — как это произошло в 1849 году с молодым Достоевским, который за чтение и «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» был приговорен к расстрелу (смертную казнь в последний момент заменили каторгой). Впрочем, большинство людей читали и распространяли это письмо без каких-либо неприятных последствий.

Суть письма. Начинает Гоголь с того, что призывает Белинского одуматься и оставаться именно литературным критиком, а не политическим публицистом. «Как же с вашим односторонним, пылким, как порох, умом, уже вспыхивающим прежде, чем еще успели узнать, что истина, как вам не потеряться? Вы сгорите, как свечка, и других сожжете». Затем он отвечает Белинскому на личные обвинения, причем отвечает «асимметрично» — не брызжа слюной, не ругаясь. «Вам следовало поудержаться клеймить меня теми обидными подозрениями, какими я бы не имел духа запятнать последнего мерзавца. Это вам нужно бы вспомнить. Вы извиняете себя гневным расположением духа. Но как же в гневном расположении духа вы решаетесь говорить о таких важных предметах и не видите, что вас ослепляет гневный ум и отнимает спокойствие». А вот дальше уже начинается разговор по существу, о самом главном, что разделяет Белинского и Гоголя — об отношении к вере, к Православной Церкви, о жизненных приоритетах. «Что мне сказать вам на резкое замечание, будто русский мужик не склонен к религии и что, говоря о Боге, он чешет у себя другой рукой пониже спины, замечание, которое вы с такою самоуверенностью произносите, как будто век обращались с русским мужиком? Что тут говорить, когда так красноречиво говорят тысячи церквей и монастырей, покрывающих Русскую землю. Они строятся не дарами богатых, но бедными лептами неимущих, тем самым народом, о котором вы говорите, что он с неуваженьем отзывается о Боге, и который делится последней копейкой с бедным и Богом, терпит горькую нужду, о которой знает каждый из нас, чтобы иметь возможность принести усердное подаяние Богу». Говоря о политическом устройстве России, Гоголь вовсе его не идеализирует, но вновь повторяет сказанное в «Выбранных местах…»: никакого толку от политических реформ не будет, если люди не опомнятся, не вернутся к христианской жизни. «Если же правительство огромная шайка воров, или, вы думаете, этого не знает никто из русских? Рассмотрим пристально, отчего это? < …> Как же не образоваться посреди такой разладицы ворам и всевозможным плутням, и несправедливостям, когда всякий видит, что везде завелись препятствия, всякий думает только о себе и о том, как бы себе запасти потеплей квартирку? » Так Гоголь отвечает на все стержневые моменты письма Белинского, показывая легковесность, несостоятельность его мировосприятия, отсутствие достаточных знаний и жизненного опыта, чтобы судить о религии, политике и обществе. А теперь перейдем к анализу литературно-критической статьи. Статья Белинского " Похождения Чичикова, или «Мертвые души", впервые опубликованная в седьмом номере журнала «Отечественные записки» за 1842 г., и будет объектом нашей работы сегодня.

Вам предстоит изучить критическую статью и составить краткие утверждения (тезисы).

    Жду фото ваших выполненных работ в тетради на мою персональную почту olga. zhuravel. 1990@mail. ru, либо в вайбер +380506334744 до 16. 00 ежедневно. Обязательно в теме письма укажите вашу фамилию и класс, к письму прикрепляйте файл с ответами.

 Если у вас возникнут трудности, вопросы по материалу урока, по выполнению домашнего задания, я предлагаю вам график консультаций:

День недели Время Учитель Способы получения консультации
Среда - четверг 10. 00 - 12. 00 Ракус Ольга Владимировна В телефонном режиме: 071 – 412 – 87 – 18 Вайбер: +380506334744

 

Удачи, ребята! Верю в ваши силы и возможности! Берегите себя и своих близких!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.