![]()
|
|||
Звуки [З], [З']. Буква ЗСтр 1 из 2Следующая ⇒
Знакомство со звуком [З] -Взрослый предлагает ребенку подобрать рифму к слову майка (чайка, зайка), просит определить первый звук в слове зайка. -Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [З]: — губы в улыбке; — зубы сближены; — широкий кончик языка за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам; — холодный воздух идет по центру язычка; — горлышко «работает». -Символ звука: муха звенит: ЗЗЗЗЗ... - Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. - Обозначение: синий цвет. -Фонетическое упражнение. Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗ... (произносить длительно на плавном выдохе). -Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [З]»: з, м, б, в, з...; за, ба, га, зы...; зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко. -Повторить за взрослым серию слогов: за-зо-зу-зы; зда-здо-зду-зды.
-Закончить слово слогами: ЗА: ва..., ро..., гла..., еле..., гро...; ЗЫ: ко..., ва..., гро..., бере..., арбу..., моро..., серви...
-Подобрать слово к его началу: ЗА: ... мок, ... бор, ... вод, ... гадка.
-Взрослый произносит слова целиком и просит ребенка разделить слова на слоги, назвать одинаковый второй слог во всех этих словах: музыка, козырек, пузырек; казаки, фазаны, вокзалы.
-Взрослый предлагает ребенку заменить первый звук в словах на звук [З]. Какие слова получились? Составить с каждым словом предложение: губы — зубы, набор —..., двери —..., наряд —..., дуб —..., вагон —...
-Подобрать как можно больше слов со звуком [З], определить место звука [З] в словах (начало, середина слова). -Выучить чистоговорки: За-за-за — вот идет коза. Зу-зу-зу — не боюсь козу. Зы-зы-зы — нет козы.
Знакомство со звуком [З'] -Взрослый просит ребенка ответить на вопрос и назвать первый звук в ответе: Когда на улице мороз, идет снег, замерзают реки? (Зимой. ) -Символ звука: комар звенит: зьзьзь... - Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый цвет. -Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [З']»: зь, мь, бь...; зя, зе, би...; зима, лето, зимородок, пила...
-Взрослый произносит слова целиком и просит ребенка разделить их на слоги, назвать одинаковый второй слог в словах: резина, низина, корзина, дрезина. -Назвать лишнее слово в ряду (по месту звука [З'] в слове): зима, земля, зеленый, козел; кизил, зяблик, разиня, резина. -Заменить первый звук в словах на звук [З']. Какие слова получились? Составить с ними предложения. Кефир — зефир, пеленка —... -Подобрать родственные слова к слову зима. В каком слове звук [З'] стоит в середине слова? зимний, зимовье, зимовка, зимовать, озимые, зимующий, зимородок.
-Выучить чистоговорки: Зя-зя-зя — мы видели язя. Зи-зи-зи — резину привези.
Дифференциация звуков [З] — [З']
-Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: за-зя, зы-...; зя-за, зи-...
-Назвать лишнее слово в ряду: зубы, зимний, золото, коза; зяблик, зефир, магазин, козы.
-Дидактическое упражнение «Подари подарки Зое и Зине» (подобрать слова со звуками [З] и [З']).
-Составить как можно больше предложений про Зину и Зою, используя знакомые предлоги.
|
|||
|