Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План полного морфемного анализа слова



 

Ж 2 Морфемика

Если Вы не выполнили какие-либо из заданий предыдущего семинара, см. письмо с материалами к семинару 9 марта.

Прочитайте тему «Морфемика» и тему «Словообразование. Способы словообразования» по лекциям или любому вузовскому пособию и выполните следующие задания.

1. Приведите примеры нескольких рядов существительных с суф. - чик - и укажите возможные омонимичные значения суффикса.

2. Выделите морфемы в следующих словах и охарактеризуйте данное языковое явление:

1) Ветер стих. – Пушкинский стих. 2) Проект явно будет отвергнут. – Они

отвергнут    ваше предложение. 3) Простой техники. – Простой пример.

3. Выделите морфемы в следующих словах:

а) мячик     диванчик      ларчик   пончик   кончик    венчик   перчик

мальчик    укольчик    переводчик  кабатчик  птенчик пальчик 

б) гористый   хористка  ветвистый листики солисты чистый  твист

аметист   портретист    дантист    лучистый     курсистка   батистовый  

4.    Приведите примеры существительных с суффиксом - ец - (с омонимичн. суф; по 2 - 3 примера ):

А) лицо по принадлежности к нации, народности:

Б) лицо по месту проживания:

В) лицо по принадлежности к какому-либо общественному движению, по принадлежности к какой-либо группе / группировке в обществе:

Г) лицо по роду занятий:

Д) лицо как носитель каких-либо присущих ему качеств:.

5.    Образуйте все формы от следующих глаголов: украсить   замечать    

6. Определите, какие морфонологические явления (чередование, перемещение ударения, усечение производящей основы, интерфиксация, наложение /интерференция – см. материалы лекции) имеют место при образовании следующих слов, и укажите производящую основу / слово для каждой единицы.

подмигну (кому-либо)                                     перчина

сыночек                                                             бродяжничать

певец                                                                 пианист

(не) расхолаживайся (расхолаживаться)       крепыш

Клязьминское (водохранилище)                    решение (решить)

смоленские (Смоленск)                                  одесские (знакомые)

пальтишко, пальтушка (пальто)                    пристраивать (пристроить)

драматический (драма)                                  обозначать (обозначить)

7.   Определите способ словообразования каждого слова и укажите производящую основу (слово).

судейский                                                         залавливать

двойной                                                            удвоение

ломкость                                                          поломка

бездорожье                                                      полковник

стрельбище                                                      паровозный

предательство                                                 перевыполнение

прогуливать                                                    переписываться

безумец                                                            погружение

подсказка                                                        быстрорастворимый

проигрыватель                                               выдёргивать

досидеться                                                      подмосковный

безбилетный                                                  караул! (как междометие) 

8.   Проведите полный морфемный и словообразовательный анализ (см. план и образец анализа)   одного из следующих слов, для двух других слов проведите краткий (графический) морфемный анализ и укажите способ словообразования:       обслуживание, медоносный, зарубежье  

 

          

        Материалы для аудиторной работы (ИМЕТЬ В РАСПЕЧАТАННОМ ВИДЕ НА ЗАНЯТИИ)

1. Расположите следующие единицы словообразовательного гнезда с вершиной РЫБА по словообразовательным цепочкам (учитывая последовательность в образовании слов):

рыбка, рыболов, рыбацкий, порыбачить, рыбак, рыболовецкий, по-рыбачьи, рыбий, рыбачить, безрыбица, рыболовный, по-рыбацки, рыбалить, рыбёшка, рыбонька, рыбалка

2. Какие словообразовательные типы представлены в следующем списке слов? Есть ли среди этих слов непроизводные единицы? Сгруппируйте производные единицы так, чтобы показать 3 - 4 разных словообразовательных типа.

толщина, глина, тишина, горошина, виноградина, оленина, глубина, царапина, голосина, лососина, баранина, домина, бусина, бузина, длина, осетрина, говядина, вышина, витрина, жемчужина, старина, холодина, отметина, смородина, низина, рябина (дерево), ангина, свинина, жемчужина, корзина, стволина, медвежатина, картина, соломина, конина, лысина, осина, зайчатина, махина, гусятина (можете дополнять ряды своими примерами).

                                     План полного морфемного анализа слова

1. Определить часть речи и грамматическую форму слова; указать, изменяемая это единица или нет.

2. Для изменяемых слов = выделить все формообразующие аффиксы (морфемы) и указать их грамматическое значение.

3. Выделить основу и определить тип основы: компактная – прерывистая; простая – сложная; членимая – нечленимая.

4. Если основа членимая, то выделить в основе все аффиксы (морфемы), доказав их наличие в слове; указать (по возможности) значение каждой морфемы. (+/- Указать морфы, которыми могут быть выражены все выделенные морфемы. )

5. Выделить корень и указать морфы, которыми он может быть представлен в однокоренных словах; указать, свободным или связанным является корень.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.