Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЕДЫХ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ. 28 октября 1941 г. – 1 апреля 2008 г.. Вот послужной список Вячеслава Ивановича Седых, которому сегодня исполнилось бы 75 лет: доктор технических наук, профессор, академик Академии транспорта РФ, Заслуженный работник транспорта РФ



СЕДЫХ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ

28 октября 1941 г. – 1 апреля 2008 г.

Вот послужной список Вячеслава Ивановича Седых, которому сегодня исполнилось бы 75 лет: доктор технических наук, профессор, академик Академии транспорта РФ, Заслуженный работник транспорта РФ, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, «Дружбы народов», медали «300 лет Российскому флоту».

1959-1960 – судосборщик ордена Ленина Дальзавода.

1960-1966 – курсант Дальневосточного высшего инженерного морского училища имени адмирала Г. И. Невельского (ДВВИМУ).

1966-1974 – ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры технологии и организации судоремонта ДВВИМУ им. адм. Г. И. Невельского.

1974-1980–заместитель начальника ДВВИМУ по научной работе.

1980-09. 1983 – заместитель начальника ДВВИМУ по учебной работе.

С 1983 – начальник Дальневосточного высшего инженерного морского училища, начальник Дальневосточной государственной морской академии, ректор Морского государственного университета имени адмирала Г. И Невельского.

Он руководил нашим вузом двадцать пять лет. На его долю выпала основная тяжесть нагрузки по сохранению и развитию морского образования в Приморье в тяжелейший период развала Советского Союза и изменения социально-экономического строя страны.

Проблемы, свойственные этому периоду, начались не сразу: несколько первых лет новому руководителю вуза удалось поработать в относительно благоприятных условиях. Отлаженная жизнь училища продолжалась как бы по инерции: задел, обеспеченный предшественниками, позволял «бурсе» нормально функционировать и спокойно смотреть в будущее.

В силу своего характера, новый начальник не был склонен удовлетворяться достигнутым, а, освоившись в должности, Вячеслав Иванович довольно отчётливо определил перспективу училища. Он видел необходимость, если не реформ, то, как минимум, существенных изменений образовательного процесса и жизни учебного заведения в целом.

Начавшаяся в восьмидесятых годах прошлого века перестройка привела к результатам, о которых никто, кажется, не помышлял. Страна не просто изменилась. Прекратил существование, развалился не несколько отдельных государств Советский Союз, поменялся социально-экономический строй, Россия начала строить капитализм.

Сложности, возникшие во всех областях человеческой деятельности, тяжелейшим бременем легли на высшую школу, на всю образовательную систему страны. Приватизация национального богатства, капитализация экономики не оставили места той всесторонней государственной заботе и помощи, которая обеспечивала функционирование и само существование морского вуза на протяжении почти полувека со дня его основания.

Прежде всего, по училищу ударил финансовый дефицит. Он и без того существовал на протяжении длительного периода ещё при советской власти, ну а тут всё многократно усугубилось.

Официальные идеологи образовательной реформы настойчиво ставили вопрос о закрытии или передаче ведомственных учебных заведений под общее начало министерства образования, которое по определению не годилось для эффективного управления такими специфическими вузами, каким являлось, допустим, Дальневосточное высшее инженерное морское училище.

Общая нестабильность в стране, разнообразные кризисы – от энергетического до производственно-финансового, следующие один за другим, порождали неуверенность в завтрашнем дне. Ни о каком развитии не могло быть и речи. Задача заключалась в том, чтобы выжить.

Сохранить самобытность морского вуза, сберечь традиции, не поломать исторически сложившийся, продиктованный спецификой морского дела жизненный уклад – эта главнейшая для нашего училища задача в девяностые годы прошлого века решалась в ДВВИМУ на пределе возможностей. Достаточно вспомнить только об одном факте. В отличие от других, «гражданских» вузов, где стоимость обучения студента на одном курсе укладывалась в полторы-две тысячи долларов, в ДВВИМУ на учебу в течение одного года для курсанта требовалось минимум в четыре раза больше средств. Жизнь на полном обеспечении, с питанием, обмундированием, казенным жильем стоила восемь тысяч долларов. Государство же покрывало только полторы-две из них.

Некоторые цифры сегодня кажутся невероятными. Скажем, на питание курсанту выделялось шесть рублей в сутки, тогда как одна булка хлеба покупалась училищем за 25 рублей. На обмундирование государство не давало ни копейки…

Вузы-побратимы в Новороссийске и Санкт-Петербурге в сложившихся условиях отказались от единой бесплатной флотской формы для курсантов, более того – частично ввели платное обучение для плавательных специальностей. И только во Владивостоке в нашей «мореходке» казенный «кошт» для будущих мореходов был полностью сохранен.

В этом не было наивного альтруизма, тем более каких-то надуманных причин или обыкновенной саморекламы – вот, мол, какие мы: никто не смог, а мы попробуем! Руководство вуза, в первую очередь В. И. Седых, понимало – если мы не воспитаем из своих курсантов настоящих моряков, то выпускники едва ли захотят идти в море. Детки обеспеченных родителей, получив диплом, пристроятся на берегу под крылом мам и пап, а тем, у кого с деньгами не густо, не так-то просто будет прокормиться в течение шести лет обучения, а если придется еще и платить за учебу, то дорога в моряки для большинства их них будет закрыта.

Вячеслав Седых полагал, что решению многих сложных вопросов могло бы способствовать создание в училище научно-производственных центров. Они подходили для закрепления курсантами практических навыков по избранным профессиям, одновременно позволяя обучающимся пополнять личный бюджет кое-каким приработком. Преподаватели получали возможность совершенствовать методику обучения и, в свою очередь, рассчитывать на приварок к своей более чем скромной зарплате.

По подсчетам Вячеслава Ивановича, для решения этих задач было достаточно иметь семь таких подразделений. Однако, в конце концов, пришлось создавать их значительно больше. Со временем число научно-производственных центров достигло двух с половиной десятков. Быстро менялась вся внутренняя организация вуза, включая в себя все новые и новые хозрасчетные структуры. Им ставилась задача параллельно с повышением качества образовательных услуг обеспечить поступление денежных средств, необходимых для покрытия дефицита государственного финансирования. Так в хозяйстве морского вуза появились судоходная компания с учебно-производственными судами, рыбодобывающее судно и многое другое.

Последовательно расширялся перечень специальностей, по которым стали готовить обучающихся в вузе. В основу этой работы было положено обстоятельство, что для нормального функционирования флота одного моряка, находящегося в море, должны обслуживать восемь человек на берегу, а всей морской инфраструктурой востребованы более чем шестьдесят профессий и специализаций.

Одновременно с вопросом подготовки кадров для флота и его береговых служб открытие новых специальностей на основе платного обучения способствовало решению все той же, самой главной, задачи – пополнения внебюджетного фонда, от которого все больше зависела жизнь учебного заведения. Это был путь поистине революционных преобразований.

Логично и неизбежно Дальневосточное высшее инженерное морское училище реорганизуется в Дальневосточную государственную морскую академию. То же самое происходит с другими российскими морскими вузами в Новороссийске и Санкт-Петербурге. Но дальше непроторенной дорогой идут только дальневосточники. На базе ДВМГА создается первый и единственный в стране Морской государственный университет.

Он выходит на международную арену, приобретает авторитет и известность в мировом морском сообществе, работает по конвенционным программам. Устанавливаются широкие связи с коллегами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, налаживаются прямые взаимовыгодные отношения с морскими учебными заведениями Австралии и Китая, Японии и Кореи, Вьетнама и Филиппин…

Теперь Морской государственный университет готовит выпускников более чем по трем десяткам специальностей. В его структуре появляется более десяти институтов. В нем рождается идея создания государственного морского университетского комплекса – учебного заведения нового типа, не имеющего аналогов в системе отечественной высшей школы. Эта идея получает поддержку руководства отрасли и правительства страны. На базе Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского создается экспериментальная площадка для реализации грандиозного проекта.

    Трудно сказать, как выглядел бы сегодня единственный в России Морской государственный университет, если бы к его руководству не пришел в 1983 году Вячеславу Иванович Седых. Четвертый начальник ДВВИМУ, ставший отцом-основателем Морской академии, первым ректором и президентом Морского университета, Седых был, безусловно, государственным человеком, то есть человеком, мыслящим масштабно, умеющим предвидеть будущее, способным ставить перед коллективом самые сложные задачи и организовать их успешное решение в интересах именно государственных.

Сам Вячеслав Иванович был, без сомнения, человеком необыкновенным. Даже те, кто знал его годы и десятилетия, кто близко и много общался с ним, не могли привыкнуть к его уникальной трудоспособности, не могли не удивляться его энергии, не переставали склонять голову перед его светлым проницательным умом.

Я думаю, «бурсе» сильно повезло, что в критические годы на стыке XX-го и XXI-го веков ею руководил никто другой, а именно Вячеслав Иванович Седых.

Он как-то очень своевременно заметил, что федеральный центр все больше своих прежних функций перекладывает на плечи субъектов федерации и муниципалитеты, что ДВВИМУ – Морская академия – Морской университет, ранее замкнутые на Москву, теряют былую автономность от местной власти и начинают все сильнее зависеть от краевой администрации и руководства города. Реакция Вячеслава Ивановича была не просто разумной, но, может быть, единственно правильной. Седых, что называется, пошел во власть и живо включился в общественную работу.

Он стал депутатом краевой думы, возглавил совет ректоров вузов Приморского края, не отказался от приглашения в правление Приморского фонда культуры и в бюро Российского географического общества – Общества изучения Амурского края и так далее, и так далее. Кто-то пенял ему за это, упрекал в распылении сил, но давно уже не осталось сомнений, что такая политика не просто помогла решить многие, кажущиеся не решаемыми, проблемы, но чрезвычайно способствовала росту авторитета того вуза, который повсюду представлял Вячеслав Седых.

И все-таки стратегические вопросы жизни Морского университета решались не здесь. Если раньше начальникам ДВВИМУ можно было, что называется, не сходя с места спокойно жить и работать во Владивостоке, находясь на всестороннем попечении государства, то во времена Вячеслава Седых приходилось бесчисленные дела буквально пробивать в Москве. В столице Седых проводил не на много меньше времени, чем во Владивостоке. Там ему дали прозвище – «Цунами». Многие чиновники в министерских кабинетах просто побаивались дальневосточного гостя, его напора, его убежденности в правоте своих требований, продиктованных потребностями морского вуза и профессионального образования в целом.

Искренне обеспокоенный процессами, идущими в высшей школе, радеющий за государственные, народные интересы, Вячеслав Иванович пишет и издает книги, названия которых говорят сами за себя: «Наше будущее сидит… за партой? » и «Приоритет преобразований: не навреди! ». После выхода в свет первой из них ректор Московского университета имени М. В. Ломоносова Садовничий лично приглашает Седых войти в состав Всероссийского совета ректоров. Случай для руководителя неклассического, сугубо ведомственного университета, – исключительный!

По решению В. И. Седых Морской университет начинает патронировать ряд культурно-просветительских проектов, осуществляемых в Приморье и на Дальнем Востоке. Цель одна – пробудить интерес людей к исторической правде, к высоконравственному искусству, сохранению и приумножению исконных народных традиций. Для него самый лучший профессионал, самый выдающийся специалист в любой области и, по большому счету, культурный, по-настоящему воспитанный человек,  были неотделимы друг от друга. Можно сказать так: образованность и культура воспринимались Вячеславом Ивановичем как синонимы.

    Возможно, в этой разносторонности, в уникальной широте взглядов и интересов, в развитом эстетическом вкусе – во всем том, что в совокупности можно назвать подлинной русской интеллигентностью, и заключается феномен Вячеслава Седых. В течение четверти века, в самые тяжелые годы в истории Морского государственного университета, он был его надеждой и опорой. Благодаря незаурядному таланту руководителя, благодаря своим бесценным человеческим качествам, Седых не просто сохранил старейшее учебное заведение Владивостока, но добился того, что МГУ им. адм. Г. И. Невельского является ныне безусловным флагманом морских вузов России.

 

Владимир Гаманов



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.