Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Типы оперы



 

 

 

ОПЕРА (итал. opera, букв. - труд, дело, сочинение) – музыкально- драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв

 В ходе исторической эволюции были выработаны разнообразные формы сольного высказывания: ария, ариозо, каватина; различные виды вокального ансамбля: дуэт, терцет, квартет и т. д.; хор, балетные сцены, а также увертюра, симфонические антракты.

Типы оперы

Комическая опера - очень лёгкая комедийная опера, не затрагивающая серьёзных и непростых тем, всегда со счастливым концом. Некоторые из форм комической оперы это оперетта и опера-буффа. В этом виде музыкально-театрального искусства зачастую музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами.
Во Франции разновидностью комической оперы является опера комик (comique), но основным отличием является то, что Опера комик не всегда лёгкая и смешная, зачастую с трагическим финалом, самым известным примером является трагическая " Кармен" (Carmen) Жоржа Бизе.

Опера-серия (серьёзная опера) - также известна как неаполитанская опера из-за истории своего происхождения и влияния на ее развитие неаполитанской школы. Часто сюжет имеет историческую или сказочную направленность и посвящен каким-либо героическим личностям или мифическим героям и древним богам, отличительной особенностью является преобладание сольного исполнения в стиле бельканто, а также ясно выражено разделение функций сценического действия (текста) и самой музыки.

Полусерьёзная опера (опера-семисерия) - жанр итальянской оперы с серьезной историей и счастливым концом. В отичие от трагической оперы или мелодрамы, в этом типе присутствует хотя бы один комический персонаж.

Большая опера (гранд) - возникла в Париже в XIX веке, название говорит само за себя - крупномасштабное впечатляющее действие в четыре иля пять актов с большим количеством исполнителей, оркестром, хором, балетом, красивыми костюмами и декорациями.

Веристская опера (от итал. verismo) - реализм, правдивость. Этот тип оперы возник в конце XIX века. Большинство персонажей этого типа оперы являются обычными людьми (в отличии от мифических и героических личностей) с их проблемами, чувствами и отношениями, сюжеты нередко строятся на каждодневных делах и заботах, показаны картины повседневного быта. Веризм ввел в оперу такой творческий приём, как калейдоскопическая смена событий, предвосхищающий " кадровый" монтаж кино, и применение в текстах прозы вместо поэзии.

Оперетта - «маленькая опера», появилась во Франции во 2-й половине XIX века. Отличительная особенность этого жанра - комический незатейливый сюжет, скромный масштаб, простые формы, и «легкая», без труда запоминаемая, музыка.

 

МЮЗИКЛ (англ. musical, сокр. от musicalcomedy – музыкальная комедия) - музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусств. В отличие от оперетты может быть не только комедией, но и драмой.

 БАЛЕТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo - танцую) - вид сценического искусства, содержание которого выражается в музыкально- хореографических образах. Термин " Балет" возник в Италия в конце 16 в. для обозначения танцевального эпизода в опере, передающего определѐ нное настроение или объединѐ нного единым действием. Выделение балета в самостоятельный вид искусства произошло позднее. В первых французских балетах (" Комедийный балет королевы", 1581, и др. ) музыкальную основу составляли бытовавшие тогда народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту.

 

ХОРОВАЯ МУЗЫКА - музыка, предназначенная для исполнения хором. Один из наиболее демократичных видов искусства. Различают хоровую музыку народную и профессиональную, светскую и культовую.

Образцы хоровой музыки:

МЕССА

СТРАСТИ

МАДРИГАЛ

 ШАНСОН

КАНТАТА

КАНТ ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром.

 СИМФОНИЯ (от греч. - созвучие, благозвучное сочетание тонов) - ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в сер. 18 в. Термин, возникший в Древней Греции, обозначал в Западной Европе до появления жанра симфонии разнообразные вокально-инструментальные композиции. С 17 в. так называли инструментальные вступления к опере. Свой классический облик симфония приобретает у представителей венской классической школы - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена.

В их творчестве откристаллизовался 4-частный сонатно-симфонический цикл, включающий Allegro в сонатной форме, медленную часть, менуэт (позже скерцо) и финал.

Образцы симфонической музыки:

СИМФОНИЕТТА;

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА

СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ

СИМФОНИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ

СЮИТА

 

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (от лат. camera - комната; итал. musicadecamera; франц. musiquedechambre; англ. chambermusic; нем. Kammermusik) - вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования.

Для нее характерны специфические инструментальные составы (от одного исполнителя-солиста до нескольких, объединяемых в ансамбле) и особенности музыкального изложения: детализация мелодических, интонационных, ритмических и динамических выразительных средств.

Особым жанром являются КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МИНИАТЮРЫ – небольшие образные инструментальные пьесы. В 19- 20 вв. они нередко объединяются в циклы.

СОНАТА (итал. sonata, от sonare - звучать) - один из основных жанров инструментальной музыки. В 16 в. утвердилось понятие сонаты как сочинения, предназначенного для инструментального исполнения, в отличие от кантаты - для вокального исполнения.

ТРИО (итал. trio, от лат. tres, tria - три) –

 1) ансамбль исполнителей из трѐ х человек (терцет)

2) Музыкальное произведение для трѐ х инструментов или певческих голосов.

 КВАРТЕТ (итал. quartette, от лат. quartus - четвѐ ртый; франц. quatuоr; нем. Quartett; англ. quartet) – ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов или вокалистов). В камерно-инструментальной музыке могут быть однородными (4 смычковых, 4 деревянных духовых, 4 медных духовых и т. д. ) или смешанными (2 скрипки и 2 флейты).

ЭТЮД (от франц. etude – учение, изучение) -музыкальная пьеса, предназначенная только для совершенствования технических навыков игры на инструменте.

 

 

ВОКАЛЬНАЯ КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (в жанрах песни и романса). Исключительное внимание ей уделяли композиторы-романтики. Они ввели жанр вокальной миниатюры, а также вокально-песенные циклы, объединѐ нные одной идеей (" Зимний путь" Франца Шуберта, " Любовь и жизнь женщины" Роберта Шумана и др. ). Широкое развитие жанры песни и романса получили в России (с 18 в., композиторы Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Петр Ильич Чайковский, Александр Порфирьевич Бородин, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Сергей Васильевич Рахманинов.

ПЕСНЯ (лат. cantus, cantio; итал. canzona; франц. chanson; англ. song; нем. Lied) - наиболее распространѐ нный жанр вокальной музыки, поэтическое произведение, предназначенное для пения.

 Классификация ПЕСНИ может производиться по разным признакам:

- словесного и музыкального содержания (революционные, патриотические, лирические, сатирические, маршевые, танцевальные и т. д. );

- социального функционирования (крестьянские, городские, бытовые, военно- строевые и др. );

- фактуры и исполнительского состава (одно- и многоголосные, сольные и хоровые, с инструментальным сопровождением и без него).

 Самая распространѐ нная форма песни - куплетная.

РОМАНС (испан. romance) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом

. Отличается от песни большей детализацией мелодии и еѐ связью со словами, выразительной ролью инструментального сопровождения. Романсы подразделяются на жанровые разновидности: балладу, элегию, баркаролу и др.

 В 19 в. романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерную для эпохи романтизма тенденцию - воспроизведение внутреннего мира человека во всех психологических нюансах (творчество Франца Шуберта, Роберта Шумана, Иоганна Брамса и др. )

ВОКАЛИЗ (франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный звук; звучный, певучий) - исполняющееся на гласном звуке упражнение для развития вокальной техники, позволяет ярко показать красоту и выработанность голоса

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.