Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4.Поставьте знак ударения в следующих словах: алфавит, плато, инструмент, кухонный.



  ВАРИАНТ 6

  1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходи­мо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

 

Ты мож.. ш.. бе(с/з)конеч.. но долго гл.. деть на море. Оно нико­гда (не)надоест. Оно всегда разное новое (не)обыч.. ное.

Оно м.. няет.. ся на глазах каждый час. То оно тихое, (светло)г.. лубое, в (не)скольких м.. стах покрытое поч.. ти белыми дорожками штиля. То оно (ярко)син.. е пламе(н/нн)оесв.. ркающ.. е. То оно пен.. т.. ся б.. рашками. То под свеж.. м ветром станов.. т.. ся вдруг тёмным, шерстя(н/нн)ым.

Вот нал.. тает буря и оно грозно пр.. обр.. жает.. ся. Шт.. рмовой 2 ветер гон.. т крупную в.. лну. По гриф.. льному небу нос.. т.. ся с криками ч.. йки. Бурные волны вол.. кут и швыряют вдоль бер.. га поч.. рневший 3 от влаги ствол дер.. ва 4. Рез. каязел.. нь горизонта стоит стеной над бурыми обл.. ками шторма. Малахитовые 2 в.. лныпр.. боя, и(з/с)писанные беглыми зигзагами пены, с пушеч.. ным громом разб.. вают.. ся (о)берег. Эхо разнос.. т.. ся бронзой (в)воздухе. Туман брыз(к/г) в.. сит кисеёй* (во)всю высоту пр.. брежных 2 обрывов.

(По В. П. Катаеву )

*кисея — тонкая лёгкая ткань.

 

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова.

(3) – морфологический разбор слова;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слово (-а), в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах: алфавит, плато, инструмент, кухонный.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Одна ласточка весны не делает, но с первой ласточкой начинается ожидание тепла.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) ответ более точен

2) семидесятью годами

3) вкусное какао

4) трое подруг

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены. ) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Обрывистые берега реки поросли травой.

2) Станция Михнево крупный железнодорожный узел Подмосковья.

3) Замечание ваше уместно и справедливо.

4) Солнце в сентябре уже нежаркое.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запя­тые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены. ) На­пишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Горы сверкали серебром и алмазами и резко выделялись на фоне бледного неба.

2) Не забудьте дорогие друзья поблагодарить нашего экскурсовода.

3) Охотников беспокоила не зимняя дорога и не встреча с дикий зверем, а незастывший лёд на переправе.

4) Слышался шум волн и вой ветра да бушевал на походной печурке старый чайник.

 

Прочитайте текст и выполните задания 9 - 14

Текст 2

(1)Победитель Наполеона полководец князь Михаил Илларионович Кутузов в молодости получил тяжёлое ранение в голову, сражаясь с турками в Крыму. (2)Пуля пробила левый висок и вышла у правого глаза. (3)В наше время на обложках книг и журналов и на различных сувенирных изделиях мы часто встречаем изображение полководца с повязкой на правом глазу. (4)Существует популярный миф, что князь после ранения ослеп на один глаз и всю жизнь прикрывал его чёрной лентой. (5)Крымские экскурсоводы, показывая место под Алуштой, где произошло сражение, случается, рассказывают доверчивым туристам эту историю.

(6)Но на самом деле Михаил Илларионович и после ранения видел обоими глазами. (7)На портретах, написанных современниками главнокомандующего (например, на полотне Р. М. Волкова), чёрной повязки на правом глазу у М. И. Кутузова нет. (8)Нет ни одного письменного свидетельства современников о том, что князь её вообще носил. (9)Да, ранение в голову оказалось очень серьёзным, правый глаз был повреждён. (10)Врачи считали чудом, что князь вообще смог выжить. (11)Кутузову пришлось долго восстанавливать своё здоровье. (12)Полтора года он лечился в Петербурге, затем продол­жил лечение в Европе. (13)Будущему главнокомандующему удалось сохранить зрение, он вернулся на службу способным видеть обоими глазами.

(14)Так откуда же взялась чёрная повязка? (15)Считается, что она впервые появилась в 1944 г. в художественном фильме «Кутузов». (16)3атем повязку на правый глаз Кутузова «надели» режиссёры-постановщики ещё одного произведения кинематогра­фа — «Гусарской баллады». (17)По «Гусарской балладе» поставили спектакль, а потом балет. (18)И в них Кутузов тоже был с повязкой. (19)Вот так художественные произведения двадцатого века породили легенду об одноглазом главнокомандующем и о чёрной повязке на его правом глазу.

 

9. Определите и запишите тему и основную мысль текста.

 

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

 

11. Откуда мы знаем, что М. И. Кутузов не носил чёрной повязки на правом глазу?

 

 

12. Определите и запишите лексическое значение слова «тяжёлое»и предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

 

13. Определите стилистическую окраску слова «свидетельства»из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

 

14. Объясните значение фразеологизма взяться за ум, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.