|
|||
4.Поставьте знак ударения в следующих словах: алфавит, плато, инструмент, кухонный.ВАРИАНТ 6
Текст 1
Ты мож.. ш.. бе(с/з)конеч.. но долго гл.. деть на море. Оно никогда (не)надоест. Оно всегда разное новое (не)обыч.. ное. Оно м.. няет.. ся на глазах каждый час. То оно тихое, (светло)г.. лубое, в (не)скольких м.. стах покрытое поч.. ти белыми дорожками штиля. То оно (ярко)син.. е пламе(н/нн)оесв.. ркающ.. е. То оно пен.. т.. ся б.. рашками. То под свеж.. м ветром станов.. т.. ся вдруг тёмным, шерстя(н/нн)ым. Вот нал.. тает буря и оно грозно пр.. обр.. жает.. ся. Шт.. рмовой 2 ветер гон.. т крупную в.. лну. По гриф.. льному небу нос.. т.. ся с криками ч.. йки. Бурные волны вол.. кут и швыряют вдоль бер.. га поч.. рневший 3 от влаги ствол дер.. ва 4. Рез. каязел.. нь горизонта стоит стеной над бурыми обл.. ками шторма. Малахитовые 2 в.. лныпр.. боя, и(з/с)писанные беглыми зигзагами пены, с пушеч.. ным громом разб.. вают.. ся (о)берег. Эхо разнос.. т.. ся бронзой (в)воздухе. Туман брыз(к/г) в.. сит кисеёй* (во)всю высоту пр.. брежных 2 обрывов. (По В. П. Катаеву ) *кисея — тонкая лёгкая ткань.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы: (2) – морфемный и словообразовательный разборы слова. (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения. 3. В выделенном предложении найдите слово (-а), в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 4. Поставьте знак ударения в следующих словах: алфавит, плато, инструмент, кухонный. 5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Одна ласточка весны не делает, но с первой ласточкой начинается ожидание тепла. 6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов). 1) ответ более точен 2) семидесятью годами 3) вкусное какао 4) трое подруг 7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены. ) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Обрывистые берега реки поросли травой. 2) Станция Михнево крупный железнодорожный узел Подмосковья. 3) Замечание ваше уместно и справедливо. 4) Солнце в сентябре уже нежаркое. 8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены. ) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Горы сверкали серебром и алмазами и резко выделялись на фоне бледного неба. 2) Не забудьте дорогие друзья поблагодарить нашего экскурсовода. 3) Охотников беспокоила не зимняя дорога и не встреча с дикий зверем, а незастывший лёд на переправе. 4) Слышался шум волн и вой ветра да бушевал на походной печурке старый чайник.
Прочитайте текст и выполните задания 9 - 14 Текст 2 (1)Победитель Наполеона полководец князь Михаил Илларионович Кутузов в молодости получил тяжёлое ранение в голову, сражаясь с турками в Крыму. (2)Пуля пробила левый висок и вышла у правого глаза. (3)В наше время на обложках книг и журналов и на различных сувенирных изделиях мы часто встречаем изображение полководца с повязкой на правом глазу. (4)Существует популярный миф, что князь после ранения ослеп на один глаз и всю жизнь прикрывал его чёрной лентой. (5)Крымские экскурсоводы, показывая место под Алуштой, где произошло сражение, случается, рассказывают доверчивым туристам эту историю. (6)Но на самом деле Михаил Илларионович и после ранения видел обоими глазами. (7)На портретах, написанных современниками главнокомандующего (например, на полотне Р. М. Волкова), чёрной повязки на правом глазу у М. И. Кутузова нет. (8)Нет ни одного письменного свидетельства современников о том, что князь её вообще носил. (9)Да, ранение в голову оказалось очень серьёзным, правый глаз был повреждён. (10)Врачи считали чудом, что князь вообще смог выжить. (11)Кутузову пришлось долго восстанавливать своё здоровье. (12)Полтора года он лечился в Петербурге, затем продолжил лечение в Европе. (13)Будущему главнокомандующему удалось сохранить зрение, он вернулся на службу способным видеть обоими глазами. (14)Так откуда же взялась чёрная повязка? (15)Считается, что она впервые появилась в 1944 г. в художественном фильме «Кутузов». (16)3атем повязку на правый глаз Кутузова «надели» режиссёры-постановщики ещё одного произведения кинематографа — «Гусарской баллады». (17)По «Гусарской балладе» поставили спектакль, а потом балет. (18)И в них Кутузов тоже был с повязкой. (19)Вот так художественные произведения двадцатого века породили легенду об одноглазом главнокомандующем и о чёрной повязке на его правом глазу.
9. Определите и запишите тему и основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Откуда мы знаем, что М. И. Кутузов не носил чёрной повязки на правом глазу?
12. Определите и запишите лексическое значение слова «тяжёлое»и предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
13. Определите стилистическую окраску слова «свидетельства»из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
14. Объясните значение фразеологизма взяться за ум, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
|
|||
|