|
|||
4.Поставьте знак ударения в следующих словах: добыча, понял, средствами, досугВАРИАНТ 5 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. (С)самого утра сыпл.. т.. ся на землю дожд.. к 2. Он см.. ня.. т.. ся по временам солнеч.. ным светом. Стоит (не)постоянная погода. Н.. бо то заволак.. вает.. сясвинц.. вымиобл…ками то вдруг м.. стамира(з/с)чищает.. ся на мгновенье 4. Тогда скво(с/з)ьра(с/з)двинутые тучи свет.. т синева, ласковая, как пр.. крас.. ные женские глаза. Я сижу гл.. жу кругом и слушаю. Лист.. я от прик.. сновени капель колыш... тся и что(то) шепч.. т над гол.. вой. По их (не)см... лкаемому шуму можно дог.. дат.. ся, какое стоит время года. Это вовсе (не)весёлый треп.. т весны и (не)долгий говор лета а ч.. ть слышная болтовня ра(н/нн).. й ос.. ни. Осе(н/нн).. й 2 вет.. рок беж.. т по в.. рхушкам д.. ревь.. в. Внутре(н/нн).. е пространство в рощ.. от пер.. менып.. годыбе(з с)пр.. станно м.. няет.. ся. Роща вдру(к/г) вся заг.. рит.. ся, словно (в)ней улыбнул.. сь солнце. Ств.. лы (не)частых берёз принимают (нежно)белый отбл.. ск2 ш(о/ё)лка. А потом ч.. дес.. ные краски погас.. нут 3. И тогда б.. рёзыст.. нов.. тся (серо)белыми, как снег. (По И. С. Тургеневу)
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы: (2) – морфемный и словообразовательный разборы слова. (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.
3. В выделенном предложении найдите слово (-а), в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 4. Поставьте знак ударения в следующих словах: добыча, понял, средствами, досуг 5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Каждый третий из ста бойцов в нашей роте имел боевой опыт. 6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов). 1) ручей более глубок 2) к двести рублям 3) круглый сирота 4) обоими руками 7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены. ) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Арабский скакун быстр и горяч. 2) Мой старший брат студент третьего курса. 3) Утром воздух чистый и влажный. 4) Рыбацкие лодки располагались в заливе полукругом. 8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены. ) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Слышалось мерное дыхание спящих да треск горячих сучьев скоро тревоги дня растворились в безмятежной ночи. 2) Старик всегда улыбался и всегда говорил с шуточками с прибауточками и со смешками. 3) Записи содержали не описания природы и не местные легенды а перечень кулинарных рецептов. 4) Для вас уважаемые слушатели выступает дуэт гитаристов. Прочитайте текст и выполните задания 9 - 14 (1)Славяне использовали лошадей с древнейших времён. (2)Как животное, которое работает на пашне, конь у древних славян известен с шестого века нашей эры. (3)0б этом свидетельствуют археологические находки и письменные источники. (4)Десятым веком датируются упоминания о боевых конях под седлом в дружине князя. (5)Это животное занимало важное место не только в обиходе, но и в культуре наших предков. (6)Славяне почитали коня более всех остальных одомашненных животных: с конём было связано немало традиций, легенд и обычаев. (7)Череп коня клали обычно в основание нового жилища. (8)0н служил оберегом от злых сил, охранял домашний покой хозяев. (9)На крыше дома был ещё один оберег — деревянный конёк в виде лошадиной головы. (10)Образ огненного солнечного коня часто встречается на древнерусских вышивках. (11)Не случайно рыжие кони считались у предков посланниками тепла и солнечного света. (12)Только сильный и уверенный в себе наездник мог, по мнению славян, подчинить коня своей воле. (13)У наших предков существовал обычай усмирения вольных скакунов. (14)Настоящим мужчиной считали лишь того, кто смог успешно справиться с этим тяжёлым испытанием. (15)Наблюдая за конём, наши предки усматривали в его поведении различные приметы. (16)Так, если конь ночью громко фыркает, говорили, что будет дождь, а если храпит — вьюга. (17)Если лошадь перед сражением обнюхивала воина, это считалось дурным знаком: примета сулила этому воину смерть. (18)Коней часто использовали в гаданиях. (19)Например, во время святочных гаданий лошади завязывали глаза, сажали на неё задом наперёд девушку и следили: куда животное пойдёт, в той стороне гадающая и найдёт своего суженого. 9. Определите и запишите тему и основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов. Ответ.
11. Почему лошадь играла такую важную роль в жизни наших предков?
12. Определите и запишите лексическое значение слова « источники » из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
13. Определите стилистическую окраску слова «почитали»из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
14. Объясните значение фразеологизма медвежья услуга, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
|
|||
|