|
|||
Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.
Вопрос ЭМОЦИИ И ЧУСТВА, ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ У ЛЮДЕЙ. Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Термин «эмоция» означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. Роль эмоций. Отражательно-оценочная роль на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно (болельщики разных команд). Управляющая роль – являются одним из психофизиологических механизмов управления и выполняют разнообразные положительные функции: Защитная функция эмоций связана с возникновением страха, который предупреждает человека о реальной или мнимой опасности; Мобилизирующая функция проявляется в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина (спасание бегством); Компенсаторная функция состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо (идти на контакт с объектом или нет); Сигнальная функция связана с воздействием человека или животного на другой живой объект (плач ребенка – призыв матери). Дезорганизующая роль эмоций в том, что страх может нарушить поведение человека, вызвать пассивно-оборонительную реакцию (от сильного волнения чемпион не смог выйти к снаряду и проиграл соревнование).
Эмоции различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние: - стенические эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение; - астенические уменьшают активность, энергию человека: это тоска, печаль, уныние. Виды эмоциональных состояний. · Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Оно может длиться очень долго – днями, неделями, месяцами. Настроение зависит от общего состояния здоровья, в особенности от состояния нервной системы и желез внутренней секреции. · Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффекты характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в памяти. · Страсть – самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека, представляющее собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Страсть – большая сила, она может быть пагубной и даже роковой. · Стресс – эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т. е. необычно трудной ситуации. Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психические компоненты. · Фрустрация –психическое состояние человека, вызываемое объективно неопределенными трудностями, возникающими на пути к достижению цели, переживание неудачи. Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Чувство – более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Они выражаются в эмоциях, но всегда предметны, т. е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нес постоянную мотивационную значимость. Чувства человека выполняют в жизни различные функции: - оценивающую – положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др. содержат те или иные оценки); - побуждающая – чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; - направление внимания – то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.
Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. · нравственные чувства выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. К нравственным чувствам относя: любовь (а широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, преданность и т. д. нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм и, принятых в обществе. · интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность, сомнение, радость, любовь к истине. А также: - чувство комического (резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает), - юмор (беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь), - иронию (тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе), - сарказм (язвительная насмешка, гневная ирония). · эстетические чувства – отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, возвышенному или пошлому, изящному или грубому.
|
|||
|