Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Память –это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.



Память –это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов  два вида памяти: 1) генетическая 2) механическая.  

 

Классификация видов памяти:

1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

 двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая;

2. по характеру целей деятельности:

непроизвольная и произвольная;

3. по продолжительности закрепления и сохранения материала:

мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная.

      

Процессы памяти.

Запоминание – это закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Запоминание может быть кратковременным и долговременным; произвольным и непроизвольным.

Сохранение  – это удержание заученного в памяти, т. е сохранение следов и связей в мозгу.

  Забывание – это исчезновение, выпадение из памяти, т. е процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов. Эти два процесса противоположны по характеру. Сохранение – это не что иное, как борьба с забыванием. Забывание – весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов и деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией.

Узнавание - это появление чувства знакомости при повторном восприятии. Узнавание – более простой процесс.

Воспроизведение – это процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений.

 

Индивидуальные различия памяти.

Выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную (доминирует)

                                                                                        слуховую,

                                                                                       двигательную и разнообразные их сочетания.

«Чистые» виды памяти из перечисленных крайне редки. Чаще всего в практике мы сталкиваемся с различным сочетанием зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичным их смешением являются: зрительно-двигательная,

        зрительно-слуховая

       двигательно-слуховая память.

 

Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания. Оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить.

Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью.  

Классификация видов мышления:

1. По генезису выделяет три вида мышления:

- наглядно-действенное определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации;

- наглядно-образное ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления;

- словесно-логическое субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

2. По средствам действия различают:

- наглядное - для мыслительной работы людям необходимо видеть или представлять предметы;

   - вербальное люди оперируют отвлеченными знаковыми структурами.  

3. По типу решаемых задач

- теоретическое - это познание законов и правил;

- практическое - разработка средств практического преобразования действительности:.

4. По функциональному назначению:       

- интуитивное – минимально осознано.

- критическое - критический отбор и оценка идей, строгость к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей.

5. По фундаментальным различиям:

- эмпирическое сохраняет свою связь с восприятием. Результатом выступает знание непосредственного в действительности;

- теоретическое всегда изучает предметы и явления с точки зрения их происхождения и развития.

6. По быстроте протекания:

- интуитивное мышление отсутствие четко выраженных этапов;

- рациональное мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы.

7. По степени новизны:

- продуктивное

- реподуктивное.

  Кроме обычных, нормальных видов мышления, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей, например, у шизофреников, а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замученного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние). Один из видов необычного мышления получил название аутизма. Мысли человека при аутическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффектным потребностям.

 

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

- сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними;

- анализ – это мысленное расчленения предмета или явления на образующие его части лил мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств;

- синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, это способствует более глубокому познанию действительности;

- абстракция- это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств;

- обобщение – выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения;

- конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

 

       Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме:

1. Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

 2. Суждение – это высказывание кого-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями.

Суждения могут быть:

- истинные суждения  (металлы проводят электрический ток);

- ложные, или ошибочные, суждения (Зерноград – центр России);

- предположительными  (возможно завтра будет дождливая погода).

 3. Умозаключение - форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений.

Различают два основных вида умозаключений:

- индукция – этоумозаключение от частных случаев к общему положению;

- дедукция – от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю.

Индукция и дедукция тесно связаны друг с другом.

 

 

Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

 Воображение - особая форма человеческой психики. Не известны о механизмы воображения.

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.  

Образы воображения опираются на представления памяти. Представления памяти – это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали.

 

Представления памяти (воображения) могут быть:

- представление того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал (тундра, пустыня, тропический лес и т. д. );

- представление исторического прошлого (боярин, царь, древние города и т. д. );

- представление того, что будет в будущем (космические города, люди-роботы, межпланетные станции и т. д. );

- представление того, чего никогда не было в действительности (сказочные герои, кентавры, боги и т. д. ).

 

Виды воображения.

 1. - непроизвольное (пассивное). Новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок.  

        Сон  - это разлитое торможение больших полушарий. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшимися незаторможенными.

       Галлюцинации (зрительные, слуховые)фантастические видения, не имеющие ничего общего с окружающей человека действительностью.

      Грезы – это фантазия, связанная с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

2. - произвольное (активное)- представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.

     Воссоздающее(репродуктивное) в его процессе создаются субъективно новые образы;

     Творческое(продуктивное) - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

      Мечта - направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности                                                Фантазии –     это образы   молосоответствующие действительности.             

     Грезы – это фантазия, связанная с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

       

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.