|
|||
Память –это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Память –это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов два вида памяти: 1) генетическая 2) механическая.
Классификация видов памяти: 1. по характеру психической активности, преобладающей в деятельности: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая; 2. по характеру целей деятельности: непроизвольная и произвольная; 3. по продолжительности закрепления и сохранения материала: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная.
Процессы памяти. Запоминание – это закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под действием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Запоминание может быть кратковременным и долговременным; произвольным и непроизвольным. Сохранение – это удержание заученного в памяти, т. е сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – это исчезновение, выпадение из памяти, т. е процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов. Эти два процесса противоположны по характеру. Сохранение – это не что иное, как борьба с забыванием. Забывание – весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов и деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. Узнавание - это появление чувства знакомости при повторном восприятии. Узнавание – более простой процесс. Воспроизведение – это процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений.
Индивидуальные различия памяти. Выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную (доминирует) слуховую, двигательную и разнообразные их сочетания. «Чистые» виды памяти из перечисленных крайне редки. Чаще всего в практике мы сталкиваемся с различным сочетанием зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичным их смешением являются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая двигательно-слуховая память.
Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания. Оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Классификация видов мышления: 1. По генезису выделяет три вида мышления: - наглядно-действенное определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации; - наглядно-образное ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления; - словесно-логическое субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. 2. По средствам действия различают: - наглядное - для мыслительной работы людям необходимо видеть или представлять предметы; - вербальное люди оперируют отвлеченными знаковыми структурами. 3. По типу решаемых задач - теоретическое - это познание законов и правил; - практическое - разработка средств практического преобразования действительности:. 4. По функциональному назначению: - интуитивное – минимально осознано. - критическое - критический отбор и оценка идей, строгость к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей. 5. По фундаментальным различиям: - эмпирическое сохраняет свою связь с восприятием. Результатом выступает знание непосредственного в действительности; - теоретическое всегда изучает предметы и явления с точки зрения их происхождения и развития. 6. По быстроте протекания: - интуитивное мышление отсутствие четко выраженных этапов; - рациональное мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы. 7. По степени новизны: - продуктивное - реподуктивное. Кроме обычных, нормальных видов мышления, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей, например, у шизофреников, а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замученного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние). Один из видов необычного мышления получил название аутизма. Мысли человека при аутическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффектным потребностям.
В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: - сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними; - анализ – это мысленное расчленения предмета или явления на образующие его части лил мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств; - синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, это способствует более глубокому познанию действительности; - абстракция- это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств; - обобщение – выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения; - конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.
Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме: 1. Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. 2. Суждение – это высказывание кого-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями. Суждения могут быть: - истинные суждения (металлы проводят электрический ток); - ложные, или ошибочные, суждения (Зерноград – центр России); - предположительными (возможно завтра будет дождливая погода). 3. Умозаключение - форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Различают два основных вида умозаключений: - индукция – этоумозаключение от частных случаев к общему положению; - дедукция – от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Индукция и дедукция тесно связаны друг с другом.
Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Воображение - особая форма человеческой психики. Не известны о механизмы воображения. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Образы воображения опираются на представления памяти. Представления памяти – это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали.
Представления памяти (воображения) могут быть: - представление того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал (тундра, пустыня, тропический лес и т. д. ); - представление исторического прошлого (боярин, царь, древние города и т. д. ); - представление того, что будет в будущем (космические города, люди-роботы, межпланетные станции и т. д. ); - представление того, чего никогда не было в действительности (сказочные герои, кентавры, боги и т. д. ).
Виды воображения. 1. - непроизвольное (пассивное). Новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшимися незаторможенными. Галлюцинации (зрительные, слуховые)– фантастические видения, не имеющие ничего общего с окружающей человека действительностью. Грезы – это фантазия, связанная с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. 2. - произвольное (активное)- представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Воссоздающее(репродуктивное) в его процессе создаются субъективно новые образы; Творческое(продуктивное) - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Мечта - направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности Фантазии – это образы молосоответствующие действительности. Грезы – это фантазия, связанная с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
|
|||
|