|
|||
Вопрос ВОЛЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ.Вопрос ВОЛЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Все действия человека могут быть поделены на 2 категории: произвольные и непроизвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок). Это поступки в состоянии аффекта (изумление, страх, восторг, гнев). Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могу обеспечить её достижение, их очередность. Воля обеспечивает выполнение 2-х взаимосвязанных функций: 1- побудительная – обеспечивает активность человека; 2- тормозная – сдерживает нежелательные проявления активности. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизирующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Выполняя различные виды деятельности человек вырабатывает в себе волевые качества: - целеустремлённость, - решительность, - самостоятельность, - инициативность, - настойчивость, - выдержку, - дисциплинированность, - мужество. Волевые действия связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию. Волевые действия бывают простыми и сложными. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путём он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: I. Планирования: · осознание цели и стремление достичь её · осознание ряда возможностей достижения цели · появление мотивов, утверждающих или отрицающих возможности достижения цели.
II. Реализация действия:
|
|||
|