![]()
|
||||||||||
2.1. Назначение, условия эксплуатации и типы колесных парСтр 1 из 2Следующая ⇒ Колесная пара является наиболее ответственным узлом вагона, от исправного состояния которого в решающей степени зависит безопасность движения. Колесные пары несут на себе массу всего вагона, направляют его по рельсовому пути и воспринимают жесткие и разнообразные по направлению удары от неровности пути, собственных дефектов и стыков рельсового пути. При торможении колесная пара имеет значительный износ от тормозных колодок, а при движении юзом на поверхности колеса образуются выработки, называемые ползунами. Особенно быстро износ гребня колеса происходит при прохождении поездом кривых участков пути. Большинство пассажирских вагонов в пути следования делают частые остановки, которые происходят после срабатывания автоматических тормозов. При торможениях отдельные участки колес нагреваются до высоких температур и получают местную закалку с образованием участков повышенной твердости, на которых в дальнейшем из-за ударных нагрузок появляются трещины, что приводит к разрушению металла по поверхности колеса. В настоящее время в России для вагонов, эксплуатируемых со скоростями движения до 160 км/ч, используются типы колесных пар, приведенные в табл. 2. 1. Тип колесной пары определяется типом оси и диаметром колес, а также конструкцией подшипников и способом крепления их на оси. Буквы РУ и Ш в обозначении типа оси означают: Р — роликовая, т. е. для подшипников качения; У — унифицированная, т. е. для грузовых и пассажирских вагонов; Ш — крепление подшипников на оси при помощи шайбы. На тележках пассажирских вагонов последних лет постройки используют дисковые тормоза. В этом случае на средней части оси имеются посадочные места для крепления тормозных дисков. Колесные пары пассажирских вагонов, эксплуатируемые со скоростями движения более 160 км/ч для увеличения устойчивости и снижению износов имеют измененный профиль поверхности катания колеса. Колесная пара (рис. 2. 1) состоит из оси с напрессованными на неё двумя колесами. Наружная поверхность колеса, соприкасающаяся с рельсом, называется поверхностью катания. Профиль поверхности катания имеет определенную форму и размеры. Гребень обода направляет колесную пару и предохраняет вагон от схода с рельсов. Колесная пара является тем элементом, который обеспечивает непосредственный контакт вагона и пути. От точности геометрических размеров и других параметров колесной пары в значительной мере зависят безопасность движения и ходовые качества вагона. Колесные пары РУ 1-950 и РУ1Ш-950 отличаются друг от друга устройствами шеек осей. Колесные пары типа РВ2Ш-957-Г выпускаются для грузовых вагонов новой постройки с нагрузкой от оси на рельсы до 245, 2 кН (25, 0 тс). Для грузовых вагонов Разработаны и проходят испытания колесные пары с осевыми нагрузками 30 и 27 тс.
Ширина обода нового колеса — 130 мм. Диаметр колеса измеряют по кругу катания, которым называется совокупность точек на поверхности катания колеса, удаленных от внутренней грани на расстояние 70 мм. В этом же сечении следует измерять толщину обода колеса. Расстояние между кругами катания колес одной колесной пары — 1580 мм. Расстояние между внутренними боковыми поверхностями колес составляет 1439—1442 мм.
|
||||||||||
|