Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глазунов А.К,



 КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ----------------------------------------------------

 

 Скрипичный концерт Глазунова принадлежит к числу лучших образцов этого рода музыки в мировой музыкальной литературе.

В яркой, глубоко эмоциональной, впечатляющей форме в скрипичном концерте проявились лучшие стороны творчества композитора. Богатство и своеобразие скрипичной техники сочетаются в этом концерте с необыкновенной певучестью и благородством мелодий, с глубокой содержательностью музыки, с раскрытием типичных для Глазунова идейно-образных концепций.

Концерт состоит из двух частей, исполняемых без перерыва. Общий характер первой части - задумчивый, сосредоточенный, второй - весёлый, жизнерадостный.

 Главная тема первой части , сразу исполняемая концертирующей скрипкой на фоне сопровождения оркестра, принадлежит к числу задумчивр-сосредоточенных мелодий Глазунова, типичных, скорее, для медленных частей его циклов, для фуг и лишь в виде исключения - для первых частей сонатной формы (пятый квартет).

Тема эта, эмоционально насыщенная и в то же время задумчивая, говорит о напряженном, извилистом течении мысли, то тяжёлой, то принимающей просветлённый оттенок.

На смену ей выступает новый образ, светлая и спокойная побочная партия, и сразу же изменяется характер музыки.

В заключительном разделе экспозиуии обе темы словно рассыпаются в искрящихся радужных блёстках.

Остались позади тяжкие сомнения, и лёгкое радостное чувство явилось итогом пройденного пути.

При переходе к разработке снова кристаллизуются интонации первой, задумчивой темы, снова возникает тягостный вопрос.

Сопоставление задумчиво-тяжёлого и просветлённо-спокойного эмоциональных состояний и экспозиции концерта порождает эпизодическую тему разработки. Эта тема объединяет в себе черты, свойственные обеим темам экспозиции. В ней слышатся интонации первой, задумчтвой темы, но в них отсутствует напряжённость, драматизм.

Постепенно колорит музыки становится всё более светлым. Благородные певучие интонации начала эпизода разработки уступают в конце его место мягким струящимся пассажам. Музыка словно завораживает слушателя, переносит его в мир создаваемых ею чудесных грёз.

Но суровая действительность снова напоминает о себе. Неизменно и неуклонно врзникает в басах мрачный, задумчивый мотив первой темы. Он подчиняет себе вторую тему, которая, сливаясь с ним, принимает скорбный оттенок.

Этот второй раздел разработки в отличие от статического, созерцательного, светлого первого раздела носит бурный, напряженный характер. Он основан на развитии первой темы. Уже не вздохи, а стоны слышатся в развитии музыки.

Нарастающее волнение приводит к репризе, к повторению обоих основных тем. В скрипичной каденции, начавшейся со скорбного варианта мелодии побочной партии, развиваются далее интонации первой темы. Каденция эта непосредственно подводит ко второй части.

 

Вторая часть , вся проникнутая солнечным светом, говорит о веселье, о радости жизни. Она разрешает сомнения и тревоги первой части, является ответом на поставленные в ней вопросы.

Начинается вторая часть перекличками трубы и солирующей скрипки.

В теме этой есть элементы жанра музыкального изображения «охот» (сигналы охотничьих рогов) и черты танцевальности. Эпизоды, с которыми чередуется эта тема, также имеют бодрый, подвижный характер, проникнуты весельем и жизнерадостностью.

В первом эпизоде музыка напоминает отдельными чертами мазурку.

Второй эпизод близок народно-инструментальным наигрышам, тяжеловатому народному плясу под аккомпанемент деревенского скрипача и волынки.

 Радостной, стремительно-веселой музыкой заканчивается концерт.

Как и другие симфонические произведения Глазунова, скрипичный концерт проникнут оптимизмом, верой в жизнь, в преходящий характер горя, грусти, страданья. Он утверждает радость и полноту бытия. И эта радость не пуста и не легковесна. Она является следствием глубокого проникновения в жизнь, знания её.

 

  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.