|
|||
Глазунов А.К,КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ----------------------------------------------------
Скрипичный концерт Глазунова принадлежит к числу лучших образцов этого рода музыки в мировой музыкальной литературе. В яркой, глубоко эмоциональной, впечатляющей форме в скрипичном концерте проявились лучшие стороны творчества композитора. Богатство и своеобразие скрипичной техники сочетаются в этом концерте с необыкновенной певучестью и благородством мелодий, с глубокой содержательностью музыки, с раскрытием типичных для Глазунова идейно-образных концепций. Концерт состоит из двух частей, исполняемых без перерыва. Общий характер первой части - задумчивый, сосредоточенный, второй - весёлый, жизнерадостный. Главная тема первой части , сразу исполняемая концертирующей скрипкой на фоне сопровождения оркестра, принадлежит к числу задумчивр-сосредоточенных мелодий Глазунова, типичных, скорее, для медленных частей его циклов, для фуг и лишь в виде исключения - для первых частей сонатной формы (пятый квартет). Тема эта, эмоционально насыщенная и в то же время задумчивая, говорит о напряженном, извилистом течении мысли, то тяжёлой, то принимающей просветлённый оттенок. На смену ей выступает новый образ, светлая и спокойная побочная партия, и сразу же изменяется характер музыки. В заключительном разделе экспозиуии обе темы словно рассыпаются в искрящихся радужных блёстках. Остались позади тяжкие сомнения, и лёгкое радостное чувство явилось итогом пройденного пути. При переходе к разработке снова кристаллизуются интонации первой, задумчивой темы, снова возникает тягостный вопрос. Сопоставление задумчиво-тяжёлого и просветлённо-спокойного эмоциональных состояний и экспозиции концерта порождает эпизодическую тему разработки. Эта тема объединяет в себе черты, свойственные обеим темам экспозиции. В ней слышатся интонации первой, задумчтвой темы, но в них отсутствует напряжённость, драматизм. Постепенно колорит музыки становится всё более светлым. Благородные певучие интонации начала эпизода разработки уступают в конце его место мягким струящимся пассажам. Музыка словно завораживает слушателя, переносит его в мир создаваемых ею чудесных грёз. Но суровая действительность снова напоминает о себе. Неизменно и неуклонно врзникает в басах мрачный, задумчивый мотив первой темы. Он подчиняет себе вторую тему, которая, сливаясь с ним, принимает скорбный оттенок. Этот второй раздел разработки в отличие от статического, созерцательного, светлого первого раздела носит бурный, напряженный характер. Он основан на развитии первой темы. Уже не вздохи, а стоны слышатся в развитии музыки. Нарастающее волнение приводит к репризе, к повторению обоих основных тем. В скрипичной каденции, начавшейся со скорбного варианта мелодии побочной партии, развиваются далее интонации первой темы. Каденция эта непосредственно подводит ко второй части.
Вторая часть , вся проникнутая солнечным светом, говорит о веселье, о радости жизни. Она разрешает сомнения и тревоги первой части, является ответом на поставленные в ней вопросы. Начинается вторая часть перекличками трубы и солирующей скрипки. В теме этой есть элементы жанра музыкального изображения «охот» (сигналы охотничьих рогов) и черты танцевальности. Эпизоды, с которыми чередуется эта тема, также имеют бодрый, подвижный характер, проникнуты весельем и жизнерадостностью. В первом эпизоде музыка напоминает отдельными чертами мазурку. Второй эпизод близок народно-инструментальным наигрышам, тяжеловатому народному плясу под аккомпанемент деревенского скрипача и волынки. Радостной, стремительно-веселой музыкой заканчивается концерт. Как и другие симфонические произведения Глазунова, скрипичный концерт проникнут оптимизмом, верой в жизнь, в преходящий характер горя, грусти, страданья. Он утверждает радость и полноту бытия. И эта радость не пуста и не легковесна. Она является следствием глубокого проникновения в жизнь, знания её.
|
|||
|