Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





День 5. Завершающий.



День 1.

Знакомство, информирование о целях и задачах, правилах участия в тренинге (оговариваются в группе и принимаются совместно всеми ее участниками).

Упражнение «Имя». Длительность - 10мин.

Цель упражнения: знакомство участников друг с другом.
Инструкция: каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя.

Упражнение «Сигнал». Длительность – 10мин.

Цель упражнения: разминка, улучшение атмосферы в группе.
Инструкция. Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

Упражнение «Я хочу больше всех». Длительность – 20 мин.

Цель упражнения: разминка, развитие раскрепощенности, открытости.

Инструкция. Участники в свободном порядке соревнуются в своих желаниях: кто сможет загадать желание самое крутое. Оценка «крутости» - коллективная.

Упражнение «Найди пару». Длительность – 20 мин.

Цель упражнения: развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Инструкция. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т. д. Каждый участник должен отыскать свою " вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: " Что у меня написано на листе? ". Отвечать на вопросы можно только словами " да" и " нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Упражнение «Невербальный подарок». Длительность - 15-20 мин.

Цель упражнения: развитие навыков невербальной коммуникации.

Инструкция. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (" вручить" ) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получать подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Упражнение «Самый – самый». Длительность – 20 мин.

Цель упражнения: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.

Инструкция. Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть неудовлетворен тем, как окружающие к нему относятся. Пусть внутри каждой команды участники расскажут о своих достоинствах, которыми они могут соперничать с другими. Итак, задумайтесь и все по очереди внутри команды расскажите о своих достоинствах и подтвердите их фактами. На подготовку отводится одна минута. А теперь просим вас рассказать о своих достоинствах с подтверждающими это фактами. Пожалуйста. Заканчиваем. Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем показателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый высокий, самый-самый веселый, самый-самый находчивый и т. д. Просим вас. Заканчиваем. Теперь нам остается определить «самого-самого» из всех команд. Давайте организуем конкурсы «самых-самых». Например, самых веселых или находчивых из числа присутствующих во всем зале. На подготовку и организацию конкурса отводится одна минута. В заключение поаплодируем «самым-самым».

Упражнение «Я чувствую себя как... ». Длительность - 30-40 мин.

Цель упражнения: развитие коммуникативной компетенции, умение вербально выражать свои чувства (ассертивность).

Инструкция. Во многих коммуникативных ситуациях полезно и уместно умение выражать вербально свои чувства. Если хочется, чтобы просто собеседник знал о ваших чувствах, можно сказать что-то вроде " Я опечален" или " Я крайне удивлен". Следует учесть, что в большинстве случаев собеседник сконцентрирует внимание на причинно-следственных связях: почему вы опечалены? почему удивлены? как вас обрадовать? что сказать, чтобы у вас исчезло удивление? Если же стоит несколько иная цель, а именно поделиться с собеседником своей эмоцией, чтобы он проникся вашими чувствами, будет недостаточно просто " озвучить" свою эмоцию. В таких случаях можно использовать прием " Я себя чувствую как... " То есть можно сказать - например - так: - Я себя чувствую как Наташа Ростова на балу (восторг); - Я себя чувствую как Винни-Пух, застрявший в дверях (озабоченность); - Я себя чувствую как Алиса, падающая в кроличью нору. (тревога). В этом приеме используется элемент остроумия, который привлечет дополнительное внимание к своим словам. Собеседник, моделируя в своей голове описываемую ситуацию, глубже и четче поймет ваши переживания, чувства. Ведущий перед тренингом заготавливает жетоны, которыми будет награждать участников. Поэтому количество жетонов должно как минимум равняться числу участников. Участники по очереди описывают свое состояние (реальное или вымышленное - это надо подчеркнуть). В качестве примеров лучше использовать известных персонажей книг, фильмов. Выслушав очередную аналогию, другие участники интерпретируют ее своими словами, например: «Я себя чувствую как Наташа Ростова на балу» - «Мне кажется, ты испытываешь радость того, что ты теперь как взрослая». Как только получена верная интерпретация переживания, автор аналогии произносит: " Верно! " Тогда ведущий выдает угадавшему жетон. Происходит переход хода к следующему участнику и следующей аналогии. В конце упражнения объявляется победитель (у кого больше всех жетонов) и проводится обсуждение: Какие аналогии были просты и понятны? Почему? Какие аналогии были сложны и туманны? Почему?

Упражнение «Никто не знает». Длительность – 20 мин.

Цель упражнения: активизация процесса самопознания.

Ход упражнения: Участники сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

– Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)... »

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

Упражнение «Волшебное слово «Да». Длительность – 40 мин.

Цель: работа с различными стереотипами, Выход из привычного отношения к себе.

Инструкция: Ведущий готовит основной перечень вопросов (далее участники могут предлагать вопросы сами):

· У тебя есть миллион рублей?

· Тебе нравится океан?

· Ты творческий человек?

· Ты добрый?

· У тебя бывают рваные носки?

· Тебе нравится танцевать?

· Ты любишь кого-нибудь?

На любой вопрос ведущего, вне зависимости от «правильности» ответа, каждый участник должен ответить «Да».

Это упражнение с одной стороны, способно вызвать всеобщий смех, а с другой – посмотреть на себя и свои привычки другими глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.

Упражнение «Большие паузы». Длительность – 20 мин.

Цель: развитие ораторских способностей.

Инструкция: Ведущий изображает из себя оратора. Он произносит какую-то небольшую речь (заранее отрепетированную, можно и не очень глубокого содержания). Перед последним предложением останавливается на 15-60 секунд, затем произносит остаток речи. Сразу же делается опрос:

· Какие чувства испытывали участники во время этой гросс-паузы?

· Как они думают, надолго ли им запомнится содержание речи?

· Что именно запомнится?

Далее ведущий спрашивает, есть ли доброволец, который в подобной же манере может произнести свою речь. Если такого добровольца не нашлось, сам ведущий еще раз произносит речь (иную). Пауза делается так же перед последней фразой. Опять производится опрос.

Упражнение «Как дела? ». Длительность – 20 мин.

Цель: развитие коммуникативной гибкости.

Инструкция. Ведущий по очереди (по кругу) задает один и тот же вопрос участникам: " Как дела? " Задача каждого участника ответить на этот вопрос оригинально, то есть так, чтобы ответ не был похож ни на один из уже прозвучавших вариантов. Если ответ участника не оригинален, он выбывает из игры: встает со своего места и отходит в сторонку. Упражнение продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Роль арбитра берет на себя ведущий. Если ответ дословно не повторяет другой ответ, но является его парафразом, или же близок по смыслу, это тоже считается повторением, и участник в таком случае выбывает. В конце проводится обсуждение: - А как вы обычно отвечаете на вопрос " Как дела? " в реальной жизни? - Как можно расклассифицировать ответы?

Упражнение «Что было в начале тренинга? » Длительность – 20мин.

Цель упражнения: развитие наблюдательности, долговременной памяти, коммуникативной компетенции.

Инструкция: участники сообща должны вспомнить в деталях то, как начинался сегодня тренинг: Кто в какой последовательности заходил в тренинговый зал? Кто с кем успел пообщаться до начала собственно тренинга? Какие слова произносились? Какие невербальные моменты запомнились? Изменилась ли обстановка в тренинговом зале за день? Как проходили первые несколько минут собственно тренинга?

Упражнение завершается небольшим обсуждением того, как работает наша память: Почему запомнилось именно это, а не то? Правда ли, что запоминаются хорошо яркие впечатления? то, что потом постоянно " вертится в голове"? Если надо специально запомнить в деталях текущую коммуникативную ситуацию, то что надо делать?

День 2.

Упражнение «Отбери шарик». Длительность - 20 мин.

Цель: Разминка, сплочение команд, эмоциональная «встряска», обучение пониманию намерений других людей и действиям в быстро меняющихся ситуациях.

Инструкция. Для игры потребуется надутый воздушный шарик. Участники делятся на две команды, свободно перемещающиеся по площадке. Задача одной из них – удержать шарик в воздухе и не дать другой команде отобрать его. Они могут отталкивать шарик, но не имеют права брать его в руки и не должны допустить, чтобы тот упал (в таком случае им засчитывается поражение). Задача другой команды – отобрать шарик. Они могут сделать это, лишь поймав его руками, отталкивать шарик или пользоваться другими частями тела либо какими-либо вспомогательными предметами им запрещено. Функции команд меняются в каждом раунде. Команда-победительница определяется по тому времени, в течение которого ей удалось удержать шар. Чтобы избежать путаницы, желательно сделать так, чтобы игроки одной команды внешне легко отличались от другой (например, снабдив их налобными повязками разных цветов).

Упражнение «Подари улыбку». Длительность – 5мин.

Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Инструкция: Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

Упражнение «Что в нем нового? ». Длительность – 20мин.

Цель упражнения: развитие наблюдательности.

Инструкция. Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 мин. Пауза в 3 мин. А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить.

Упражнение «Я выше тебя». Длительность – 20мин.

Цель: развитие уверенности.

Инструкция. Ведущий тем или иным способом разбивает участников по парам. Пары равномерно рассредотачиваются по тренинговому залу. Каждая пара получает в свое распоряжение один стул. Один член пары встает на стул. Второй встает рядом и кратко рассказывает о том, как прошел его вчерашний день. Выслушав, первый участник, не слезая со стула, должен уверенно, в родительских интонациях дать оценку поведения второго участника. После этого, по команде ведущего, участники в парах меняются ролями. В конце проводится обсуждение: Что чувствовали участники, когда стояли на стуле? Что чувствовали они, когда стояли рядом? Влияет ли как-то рост говорящего на уверенность его позиции? Как можно с помощью слов, интонаций, невербального поведения показать свою уверенность?

Упражнение «Эхо». Длительность – 20мин.

Цель упражнения: развитие рефлексивности в коммуникационном процессе, умения выделять существенное в чужой речи.

Инструкция. Ведущий вызывает добровольца и дает ему задание, которое заключается в том, что он должен рассказать короткую историю, которая с ним приключилась недавно. После каждой фразы (предложения) выступающий должен делать небольшую паузу. Во время этой паузы все остальные участники должны повторить одно слово из услышанных. Слово должно быть не любым, а ключевым, то есть отражать самое существенное (как кажется слушающему). После нескольких рассказов проводится обсуждение: Легко ли было рассказывать, слыша при этом эхо своих слов? Какие были ощущения у рассказчиков? Важно или нет уметь выделять ключевые слова в речи другого человека?

Упражнение «Молчанка». Длительность – 10мин.
Цель упражнения: выработка навыков невербального поведения. Инструкция. «Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать – раз, два, три – и на счёт три все одновременно выбрасывают пальцы. Какое-то время, достаточное для того, чтобы понять, справились ли мы с задачей, не отпускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку». При обсуждении можно задать группе следующие вопросы: «Что помогло справляться с поставленной задачей и что затрудняло её выполнение? », «На что вы ориентировались, когда принимали решение за следующее действие? », «Какая у вас была тактика? », «Как можно было бы организовать работу, если бы была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи? ».
Упражнение «Слепое слушание». Длительность – 20мин.
Цель упражнения: продемонстрировать неэффективность передачи информации без обратной связи. Инструкция. Выбираются 5 человек из членов группы – непосредственных участников упражнения. Им сообщается, что в группе будет зачитан текст, который они должны будут передавать друг другу по памяти, не делая никаких записей и пометок. После этого в кругу остаётся только один из пятерых, а четверо выходят за дверь. Ему зачитывают текст. Потом приглашается второй участник. Первый сообщает всё, что запомнил. Затем приглашается следующий и так далее, пока текст не повторит последний пятый участник. Часто в результате такой передачи смысл текста искажается до противоположного. Наблюдатели фиксируют ошибки искажения смысла, появляющиеся у каждого из передающих. В процессе обсуждения наблюдатели высказывают свои соображения по поводу причин возникновения ошибок. Упражнение «Ценности». Длительность – 30мин. Цель упражнения: определение ценностных ориентаций. Инструкция. Я предлагаю вам упражнение, в котором речь идет о ценностях. Они говорят нам о том, в чем состоит стержень нашей работы, ее смысл. Вам предлагается выбрать по одной карточке и изобразить данное понятие. Пусть каждый определит для себя, в чем состоят его собственные важнейшие ценности, которые он хотел бы воплотить в работе. После этого попробуйте в группах-тройках разобраться, в какой мере каждый, исходя из своих собственных важнейших ценностей, может разделить ценности организации, коллектива. Упражнение «Самоподдержка». Длительность – 20мин. Цель: развитие самооценки. Инструкция. Напишите несколько положительных высказываний о самом себе. Затем выберите то утверждение, которое представляется вам наиболее важным и которое вы бы хотели в будущем постоянно иметь в виду. Напишите выбранное предложение на карточке и вместе с карточкой верните в круг. Затем карточки зачитываются по очереди и повторяются всей группой. Упражнение «Учимся на ошибках». Длительность – 30мин. Цель: развитие способности к самоанализу. Инструкция. Вспомните какую-нибудь ситуацию, в которой вы сделали то, что представляется вам теперь типичной ошибкой. Придумайте поучительную историю, предостерегающую других. Дайте название этому описанию. Упражнение выполняется в командах по 4 человека. Упражнение «Через стекло». Длительность – 30мин. Цель: формирование взаимопонимания по общению на невербальном уровне. Инструкция. Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами; другие называют понятое. Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт. Упражнение «Дискуссия». Длительность – 15-20мин. Цель упражнения: формирование навыков общения; совершенствование взаимопонимания по общению на невербальном уровне. Инструкция. Группа разбивается на «тройки». В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении – зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например: договориться о месте, времени и цели встречи.

Упражнение «Да». Длительность – 10мин.

Цель упражнения: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

Инструкция. Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например: «Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа – «да».

Упражнение «Передай информацию». Длительность – 20мин.

Цель: помочь участникам осознать свою ответственность за восприятие сообщений других людей, свою ответственность за искажение информации.

Инструкция. «Образуйте круг, глядя друг другу в затылок. Подойдите к впереди стоящему партнеру на расстояние слегка согнутых рук. Если вы – выбранный участник круга, сосредоточьтесь на своих чувствах и выразите их, касаясь руками спины стоящего перед вами другого члена круга. Принявший вашу чувственную информацию передаст ее вперед по кругу. Информацию должны получить все члены круга по очереди. Осознав вернувшееся к вам эмоциональное сообщение, сравните его с посланным вами вначале и продемонстрируйте кругу различие. Затем следующий член круга передает свои ощущения. Задача круга: как можно внимательней воспринимать информацию и как можно точнее передавать ее. При передаче ощущений важно ориентироваться на то, что чувствуешь в момент передачи, а не изображать возможные чувства».

Вопросы обратной связи: Расскажите, как вы принимали информацию и как передавали ее партнерам? Переводили ли вы ощущения в спине в слова или действовали напрямую? Вы сомневались в природе того чувства, которое воспринимала ваша спина? Как вы разрешали свои сомнения?

По окончанию: обсуждение прошедшего занятия. Участники делятся впечатлениями и эмоциями.

День 3.

Упражнение «Снежки». Длительность – 10мин.

Цель упражнения: разминочное, направленное на координацию, сплочение группы, установление «разряженной» обстановки.

Инструкция: «Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника».

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду < Стоп! >, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.

Упражнение «Образы». Длительность - 20 мин.

Цель: установление взаимодействия с партнером.

Инструкция. Группа свободно перемещается в помещении. Каждый сосредоточивается на ощущениях своего тела. В ходе движения участники интуитивно подбирают партнера. Один из партнеров представляет себя, например, в образе гриба, вживается в роль и изображает выбранный им образ. Напарник пытается вчувствоваться в него, взаимодействовать с ним и определить задуманный образ. Контакт без слов. Смена ролей.

При выполнении упражнений сосредоточьтесь на сознавании, вчувствовании. Необходимое время варьируется в зависимости от состава участников и их особенностей.

Вопросы обратной связи: Как вы определяли образ, который вам захотелось принять? Какие средства вы использовали, чтобы ваш образ стал понятен партнеру? Как вы корректировали свое поведение, когда видели, что партнер вас не понимает? Какие новые средства коммуникации вы в себе открыли?

Упражнение «Ежик». Длительность – 10мин.

Цель: найти новые средства взаимодействия с партнером, учиться достигать своей цели, делая приятно партнеру.

Инструкция. Один из участников сворачивается в клубочек. Другой должен его раскрутить. «Выберите партнера по желанию. Один из вас сворачивается в клубочек и сохраняет это положение. Ваша задача – развернуть его. Найдите подход к партнеру. Создайте условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться. Установите взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами».

Упражнение считается выполненным, если участник в роли «Ежика» производит непроизвольные движения, т. е. есть реакции против своей воли на действия партнера. Отметьте установление психологического контакта. Упражнение развивает внимание, бережное и чуткое отношение к партнеру, учит находить взаимопонимание.

Это упражнение учит добиваться желаемого результата, не насилуя партнера. Подумайте, как можно применить полученный опыт в реальной жизни, вспомните ситуацию, с которой вы не могли справиться и были вынуждены применить силу. Если есть возможность, обсудите с партнером эту ситуацию, узнайте, какие ваши действия были ему особенно неприятны и каких он от вас ждал, чтобы уступить.

Упражнение «Интервью». Длительность – 30мин.

Цель: развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков; формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений.

Инструкция. Каждый участник должен в течение 3-5 мин. подготовить по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека – его характера, привычек, интересов, привязанностей, установок и т. п. Основное правило – отвечать как можно более полнее и откровеннее. Участник, готовый первым дать интервью группе, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В качестве интервьюируемого должен побывать каждый участник.

Упражнение «Качества». Длительность – 15 мин.

Цель: Самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы.

Инструкция. По кругу, каждому участнику тренинга, на отдельном листочке пишутся 2 качества, которые Вы цените в этом человеке и 2 качества, которые Вы хотели бы видеть более развитыми. Листочки, пройдя полный круг, возвращаются к автору. Проводится обсуждение.

Упражнение «Я тебя понимаю». Длительность – 15 мин.

Цель: формирование умения давать обратную связь; выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Инструкция. Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

Упражнение «Желание». Длительность - 15 мин.

Цель: развитие невербальных коммуникативных умений.

Инструкция. Каждый участник пишет на листке желание. Задача: «заставить» партнера его «выполнить», не говоря о нем. Затем продемонстрировать листок.

Упражнение «Дар убеждения». Длительность – 20 -30 мин.

Цель: развитие навыков убедительной речи.

Инструкция. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка, каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если публика ошиблась, ведущий придумывает ей «наказание» (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда публика ошибалась, какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Упражнение «Дай яблоко». Длительность – 10мин.

Цель: расширение коммуникативного репертуара.

Инструкция. Соревнуются двое участников: один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод ему отказать, ссылаясь на недостаток информации.

– Дай мне, пожалуйста, яблоко.

– Я с удовольствием выполнил бы вашу просьбу, но не могу – я не знаю какое.

– Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.

– Я с удовольствием выполнил бы вашу просьбу, но не могу, – я не знаю какое из красных яблок.

Игра хронометрируется и идет до тех пор, пока формулировка просьбы не оставит «лазейки», чтобы ее не выполнить.

Условие: в игре не должны применяться некорректные ходы и манипуляции: «дай немедленно», «не дам и все», «почему я должен... » и т. д. Задача – остаться «в коридоре» деловой этики отношений.

Упражнение «Беседа в разных положениях». Длительность – 10мин.

Цель: осознание наиболее удобных и комфортных положений для ведения беседы.

Инструкция. Участники садятся по парам. Каждая пара занимает удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По указанию тренера в ходе беседы участники должны менять положение, не прекращая разговора. Участники 1, 5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1, 5 минуты – один сидя, другой стоя, и наоборот (лицом друг к другу), 1, 5 минуты – сидя лицом друг к другу.

При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком – наиболее комфортным. Участники достаточно аргументировано проговаривают идеи о наибольшей комфортности равных положений (например, оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.

Упражнение «Побуждение к действию». Длительность - 30мин.

Цель: развитие умения обращаться с просьбой к партнерам.

Инструкция. Участники группы сидят по кругу. «Довольно часто мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, в которых нам необходимо побудить другого человека что-то сделать. Наши попытки окажутся более результативными, если мы учтем личностные особенности человека, к которому обращаемся, а также его настроение, состояние в момент разговора. Будем опираться на эти идеи в ходе своей дальнейшей работы. Вспомните, пожалуйста, ситуацию, в которой бы вы хотели побудить другого человека на какие-то действия. Например, вы обращаетесь к приятелю с предложением сопровождать вас в магазин за покупками и т. д. »

Тренер дает какое-то время для выполнения задания и, убедившись, что каждому удалось вспомнить ситуацию, продолжает инструкцию:

«Мысленно поставьте на место человека, к которому вы обращаетесь, всех членов нашей группы по очереди и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы повели разговор, учитывая его личностные особенности? Можете записывать возникающие варианты. На эту работу у вас будет примерно пятнадцать минут».

После того как все будут готовы, тренер предлагает участникам разбиться на группы, по 4-5 человек в каждой. Каждый участник, кратко охарактеризовав свою ситуацию, обращается по очереди к остальным членам своей подгруппы, представляя их на месте своего собеседника. Они же реагируют от лица этого собеседника. Каждый разговор длится 1-2 минуты. В конце разговора те, к кому обращались, высказывают свои впечатления, говорят, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание.

После завершения работы в малых группах следует продолжить обсуждение «в кругу». В ходе этого обсуждения можно составить перечень того, что способствует достижению успеха в ситуации побуждения другого человека к поступку.

Обычно участники группы называют следующие моменты:

• удалось понять интересы собеседника и учесть их в ходе разговора;

• был установлен хороший эмоциональный контакт;

• помогает уверенность в себе, которая, в частности, проявляется в тональности разговора;

• открытость;

• четкое изложение причин побуждения. Данное упражнение особенно эффективно в контексте тренинга ведения деловых переговоров.

Упражнение «Иван Петрович». Длительность – 15мин.

Цель: анализ ошибок, сопровождающих процесс приема и переработки информации.

Инструкция. Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к процессам приема и передачи информации в ходе общения. Задача участников будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Один из участников остается в комнате, а все остальные выходят за дверь.

Тренер зачитывает оставшемуся участнику текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос: «Ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию? »

Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15. 30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Перед обсуждением упражнения уточняется, что при приеме информации происходит структурирование содержания, которое предполагает последовательное выделение всех прозвучавших идей (участники выполняют эту работу, опираясь на текст, использовавшийся в упражнении), а затем их ранжирование по степени важности. В частности, безусловно важной является информация, которая требует от получателя каких-то срочных практических действий. Однако очень часто люди проводят ранжирование идей до того, как выделили все полученные, что приводит к субъективным преобразованиям информации и ошибкам. Иллюстрируя эти положения материалом упражнения, тренер выделяет три типа ошибок, характерных дли передачи сообщений: а) утрата; б) искажение; в) дополнение.

Упражнение имеет достаточно большой эффект: ошибки легко дифференцируются и осознаются участниками, увеличивается включение участников в групповой процесс.

Упражнение «Предметы». Длительность – 20мин.

Цель: обучение адекватному нахождению средств передачи информации; рефлексия причин невербальных интерпретаций, точности их нахождения.

Инструкция. Одному из участников тренер прикалывает на спину карточку, на которой написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например: лампа, сон, свет, веселье и т. д.

Задача этого участника – подходить к остальным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел, невербально будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача участника – понять, что написано на карточке.

В ходе упражнения тренер побуждает участников к его продолжению до того момента, пока участник точно не установит, что же написано на карточке, после чего карточку получает следующий участник.

Упражнение «Просьба». Длительность - 15мин.

Цель: развитие умения эффективной просьбы, способности достижения цели.

Инструкция. Многое зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого, по существу, зависит – «быть или не быть». Существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы. Выберите себе партнера и пока в порядке шутки попросите его о некотором одолжении. Попросите у него на время, например, очки, авторучку. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета и знаменитости, ваши шансы повышаются, а сам факт обращения к нему создает еще большую значимость, повышает авторитет и является большой честью для всех, кто к нему обращается. Известно, что когда к мужчине обращается с просьбой женщина, можно ожидать большего успеха. Если за просьбой тут же следует, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать.

Выберите себе партнера, подойдите к нему, присядьте рядом и попробуйте, может быть, начиная издалека, попросить у него что-нибудь. Пожалуйста, начали. Теперь просьба каждому подойти к ведущему со своими трофеями. Разумеется, их придется вернуть, но первенство все равно сохранится за тем, кто набрал больше всего трофеев.

Упражнение «Выход из контакта». Длительность – 10мин.

Цель: развитие умения корректно выйти из контакта, не создавая конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники разбиваются по парам. «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но, взглянув на часы, понимаете, что у вас нет времени. Вы должны достойно выйти из контакта». Далее в процессе обсуждения вместе с группой можно выявить и зафиксировать приемы дистанцирования в общении.

Упражнение " Карлики и великаны". Длительность – 5 мин.

Цель упражнения: разминочное, развитие внимательности и сосредоточенности.

Инструкция. Все стоят в кругу. На команду: < Великаны! > - все стоят, а на команду: < Карлики! > - нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников - приседает на команду < Великаны>.

По окончании занятия: обсуждение прошедшего дня.

День 4.

Игра «Образуйте круг». Длительность – 15мин.

Цель: развитие доверительных отношений, готовности к сотрудничеству.

Инструкция. Игроки стоят в произвольном порядке. Затем они закрывают глаза и, не говоря ни слова, начинают осторожно двигаться по комнате. Двигаться нужно медленно, чтобы избежать резких столкновений. Звуки шагов, дыхание, тепло, исходящее от других членов группы, – все это должно помочь участникам ориентироваться в помещении. Через 1-2 минуты предложите игрокам взять друг друга за руки. После этого они должны образовать замкнутый круг. Когда соберутся все участники, ведущий информирует их о том, что круг полностью укомплектован. При необходимости он помогает отдельным «потерявшимся» детям найти дорогу к кругу. В конце игры все одновременно садятся на пол, открывают глаза и кратко обсуждают свои впечатления

Упражнение «Расскажи о проблеме». Длительность – 30 мин.

Цель: развитие умений правильного использования различных приемов общения: безмолвное слушание, уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника.

Инструкция. Участники группы объединяются в пары. «Сейчас каждый из партнеров по очереди будет рассказывать о какой-то своей проблеме. Задача другого – понять суть проблемы, разобраться в ней, используя при этом только определенные приемы общения: безмолвное слушание, уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника».

Упражнение можно проводить в «тройках». В этом случае двое беседуют так, как это описано выше, а третий выступает в роли «контролера», его задача – после высказывания первого участника пары (т. е. того, кто рассказывает о своей проблеме) показать второму участнику карточку с названием того приема, который он должен использовать, отвечая собеседнику.

В ходе обсуждения можно обратиться к группе с такими вопросами: «Какие впечатления возникли у вас в ходе беседы? », «Какие приемы вы использовали чаще, какие реже? », «Использование каких приемов вызывало у вас затруднение? », «Что давало использование приемов? ».

Таким образом, данное упражнение позволяет участникам занятий осознать и проанализировать то, как им удается слушать других людей, какого рода ошибки они при этом допускают и почему. Это упражнение, кроме того, позволяет тренировать умение слушать.

Упражнение «Слепой и поводырь». Длительность - 15мин.

Цель: развитие рефлексивных способностей; осознание качеств и особенностей поведения, которые могут затруднять и облегчать взаимодействие с другими людьми.

Инструкция. Участники разбиваются на пары. В помещении, где проходят занятия, расставляются стулья на расстоянии полутора-двух метров друг от друга. Один из участников пары закрывает глаза, как будто он слепой, а другой становится «поводырем». Его задача провести партнера по комнате между расставленными стульями. В некоторых случаях, если помещение, где проходят занятия, позволяет, можно предложить участникам группы выйти в коридор, спуститься-подняться по лестнице и т. д. После того как участники пройдут весь путь и вернутся туда, откуда начинали, они меняются ролями.

После того как задание выполнено, тренер может задать группе следующие вопросы: «Какие у вас были трудности в процессе выполнения упражнения? », «Как вы себя чувствовали, когда были в роли слепого и когда были в роли поводыря? », «На что вы ориентировались, выбирая средства «управления» слепым? » и т. д.

Первый из перечисленных вопросов дает возможность отвечающему отреагировать эмоциональную напряженность, которая могла возникнуть во время упражнения, а также сделать шаг на пути осознания тех своих качеств и особенностей поведения, которые могут затруднять взаимодействие с другими людьми.

Ответы на второй и третий вопросы позволяют перейти к обсуждению характера взаимодействия в паре, выявить те факторы, которые способствуют выбору подходящих средств взаимодействия: это прежде всего понимание и чувствование партнера. Бывает так, что один «слепой» говорит о том, что ему хотелось, чтобы им управляла более твердая рука, чтобы ему оставалось меньше свободы, а другой, наоборот, сообщает о том, что испытал дискомфорт от излишнего давления. За тем и другим впечатлением стоит непонимание со стороны поводыря, проявленное по отношению к ведомому.

Кроме того, отвечая на второй вопрос, участники развивают свою способность выражать вербально свои чувства и состояния, свои рефлексивные способности.

Упражнение «Расскажи историю». Длительность - 30 мин.

Цель: отработка навыков приема-передачи информации, использование адекватных вербальных и невербальных средств коммуникации.

Инструкция. Участники объединяются в пары. Каждый из участников по очереди рассказывает своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше, если это будет история с законченным сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, коллизии, т. е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т. д. Это должна быть такая история, которую можно было бы рассказать всей группе.

У каждого из напарников будет по 3 минуты, чтобы рассказать свою историю. Тренер следит за временем и сообщает, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда – для второго.

Участники группы рассказывают друг другу свои истории.

Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах участники рассказывают друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах.

После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее первоначально, т. е. к автору истории, с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено? », «Может быть, появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили? ».

Упражнение «Разговор в парах». Длительность – 15мин.

Цель: развитие навыков использования приемов активного слушания.

Инструкция. Упражнение проводится в парах. Каждый участник получает карточку. На каждой карточке текст разделен на три части: первая часть посвящена общему описанию ситуации, и она зачитывается до начала разговора. Здесь подчеркнута роль, которую будет играть участник – обладатель карточки. Вторая часть текста содержит то, что участник будет открыто говорить своему собеседнику, а в третьей части текста изложена истинная причина поведения участника в ситуации, которую он не готов сразу открыто высказать. Задача второго участника, принимающего на себя другую роль, указанную в карточке – понять истинную позицию собеседника. При этом он должен использовать уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника, сообщение о своем состоянии и состоянии собеседника. Основная задача: участникам не нужно решать проблему собеседника, необходимо только понять, в чем дело.

В ходе работы проводится два разговора: сначала один из участников пары будет разбираться в проблеме другого, потом – наоборот.

В процессе выполнения упражнения тренер может подходить по очереди к каждой из пар, при необходимости вносить коррективы в действия того, кто, используя перечисленные приемы, должен понять собеседника.

После завершения упражнения можно предложить его участникам обменяться соображениями по поводу использования в беседе приемов активного слушания.

Примеры карточек

Сын (дочь) уговаривает мать (отца) поехать в санаторий. Мать (отец) живет вместе с семьей сына (дочери).
Мать (отец) отказывается, говоря, что семье сына (дочери) будет сложно самой справиться с хозяйством, с детьми.
На самом деле у нее (него) появился новый знакомый (знакомая), с которым(ой) она (он) не хотел(а) бы сейчас расставаться.

 

Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет уволиться.
Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.
На самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и решил уволиться именно поэтому.

 

Упражнение «Разговор по телефону». Длительность - 15мин.

Цель: развитие умений восприятия и понимания партнеров по общению.

Инструкция. Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул. На стул по очереди приглашаются некоторые участники (выбираются по желанию), которые будут «говорить» по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. Предварительно тренер договаривается с 3-4-мя участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого – с начальником, третьего – с другом или с любимым человеком и т. д. Задача остальных участников – постараться понять, с кем и о чем идет разговор.

Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения тренер может задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривали участники? » С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения.

Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего мимическими проявлениями.

Упражнение «Ценное качество». Длительность – 15мин.

Цель: выявить затруднения в общении участников группы; выявить степень групповой сплоченности и зрелости; обнаружить источники напряженности в группе.

Инструкция. Группа сидит по кругу. «Итак, мы оказываемся в состоянии развить в себе что-то полезное благодаря тому, что другой человек ставит перед нами проблему – по тем или иным причинам, проблемы возникают и с теми людьми, которые в целом нам близки и приятны. Давайте сейчас сосредоточимся не на принятой и удовлетворяющей нас стороне общения и взаимодействия друг с другом, а на трудностях и проблемах, которые иногда возникают в процессе вашего общения с кем-либо из участников нашей группы, включая тренера. Вначале нужно осознать эту трудность или проблему, затем осознать, какое ценное качество эта проблема или трудность позволяет нам развивать в себе, а только потом уже сказать, обращаясь к конкретному участнику: «Общаясь с тобой, я развиваю свое произвольное внимание». Тот, к кому обращено высказывание, может уточнить причину: «Скажи, а почему? » В этом случае автор высказывания ее называет: «Потому что иногда мне трудно уловить суть длинной речи».

Обязательное условие: объяснения причин высказывания должны даваться только в форме «Я-посланий» и ни в коем случае не в форме «Ты-посланий», так как в последнем случае упражнение может превратиться в привычный для обыденного общения обмен взаимными упреками и претензиями. Суть же упражнения состоит в том, чтобы осознать собственную проблему в общении и затем сообщить другому человеку, почему эта проблема возникает именно в общении с ним. Но сделать это нужно особым «психосинтетическим» способом, не нарушающим личностной целостности другого человека.

«Я-послания» говорят о том, что нечто создает для меня проблему и, решая ее, я становлюсь в чем-то лучше. «Ты-послания» же говорят о том, что ты ставишь передо мной проблему и из-за тебя мне приходится что-то менять в себе. Поскольку привычнее для нас «Ты-послания», посмотрим, как они могут быть превращены в «Я-послания».

1) «Ты-послания»

«Из-за того, что ты очень много говоришь, мне приходится слишком напрягать свое внимание».

«Я-послания»

«Общаясь с тобой, я развиваю произвольное внимание». (Пояснение, если его просят дать: «Это потому, что мне бывает трудно уловить суть длинной речи»).

2) «Ты-послания»

«Ты все время сидишь с непроницаемым видом, так что трудно понять, какая ты на самом деле».

«Я-послания»

«Общаясь с тобой, я благодарю судьбу! Ибо в процессе общения с тобой я развиваю свою психологическую проницательность». (Пояснение, если его просят дать: «Это потому, что мне очень трудно улавливать тонкие и незаметные невербальные сигналы. Я понял, что смотрю все время только на тех, кто чаще высказывается, смеется, восклицает и т. п. »).

Иногда участникам группы сложно переключиться с приятных сторон общения на проблемные. Некоторые из них начинают в своих высказываниях подчеркивать положительные стороны другого человека, которые воспринимают как пример для себя: «Общаясь с тобой, я учусь выдержке, ты такая выдержанная! » и т. п. В этом случае необходимо повторить инструкцию.

Упражнение заканчивается только после того, как каждый из участников по крайней мере один раз выскажется. После этого можно задать группе вопрос: «Что дает это упражнение? » Чаще всего участники указывают на то, что благодаря этому упражнению они осознали свои собственные проблемы – «слепые пятна», не позволяющие воспринимать и принимать других людей такими, какие они есть. Кроме того, упражнение помогает участникам понять, что именно в поведении других людей затрудняет их общение с ними.

Данное упражнение может прояснить или обострить напряжения, существующие в группе, вызвать новые источники напряжений. То, насколько успешно группа справляется с этим упражнением, может служить показателем степени групповой сплоченности и зрелости. Если тренер почувствует, что участники группы защищаются от этого упражнения, повторяя фактически одни и те же высказывания о произвольном внимании, выдержке, чуткости и т. п., то ему придется решать, следует ли настаивать на выполнении упражнения или довольствоваться формальным его прохождением группой.

Упражнение «Общность интересов». Длительность - 30 мин.

Цель: развитие навыка снижения напряжения в беседе – подчеркивание общности с партнером; изучение взаимоотношений в группе.

Инструкция. В общении почти всегда приходится совмещать несколько уровней включенности в ситуацию общения: участие в ней, наблюдение и отражение всего происходящего, планирование будущего и т. д.

Трудность такого многоуровневого существования усугубляется тем, что степень эмоционального включения может быть очень большой, но в то же самое время, как наблюдатель, каждый человек должен сохранять определенную отстраненность от ситуации. У каждого человека в опыте есть случаи, когда то или иное состояние, овладевшее им, помешало заметить что-то важное в поведении, особенностях реагирования собеседника, вникнуть в смысл его слов. Следующее упражнение – модель такого многоуровневого существования в ситуации общения.

Участники встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, подчеркивая при этом не внешнее сходство или общность в цвете ботинок и т. п., а какое-то личностное сходство или родство с партнером. Например, кто-то бросает мяч говорит: «Мне кажется, нас с тобой объединяет такое качество, как... », далее называется то качество, которое является общим для них. Человек, который ловит мяч, если он согласен с этим высказыванием, говорит: «Да, согласен»; если же он не согласен, то он отвечает: «Я подумаю над этим». И действительно, он получил информацию к размышлению: коль скоро человеку кажется, что данное качество их объединяет, значит, это может как-то влиять на поведение этого человека, его восприятие и т. п. После этого участник, уже поймавший мяч, бросает его какому-либо другому участнику и т. д.

В ходе упражнения тренер следит за правильностью выполнения инструкции и за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника по крайней мере один раз. После того как это последнее условие будет выполнено, тренер выжидает еще какое-то время, чтобы мяч был переброшен еще несколько раз, и затем заканчивает упражнение.

Участники садятся на свои места, и тренер задает им первый вопрос: «Вспомните, пожалуйста, кто были три человека, которые последние получили первый мяч, в то время как остальные получили его уже несколько раз? » Участники группы должны ответить на этот вопрос письменно. После того как все сделают свои записи, тренер просит тех, кто является «субъектами вопроса», – т. е. тех людей, которым мяч был послан позже всех остальных, поднять руки. В этот момент каждый может проверить точность своего ответа.

После этого тренер предлагает группе письменно ответить на вопросы: «Кто в группе получил мяч три и более раз? »; «Какие участники группы получили мяч только один раз? ». После этого тренер предлагает поднять руки «субъектам вопроса» – сначала тем, кто получил три и более мячей, затем тем, кто получил один мяч. Каждый участник проверяет точность своих ответов и сообщает их группе.

В процессе обсуждения результатов тренер может задать вопрос: «Почему мы были недостаточно точны в своих наблюдениях? » Очень часто члены группы сами начинают говорить о том, как трудно одновременно быть вовлеченным в задание и эмоционально переживать: кто тебе бросит мяч? Что скажет при этом? К кому обратишься ты сам? Что будешь говорить? и т. п., – и при всем этом еще и наблюдать за группой в целом. Часто группа приходит к выводу, что задача наблюдения тем сложнее, чем сложнее деятельность, в которую ты вовлечен, и чем она более личностно значима для тебя.

При более глубоком обсуждении данного упражнения тренер может задать вопрос: «Как вам кажется, в выполнении этого задания проявилась ли мудрость группы? » Для ответа на этот вопрос участникам нужно сделать еще один шаг в исследовании собственной группы – оказала ли она поддержку тем своим членам, которые в этом нуждались? Не ранила ли кого-нибудь из участников?

Упражнение " Триалог". Длительность – 20 мин.

Цель: развитие коммуникативной гибкости.

Инструкция. Ведущий предлагает называть словом " триалог" разговор троих людей, по аналогии с " диалогом". В этом упражнение предлагается сузить понятие " триалог" до искусственного: каждый участник триалога говорит так, будто бы находится в ситуации диалога: к собеседникам он обращается на " вы", подразумевая под этим " вы" сразу обоих других собеседников; нельзя также обращаться к кому-то косвенно, используя " он", " она" или производные (" он говорит", " я хочу ей сказать" и т. д. ); разговор происходит не в произвольном порядке, а по очереди (первый, второй, третий, потом опять первый и т. д. ). Ведущий вызывает троих добровольцев. Рассаживает их широким равносторонним треугольником. Корпус каждого участника направлен должен быть все время ни на кого-то из двух других участников, а в промежуток между ними. Между участниками разыгрывается любая несложная ролевая игра. Например: Сцена в ресторане: Посетителю попадается в супе муха. Он высказывает возмущение официанту и директору ресторана. Задача официанта - свалить вину с себя на самого посетителя. Задача директора - сгладить конфликт. Ведущий следит за соблюдением правил. Если кто-то нарушает правила (например говорит: " Вы говорите, что в вашем супе муха была? " ), ведущий просит изменить фразу. После каждой ролевой игры проводится небольшое обсуждение: Удобно ли общаться в таком формате? Какие преимущества у него? недостатки? Хотели бы участники в реальной жизни так разговаривать?

Упражнение «Аплодисменты по кругу». Длительность – 5 мин.

Цель: завершение дня занятий.

Инструкция. «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа».

 

По завершению: обсуждение тренингового занятия, выражение участниками своих чувств и эмоций.

День 5. Завершающий.

Упражнение «Мусорная корзина». Длительность – 10мин.

Цель: разминка, «избавление» от негативных эмоций, установление эмоциональной уравновешенности.

Инструкция. В начале очередного тренингового дня ведущий раздает участникам листочки и (если необходимо) ручки, в центр круга ставится мусорная корзина. Ведущий обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину. Ведущий опрашивает добровольцев: кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки. В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).

Упражнение «Ладошки». Длительность – 10 мин.

Цель: развитие тактильных ощущений для характеристики того или иного человека.

Инструкция. Участникам предлагается по очереди закрыть глаза и ладони развернуть так, чтобы можно было положить на них руки другому участнику, а остальные участники тренинга тихонько подходят к нему и кладут свои ладони на ладони этого участника, его задача заключается в том, что бы запомнить у какого какие руки были на ощупь.

Обсуждение по кругу, что каждый почувствовал при этом.

Упражнение «Самооценка». Длительность – 20мин.

Цель: развитие способности к самооценке.

Инструкция. В начале занятия можно провести самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника. Ведущий рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) «лестницу коммуникативного мастерства». Левый край-мастер коммуникации, правый – уровень мастерства. Задача – найти свое место на этой лестнице и встать туда, в соответствии со своими собственными представлениями. В конце занятия можно повторить эту процедуру с разными вариантами добавлений. Например, каждому из участников проранжировать других по уровню коммуникативных способностей в начале занятия и по его итогу.

Следующий шаг – информационное сообщение ведущего о невербальных каналах коммуникации:

• глаза и контакт с помощью взгляда;

• лицо и лицевая экспрессия;

• жесты;

• позы;

• тактильные ощущения (касания);

• дистанция во время общения.

Упражнение «Мифы об одиночестве». Длительность – 40мин.

Цель: развитие умения аргументировать, убеждать.

Инструкция: Разделиться на 4 подгруппы, каждая подгруппа вытягивает себе один, отпечатанный заранее, миф. Далее, в течении 10 минут, обсуждают полученный миф, каждый высказывает свое мнение. Затем все возвращаются в общий круг, и начинают дискуссию: кто-то доказывает правильность мифа, а кто-то дает опровержение.

Миф 1: Одинокие люди одиноки по собственной вине, «с вами что-то не так, что-то в вас надо исправить»

Миф 2: Одинокие люди одиноки потому, что неправильно себя ведут, «надо просто исправить ваше поведение»

Миф 3: Нужная встреча произойдет сама по себе, главное не пропустить, «любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждешь... »

Миф 4: Вы одиноки, потому что: слишком стары, слишком худы, слишком толсты, слишком бедны или богаты, потому, что у вас есть дети и т. д.

Упражнение «Наши вопросы». Длительность – 15мин.

Цель: Снятие напряженности, создание групповой сплоченности.

Инструкция. На листочках каждый участник группы пишет вопрос, который его очень интересует, но задать его вслух он не решается. Все листочки собираются в коробку в центре комнаты. Ведущий, по очереди, вытаскивает и зачитывает вопросы, а кто-то из группы дает ответ.

Упражнение " Верю - не верю". Длительность – 20мин.

Цель: развитие умения выявлять обман.

Инструкция. Ведущий вызывает одного или нескольких добровольцев. Они должны выйти за дверь. Ведущий проверяет, нет ли у вышедших возможности подслушивать под дверью. Далее следует произвести какие-то изменения в тренинговом зале. Можно сделать, например, следующее: поменять местами стулья (не важно, одинаковые они или нет), пересадить местами двух участников, открыть или закрыть окно, нарисовать на доске рожицу, измазать ведущему обувь мелом и т. п. Это не должен делать сам ведущий, манипуляции должны быть произведены руками кого-то из участников. Ведущий произвольным образом разбивает участников на несколько групп. Одной группе он предлагает утверждать правду: " Василий взял и поменял местами вот эти два стула". Другим группам предлагается говорить ложь: " Это Ирина взяла и переставила стулья", " Это не Василий поменял стулья местами", " Василий вместе с Ириной поменяли стулья". Можно сделать и так, чтобы еще одна группа говорила истину: " Это не Ирина поменяла стулья". Когда заходит вышедший доброволец (или добровольцы), каждая группа начинает отстаивать свою точку зрения. Предварительно не стоит визуально распределять участников по этим " группам влияния", добровольцы не должны догадаться (сразу по крайней мере) кто какой " партии" принадлежит. Каждый из добровольцев должен сделать свой вывод и угадать, кто же произвел те или иные манипуляции. Упражнение желательно провести несколько раз. В конце проводится обсуждение: Кто из добровольцев быстрее угадал истину? Как ему это удалось? Какие внешние признаки достоверно свидетельствуют об искренности, а какие - лишь косвенно? Можно ли каким-то специальным образом строить свои распросы, чтобы выяснить истину? Как лучше " уворачиваться"?

Упражнение «Спасибо за приятное занятие». Длительность – 15мин.

Цель: снятие напряжения, выражение открытых чувств.

Инструкция. «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: < Спасибо за приятное занятие! >. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: < Спасибо за приятное занятие! > Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».

Упражнение «Прощание». Длительность – 20 мин.

Цель: Вербальное подведение итогов тренинга, выражение эмоционального отношения участников группы друг к другу и к руководителю.

Процедура: Участники группы по кругу имеют возможность высказать мнение, насколько эффективным им показался тренинг, насколько он оправдал их ожидания, что нового открыл в области мотивации человеческого поведения и в межличностных отношениях, оказал ли влияние на субъективный уровень стресса конкретного участника; можно также обратиться с репликой непосредственно к кому-либо из группы или к ее руководителю.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.