|
|||
ТЕЗАУРУС ПОНЯТИЙАбилитация – система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и быть полезным обществу. Адаптация – приспособление организма к условиям существования: изменение чувствительности анализаторов в результате приспособления к действующим на них раздражителям. Аудиограмма – графическое изображение на специальном бланке данных исследования состояния слуха, проводимого с помощью аудиометра – специального устройства. Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и нуждающиеся в специальном обучении. Основные группы аномальных детей:
Акселерация – ускоренное физическое развитие детей, охватывающее различные анатомические и физиологические стороны организма. Акалькулия – недоразвитие или нарушение способности счета при сохранности узнавания цифр и написания их под диктовку. Возникает при органических поражениях ЦНС. Амбидекстрия – двуправорукость, одинаковое развитие обеих рук. Астения – нервно- психическая слабость, возникающая от инфекционных, соматических заболеваний или после черепно-мозговой травмы. Проявляется в повышенной утомляемости. Азбука для слепых — рельефно-точечный шрифт по системе Брайля, принятый для письма и чтения слепых. (Брайль Луи (1809—1852) — французский тифлопедагог, изобретатель азбуки для слепых (1829). В 3-летнем возрасте потерял зрение. Получил образование в Парижском национальном институте слепых, по окончании которого (1827) был оставлен при нем в качестве преподавателя. ) Основой для построения азбуки в шрифте Брайля служит шеститочие. Все буквы этого шрифта отличаются друг от друга количеством и расположением входящих в них точек. Аутизм - болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. При А. часто нарушается ориентировка во времени, события настоящего смешиваются с прошедшими, реальное с фантастическим (особенно у детей). А. проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т. д. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию. В моторике характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированны, лишены детской пластичности, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью. Также своеобразны у детей речевые расстройства. А. проявляется в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм). Часто страдает выраженность речи. Речь может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов. Она может быть литературной, богатой неологизмами. Главная особенность — автономность речи, неиспользование ее для диалога, общения и познания окружающего мира. Наиболее выпукло РДА — ранний детский аутизм — проявляется в возрасте 3—5 лет. Вторичный дефект – дефект, возникающий опосредованно в процессе аномального развития. Гидроцефалия – заболевание мозга, вызванное избыточным количеством спинномозговой жидкости в полости черепа. «Водянка мозга». Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и восприятие речи даже у ушной раковины. Дактилология — дактильная речь, ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с Д. Дактильные знаки заменяют буквы, поэтому в Д. столько знаков, сколько букв в алфавите данного языка, по очертанию многие дактильные знаки напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов. Обычно дактильные знаки изображаются пальцами одной руки, но в некоторых странах, например в Англии, Австралии, применяется и двуручная Д. Используется в первоначальный период обучения глухих детей в детском саду. Дальтонизм — врожденная частичная цветовая слепота, преимущественно на красный цвет. В связи с тем, что страдал известный английский химик и физик Дальтон, впервые описавший этот вид расстройства цветового зрения, ее называли долгое время дальтонизмом. Помимо врожденных встречаются и приобретенные нарушения цветового зрения вследствие заболеваний и повреждений сетчатки глаза, зрительных путей (нервов и трактов) и головного мозга. Дауна болезнь (по имени английского врача А. Дауна) —хромосомное заболевание, одна из клинических форм олигофрении, при которой дефект умственного развития сочетается со своеобразным видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой запавшей переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами. При болезни Д. нерасхождение двадцать первой пары хромосом приводит к тому, что у этих больных во всех клетках организма имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом. При болезни Д. поражаются все органы и системы. Наибольшие изменения обнаруживаются в ц. н. с. и железах внутренней секреции. Дебильность — легкая степень умственной отсталости. По классификации ВОЗ (всемирной организации здравоохранения), Д. — незначительная степень умственной отсталости (К} 50—70). К этой категории относится 70—80 % от общего количества лиц с интеллектуальной недостаточностью. Дети с незначительной умственной отсталостью после обследования ПМПК направляются в специальную (коррекционную) школы VIII вида, специальные классы общеобразовательной школы. Девушки и юноши с незначительной степенью умственной отсталости осваивают в соответствии со своими умственными способностями профессии, трудоустраиваются, создают семьи, признаются дееспособными, т. е. способными отвечать за свои поступки перед законом и т. п. Деменция —слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики и памяти, обеднение эмоций, нарушение поведения. В отличие от олигофрении нарушения при Д. наступают после периода нормального развития ребенка вследствие органического поражения мозга (шизофрении, эпилепсии, менингоэнцефалита, травм. Дефектология — наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых и слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. ), закономерностях их воспитания, обучения и образования. Депривация ( лишение, утрата) — психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, которые затрудняют удовлетворение некоторых основных (жизненных) психических потребностей субъекта в достаточной мере и в течение длительного времени. Депрессия — подавленное, угнетенное состояние, которое наблюдается почти при всех психических заболеваниях. Выраженные формы Д. иногда встречаются у детей, особенно у аномальных детей, преимущественно в школьном и подростковом возрасте. У взрослых наиболее отчетливо Д. наблюдается при депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза. Дизонтогенез - нарушение физического или психического хода развития организма. Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствуют его возрасту). Различают ЗПР конституционного происхождения (гармонический инфантилизм); на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ц. н. с. в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; соматогенного происхождения; психогенного происхождения. ЗПР следует отличать от олигофрении и педагогической запущенности. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. По характеру судороги могут быть клоническими, тоническими, смешанными и локализоваться в разных отделах речевого аппарата (голосовые, дыхательные, артикуляторные судороги). Звукоусиливающая аппаратура — технические средства, предназначенные для усиления звука, используются в работе со слабослышащими и глухими, имеющими остатки слуха. Различают следующие типы З. а.: 1) портативный слуховой аппарат; 2) стационарный слуховой аппарат индивидуального 3) коллективного пользования — микрофонный класс; 4) индукционная петля; 5) громкоговорящая усиливающая аппаратура. Зона ближайшего развития — возможность ребенка с помощью взрослого или в сотрудничестве со взрослым путем подражания выполнить то, что он не может сделать самостоятельно, и таким образом подняться на более высокую ступень развития. Понятие «З. б. р. » введено в педагогику и психологию психологом Л. С. Выготским. Понятие «З. б. р. » учитывается и при обучении детей с отклонениями в развитии. Идиотия (невежество) — наиболее глубокая степень олигофрении. В выраженных случаях инстинкты, примитивные реакции полностью отсутствуют. Речь не развита, больные могут издавать нечленораздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжие, малокоординированные, часто наблюдаются стереотипные покачивания, сгибания туловища, повороты головы и др. В одних случаях преобладает апатия, вялость, в других — неадекватный плач, гнев, злобность. Согласно классификации всемирной организации здравоохранения (1994), выделяют четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую. Термин «идиотия» в специальной педагогике и специальном образовании используется значительно реже, чем понятие «тяжелая умственная отсталость» (К 25—39). Имбецильность (слабый, немощный) — средняя степень олигофрении. Больные И. могут говорить, понимать жесты и обращенную к ним речь. Имбецилам могут быть привиты элементарные трудовые навыки. Понятие «имбецильность» в специальной педагогике в настоящее время используется реже, чем понятие «умеренная умственная отсталость» (К 35—49). Инфантилизм – сохранение во взрослом состоянии физических или психических качеств и свойств присущих детскому возрасту.. Коррекционная педагогика — наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных, индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка. На протяжении последних лет ряд понятий дефектологической науки является предметом научных дискуссий, в том числе «дефектология», «коррекционная педагогика», «специальная педагогика». Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIX в., первоначально — лишь применительно к умственно отсталым детям; в современной отечественной дефектологии трактуется шире: К. -в. р. направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом, охватывает все категории аномальных детей и проводится совместно медиками и педагогами-дефектологами. Коррекция (исправление, поправка) — система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития. Компенсаторные процессы — совокупность реакций организма на повреждения, выражающиеся в возмещении нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их частей. Компенсаторная перестройка включает в себя восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних. Компенсация нарушенных функций (возмещение, уравновешивание) — сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. ЛОГОПЕДИЯ (слово, речь, воспитание) — отрасль специальной педагогики, в задачи которой входит изучение речевых нарушений, разработка принципов и методов их выявления, предупреждения и преодоления. Логоритмика (слово, размеренный) — одна из форм своеобразной активной терапии, целью которой является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды. Содержание и структура логопедической ритмики, а также применение ее в системе реабилитационных методик описаны Г. А. Волковой. Медико-психолого-педагогическая консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное обследование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья для направления их в соответствующие образовательные и оздоровительные учреждения. Негативизм детский (отрицаю) — немотивированное и неразумное сопротивление ребенка воздействию на него со стороны окружающих людей. Различают Н. пассивный, т. е. невыполнение требуемых действий, и Н. активный, когда дети производят действия, противоположные требуемым. Негативистские реакции нередко наблюдаются у детей с отклонениями в психофизическом развитии и могут быть у нормальных детей при неправильном воспитании. Олигофрения (малый, ум) — особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. В зависимости от степени недостаточности интеллекта у детей-олигофренов различают три степени: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность и относительно легкая — дебильность. Олигофренопедагог — педагог-дефектолог, занимающийся воспитанием и обучением умственно отсталых детей. Олигофренопедагогика — отрасль специальной педагогики, наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей. Олигофренопсихология (малый, ум, душа, учение) — отрасль специальной психологии, изучающая особенности психики детей с интеллектуальной недостаточностью. Онтогенез — индивидуальное развитие животного или растительного организма от момента его зарождения до конца жизни. О. представляет собой развитие наследственной основы организма в конкретных условиях внешней среды. О. —совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни. Первичные дефекты – дефекты, возникающие под болезнетворным влиянием или под влиянием факторов наследственности, которые влекут за собой органические или функциональные повреждения органов чувств или ЦНС. Психология специальная — раздел психологии, изучающий психологические особенности разных групп аномальных детей. Цель П. с. —изучение закономерностей психического развития, формирования личности у разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья под воздействием специального обучения и воспитания (психология умственно отсталых, психология глухих, психология слабослышащих, психология слепых, психология слабовидящих, психология слепоглухонемых детей, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речи). ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ПМПК) — межведомственный, постоянно действующий орган. ПМПК, который создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные образовательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирования родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии. ПМПК разрабатывает и реализует комплекс мер, способствующих абилитации, реабилитации, социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Ретардация – замедление развития, незавершенность, отставание в отдельных периодах развития. Реабилитация — система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание. Реабилитация психологическая — реорганизация и оптимизация социально-психологического бытия личности, приведение возможностей человека в соответствие с его потребностями и ценностями, восстановление утраченного или несформированного чувства личностной ценности. Саливация – обильное слюнотечение. Сурдопедагог — специалист в области сурдопедагогики, педагог со специальным дефектологическим (отделение сурдопедагогики) образованием, занимающийся воспитанием и обучением глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. К С. относятся также научные работники и методисты, осуществляющие научно-методическую работу по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха. Сложный дефект – комбинированный дефект при котором прослеживаются связи (слепоглухонемота ). Сурдопедагогика (глухой) —- отрасль специальной педагогики, дефектологии; наука о воспитании, обучении и образовании детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших). Сурдопсихология — отрасль специальной психологии, изучающей особенности психики глухих и слабослышащих детей. Сурдотехника — раздел дефектологии, занимающийся разработкой принципов создания технических средств для коррекции и компенсации дефектов слуха или обусловленных ими нарушений речи, а также совокупность технических средств. К сурдотехническим средствам относятся приборы и аппараты: а) звукоусиливающая аппаратура (индивидуальная б) приборы и приспособления, которые передают ТИФЛОПЕДАГОГ — специалист в области тифлопедагогики, педагог со специальным дефектологическим (отделение тифлопедагогики) образованием, занимающийся воспитанием и обучением детей с нарушениями зрения, слепых и слабовидящих. Тифлопедагогика (слепой) — отрасль специальной педагогики, дефектологии; наука о воспитании и обучении детей с глубокими нарушениями зрения. Тифлопсихология — отрасль специальной психологии, изучающая особенности психики слепых и слабовидящих детей. Тифлотехника — отрасль дефектологии, разрабатывающая общие принципы конструирования технических средств (приборов, приспособлений) для компенсации зрения у слепых и слабовидящих; технические приборы и приспособления. Тугоухость – стойкое снижение слуха, затрудняющее восприятие речи. Токсоплазмоз — паразитарное заболевание; возбудитель — паразит (токсоплазма), относящийся к простейшим животным. Заражение человека происходит от домашних (собаки, коровы, кролики, свиньи, куры, голуби) и некоторых диких животных (суслики, мыши, зайцы). Т. может быть врожденным и приобретенным. Врожденный Т. бывает в тех случаях, когда паразит у беременных проникает через плаценту в плод и вызывает тяжелые поражения мозга, глаз и других органов. Т. — один из факторов, лежащих в основе олигофрении и различных врожденных уродств. Филогенез — исторический процесс развития живых организмов с момента возникновения жизни на Земле. Фобии (страх) — навязчивые состояния страха (страх смерти, болезни; боязнь открытых и замкнутых помещений, боязнь темноты, страх речи и др. ). Ф. встречаются при неврозах, психопатиях, психозах, эмоциональных расстройствах. Ф. речи нередко наблюдаются при заикании. Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Ф. называется такой слух, посредством которого осуществляются осмысленное восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним. Ф. с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Эпилепсия — хроническое прогрессирующее заболевание мозга, проявляющееся периодическими приступами судорог, нарушением сознания, нарастающими изменениями в эмоционально-психической сфере. Частота Э. составляет 3—5 случаев на 1 тыс. человек населения. Выявляется наследственная предрасположенность Э.: наследуется не само заболевание, а судорожная готовность мозга. Наряду с генетическими факторами в развитии Э. может играть роль и приобретенное предрасположение к судорожным приступам (после перенесенных травм головы, инфекций, интоксикаций и др. ). В основе судорог лежат структурные и функциональные изменения в ц. н. с, обусловливающие чрезмерный разряд нервных клеток. Согласно классификации эпилептических припадков выделяют припадки генерализованные (общие) и очаговые (локальные). Генерализованные припадки подразделяют на большие и малые. Течение Э., как правило, прогрессирующее: постепенно нарастают частота и длительность припадков, проявляются изменениями личности по эпилептоидному типу (инертность и медлительность мышления, эйфоричность, дурашливость, суетливость, двигательная расторможенность. Этиология — учение о причинах возникновения болезней. Под причиной следует понимать воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которое определяет специфику патологического процесса. Причины могут быть внешними и внутренними, органическими и функциональными, наследственными и социально-психологическими. Э. — учение о сложных процессах взаимодействия организма человека с причиной болезни и о комплексе дополнительных условий, в которых это взаимодействие реализуется.
|
|||
|