Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕЗАУРУС ПОНЯТИЙ



Абилитация – система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и быть полезным обществу.

Адаптация – приспособление организма к условиям существования: изменение чувствительности анализаторов в результате приспособления к действующим на них раздражителям.

Аудиограмма – графическое изображение на специальном бланке данных исследования состояния слуха, проводимого с помощью аудиометра – специального устройства.

Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и нуждающиеся в специальном обучении.

Основные группы аномальных детей:

  1. Дети с недостатками слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
  2. Дети с недостатками зрения (слепые, слабовидящие, слепорожденные).
  3. Дети с нарушениями речи.
  4. Дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата.
  5. Дети с нарушениями эмоционально- волевой сферы.
  6. Дети с задержкой психического развития.
  7. Дети с нарушениями нарушением интеллекта.
  8. Дети с комплексными нарушениями.

Акселерация – ускоренное физическое развитие детей, охватывающее различные анатомические и физиологические стороны организма.

Акалькулия – недоразвитие или нарушение способности счета при сохранности узнавания цифр и написания их под диктовку. Возникает при органических поражениях ЦНС.

Амбидекстрия – двуправорукость, одинаковое развитие обеих рук.

Астения – нервно- психическая слабость, возникающая от инфекционных, соматических заболеваний или после черепно-мозговой травмы. Проявляется в повышенной утомляемости.

Азбука для слепых — рельефно-точечный шрифт по сис­теме Брайля, принятый для письма и чтения слепых. (Брайль Луи (1809—1852) — французский тифлопеда­гог, изобретатель азбуки для слепых (1829). В 3-лет­нем возрасте потерял зрение. Получил образование в Парижском национальном институте слепых, по окон­чании которого (1827) был оставлен при нем в каче­стве преподавателя. ) Основой для построения азбуки в шрифте Брайля служит шеститочие. Все буквы этого шрифта отличаются друг от друга количеством и рас­положением входящих в них точек.

Аутизм - болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью че­ловека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. При А. часто нарушается ориентиров­ка во времени, события настоящего смешиваются с прошедшими, реальное с фантастическим (особенно у детей). А. проявляется как отрыв от реальности, отго­роженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверх­ранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной сте­реотипностью, однообразием. Прежде всего, это стрем­ление к сохранению привычного постоянства в окружа­ющем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т. д. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.

В моторике характерны вычурность позы, движе­ний, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированны, лишены детской пластичности, производят впе­чатление «деревянных», марионеточных. Медлитель­ность сочетается с импульсивностью.

Также своеобразны у детей речевые расстройства. А. проявляется в уменьшении речевого контакта, иногда ре­бенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм). Часто страдает выраженность речи. Речь может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов. Она может быть литературной, богатой неологизмами. Главная особенность — автономность речи, неиспользо­вание ее для диалога, общения и познания окружающего мира. Наиболее выпукло РДА — ранний детский аутизм — проявляется в возрасте 3—5 лет.

Вторичный дефект – дефект, возникающий опосредованно в процессе аномального развития.

Гидроцефалия – заболевание мозга, вызванное избыточным количеством спинномозговой жидкости в полости черепа. «Водянка мозга».

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и восприятие речи даже у ушной раковины.

Дактилология  — дактильная речь, ручная азбука, служащая для заме­ны устной речи при общении грамотных глухих лю­дей между собой и со всеми, знакомыми с Д. Дак­тильные знаки заменяют буквы, поэтому в Д. столько знаков, сколько букв в алфавите данного языка, по очертанию многие дактильные знаки напоминают бук­вы печатного и рукописного шрифтов. Обычно дактильные знаки изображаются пальцами одной руки, но в некоторых странах, например в Ан­глии, Австралии, применяется и двуручная Д. Исполь­зуется в первоначальный период обучения глухих де­тей в детском саду.

 Дальтонизм — врожденная ча­стичная цветовая слепота, преимущественно на красный цвет. В связи с тем, что страдал известный англий­ский химик и физик Дальтон, впервые описавший этот вид расстройства цветового зрения, ее называли долгое время дальтонизмом. Помимо врожденных встречают­ся и приобретенные нарушения цветового зрения вслед­ствие заболеваний и повреждений сетчатки глаза, зри­тельных путей (нервов и трактов) и головного мозга.

Дауна болезнь (по имени английского врача А. Дауна) —хромосомное заболевание, одна из клинических форм олигофрении, при которой дефект умственного развития сочетается со своеобраз­ным видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой запав­шей переносицей, полуоткрытым ртом, деформирован­ными ушами. При болезни Д. нерасхождение двадцать первой пары хромосом приводит к тому, что у этих больных во всех клетках организма имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом.

При болезни Д. поражаются все органы и системы. Наибольшие изменения обнаруживаются в ц. н. с. и же­лезах внутренней секреции.

Дебильность — легкая степень умственной отсталости. По классификации ВОЗ (всемирной организации здра­воохранения), Д. — незначительная степень умствен­ной отсталости (К} 50—70). К этой категории отно­сится 70—80 % от общего количества лиц с интеллек­туальной недостаточностью. Дети с незначительной умственной отсталостью после обследования ПМПК на­правляются в специальную (коррекционную) школы VIII вида, специальные классы общеобразовательной школы. Девушки и юноши с незначительной степенью умствен­ной отсталости осваивают в соответствии со своими ум­ственными способностями профессии, трудоустраивают­ся, создают семьи, признаются дееспособными, т. е. спо­собными отвечать за свои поступки перед законом и т. п.

Деменция —слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, сни­жение критики и памяти, обеднение эмоций, нару­шение поведения. В отличие от олигофрении наруше­ния при Д. наступают после периода нормального раз­вития ребенка вследствие органического поражения мозга (шизофрении, эпилепсии, менингоэнцефалита, травм.

Дефектология — наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психическими недостат­ками (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых и слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с на­рушением опорно-двигательного аппарата и др. ), зако­номерностях их воспитания, обучения и образования.

Депривация ( лишение, утрата) — психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, которые затрудняют удовлетво­рение некоторых основных (жизненных) психических потребностей субъекта в достаточной мере и в течение длительного времени.

Депрессия  — подавленное, угнетенное состояние, которое наблюда­ется почти при всех психических заболеваниях. Выра­женные формы Д. иногда встречаются у детей, особен­но у аномальных детей, преимущественно в школьном и подростковом возрасте. У взрослых наиболее отчет­ливо Д. наблюдается при депрессивной фазе маниа­кально-депрессивного психоза.

Дизонтогенез - нарушение физического или психического хода развития организма.

Задержка психического развития — нарушение нормаль­ного темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умствен­ные способности ребенка не соответствуют его возрас­ту). Различают ЗПР конституционного происхождения (гармонический инфантилизм); на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вред­ными воздействиями на ц. н. с. в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; соматогенного про­исхождения; психогенного происхождения. ЗПР сле­дует отличать от олигофрении и педагогической запу­щенности.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; расстройство речи с преимуществен­ным нарушением коммуникативной ее функции. По характеру судороги могут быть клоническими, тони­ческими, смешанными и локализоваться в разных от­делах речевого аппарата (голосовые, дыхательные, артикуляторные судороги).

  Звукоусиливающая аппаратура — технические средства, предназначенные для усиления звука, используются в работе со слабослышащими и глухими, имеющими остатки слуха. Различают следующие типы З. а.:

1) портативный слуховой аппарат;

2) стационарный слуховой аппарат индивидуального
пользования;

3) коллективного пользования — микрофонный класс;

4) индукционная петля;

5) громкоговорящая усиливающая аппаратура.

Зона ближайшего развития — возможность ребенка с помощью взрослого или в сотрудничестве со взрослым путем подражания выполнить то, что он не может сделать самостоятельно, и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

Понятие «З. б. р. » введено в педагогику и психоло­гию психологом Л. С. Выготским. Понятие «З. б. р. » учитывается и при обучении детей с отклонениями в развитии.

Идиотия (невежество) — наиболее глубо­кая степень олигофрении. В выраженных случаях ин­стинкты, примитивные реакции полностью отсутству­ют. Речь не развита, больные могут издавать нечлено­раздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжие, малокоординированные, часто наблюдаются стереотипные покачивания, сгиба­ния туловища, повороты головы и др. В одних случаях преобладает апатия, вялость, в других — неадекватный плач, гнев, злобность. Согласно классификации всемир­ной организации здравоохранения (1994), выделяют четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую. Термин «идиотия» в специальной педагогике и специальном образовании ис­пользуется значительно реже, чем понятие «тяжелая умственная отсталость» (К 25—39).

Имбецильность (слабый, немощный) — средняя степень олигофрении. Больные И. могут го­ворить, понимать жесты и обращенную к ним речь. Имбецилам могут быть привиты элементарные трудовые навы­ки. Понятие «имбецильность» в специальной педагоги­ке в настоящее время используется реже, чем понятие «умеренная умственная отсталость» (К 35—49).

Инфантилизм – сохранение во взрослом состоянии физических или психических качеств и свойств присущих детскому возрасту..

Коррекционная педагогика — наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом раз­вития индивидуальности и личности ребенка с огра­ниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных, индивидуализированных методах вос­питания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка. На протяжении последних лет ряд понятий дефек­тологической науки является предметом научных дис­куссий, в том числе «дефектология», «коррекционная педагогика», «специальная педагогика».

  Коррекционно-воспитательная работа — система специаль­ных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIX в., первоначально — лишь применительно к ум­ственно отсталым детям; в современной отечествен­ной дефектологии трактуется шире: К. -в. р. направле­на не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом, охватывает все категории аномальных детей и проводится совме­стно медиками и педагогами-дефектологами.

  Коррекция (исправление, поправка) — система педагогических и лечебных мероприятий, на­правленных на преодоление или ослабление недостат­ков психического и физического развития.

Компенсаторные процессы — совокупность реакций орга­низма на повреждения, выражающиеся в возмещении нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их частей. Компенсаторная перестройка включает в себя восстановление и замещение утраченных или нарушен­ных функций, а также изменение последних.

Компенсация нарушенных функций (возмещение, уравновешивание) — сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нару­шениях или утрате каких-либо функций.

ЛОГОПЕДИЯ (слово, речь, воспи­тание) — отрасль специальной педагогики, в задачи ко­торой входит изучение речевых нарушений, разработ­ка принципов и методов их выявления, предупрежде­ния и преодоления.

Логоритмика (слово, разме­ренный) — одна из форм своеобразной активной тера­пии, целью которой является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды. Содержание и структура логопедической ритмики, а также применение ее в системе реабилитационных ме­тодик описаны Г. А. Волковой.

Медико-психолого-педагогическая консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное обследо­вание детей и подростков с ограниченными возможно­стями здоровья для направления их в соответствую­щие образовательные и оздоровительные учреждения.

Негативизм детский (отрицаю) — немоти­вированное и неразумное сопротивление ребенка воз­действию на него со стороны окружающих людей. Различают Н. пассивный, т. е. невыполнение тре­буемых действий, и Н. активный, когда дети производят действия, противоположные требуемым. Негативистские реакции нередко наблюдаются у детей с отклонениями в психофизическом развитии и могут быть у нормаль­ных детей при неправильном воспитании.

Олигофрения (малый, ум) — особая форма психического недоразвития, выражающая­ся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения голов­ного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. В зависимости от степени недостаточности интел­лекта у детей-олигофренов различают три степени: наи­более тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность и относительно легкая — дебильность.

Олигофренопедагог — педагог-дефектолог, занимающийся воспитанием и обучением умственно отсталых детей.

Олигофренопедагогика — отрасль специальной педагоги­ки, наука о воспитании и обучении умственно отста­лых детей.

Олигофренопсихология (малый, ум, душа, учение) — отрасль специ­альной психологии, изучающая особенности психики детей с интеллектуальной недостаточностью.

Онтогенез — индивидуальное развитие животно­го или растительного организма от момента его зарож­дения до конца жизни. О. представляет собой разви­тие наследственной основы организма в конкретных условиях внешней среды. О. —совокупность последовательных морфологиче­ских, физиологических и биохимических преобразо­ваний организма от его зарождения до конца жизни.

Первичные дефекты – дефекты, возникающие под болезнетворным влиянием или под влиянием факторов наследственности, которые влекут за собой органические или функциональные повреждения органов чувств или ЦНС.

Психология специальная — раздел психологии, изучаю­щий психологические особенности разных групп ано­мальных детей. Цель П. с. —изучение закономернос­тей психического развития, формирования личности у разных категорий детей с ограниченными возмож­ностями здоровья под воздействием специального обу­чения и воспитания (психология умственно отсталых, психология глухих, психология слабослышащих, пси­хология слепых, психология слабовидящих, психоло­гия слепоглухонемых детей, психология детей с на­рушениями опорно-двигательного аппарата и речи).

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (ПМПК) — межведомственный, постоянно действующий орган. ПМПК, который создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в раз­витии, отбора их в специальные образовательные и ле­чебные учреждения соответствующего типа, консуль­тирования родителей (лиц, их заменяющих) по вопро­сам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам с отклонениями в разви­тии. ПМПК разрабатывает и реализует комплекс мер, способствующих абилитации, реабилитации, социали­зации лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Ретардация – замедление развития, незавершенность, отставание в отдельных периодах развития.

 Реабилитация — система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направлен­ных на восстановление, коррекцию или компенсацию на­рушенных психических функций, состояний, личност­ного и социально-трудового статуса больных, инвали­дов, лиц, перенесших заболевание.

Реабилитация психологическая — реорганизация и оп­тимизация социально-психологического бытия личности, приведение возможностей человека в соответствие с его потребностями и ценностями, восстановление утраченно­го или несформированного чувства личностной ценности.

Саливация – обильное слюнотечение.

Сурдопедагог — специалист в области сурдопедагогики, педагог со специальным дефектологическим (отделе­ние сурдопедагогики) образованием, занимающийся воспитанием и обучением глухих, слабослышащих и позднооглохших детей. К С. относятся также научные работники и методис­ты, осуществляющие научно-методическую работу по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха.

Сложный дефект – комбинированный дефект при котором прослеживаются связи (слепоглухонемота ).

Сурдопедагогика (глухой) —- отрасль специальной педагогики, дефектологии; наука о вос­питании, обучении и образовании детей с нарушения­ми слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших).

Сурдопсихология  — отрасль специальной психоло­гии, изучающей особенности психики глухих и слабос­лышащих детей.

Сурдотехника — раздел дефектологии, занимающийся разработкой принципов создания технических средств для коррекции и компенсации дефектов слуха или обусловленных ими нарушений речи, а также сово­купность технических средств. К сурдотехническим средствам относятся приборы и аппараты:

а) звукоусиливающая аппаратура (индивидуальная
и коллективного пользования);

б) приборы и приспособления, которые передают
информацию о явлениях, воспринимаемых обычно с
помощью слуха, посредством условных сигналов ино­го вида (системы «Видимой речи»).

ТИФЛОПЕДАГОГ — специалист в области тифлопедагогики, педагог со специальным дефектологическим (отделение тифлопедагогики) образованием, занимающийся воспи­танием и обучением детей с нарушениями зрения, сле­пых и слабовидящих.

Тифлопедагогика (слепой) — отрасль специальной педагогики, дефектологии; наука о вос­питании и обучении детей с глубокими нарушениями зрения.

Тифлопсихология — отрасль специальной психо­логии, изучающая особенности психики слепых и сла­бовидящих детей.

Тифлотехника — отрасль дефектологии, разрабатывающая общие принципы конструирования технических средств (приборов, приспособлений) для компенсации зрения у слепых и слабовидящих; технические приборы и при­способления.

Тугоухость – стойкое снижение слуха, затрудняющее восприятие речи.

Токсоплазмоз — паразитарное заболевание; возбудитель — паразит (токсоплазма), относящийся к простейшим животным. Заражение человека происходит от домаш­них (собаки, коровы, кролики, свиньи, куры, голуби) и некоторых диких животных (суслики, мыши, зайцы). Т. может быть врожденным и приобретенным. Врож­денный Т. бывает в тех случаях, когда паразит у бере­менных проникает через плаценту в плод и вызывает тяжелые поражения мозга, глаз и других органов. Т. — один из факторов, лежащих в основе олиго­френии и различных врожденных уродств.

Филогенез — исторический процесс развития живых орга­низмов с момента возникновения жизни на Земле.

Фобии (страх) — навязчивые состояния страха (страх смерти, болезни; боязнь открытых и зам­кнутых помещений, боязнь темноты, страх речи и др. ). Ф. встречаются при неврозах, психопатиях, психозах, эмоциональных расстройствах. Ф. речи нередко на­блюдаются при заикании.

  Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуко­вую оболочку слова. Ф. называется такой слух, посред­ством которого осуществляются осмысленное восприя­тие слова как комплекса фонем и контроль над ним. Ф. с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка.

Эпилепсия — хроническое прогрессирующее заболевание мозга, проявляющееся периодическими приступами судорог, нарушением со­знания, нарастающими изменениями в эмоционально-психической сфере. Частота Э. составляет 3—5 случа­ев на 1 тыс. человек населения. Выявляется наслед­ственная предрасположенность Э.: наследуется не само заболевание, а судорожная готовность мозга. Наряду с генетическими факторами в развитии Э. может играть роль и приобретенное предрасположение к судорожным приступам (после перенесенных травм головы, инфек­ций, интоксикаций и др. ). В основе судорог лежат структурные и функциональ­ные изменения в ц. н. с, обусловливающие чрезмерный разряд нервных клеток. Согласно классификации эпилептических припадков выделяют припадки генерализованные (общие) и очаго­вые (локальные). Генерализованные припадки под­разделяют на большие и малые. Течение Э., как правило, прогрессирующее: посте­пенно нарастают частота и длительность припадков, проявляются изменениями личности по эпилептоидному типу (инертность и медлительность мышления, эйфоричность, дурашливость, суетливость, двигатель­ная расторможенность.

Этиология — учение о причинах возникновения болезней. Под при­чиной следует понимать воздействие на организм внеш­него или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которое определяет специфику пато­логического процесса. Причины могут быть внешни­ми и внутренними, органическими и функциональны­ми, наследственными и социально-психологическими. Э. — учение о сложных процессах взаимодействия организма человека с причиной болезни и о комплек­се дополнительных условий, в которых это взаимодей­ствие реализуется.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.