Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа № 225"

 

 

 

 

27 января – одна из самых значимых дат петербуржцев – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей.

Безусловно, современным школьникам нужно читать об этом, чтобы они знали и помнили. Эта память должна быть в каждом из нас, и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.

      Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда / Худ. Н. Андреев. – М: Дрофа, 2003. – 80 с.: ил. – (Серия «Честь и отвага») Ленинград… В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда. Не было топлива. Замерло электричество. Вышел из строя водопровод. Начался голод. По Ленинграду ходила смерть. Но не сдавался город. Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. В городе начались пожары. Рушились дома от обстрелов. Люди погибали в домах и на улицах. Но ленинградцы держались. «Ленинград в блокаде! » – набатом неслось по стране. Вся страна пыталась помочь осажденному городу. 900дней и ночей находился Ленинград в осаде. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. О великом подвиге ленинградцев, Ленинграда и написаны эти рассказы.
  Николай Богданов «Бессмертный горнист»   Блокадный Ленинград. Мальчик Алёша, был горнистом, но сейчас ослабевший от голода он не может даже выйти на улицу. Свой горн он передал другому мальчику и теперь каждый день услышав звуки трубы у Алёши прибавляется сил и желания жить несмотря ни на что.
    Воскобойников В. Девятьсот дней мужества/ Рис. Д. Боровского. – М: Малыш, 1984. – (Серия «Дедушкины медали») В этой повести показана блокада на примере жизни одной семьи – от первого дня войны до ленинградского салюта. В мирную жизнь, когда «в воскресенье 22 июня 1941 года Иван Семенович Пахомов пришел вместе с сыном Алешей и дочкой Дашей в зоосад», врывается известие о начале войны: «И вдруг по радио объявили, что началась война». В ткань повествования органично вписываются документальные факты и истории. И про летчика Севостьянова, именем которого потом была названа улица, и про Таню Савичеву, и про Максима Твердохлеба.
  Воскобойников В. Василий Васильевич. – Л.: Дет. лит., 1977. – 64 с. Наверное, самая занимательная история с точки зрения её достоверности. История, которой поделился с детским писателем Воскобойниковым замечательный художник Алексей Фёдорович Пахомов. Ему довелось рисовать для плаката одного из лучших рабочих завода «Полиграфмаш» в блокадном Ленинграде. И это был не умудрённый годами и сединами крепкий коренастый мужчина, а худющий голодный мальчик-сирота, которого все уважительно называли Василием Васильевичем. А спустя около 30 лет он рисовал лучшего рабочего завода – и это снова был Василий Васильевич! А Валерий Воскобойников разыскал того самого Иванова Василия Васильевича, переписывался с ним, встречался, даже ездил вместе с ним за грибами! И из воспоминаний этих двух людей – художника и рабочего, – родилась замечательная повесть!
  Воскобойников В. Оружие для победы. – СПб.: Детгиз, 2014. – 262 с. Повесть о ленинградском подростке Грише Ефремове, который, потеряв по дороге в эвакуацию родителей, сначала вместе с детским домом оказался в уральском городе Можге, а по окончании училища – на Пермском заводе, где вместе с ровесниками вытачивал детали для военных самолетов.
    Герман Ю. П. Вот как это было: Повесть / Худ. О. Фадеева. – СПб, М: Речь, 2013. – 96 с.: ил. – (Серия «Вот как это было») Детская повесть «Вот как это было» при жизни писателя не публиковалась. Она посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. В повести многое документально, основано на исторических фактах. Это не только памятные всем ленинградцам, пережившим блокаду, эпизоды с обстрелом зоопарка и пожаром в Народном доме, не только бомбёжка госпиталя… Так, например, стихи «Над Ленинградом нависла блокада», помещённые в главу «Школа в подвале», – это не стилизация, не подделка под детское творчество – это подлинное стихотворение одного ленинградского школьника тех суровых годов, подаренное писателю на встрече с юными читателями в одной из школ Ленинграда.  
Гоппе Г. Взвод моего детства: Поэма / Рис. О. Титова. – Л: Детская литература, 1973. – 46 с.: ил. Поэма о мальчишках блокадного Ленинграда.
      Гоппе Г. Воробей блокадный: Сказка-быль//В кн: Гоппе Г. Воробей, Пингвин и Рыжик. – Л: Детская литература, 1984. – С. 5-29. Сказка-быль в стихах, в которой случаются самые невероятные чудеса. К примеру, блокадный воробей бросился на фашистского стервятника. И прогнал его.
  Дубровин В. Мальчишки в сорок первом / Рис. В. Вальцефера. – Л: Детская дитература, 1973. – 128 с.: ил. Какой мальчишка не мечтает побывать на поле боя? Тем более, если вчера началась самая настоящая война! Вот и Вовка с Женькой совершенно серьёзно решили отправиться в армию. Кто бы мог подумать, что до настоящих бойцов им ещё расти и расти! И, конечно, друзья и представить себе не могли, что в Ленинграде, окружённом кольцом блокады, будет ничуть не легче, чем на передовой. Теперь на счету – каждый грамм хлеба, а совсем рядом, за озером, куда раньше по выходным ребята ходили купаться и загорать, – линия фронта. Так для мальчишек наступает время попрощаться с беззаботным детством, пережить совсем недетские трудности и – повзрослеть.
Жуковская Е. Школа меняет адрес: Рассказы/ Рис. В. Челинцовой. – М: Детская литература, 1984. – 62 с.: ил. Это повесть в рассказах. Одни и те же герои проходят через всю книгу. Место действия – Ленинград в 1941-1943 годы. Этот город в самом начале войны был окружён гитлеровцами и оказался отрезанным от всей нашей страны. Автор книги, Евгения Жуковская, – участник обороны Ленинграда. Первый рассказ этой книжки написан ею в осаждённом городе. Всё, что в нём происходит, случилось на самом деле. Ленинградское радио передавало этот рассказ через несколько дней после описанного в нём события.
      Калюжная Л. И. Блокадный бегемот и девочка / Рис. Н. Фролова. – М: Вольный странник,             2020. – 32 с.: ил. 22 июня 1941 года фашисты объявили нам войну и очень быстро окружили Ленинград. Но город не сдался. Тогда немцы решили стереть его с лица земли. Начались непрерывные артиллерийские обстрелы и воздушные атаки. Наступила суровая морозная зима. По карточкам стали выдавать всего 125 граммов хлеба. Ленинградцев спасала «Дорога жизни», которая проходила по льду Ладожского озера. По ней в город везли муку, крупу, сахар, а обратным рейсом эвакуировали в тыл женщин и детей. О жизни девочки Гали и её родных в блокадном Ленинграде вы узнаете из этой книжки.
      Карасёва В. Маленькие ленинградцы. Рассказы/ Рис. А. Кирилло. – М: Детская литература, 1969. – 64 с.: ил. Рассказы о жизни детей в осаждённом Ленинграде. На их долю выпали тяжкие испытания, но они вместе со взрослыми защищали город от врагов: тушили зажигалки, отводили в бомбоубежище малышей, ухаживали за стариками…
  Карасёва В. Е. Кирюшка. – М: Речь, 2019. –              62 с.: ил.   Рассказы Веры Карасёвой посвящены детям блокады, которые оставались детьми, несмотря на выпавшие на их долю лишения и тяготы. Они помогали младшим. Поддерживали взрослых. Спасали друг друга. Надеялись на чудо. И чудо иногда стучалось в их дверь. Находилась еда. В дом приносили вязанку дров. Увеличивался хлебный паёк. В Новый год приезжал Дед Мороз и дарил подарок. Крапивы вырастало столько, что хватило бы на тысячу борщей.
      Карасева В. Юрка: Рассказ / Рис. Р. Саенко. – Киев: Издательство детской литературы «Веселка», 1974. – 31 с.: ил. Трудно жилось в осаждённом городе и взрослым, и детям, но каждый находил в себе силы чем-то помочь фронту. Вот и маленький Юрка оказался нужен нашим бойцам: зная немецкий язык, он помог перевести важный военный документ.
  Лободин М. За оборону Ленинграда / Рис. Д. Боровского. – М: Малыш, 1976 (сер. «Дедушкины медали») 22 июня 1941 года без объявления войны гитлеровская Германия вероломно напала на нашу Родину. Ожесточённые бои шли на всём громадном фронте – от Чёрного до Баренцева моря. Беззаветно сражались наши войска, отстаивая каждый метр родной земли. Но силы были не равными. Враг в начале войны имел преимущества в танках, авиации и другой боевой технике. В сентябре врагу удалось окружить Ленинград. Но взять его фашисты не смогли. Почти два с половиной года войска Ленинградского фронта, жители города героически сражались с гитлеровцами, выдержали натиск фашистских полчищ и отстояли Ленинград. В этой книге воспроизведены некоторые эпизоды героической обороны города Ленина, рассказано о беспримерном подвиге ленинградцев.
Пантелеев Л. Маринка; Главный инженер: Рассказы // В кн.: Пантелеев Л. Честное слово. Рассказы, стихи, сказки. – М: Детская литература, 2006. – с: 104-131. Рассказы автора, пережившего блокаду, о его дружбе с маленькой девочкой-соседкой, о подвиге выживания в первую блокадную зиму, о том, как ленинградские ребята строили ложные военные объекты.
    Семенцова В. Н. Лист фикуса: рассказы о войне / Илл. Т. А. Панкевич. – СПб.: Паритет, 2005. – 31 с.: ил. Автор книги принадлежит к тому уже не многочисленному поколению людей, которых называют «Детьми блокады». В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке, и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде. Избирательная память ребенка запечатлела то, что казалось важным и интересным для героини именно в этом возрасте. Эта особенность воспоминаний способствует тому, что книга воспринимается современными детьми актуально, так как соответствует их собственным чувствам и переживаниям. Рассказы помогают по-новому увидеть и прочувствовать военные события, жизнь и быт блокадного города.
    Ходза Н. А. Дорога жизни. – СПб.: Детгиз,                   2015. – 142 с. Очень важная книга для дошкольников и младших школьников о блокаде Ленинграда. Без лишнего пафоса, без леденящих душу подробностей, простым и спокойным языком Нисон Ходза рассказывает маленькие истории – на страничку-две – о том, что это было такое – блокада Ленинграда, и что значила для людей Дорога жизни.
  Черкашин Г. А. Кукла. – СПб.: Речь, 2014. –         40 с. – (Серия «Сказки для детей») Это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии. Здесь нет описания ужасов военного времени: вражеских налётов, взрыва снарядов, голода… Но осязаемо встаёт перед глазами всё то большое несчастье, случившееся с нашей страной. В нехитром, незамысловатом сюжете передано размышление о семейных отношениях, о человеческих ценностях, о жителях города-героя Ленинграда и их подвиге. Книга «Кукла» – это не только рассказ о девочке и её игрушках. Это рассказ о беспримерном подвиге жителей и защитников города на Неве, об истинных человеческих ценностях.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.