|
|||
МКОУ СОРТАВАЛЬСКОГО МР РК СОШ №1МКОУ СОРТАВАЛЬСКОГО МР РК СОШ №1
«Применение метода сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми школьного возраста с ТНР ОВЗ»
Учитель-логопед: Кремнева Ю. С Сортавала Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. И я нашла для себя такой путь. Это применение элементов сенсорной интеграции. Обратимся к понятию сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция – это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции - усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Это взаимодействие всех органов чувств таким образом, чтобы человек мог реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Метод сенсорной интеграции был разработан западным психологом, специалистом по детскому развитию Энн Джин Айрес (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Марианна Ильинична Лынская логопед, психолог, автор М. А. Р. (motive, adaptive, play) метода активации речи, интенсивных сенсорно-интегративных курсов, создатель директор центра семейного досуга и развития «КиндерКвест».
Отечественный логопед Марианна Лынская адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с неговорящими детьми. Внедрение элементов сенсорной интеграции в логопедическую работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными дефектами развития, которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти. Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.
Мой путь в «сенсорную интеграцию»…
С 2017 года (во время декретного отпуска) я впервые начала работать логопедом в ДОУ «Ромашка» в г. Сортавала и стала использовать элементы сенсорной интеграции на своих занятиях с детьми с ТНР. Видя положительную динамику в речевом развитии детей, я стала применять сенсорные стимулы и в индивидуальной работе с безречевыми детьми. Мне очень стал близок этот метод, я увидела его эффективность и начала изучать сенсорное развитие все глубже и больше. Я стала пробовать эти методы и на своем ребенке дома, сделала сенсорные коробки: поместила туда макароны, покрасила рис, сено, зерновой кофе, сенсорные мешочки итд. Мы стали обыгрывать дома различные ситуации. Отрабатывать предлоги. Автоматизировать звуки и новые слова. Так мой ребенок заговорил очень стремительно и быстро.
Рисуем узор по образцу на манке
Мой ребенок и дыхательная гимнастика
Когда я пришла в школу я не остановилась на достигнутом, и стала практиковать сенсорную интеграцию и в 1- х классах. К сожалению в школу приходят и дети с нарушением звукопроизношения и дети ОВЗ - ТНР, ЗПР, слабослышащие дети. Мне приходится работать с детьми у которых есть сложности и моя задача – помочь им в этом! Мой кабинет и мои сенсорные коробки любят все дети! Урок в классе может быть очень сложным и утомительным, а попадая в мой кабинет, ребенок чувствует себя комфортнее и увереннее. Благодаря сенсорным коробкам урок проходит интереснее и увлекательнее. В кабинете есть мягкий пуф на котором ребенок может немного отдохнуть и начать включаться в «работу» Сначала мы играем на ковре, затем у доски и потом за столом. Таким образом ребенку гораздо проще воспринимать информацию, ведь занятие проходит через игру. Моя сенсорная интеграция в школе: - Отрабатываем звукопроизношение звуков ( закапываем картинку, камушек, орехи) - Отрабатываем предлоги (сено) « хомяк на сене, под сеном…»итд. - делаем веселую артикуляционную гимнастику ( дуем в трубочку правильной воздушной струей на картинку засыпанной радужным песком ) - выкладываем из макарон, орехов, зерна символы звуков - работа с кинетическим песком - игры с шишками ( бросать, пинать ) отрабатывая при этом звуки, делать массаж. - ищем в киселе жемчужинки и называем слова со звуком « …» -рисуем на фольге символы звуков, из пластилина лепим буквы - играем с губкой и камнями ( определяем твердость и мягкость звуков) - рисуем на планшете с песком - «ходим» пальчиками по вязаным кружочкам - использую в своей работе коробки с гречей, кофе, макаронами итд.
«Язычок» для артикуляционной гимнастики.
Рисуем на песке…
|
|||
|