|
|||
СОКОЛОВА Е. С. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ МОТИВАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИСОКОЛОВА Е. С. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ МОТИВАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-06-00786а. УДК 100; 199; 15 Аннотация: Представлена научная концепция структуры мотивов социальной активности молодежи. Социальная активность рассматривается в контексте просоциального поведения как свойство личности, которое проявляется в деятельности и показывает отношение человека к различным ее сферам. Структура мотивов социальной активности представлена мотивационными компонентами, которые образуют три подструктуры: потребностную, целевую и внутреннего контроля, имеющих внутри иерархическое строение. Ключевые слова: социальная активность, социальное поведение, мотивация, структура мотивов. Abstract: The article presents a scientific conception of structure of motives of youth's social activity. Social activity is considered in the context of prosocial behaviour representing property of the person, which is revealed in activity and shown in the attitude of the person to his/her different spheres. The structure of the motives of social activity is presented by motivational components which form three substructures: requirementental, target and of internal control, which have a hierarchical structure inside. Keywords: social activity, social behaviour, motivation, structure of motives. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению лидерства, добровольчества и других форм социальной активности. Проблемы формирования, развития и стимулирования активности молодежи, выявления особенностей мотивационно-потребностной сферы социально активной личности рассматривались социологами, педагогами и психологами во все периоды существования нашего государства. Однако в различные периоды, сформировавшиеся в обществе представления об активной личности, существенно различались, и в исследованиях разных лет были предприняты попытки, с одной стороны, осуществить анализ содержания понятия социальной активности, с другой стороны, обозначить мотивы, которые направляют и реализуют активность человека в социально-значимой деятельности. Одной из задач настоящего исследования, посвященного проблеме мотивации социальной активности российской молодежи (исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-06-00786а), является анализ теоретических и эмпирических исследований мотивации лидерства, организаторской деятельности, молодежных социальных инициатив, добровольчества и других форм социальной активности, осуществленных в научных школах в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме, Курске, Ижевске, начиная с 60-ых годов ХХ века по настоящее время. В 1969 году А. С. Косаревым было проведено исследование, с целью выявления мотивации общественной работы юношей села Суджанского района Курской области[1]. Для этого выяснялись интересы молодых людей: какую профессию хотят получить, желают ли они повысить свой разряд (если они работают); каковы их планы на будущее; какой общественной работой они занимаются; участвуют ли в спорте, художественной самодеятельности; что они предлагают, чтобы повысить активность сельских комсомольцев. В дополнение к этим вопросам фиксировалась степень участия в общественной работе на селе и в производительном труде. Результаты опроса юношей-допризывников, учащихся средних школ и комсомольцев-колхозников показали, что характерной особенностью юношей села является их активное участие в общественном производительном труде. Наряду с этим автор, рассматривая жизненные планы и интересы сельских юношей, делает выводы о том, что большинство работающих и учащихся юношей стремятся продолжить свое образование, получить вторую профессию – эти стремления являются одним из источников их внутренней активности. Старшеклассники на первое место также ставят познавательные интересы, чтобы решить проблему дальнейшего образования и трудоустройства. В данном исследовании еще одной задачей было определение уровня активности сельской молодежи в общественной работе, под которым понимался процент юношей, активно выполняющих общественные поручения, от общего числа имеющих поручения. Результаты исследования позволили автору сделать следующие выводы: охват юношей общественными поручениями и фактическое участие в общественной работе не совпадают. Общественные поручения даются формально, интерес к их выполнению часто отсутствует – это приводит не к стимулированию общественной активности, а к ее демотивации. Интересны и другие результаты: установлено, что 48 % комсомольцев от общего числа не имеющих общественных поручений, хотели бы их иметь. Так, из 96 опрошенных комсомольцев, не имеющих поручений, 13 человек хотели бы участвовать в культмассовой работе, 22 человека — в спортивной, 5% — работать с пионерами, читать лекции — 8, работать в школьной газете — 7, вести кружки — 4, выполнять любую общественную работу — 25 человек. Остальные комсомольцы ответили, что выполняли бы временные задания комитета комсомола. На основании этого автор делает вывод о том, что исследование интересов тех ребят, которые не имеют общественных поручений, является одним из путей развития и повышения уровня их общественной активности, выявления ее мотивов. Интересные выводы о мотивации общественной активности старшеклассников были получены Т. Ю. Колошиной (1978)[2]. При этом сравнивались три группы мотивов: личные, престижные и коллективистские. В ее исследовании принимали участие школьные классы с высокой и низкой идентификацией учащихся. Оказалось, что в случае низкой идентификации ведущее место занимает группа личных мотивов, далее — престижных, на последнем месте оказывается группа коллективистских мотивов. Противоположная картина наблюдалась в классах с относительно высокой идентификацией. Д. И. Фельдштейн (1982), рассматривая психологические основы общественно-полезной деятельности подростков и старшеклассников, показал, что она существенно отличается у лиц с эгоистической и общественной направленностью[3]. Так занимаются общественной работой потому, что «это важное и необходимое дело» – 81, 5 % школьников с общественной направленностью и 42% школьников с эгоистической направленностью. Моральное удовлетворение от общественной работы испытывают соответственно 42% и 0% школьников. Вследствие чувства долга исполняют ее 37% и 24% школьников. 76% учащихся без выраженной общественной направленности заявили, что выполняют ее, потому что «заставляют учителя». Например, установлено, что добросовестное выполнение учащимися общественных поручений может быть мотивировано сознанием общественного долга («ученик должен честно выполнять задания»... ), необходимостью («учащиеся должны хорошо выполнять то, что им поручается... »), а может быть, потребностью отличиться («... чтобы меня заметили... »), желанием избежать наказания («... попробуй не выполни, учитель строго взыщет... »), или получить поощрение («... и тогда меня похвалят перед всем коллективом») и т. п. По мнению исследователей молодежных движений в 90-е гг. ХХ века, основу мотивации социальной активности составляло стремление личности к удовлетворению потребностей в самореализации, в социальных связях, в общении, стремление к проявлению индивидуальности и самостоятельности. С их точки зрения, социальная активность является сферой приложения личностных сил и способностей человека, обогащающая содержание жизни, наполняющая ее новым смыслом[4]. Мотивы участия молодежи в волонтерской деятельности по результатам исследований, проводившихся в 2002–2005 годах, имеют следующую иерархию: быть социально полезным – 89%, способствовать изменениям в обществе – 50%, самореализация – 36%, из чувства долга – 19%, интересно провести досуг – 15%, решить собственные проблемы – 10%[5]. В Санкт-Петербурге, где проводилось это исследование, было установлено, что для большинства волонтеров благотворительная деятельность была связана со стремлением решить свои собственные проблемы различного свойства. Одна из основных мотиваций – преодоление социальной маргинальности, удовлетворение потребности быть нужным. Кроме того, большую группу составили прагматические мотивы – карьерного роста, перспективы, интересного досуга. Структура мотивов лидерства старшеклассников установлена в исследовании Соколовой Е. С. (2003), где лидерство изучалось во временных коллективах молодежного лагеря в Костроме. В исследовании выявлено, что в основе структуры мотивов лидерства мальчиков и девочек лежит различное качественное и количественное соотношение потребностей в аффилиации, в достижении, в признании, в самореализации, альтруистической и аттрактивной, а также разных целей лидерства. Кроме того, лидеры различались по уровню притязаний и видам направленности личности[6]. Это позволило автору выделить шесть типов структуры мотивов лидерства мальчиков и девочек для универсального, эмоционального и делового лидерства. А также установить, что ведущим мотивом универсального, эмоционального и делового лидерства девочек является альтруистический мотив, а лидерства мальчиков — личностно-ориентированный мотив. Осуществив анализ исследований, проведенных в прошлые годы и связанных с проблемой социальной активности молодежи, можно заключить, что структурный подход к пониманию мотивации разных форм социальной активности молодежи не был предпринят в полной мере. Существующие же исследования, связанные с данной проблематикой, имеют очень интересные и важные для современной науки и практики результаты, однако, они не дают полного представления о структуре мотивов социальной активности молодежи. В настоящем исследовании предпринята попытка объединить существующие научные результаты и выводы для дальнейшего их осмысления в контексте проблемы структуры и динамики мотивов социальной активности молодежи в российском обществе. Особый научный интерес к данной проблеме вызван спецификой мотивов социальной активности у старшеклассников и студентов, на наличие которой указывают исследования прошлых лет. Это связано, в первую очередь, с особенностями социализации молодежи, активным взаимодействием с социумом, личностным и профессиональным самоопределением, формированием жизненных планов. Так, старший школьный возраст, по мнению Л. И. Божович, отличается тем, что на основании совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития, происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций школьника[7]. Уделяя особое внимание воспитанию социальной активности старшеклассников, Б. З. Вульфов подчеркивал, что чем шире круг действительно выполняемых ролей старшеклассниками, тем плотнее связи личности с обществом, тем активнее раскрываются общественно ценные личностные качества, тем легче, с наименьшими потерями происходит впоследствии социальная адаптация выпускника школы в новых условиях самостоятельной жизни[8]. Студенчество как социальная группа, характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, общественным поведением и психологией. Для студентов приобретение знаний и подготовка себя как специалистов и профессионалов является основным занятием. Внеучебная, общественная работа, выполняемая в вузе, создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. В этом случае лидерство означает социальную активность, или активную жизненную позицию молодого специалиста, в которой особенно заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых управленческих решений и способствует развитию любого бизнеса. Таким образом, являясь специфическими социальными группами, старшеклассники и студенты обладают социально-психологическими особенностями, которые необходимо учитывать при выявлении структуры мотивов социальной активности молодежи. Существует большое количество определений понятия социальной активности, но все авторы подчеркивают в ней осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума, то есть то, что социальная активность специфическим образом мотивирована. Следует отметить, что мотивационная структура социальной активности является органической составной частью ее сущности. А мотивы социальной активности– это осознанные причины, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности. В данном исследовании под мотивом понимается сложное психологическое образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием. Мотив, как утверждает Е. П. Ильин, является продуктом мотивации — психической деятельности, конечной целью которой является формирование оснований активности человека и побуждения к достижению выбранной цели[9]. При исследовании структуры мотивов социальной активности необходимо учитывать сложившиеся в науке представления о структуре психологических феноменов. В психологической литературе под структуройпонимается совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. Конфигурация и характер связей внутри системы и является ее структурой, остающейся неизменной при изменениях (в определенных пределах) системы, например, при изменении состава элементов[10]. Согласно научным представлениям В. В. Новикова, любая структура представляет собой единство целого и составляющих его элементов, что предполагает между целостностью и каждым элементом наличие ряда сложных подструктур, то есть промежуточных структур различных уровней[11]. В данном исследовании под структурой мотивов социальной активности понимается совокупность мотивов, которая инициируют, направляет и поддерживает активность человека для достижения какой-либо ценной для него и значимой для других людей и общества в целом социальной цели. В структуре мотивов социальной активности выделяются три подструктуры: подструктура потребностей, подструктура внутреннего контроля, подструктура целей. Эти подструктуры состоят из различных мотивационных компонентов, обусловливающих социальную активность личности. В процессе формирования мотивов социальной активности происходит актуализация тех или иных мотивационных компонентов. Мотивационные компоненты, составляющие структуру мотивов социальной активности, представлены психологическими образованиями, формирующими различные мотивы, а также психологическими и социальными факторами, оказывающими влияние на процесс мотивации. Подструктура потребностей является одной из составляющих структуры мотивов социальной активности. Это связано, прежде всего, с тем, что потребность объясняет, почему человек хочет проявить активность. В потребности, по мнению С. Л. Рубинштейна, содержится активное отношение, направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды[12]. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности. Анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме социальной активности молодежи позволил предположить, какие потребности могут составлять структуру мотивов социальной активности молодежи. Так, в их число, например, входят потребности в общении, в осознании себя и личностном росте, в общественно-значимой деятельности, в самоутверждении, в самореализации, в достижении, в аффилиации, в признании и уважении, в оказании помощи, в получении знаний, в привлечении к себе внимания, в благополучии и престиже. Совокупность потребностей может меняться в зависимости от ряда факторов, к числу которых относятся социально-демографические характеристики и гендерная принадлежность индивида. Система потребностей складывается в процессе развития личности. Ее наличие является важным элементом сущности социальной активности. По мнению С. Л. Рубинштейна значимой целью для человека является то, что связано с его потребностями и интересами. Поэтому люди действуют с сознательными намерениями и целями, без которых деятельность невозможна[13]. Побуждение к достижению значимой цели и сама цель как материальный или идеальный предмет, осознанный образ будущего результата, на достижение которого направлено действие человека, также являются компонентами структуры мотивов социальной активности. Они составляют подструктуру целей. Данная подструктура включает в себя цели активности, значимость которых для человека обусловлена его актуальными потребностями. Цели – осознанные образы будущего результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью социальной активности может быть как сам процесс деятельности и общения, так и их содержание. Например, через ту или иную сферу деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества осуществляется сознательный, целенаправленный процесс раскрытия сущностных сил личности, то есть удовлетворяется потребность в самореализации. При альтруистически мотивированном поведении акты заботы о других людях, оказание им помощи осуществляются, по собственному убеждению, человека, при этом реализуются определенные жизненные ценности и социальные потребности, которые являются основой, например, волонтерской деятельности. Кроме того, целью социальной активности молодежи может быть результат деятельности и общения, когда они являются средством для достижения других социально-значимых целей. Например, участвуя в различных видах социально-значимой деятельности, молодые люди получают знания, умения и навыки организаторской работы и развивают свои лидерские способности, то есть проходят социальное обучение, которое поможет им в будущей общественной деятельности. Однако целью социальной активности молодежи может быть результат деятельности и общения, когда они являются средством для достижения узко-личностных целей. Включение молодежи в социально-значимую деятельность может быть мотивировано и прагматическими мотивами: карьерный рост, перспективы, получаемые благодаря особым возможностям участия в престижной молодежной организации, в образовательных программах, получение рекомендации при трудоустройстве. Как показывают исследования прошлых лет, мотив благополучия был в числе основных мотивов участия подростков и юношей в общественной работе в школе. Таким образом, границы отдельного мотива социальной активности, с одной стороны, определяет потребность, с другой стороны – значимая цель и намерение ее достичь. Потребности детерминируют поведение человека не прямо, а опосредованно, через мотивационные компоненты подструктуры целей и подструктуры внутреннего контроля. Таким образом, в процессе мотивации происходит соединение актуальных потребностей субъекта и цели, как предмета удовлетворения потребностей, а также способов и возможностей достижения цели, которые содержатся в конкретной ситуации. К. А. Абульханова-Славская считает, что в мотивах и в процессе их формирования актуализируется система способов взаимодействия личности с обстоятельствами ее жизнедеятельности, избранный субъектом способ осуществления жизни. Мотивация складывается из выработанного субъектом ценностного и психологического способа реализации своих потребностей при данных требованиях и обстоятельствах, которые типичны для его жизни[14]. То, каким будет у молодого человека этот «способ осуществления жизни» определяет подструктура внутреннего контроля в структуре мотивов социальной активности. Мотивационные образования, составляющие данную подструктуру мотивов социальной активности, обеспечивают сознательный выбор человеком предмета и способа удовлетворения своих потребностей. В подструктуру внутреннего контроля входят интересы и склонности личности, убеждения, идеалы, система ценностей, социальные установки и психологические отношения личности, которые осуществляют нравственный контроль при выборе цели, релевантной актуальной потребности, а также средств и способов достижения этой цели. Подструктуру внутреннего контроля составляют также способности, знания, умения и навыки в определенном виде деятельности и их оценка человеком. Кроме этого, в данную подструктуру мотивов социальной активности входит уровень притязаний личности как степень мобилизации человека для достижения определенной значимой для него цели. На уровень притязаний отказывают влияние такие психологические и социальные факторы как оценка человеком своих возможностей, условий и вероятности достижения цели, а также сама социальная ситуация и ее оценка человеком. В процессе мотивации мотивы социальной активности формируются из сочетания вышеперечисленных мотивационных компонентов из трех подструктур, которые в совокупности составляют структуру мотивов социальной активности человека. В структуру мотивов может входить разное число мотивов, а формировать мотив может разное число мотивационных компонентов, имеющих внутри его соподчиненные отношения. Среди потребностей, побуждающих к достижению одних и тех же целей социальной активности, актуальная потребность (потребность с наивысшей степенью выраженности) может занимать ведущее положение, в то время как другие – соподчиненное, лишь подкрепляя ведущую. Набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть разным. В структуре мотивов социальной активности двух человек может наблюдаться сходство подструктур потребностей и целей, однако, это не означает их полного равенства по смысловому содержанию, поскольку специфику структуры мотивов социальной активности будет определять подструктура внутреннего контроля, т. к. каждый человек имеет свои склонности, интересы, ценности, установки, отношения и самооценку. Структура мотивов социальной активности имеет не только горизонтальное строение, но и вертикальное, представленное иерархией мотивов. Когда говорят об иерархии мотивов, речь чаще всего идет о том, что в определенный момент времени или в некоторой социальной ситуации одни мотивы являются более сильными, чем другие, в большей степени влияют на поведение человека. Иерархия мотивов имеет системно-динамическую сущность. Под системностью понимается сочетание мотивационных компонентов и факторов, которые, оказывая влияние друг на друга, формируют направленность личности, то есть, отражают доминанту, определяющую социальный облик человека и становящуюся вектором социального поведения. Под динамичностью данной системы понимается возможность ее изменения. Таким образом, структура мотивов социальной активности — это динамическая система мотивационных компонентов и факторов, формирующих различные мотивы, побуждающих человека к совершению определенных действий и поступков, определяющая степень его активности и направленность поведения для достижения конкретных социально-значимых целей. Подводя итог, можно сказать, в настоящем исследовании предпринята попытка объединить существующие научные результаты и выводы для дальнейшего их осмысления в контексте проблемы структуры и динамики мотивов социальной активности российской молодежи. Структурный подход к пониманию мотивов социальной активности молодежи позволит ответить на ряд вопросов, касающихся различных аспектов мотивации, а именно: 1) какова представленность и степень выраженности мотивационных компонентов в структуре мотивов социальной активности у разных групп молодежи (юношей и девушек, старшеклассников и студентов), то есть какова совокупность потребностей, инициирующих активность, и целей, которые эти потребности удовлетворяют; 2) каковы особенности структуры мотивов социальной активности молодежи в зависимости от проявляемых форм социальной активности; 2) какова специфика ценностных ориентации, социальных установок и психологических отношений личности, системы ее интересов и склонностей, ее самооценки и уровня притязаний, а также знаний, навыков и умений в определенном виде социальной деятельности, которые в конечном итоге определяют форму социальной активности молодого человека и направленность его социального поведения в целом; 3) какими будут особенности структуры мотивов социальной активности молодежи в зависимости от уровня проявляемой социальной активности, а именно, какие мотивы в мотивационной структуре личности являются ведущими и каким образом они взаимосвязаны с уровнем социальной активности личности. ПРИМЕЧАНИЯ [1] Косарев А. С. Общественная активность сельских школьников. М., 1973. С. 35–46. [2] Колошина Т. Ю. Формирование общественно-ценных мотивов в деятельности комсомольцев // Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации / под ред. М. М. Ященко. М., 1978. С. 98–108. [3] Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982. С. 120–122. [4] Детские и юношеские общественные организации, объединения, движения: Сборник информационно-справочных материалов. М., 1993. С. 35–37. Вып. 2. [5] Волонтерское движение в России: реальность и перспективы: Материалы международной конференции. Санкт-Петербург. 21–23 сентября 2005. СПб., 2005. С. 86–88. [6] Соколова Е. С. Гендерный анализ мотивов лидерства старшеклассников // Психология образования: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. М., 2004. С. 373–375. [7] Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С. 213. [8] Вульфов Б. З. Комсомол — школа общественной активности старшеклассников. М., 1976. С. 18. [9] Ильин Е. П. Мотивы и мотивация. СПб., 2000. С. 56. [10] Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д., 1998. С. 346. [11] Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. С. 56. [12] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 2000. С. 325. [13] Там же. С. 274. [14] Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. С. 143. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. Волонтерское движение в России: реальность и перспективы: Материалы международной конференции. Санкт-Петербург. 21–23 сентября 2005. СПб., 2005. Вульфов Б. З. Комсомол — школа общественной активности старшеклассников. М., 1976. Детские и юношеские общественные организации, объединения, движения: Сборник информационно-справочных материалов. М., 1993. Вып. 2. Ильин Е. П. Мотивы и мотивация. СПб., 2000. Колошина Т. Ю. Формирование общественно-ценных мотивов в деятельности комсомольцев // Воспитательная деятельность школьной комсомольской организации / под ред. М. М. Ященко М., 1978. С. 98–108. Косарев А. С. Общественная активность сельских школьников. М., 1973. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д., 1998. Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. Соколова Е. С. Гендерный анализ мотивов лидерства старшеклассников // Психология образования: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. М., 2004. С. 373–375. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982. Соколова Екатерина Светославовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (495) 374-56-11. E-mail: sokolovaket@mail. ru
|
|||
|