|
|||
Отработка навыков составления плана текста по обществознанию при подготовке к ОГЭОтработка навыков составления плана текста по обществознанию при подготовке к ОГЭ Цель: знакомство с правилами составления плана на материале публицистического текста Задачи: 1. Познакомить учащихся с видами плана. 2. Познакомить учащихся с требованиями составления плана. 3. Проработать практическое применение полученных знаний. Задача ученика – продемонстрировать следующие умения: - выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию; - производить исключение и обобщение; - определять родовые и видовые понятия; - различать целые объекты и их части; - показать грамотность устной и письменной речи. Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков. Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом. Ход занятия Добрый день! Сегодня мы с вами будем учиться выполнять задание, которое включено в 2 часть ОГЭ по обществознанию- составление плана. ПЛАН— это четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента (то есть КРАТКО СФОРМУЛИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АБЗАЦЕВ, РАЗДЕЛОВ ТЕКСТА). - отражает последовательность изменения мысли и обобщает; - раскрывает содержание текста; - восстанавливает в памяти содержание источника; - ускоряет проработку источника информации; - организует самоконтроль; - сосредотачивает внимание и стимулирует занятие; - используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст. Виды планов: Простой: Состоит из основных пунктов Сложный: Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание
По языковому оформлению планы бывают: Вопросной Назывной Тезисный Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому абзацу текста соответствует один вопрос. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т. п. Назывной- краткое положение текста, при котором не используются глаголы. Требования к плану (на распечатке памятки): 1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться. 2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т. е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана. 3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут. 4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки. а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы). Как составлять простой план (памятка, распечатка): 1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться. 2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т. е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана. 3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут. 4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки. а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы). Давайте вспомним сказку «Колобок». Все помнят? Наша задача: составить три вида плана (по рядам): Вопросной, Назывной и Тезисный (раздать текст сказки «Колобок») (работа по рядам, далее высказывание детей, вопрос: Чем отличаются планы, на ваш взгляд? ) Ну а теперь текст посложнее (смотрите в раздаточном материале) (раздать текст) Давайте прочитаем текст Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, где под термином «нужда» понимается ощущение нехватки человеком чего-либо. Это и физические нужды в пище, одежде, тепле, безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они являются исходными составляющими природы человека. Производитель не создаёт нужду, она уже существует. Вторая исходная идея маркетинга - потребность. Потребность - нужда, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Для удовлетворения потребностей производители предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Под товаром мы будем понимать то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В развитом обществе рынок - это не обязательно какое-то физическое место для осуществления сделок. При наличии современных средств связи и транспорта обмен осуществляется через рекламу, телевидение, Интернет без вступления в физический контакт с покупателями. Маркетинг - это работа с рынком для удовлетворения человеческих потребностей. Это поиск покупателей, выявление их нужды, проектирование соответствующих товаров, продвижение их на рынок, складирование, перевозка, ценообразование, организация сервиса, рекламирование. Составим Назывной план и Вопросной Пример плана: Назывной 1. Нужды людей 2. Потребности людей и их удовлетворение производителями товаров. 3. Современный рынок и маркетинг Вопросный 1. Какие нужды лежат в основе маркетинга? 2. Как связаны между собой потребность и товар? 3. Что такое рынок и маркетинг? Молодцы, ребята! А теперь вам домашнее задание: прочитать текст на странице 184 «Роль предпринимательства в экономике» и составить план (параграф 22). Помните: При составлении плана оценивается умение выделить основные смысловые фрагменты текста, сформулировать их названия (пункты плана). Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает: 1. верно ли схвачена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли «лишних», отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу); 2. насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста). Спасибо за урок!
|
|||
|