Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отработка навыков составления плана текста по обществознанию при подготовке к ОГЭ



Отработка навыков составления плана текста по обществознанию при подготовке к ОГЭ

Цель: знакомство с правилами составления плана на материале публицистического текста

Задачи:

1. Познакомить учащихся с видами плана.

2. Познакомить учащихся с требованиями составления плана.

3. Проработать практическое применение полученных знаний.

Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:

- выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;

- производить исключение и обобщение;

- определять родовые и видовые понятия;

-  различать целые объекты и их части;

-  показать грамотность устной и письменной речи.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом.

Ход занятия

Добрый день!

Сегодня мы с вами будем учиться выполнять задание, которое включено в 2 часть ОГЭ по обществознанию- составление плана.

ПЛАН— это четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента (то есть КРАТКО СФОРМУЛИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АБЗАЦЕВ, РАЗДЕЛОВ ТЕКСТА).

- отражает последовательность изменения мысли и обобщает;

- раскрывает содержание текста;

- восстанавливает в памяти содержание источника;

- ускоряет проработку источника информации;

- организует самоконтроль;

- сосредотачивает внимание и стимулирует занятие;

- используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.

Виды планов:

Простой: Состоит из основных пунктов

Сложный:     Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание

 

По языковому оформлению планы бывают:

Вопросной

Назывной

Тезисный

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому абзацу текста соответствует один вопрос. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т. п.

Назывной- краткое положение текста, при котором не используются глаголы.

Требования к плану (на распечатке памятки):

1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.

2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т. е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.

3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.

4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.

а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять простой план (памятка, распечатка):

1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.

2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т. е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.

3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.

4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.

а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Давайте вспомним сказку «Колобок». Все помнят?

Наша задача: составить три вида плана (по рядам): Вопросной, Назывной и Тезисный

(раздать текст сказки «Колобок»)

(работа по рядам, далее высказывание детей, вопрос: Чем отличаются планы, на ваш взгляд? )

Ну а теперь текст посложнее (смотрите в раздаточном материале)

(раздать текст) Давайте прочитаем текст

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, где под термином «нужда» понимается ощущение нехватки человеком чего-либо. Это и физические нужды в пище, одежде, тепле, безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они являются исходными составляющими природы человека. Производитель не создаёт нужду, она уже существует.

Вторая исходная идея маркетинга -     потребность. Потребность - нужда, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Для удовлетворения потребностей производители предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Под товаром мы будем понимать то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В развитом обществе рынок - это не обязательно какое-то физическое место для осуществления сделок. При наличии современных средств связи и транспорта обмен осуществляется через рекламу, телевидение, Интернет без вступления в физический контакт с покупателями. Маркетинг - это работа с рынком для удовлетворения человеческих потребностей. Это поиск покупателей, выявление их нужды, проектирование соответствующих товаров, продвижение их на рынок, складирование, перевозка, ценообразование, организация сервиса, рекламирование.

Составим Назывной план и Вопросной

Пример плана:

Назывной

1. Нужды людей

2. Потребности людей и их удовлетворение производителями товаров.

3. Современный рынок и маркетинг

Вопросный

1. Какие нужды лежат в основе маркетинга?

2. Как связаны между собой потребность и товар?

3. Что такое рынок и маркетинг?

Молодцы, ребята!

А теперь вам домашнее задание: прочитать текст на странице 184 «Роль предпринимательства в экономике» и составить план (параграф 22).

Помните:

При составлении плана оценивается умение выделить основные смысловые фрагменты текста, сформулировать их названия (пункты плана).

Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает:

1. верно ли схвачена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли «лишних», отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);

2. насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).

Спасибо за урок!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.