|
|||
Экскурс в историю казачества. «Жив казак – жива Россия»Экскурс в историю казачества «Жив казак – жива Россия» «В единстве страны - залог процветания ее народа. Казаки, верные сыны России, несут и готовы впредь нести службу по охране ее рубежей». «Помни, брат, что у казаков: Дружба — обычай;
В русском языке слово «казак», впервые упомянуто в летописи под 1444 годом. Слово это тюркское и означает удалец, вольный человек, несший военную службу в пограничных районах Российского государства. В наши дни, когда возрождение казачества идет по всей России, возрождается доброе имя тружеников и воинов, защитников Отечества.
История казачества уходит вглубь веков. Судьба его была и великой, и трагичной. Отважные пионеры российских окраин и бесстрашные воины, зачинатели бунтов и разбойники, рыцари православия и безбожники – все это о казаках. Ими восхищался Наполеон, и боялись немцы, о них складывались легенды и их ненавидели те, по ком прошлась добрая казачья нагайка. Казаки... Одиннадцать казачьих войск. Современники называли их одиннадцатью жемчужинами в блистательной короне Российской империи. Донцы, кубанцы, терцы, уральцы, сибирцы, астраханцы, оренбуржцы, забайкальцы, семиреченцы, амурцы, уссурийцы. У каждого войска была своя история, свои традиции, объединенные единым стержнем, пронизанные единым смыслом и свои герои. А некоторые имели общих героев, таких как Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Емельян Пугачев. Ермак Тимофеевич - личность известная и славная во всей России. Казачий атаман, предводитель московского войска, успешно начавший по приказу царя Ивана IVвойну с сибирским ханом Кучумом, в результате которой Сибирское ханство перестало существовать, а сибирские земли вошли в состав Русского государства. 6 мая 1904г. в Новочеркасске, на родине легендарного казака Ермака Тимофеевича торжественно был открыт ему памятник. В монументальной фигуре Ермака воедино слились лучшие черты былинного Ильи Муромца и донского казака. Атаман от всего щедрого казачьего сердца протягивает русскому царю в подарок корону Сибирского царства.
Личность Степана Разина привлекала внимание и современников и потомков. Он - герой произведений поэтов, художников, ученых, фольклора. Про него поют народные песни. На сюжеты его жизни живописцы писали свои полотна, а режиссеры снимали фильмы. Степан Тимофеевич Разин - известный в народе под именем Стеньки Разина, глава народного движения, за которым утвердилось название бунта Стеньки Разина.
В 1662-1663 годах Разин командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства. В это время князь Юрий Долгоруков после конфликта с донскими казаками велел казнить старшего брата Степана - Ивана Разина. Это событие повлекло за собой все дальнейшие шаги свободолюбивого Степана Разина. Он не только решает отомстить Долгорукову, но и стремится организовать вольную и благополучную жизнь для казаков, находившихся под его началом, а потом распространить казацкий военно-демократический строй на всё Российское государство. Под руководством Разина был осуществлён удачный грабительский поход казацкой голытьбы на нижнюю Волгу, и в Персию, так называемый «поход за зипунами», который носил характер неповиновения правительству и блокировал торговый путь на Волгу. В апреле 1671 года – «домовитые» казаки берут Кагальницкий городок штурмом. Разина и его младшего брата Фрола выдают властям, а 6 июня 1671 года Степана Разина после пыток казнили (четвертован) на Красной площади в Москве. Емельян Иванович Пугачев – донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них.
Ярким примером в истории Российского государства явилось восстание крестьян под руководством Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин об этом писал так: «Мятеж, начатый горстию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства и поколебавший государство от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов». Историки именуют это событие пугачевщиной. Емельян Пугачев был Донским казаком, который участвовал в Семилетней, а затем и в Русско-Турецкой войнах. Его описывали как человека смелого и предприимчивого, не склонного к оседлой жизни, в нем с ранних лет чувствовались задатки лидера, он всегда стремился выделиться среди остальных казаков. Следовательно, от такого человека стоило ожидать, что он никогда не сможет смириться с участью крепостного и позволить безнаказанно себя истязать. Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе), сабля, нагайка, погоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папахами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под защитой Бога и общины. Вооружение казаков в XVI веке – начале XVIII века было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог. Со второй половины XVIII века казаку положено было иметь пику или дротик, а также саблю и ружье. С 1834 года была введена шашка или сабля – символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Потеря шашки (и шапки) – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишен прав ношения шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества. Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты, а затем как знак власти мужа в семье висела в хате у двери в спальню. Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.
С конца 80-х гг. ХХ века в Российской Федерации началось возрождение традиций, культуры и быта казаков, появились казачьи организации. Казачьи общества и общественные объединения российского казачества созданы на территории более 70 субъектов Российской Федерации. По предварительным оценкам, российское казачество насчитывает около 7 млн. человек. На всех этапах своего развития казаки верой и правдой служили России. В суровом походном быту, в условиях постоянной опасности для жизни казаки проявляли удивительную стойкость, бесстрашие, выносливость, находчивость, умение защищать интересы Отечества. Казак должен уметь свою удаль показать не только в лихом бою, но и в обиходе казачьей жизни.
|
|||
|