Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экскурс в историю казачества. «Жив казак – жива Россия»



  Экскурс в историю казачества

«Жив казак – жива Россия»

«В единстве страны - залог процветания ее народа. Ка­заки, верные сыны России, несут и готовы впредь нести службу по охране ее рубежей».

«Помни, брат, что у казаков: Дружба — обычай;
Товарищество — традиция; Гостеприимство — закон».

 

В русском языке слово «казак», впервые упомянуто в ле­тописи под 1444 годом. Слово это тюркское и означает уда­лец, вольный человек, несший военную службу в погранич­ных районах Российского государства.

В наши дни, когда возрождение казачества идет по всей России, возрождается доброе имя тружеников и воинов, за­щитников Отечества.

 

История казачества уходит вглубь веков. Судьба его была и великой, и трагичной. Отважные пионеры российских окраин и бесстрашные воины, зачинатели бунтов и разбой­ники, рыцари православия и безбожники – все это о казаках. Ими восхищался Наполеон, и боялись немцы, о них склады­вались легенды и их ненавидели те, по ком прошлась добрая казачья нагайка.

  Казаки... Одиннадцать казачьих войск. Современники называли их одиннадцатью жемчужинами в блистательной короне Российской империи. Донцы, кубанцы, терцы, уральцы, сибирцы, астраханцы, оренбуржцы, забайкальцы, семиреченцы, амурцы, уссурийцы.

У каждого войска была своя история, свои традиции, объединенные единым стержнем, пронизанные единым смыслом и свои герои. А некоторые имели общих героев, таких как Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Емельян Пуга­чев.

   Ермак Тимофеевич - личность известная и славная во всей России. Казачий атаман, предводитель московского войска, успешно начавший по приказу царя Ивана IVвойну с сибирским ханом Кучумом, в результате которой Сибирское ханство перестало существовать, а сибирские земли вошли в состав Русского государства.

6 мая 1904г. в Новочеркасске, на родине ле­гендарного казака Ермака Тимофеевича торжественно был открыт ему памятник. В монументальной фигуре Ермака воедино слились лучшие черты былинного Ильи Муромца и донского казака. Атаман от всего щедрого казачьего сердца протягивает русскому царю в подарок корону Сибирского царства.

Личность Степана Разина привлекала внимание и со­временников и потомков. Он - герой произведений поэтов, художников, ученых, фольклора. Про него поют народные песни. На сюжеты

 его жизни живописцы писали свои полотна, а режиссеры сни­мали фильмы.

Степан Тимофеевич Разин - известный в народе под именем Стеньки Разина, глава народного движения, за кото­рым утвердилось название бунта Стеньки Разина.

В 1662-1663 годах Разин командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства. В это время князь Юрий Долгоруков после конфликта с донскими каза­ками велел казнить старшего брата Степана - Ивана Разина. Это событие повлекло за собой все дальнейшие шаги свобо­долюбивого Степана Разина. Он не только решает отомстить Долгорукову, но и стремится организовать вольную и благо­получную жизнь для казаков, находившихся под его нача­лом, а потом распространить казацкий военно-демократиче­ский строй на всё Российское государство.

   Под руководством Разина был осуществлён удачный грабительский поход казацкой голытьбы на ниж­нюю Волгу, и в Персию, так называемый «поход за зипу­нами», который носил характер неповиновения правитель­ству и блокировал торговый путь на Волгу.

В апреле 1671 года – «домовитые» казаки берут Ка­гальницкий городок штурмом. Разина и его младшего брата Фрола выдают властям, а 6 июня 1671 года Степана Разина после пыток казнили (четвертован) на Красной площади в Москве.

Емельян Иванович Пугачев – донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в Рос­сии.

Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пуга­чёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них.

Ярким примером в истории Российского госу­дарства явилось восстание крестьян под руководством Емельяна Пугачева.

Александр Сергеевич Пушкин об этом писал так: «Мятеж, начатый горстию непослушных казаков, усилив­шийся по непростительному нерадению начальства и поко­лебавший государство от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов». Историки именуют это событие пуга­чевщиной.

Емельян Пугачев был Донским казаком, который уча­ствовал в Семилетней, а затем и в Русско-Турецкой войнах.

Его описывали как человека смелого и предприимчи­вого, не склонного к оседлой жизни, в нем с ранних лет чув­ствовались задатки лидера, он всегда стремился выделиться среди остальных казаков. Следовательно, от такого человека стоило ожидать, что он никогда не сможет смириться с уча­стью крепостного и позволить безнаказанно себя истязать.

Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе), сабля, нагайка, по­гоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папа­хами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под защитой Бога и общины.   

Вооружение казаков в XVI веке – начале XVIII века было разнообразным, поскольку каждый воору­жался, чем мог. Со второй половины XVIII века казаку по­ложено было иметь пику или дротик, а также саблю и ружье. С 1834 года была введена шашка  или сабля – символ пол­ноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право об­ладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась напо­ловину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и уклады­валась в гроб к умершему казаку. Потеря шашки (и шапки) – большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишен прав ноше­ния шашки на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты, а затем как знак власти мужа в семье висела в хате у двери в спальню.

Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей – две серьги в обоих ушах.

Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

 

  С конца 80-х гг. ХХ века в Российской Феде­рации началось возрождение традиций, культуры и быта ка­заков, появились казачьи организации.

Казачьи общества и общественные объедине­ния российского казачества созданы на территории более 70 субъектов Российской Федерации. По предварительным оценкам, российское казачество насчитывает около 7 млн. человек.

  На всех этапах своего развития казаки верой и правдой служили России. В суровом походном быту, в усло­виях постоянной опасности для жизни казаки проявляли удивительную стойкость, бесстрашие, выносливость, наход­чивость, умение защищать интересы Отечества. Казак дол­жен уметь свою удаль показать не только в лихом бою, но и в обиходе казачьей жизни.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.