Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





По­яс­не­ние.. По­яс­не­ние.. По­яс­не­ние.. Из нор­ма­тив­но­го акта



По­яс­не­ние.

Может быть ука­за­но: - идёт речь о XVII веке.

- автор имеет в виду новую ди­на­стию – Ро­ма­но­вых

5. В чём видит ис­то­рик от­ли­чия дан­но­го пе­ри­о­да рус­ской ис­то­рии от пред­ше­ству­ю­ще­го? На­зо­ви­те не менее трёх по­ло­же­ний.

По­яс­не­ние.

Может быть ука­за­но, что автор видит от­ли­чия дан­но­го пе­ри­о­да рус­ской ис­то­рии в сле­ду­ю­щем:

- су­ще­ствен­но уве­ли­чи­лась тер­ри­то­рия стра­ны

- на цар­ском пре­сто­ле – новая ди­на­стия

- те­ря­ет своё былое мо­гу­ще­ство бо­яр­ство и воз­рас­та­ет роль дво­рян­ства

- вла­дель­че­ские кре­стья­не по­па­да­ют в кре­пост­ную за­ви­си­мость

- про­ис­хо­дят серьёзные из­ме­не­ния в хо­зяй­стве стра­ны: раз­ви­ва­ет­ся про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство (по­яв­ля­ют­ся пер­вые ма­ну­фак­ту­ры)

 

6. Ука­жи­те какое зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го раз­ви­тия Рос­сии имели на­зван­ные ис­то­ри­ком из­ме­не­ния. Как на­зы­вал­ся при­ня­тый в дан­ном сто­ле­тии свод за­ко­нов, от­ра­зив­ший от­ме­чен­ные в тек­сте из­ме­не­ния?

По­яс­не­ние.

Может быть ука­за­но, что:

- на­зван­ные ис­то­ри­ком из­ме­не­ния во всех сфе­рах жизни Рос­сии под­го­то­ви­ли почву для ре­форм Петра I

- было при­ня­то «Со­бор­ное Уло­же­ние» (1649) царя Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча

7. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из нор­ма­тив­но­го акта

«Лета 7115 марта в 9 день. Го­су­дарь царь и ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ива­но­вич всея Руси с… пат­ри­ар­хом ___________, со все­мо­свяс­чен­ным со­бо­ром и со своим цар­ским сиг­к­ли­том, слу­шав до­клад По­мест­ной избы бояр и дья­ков, что де пе­ре­хо­дом кре­стьян при­чи­ни­ли­ся ве­ли­кие кра­мо­лы, ябеды и на­си­лия не­мощ­ным от силь­ных, чего де при царе Иване Ва­си­лье­ви­че не было, по­то­му что кре­стья­не выход имели воль­ный, а царь Фе­о­дор Иоан­но­вич, по на­го­во­ру Бо­ри­са Го­ду­но­ва, не слу­шая со­ве­тов ста­рей­ших бояр, выход кре­стья­нам за­ка­зал и, у кого сколь­ко тогда кре­стьян где было, книги учи­нил, и после от того на­ча­лись мно­гие враж­ды, кра­мо­лы и тяжи; царь Борис Фёдо­ро­вич, видя в на­ро­де вол­не­ние велие, те книги от­ста­вил и пе­ре­ход кре­стья­нам дал, да не со­всем, что судии не знали, как по тому суды вер­шить; и ныне чи­нят­ся в том ве­ли­кие рас­при и на­си­лия… Сего ради при­го­во­ри­ли есми и уло­жи­ли по свя­тым Все­лен­ским Со­бо­ром…

Ко­то­рые кре­стья­не от сего числа пред сим за 15 лет в кни­гах 101-го году по­ло­же­ны, и тем быть за теми, за кем пи­са­ны. А будет кре­стья­не вышли за кого иного, и в том есть на кре­стьян тех или на тех, кто их дер­жит, че­ло­би­тье, и те дела не вер­ше­ны, или кто сен­тяб­ря по 1-е число сего года будет бить челом, и тех кре­стьян от­да­вать по тем кни­гам с жёнами и детьми, и со всеми их жи­во­ты тем, за кем они пи­са­ны, до сроку Рож­де­ства Хри­сто­ва 116 году без по­жи­ло­го; а не от­даст кто на тот срок, [с него] брать за приим и по­жи­лое по сему Уло­же­нию.

А не было на ко­то­рых кре­стьян че­ло­би­тья по сей день, и сен­тяб­ря по 1-е не будет, и тех после того не от­да­вать, а на­пи­сать их в книги за тем, за кем они ныне живут. И впредь за пят­на­дцать лет о кре­стья­нах суда не да­вать и кре­стьян не вы­во­зить».

ВОПРОСЫ:

4. Ука­жи­те де­ся­ти­ле­тие, когда всту­пил на пре­стол пра­ви­тель, от имени ко­то­ро­го издан этот нор­ма­тив­ный акт. Ука­жи­те имя пат­ри­ар­ха, про­пу­щен­ное в тек­сте. Ука­жи­те на­зва­ние пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии, когда был издан дан­ный нор­ма­тив­ный акт.

По­яс­не­ние. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) де­ся­ти­ле­тие – 1600-е гг.; 2) имя пат­ри­ар­ха – Гер­мо­ген; 3) на­зва­ние пе­ри­о­да – Смута

5. Ука­жи­те две меры, ко­то­рые ав­то­ры дан­но­го нор­ма­тив­но­го акта свя­зы­ва­ют с де­я­тель­но­стью Бо­ри­са Го­ду­но­ва. Какая мера, со­глас­но дан­но­му нор­ма­тив­но­му акту, вво­дит­ся в от­но­ше­нии кре­стьян, ушед­ших от по­ме­щи­ков в те­че­ние по­след­них 15 лет?

По­яс­не­ние. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) меры, свя­зан­ные с де­я­тель­но­стью Бо­ри­са Го­ду­но­ва: – от­ме­на кре­стьян­ско­го вы­хо­да с за­пи­сью кре­стьян, име­ю­щих­ся на тот мо­мент у зем­ле­вла­дель­цев, в пис­цо­вые книги; – воз­вра­ще­ние кре­стьян­ско­го вы­хо­да; 2) мера в от­но­ше­нии ушед­ших в те­че­ние по­след­них 15 лет кре­стьян, вво­ди­мая по дан­но­му нор­ма­тив­но­му акту: – от­да­вать «с жёнами и детьми, и со всеми их жи­во­ты» тем вла­дель­цам, за ко­то­ры­ми они за­пи­са­ны в пис­цо­вых кни­гах

6. Ука­жи­те любые три об­сто­я­тель­ства, на ко­то­рые от­сут­ству­ют ука­за­ния в дан­ном от­рыв­ке, со­зда­вав­шие пред­по­сыл­ки для сме­ще­ния пра­ви­те­ля, от чьего имени был издан дан­ный нор­ма­тив­ный акт.

По­яс­не­ние. Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие об­сто­я­тель­ства: 1) из­бра­ние Ва­си­лия Шуй­ско­го на «им­про­ви­зи­ро­ван­ном» Зем­ском со­бо­ре, на ко­то­ром не было ши­ро­ко­го пред­ста­ви­тель­ства, а глав­ную роль иг­ра­ли мос­ков­ские бояре; это из­на­чаль­но сде­ла­ло власть Ва­си­лия Шуй­ско­го не впол­не ле­ги­тим­ной; 2) по­зи­ции Ва­си­лия Шуй­ско­го осла­би­ло вос­ста­ние под пред­во­ди­тель­ством И. И. Бо­лот­ни­ко­ва; 3) по­зи­ции Ва­си­лия Шуй­ско­го под­ры­ва­ли слухи о новом «чу­дес­ном спа­се­нии» ца­ре­ви­ча Дмит­рия и де­я­тель­ность новых са­мо­зван­цев (Лже­д­мит­рий II, Лжепётр); 4) за­клю­че­ние пра­ви­тель­ством В. И. Шуй­ско­го до­го­во­ра со Шве­ци­ей, что стало пред­ло­гом для на­ча­ла ин­тер­вен­ции в Рос­сию Речи Поспо­ли­той; 5) по­ра­же­ние рус­ско­го вой­ска под ко­ман­до­ва­ни­ем Д. Шуй­ско­го от вой­ска Речи Поспо­ли­той у де­рев­ни Клу­ши­но.

8. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.