|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) публичное право 2) финансовое право 3) административное право 4) уголовное право 5) конституционное право 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют виды финансовых институтов. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил. 2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие. 3) Позиция религиозного сознания - отделение церкви от школы и государства. 4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте. 5) В религиозном сознании может соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии. 5. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны. )
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества 2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств 3) нацеленность на приобретение новых знаний 4) нацеленность на развитие физических возможностей 5) нацеленность на овладение определенными умениями 6) нацеленность на приобщение к опыту человечества 7. Выберите верные суждения о расходной части государственного бюджета и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Средства расходной части государственного бюджета тратятся на уплату налогов. 2) К расходам государственного бюджета относятся средства на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам. 3) Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие общества. 4) Расходы государственного бюджета не могут быть больше его доходов. 5) К расходам государственного бюджета относятся средства на обслуживание и погашение государственных долговых обязательств. 8. Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
9. Надежде 40 лет, она — домохозяйка. Женщина поддерживает порядок в доме, заботится о муже, работающем на крупном предприятии. К каким категориям населения можно отнести Надежду? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) трудоспособные 2) частично занятые 3) не включаемые в численность рабочей силы 4) отчаявшиеся найти работу 5) временно безработные 6) занятые 10. На графике изображено изменение предложения саженцев плодово-ягодных растений на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения 8 в положение 81. (На графике Р - цена товара; ^ - количество товара. ) Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)
1) Наступление весеннего сезона. 2) Рост числа агрофирм. 3) Увеличение цен на минеральные удобрение. 4) Увеличение поставок импортных фруктов и ягод на потребительский рынок. 5) Развитие системы льготного кредитования приусадебных хозяйств. 11. Выберите верные суждения о каналах вертикальной социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каналы вертикальной социальной мобильности стабильны и не зависят от развития общества. 2) Основным каналом вертикальной социальной мобильности в современном обществе является образование. 3) В качестве каналов вертикальной социальной мобильности могут выступать политические партии. 4) Каналы вертикальной социальной мобильности позволяют людям достигать более высокого социального статуса независимо от личных усилий. 5) Функционирование каналов социальной мобильности снижает чувство социальной несправедливости и обеспечивает стабильность общества. 12. Социологи провели опрос выпускников школ станы Z. Им задавали вопрос: «Какие сферы жизни вызывают беспокойство при мысли о будущем? » Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наибольшее беспокойство, выпускников школ вызывает будущая профессиональная деятельность. 2) Треть опрошенных выпускников обеспокоена положением дел в обществе и стране. 3) Менее всего выпускников волнуют город и среда обитания. 4) Каждый десятый выпускник понимает значимость и ценность здоровья. 5) Менее всего выпускников беспокоят отношения с родителями. 13. Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политологи выделяют традиционный, рыночный и командно-административный (плановый) типы политической системы общества. 2) Политическая система общества выполняет функцию выявления и формулирования властно значимых интересов больших социальных групп. 3) Государство, политические партии, общественные организации относятся к нормативной подсистеме политической системы общества. 4) Политическая система выполняет функцию определения целей и направлений развития общества и государства. 5) Политическая система общества выполняет функцию формирования общественного мнения. 14. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Каждые 6 лет B стране Z проходят парламентские выборы. Какие из приведённых признаков свидетельствуют о том, что выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе? Запишите номера, под которыми они указаны.
1) Количество депутатских мандатов определяется процентом голосов, полученных партией на выборах. 2) Избиратели голосуют за политическую программу той или иной партии/блока партий. 3) B парламенте представлены все официально зарегистрированные политические партии. 4) В стране для выдвижения канцидатов и проведения выборов создаются Одномандатные округа. 5) Места в парламенте получают партии, набравшие больше 6% голосов. 6) В стране активно проходит предвыборная компания. 16. Что из перечисленного относится к проявлениям конституционного принципа социального государства? Запишите цифры, под которыми они указаны.
17. Найдите в приведенном ниже списке положения, относящиеся к основам конституционного строя РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) признание прав и свобод человека высшей ценностью 2) условия и порядок заключения трудового договора 3) верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории 4) обстоятельства, исключающие уголовную ответственность 5) идеологическое многообразие 18. Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквам:
19. Выберите из приведённого ниже списка санкции, применяющиеся за нарушение правовых норм, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Ольге Викторовне пришло уведомление о зафиксированном видеокамерами факте превышения скорости автомобилем, собственницей которого она является, и о штрафе. 2) Публика неоднократно прерывала выступление артиста неодобрительными возгласами. 3) Анна Михайловна сделала замечание сыну соседей по этажу в многоквартирном доме за то, что он оставляет велосипед около её двери. 4) Директор школы объявил выговор учителю математики за пропуск занятий без уважительной причины. 5) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса. 6) Пожарная инспекция наложила взыскание на владельца кафе за несоблюдение требований пожарной безопасности. 20. Прочитайте приведённый ниже текст, B котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек живёт в ______ (А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ______ (В) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся B ней новых ______ (B) отношений, рыночной ______ (Г) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека B окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ______ (Д). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает закономерности психических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ______ (Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: 1) поведение 2) экономика 3) группа 4) позиция 5) знание 6) общество 7) общественный 8) отношение 9) норма
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
21. Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4. Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 50-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым. Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.
(B. Л. Иноземцев) 22. Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Укажите три аргумента, которые он приводит в обоснование своей позиции.
23. Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.
24. С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины. 26. С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка. 27. Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры. 28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Деньги и их функции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников. )
29. 1Философия: «Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа дает сама по себе» (П. С. Гуревич). C9. 2 Экономика: «Важно разрабатывать разные технологии, чтобы экономика не сильно зависела от нефти, и заниматься экологией». (С. М. Брин) C9. 3 Социология, социальная психология: «Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают. » (Я. Л. Коломинский) C9. 4 Политология: «Выборы предполагают право смещать правительства, не применяя насилия». (К. Поппер) C9. 5 Правоведение: «Мы должны быть рабами закона, чтобы стать свободными». (Цицерон)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|