Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СИ­СТЕ­МА НА­ЦИ­О­НАЛЬ­НЫХ СЧЕ­ТОВ



 

 

СИ­СТЕ­МА НА­ЦИ­О­НАЛЬ­НЫХ СЧЕ­ТОВ

 

НА­ЗВА­НИЕ ПО­КА­ЗА­ТЕ­ЛЯ ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ
... Общая сто­и­мость всех ко­неч­ных то­ва­ров и услуг, про­из­ве­ден­ных за год не­по­сред­ствен­но внут­ри стра­ны
Ва­ло­вой на­ци­о­наль­ный про­дукт (ВНП) Общая сто­и­мость всех ко­неч­ных то­ва­ров и услуг, со­здан­ных про­из­во­ди­те­ля­ми дан­ной стра­ны в те­че­ние года внут­ри стра­ны и за ру­бе­жом

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) пуб­лич­ное право

2) фи­нан­со­вое право

3) ад­ми­ни­стра­тив­ное право

4) уго­лов­ное право

5) кон­сти­ту­ци­он­ное право

3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют виды фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ин­ве­сти­ци­он­ный фонд 2) ком­мер­че­ский банк 3) ар­тель
4) стра­хо­вая ком­па­ния 5) фон­до­вая биржа 6) не­ком­мер­че­ская ор­га­ни­за­ция

4. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ре­ли­ги­оз­ном и свет­ском со­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Для ре­ли­ги­оз­но­го со­зна­ния ха­рак­тер­но вос­при­я­тие нрав­ствен­ных норм как про­из­вод­ных воли выс­ших сил.

2) Для свет­ско­го и ре­ли­ги­оз­но­го со­зна­ния не ха­рак­тер­но вза­и­мо­дей­ствие.

3) По­зи­ция ре­ли­ги­оз­но­го со­зна­ния - от­де­ле­ние церк­ви от школы и го­су­дар­ства.

4) Ре­ли­ги­оз­ное со­зна­ние может сфор­ми­ро­вать­ся у че­ло­ве­ка в зре­лом воз­расте.

5) В ре­ли­ги­оз­ном со­зна­нии может со­еди­нять­ся адек­ват­ное дей­стви­тель­но­сти со­дер­жа­ние и ил­лю­зии.

5. Один­на­дца­ти­класс­ник го­то­вит­ся к по­ступ­ле­нию в вуз. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми его учеб­ной де­я­тель­но­сти: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫ   ЭЛЕ­МЕН­ТЫ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ
А) ре­ше­ние задач Б) кон­суль­та­ция учи­те­ля В) один­на­дца­ти­класс­ник Г) по­лу­че­ние вы­со­ко­го балла на эк­за­ме­не Д) учеб­ни­ки   1) субъ­ект 2) цель 3) сред­ство до­сти­же­ния цели

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         

 

6. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти школь­ни­ка. Какие от­ли­чи­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти ха­рак­те­ри­сти­ки ука­за­ны. )

 

1) на­це­лен­ность на по­лу­че­ние зна­ния, но­во­го для всего че­ло­ве­че­ства

2) на­це­лен­ность на раз­ви­тие соб­ствен­ных во­ле­вых ка­честв

3) на­це­лен­ность на при­об­ре­те­ние новых зна­ний

4) на­це­лен­ность на раз­ви­тие фи­зи­че­ских воз­мож­но­стей

5) на­це­лен­ность на овла­де­ние опре­де­лен­ны­ми уме­ни­я­ми

6) на­це­лен­ность на при­об­ще­ние к опыту че­ло­ве­че­ства

7. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о рас­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Сред­ства рас­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та тра­тят­ся на упла­ту на­ло­гов.

2) К рас­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та от­но­сят­ся сред­ства на опла­ту то­ва­ров, работ и услуг по го­су­дар­ствен­ным или му­ни­ци­паль­ным кон­трак­там.

3) По­сред­ством рас­хо­дов го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та го­су­дар­ство ре­а­ли­зу­ет свои функ­ции воз­дей­ствия на эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное раз­ви­тие об­ще­ства.

4) Рас­хо­ды го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та не могут быть боль­ше его до­хо­дов.

5) К рас­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та от­но­сят­ся сред­ства на об­слу­жи­ва­ние и по­га­ше­ние го­су­дар­ствен­ных дол­го­вых обя­за­тельств.

8. Борис Ми­хай­ло­вич вла­де­ет лег­ко­вым ав­то­мо­би­лем и зе­мель­ным участ­ком и пе­ри­о­ди­че­ски упла­чи­ва­ет со­от­вет­ству­ю­щие на­ло­ги. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми струк­ту­ры на­ло­га: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫ   ЭЛЕ­МЕН­ТЫ СТРУК­ТУ­РЫ НА­ЛО­ГА
А) 1 см ра­бо­че­го объёма дви­га­те­ля Б) лег­ко­вой ав­то­мо­биль В) за­ра­бот­ная плата Г) зе­мель­ный уча­сток Д) Борис Ми­хай­ло­вич   1) субъ­ект на­ло­га 2) объ­ект на­ло­га 3) ис­точ­ник упла­ты на­ло­га 4) еди­ни­ца на­ло­го­об­ло­же­ния

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

9. На­деж­де 40 лет, она — до­мо­хо­зяй­ка. Жен­щи­на под­дер­жи­ва­ет по­ря­док в доме, за­бо­тит­ся о муже, ра­бо­та­ю­щем на круп­ном пред­при­я­тии. К каким ка­те­го­ри­ям на­се­ле­ния можно от­не­сти На­деж­ду? Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) тру­до­спо­соб­ные

2) ча­стич­но за­ня­тые

3) не вклю­ча­е­мые в чис­лен­ность ра­бо­чей силы

4) от­ча­яв­ши­е­ся найти ра­бо­ту

5) вре­мен­но без­ра­бот­ные

6) за­ня­тые

10. На гра­фи­ке изоб­ра­же­но из­ме­не­ние пред­ло­же­ния са­жен­цев пло­до­во-ягод­ных рас­те­ний на по­тре­би­тель­ском рынке: кри­вая пред­ло­же­ния пе­ре­ме­сти­лась из по­ло­же­ния 8 в по­ло­же­ние 81. (На гра­фи­ке Р - цена то­ва­ра; ^ - ко­ли­че­ство то­ва­ра. ) Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но пре­жде всего с (со)

 

1) На­ступ­ле­ние ве­сен­не­го се­зо­на.

2) Рост числа аг­ро­фирм.

3) Уве­ли­че­ние цен на ми­не­раль­ные удоб­ре­ние.

4) Уве­ли­че­ние по­ста­вок им­порт­ных фрук­тов и ягод на по­тре­би­тель­ский рынок.

5) Раз­ви­тие си­сте­мы льгот­но­го кре­ди­то­ва­ния при­уса­деб­ных хо­зяйств.

11. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ка­на­лах вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти ста­биль­ны и не за­ви­сят от раз­ви­тия об­ще­ства.

2) Ос­нов­ным ка­на­лом вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ет­ся об­ра­зо­ва­ние.

3) В ка­че­стве ка­на­лов вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти могут вы­сту­пать по­ли­ти­че­ские пар­тии.

4) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти поз­во­ля­ют людям до­сти­гать более вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са не­за­ви­си­мо от лич­ных уси­лий.

5) Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ка­на­лов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти сни­жа­ет чув­ство со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти и обес­пе­чи­ва­ет ста­биль­ность об­ще­ства.

12. Со­цио­ло­ги про­ве­ли опрос вы­пуск­ни­ков школ станы Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «Какие сферы жизни вы­зы­ва­ют бес­по­кой­ство при мысли о бу­ду­щем? » По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Наи­боль­шее бес­по­кой­ство, вы­пуск­ни­ков школ вы­зы­ва­ет бу­ду­щая про­фес­си­о­наль­ная де­я­тель­ность.

2) Треть опро­шен­ных вы­пуск­ни­ков обес­по­ко­е­на по­ло­же­ни­ем дел в об­ще­стве и стра­не.

3) Менее всего вы­пуск­ни­ков вол­ну­ют город и среда оби­та­ния.

4) Каж­дый де­ся­тый вы­пуск­ник по­ни­ма­ет зна­чи­мость и цен­ность здо­ро­вья.

5) Менее всего вы­пуск­ни­ков бес­по­ко­ят от­но­ше­ния с ро­ди­те­ля­ми.

13. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­ли­ти­че­ской си­сте­ме об­ще­ства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) По­ли­то­ло­ги вы­де­ля­ют тра­ди­ци­он­ный, ры­ноч­ный и ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ный (пла­но­вый) типы по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об­ще­ства.

2) По­ли­ти­че­ская си­сте­ма об­ще­ства вы­пол­ня­ет функ­цию вы­яв­ле­ния и фор­му­ли­ро­ва­ния власт­но зна­чи­мых ин­те­ре­сов боль­ших со­ци­аль­ных групп.

3) Го­су­дар­ство, по­ли­ти­че­ские пар­тии, об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции от­но­сят­ся к нор­ма­тив­ной под­си­сте­ме по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об­ще­ства.

4) По­ли­ти­че­ская си­сте­ма вы­пол­ня­ет функ­цию опре­де­ле­ния целей и на­прав­ле­ний раз­ви­тия об­ще­ства и го­су­дар­ства.

5) По­ли­ти­че­ская си­сте­ма об­ще­ства вы­пол­ня­ет функ­цию фор­ми­ро­ва­ния об­ще­ствен­но­го мне­ния.

14. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и осу­ществ­ля­ю­щи­ми их ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ФУНК­ЦИИ ОР­ГА­НОВ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛА­СТИ РФ   ОР­ГА­НЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛА­СТИ РФ
А) утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Б) на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции В) на­зна­че­ние на долж­ность судей Кон­сти­ту­ци­он­но­го Суда Г) ре­ше­ние во­про­са о до­ве­рии Пра­ви­тель­ству Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Д) на­зна­че­ние на долж­ность и осво­бож­де­ние от долж­но­сти Пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го банка     1) Совет Фе­де­ра­ции 2) Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         

15. Каж­дые 6 лет B стра­не Z про­хо­дят пар­ла­мент­ские вы­бо­ры. Какие из при­ведённых при­зна­ков сви­де­тель­ству­ют о том, что вы­бо­ры про­во­дят­ся по про­пор­ци­о­наль­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­ме? За­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Ко­ли­че­ство де­пу­тат­ских ман­да­тов опре­де­ля­ет­ся про­цен­том го­ло­сов, по­лу­чен­ных пар­ти­ей на вы­бо­рах.

2) Из­би­ра­те­ли го­ло­су­ют за по­ли­ти­че­скую про­грам­му той или иной пар­тии/блока пар­тий.

3) B пар­ла­мен­те пред­став­ле­ны все офи­ци­аль­но за­ре­ги­стри­ро­ван­ные по­ли­ти­че­ские пар­тии.

4) В стра­не для вы­дви­же­ния кан­ци­да­тов и про­ве­де­ния вы­бо­ров со­зда­ют­ся Од­но­ман­дат­ные окру­га.

5) Места в пар­ла­мен­те по­лу­ча­ют пар­тии, на­брав­шие боль­ше 6% го­ло­сов.

6) В стра­не ак­тив­но про­хо­дит пред­вы­бор­ная ком­па­ния.

16. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к про­яв­ле­ни­ям кон­сти­ту­ци­он­но­го прин­ци­па со­ци­аль­но­го го­су­дар­ства? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) за­прет уста­нов­ле­ния об­ще­обя­за­тель­ной идео­ло­гии 2) ра­вен­ство прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на не­за­ви­си­мо от пола, расы, на­ци­о­наль­но­сти, языка 3) уста­нов­ле­ние го­су­дар­ствен­ных пен­сий и по­со­бий
4) охра­на труда и здо­ро­вья людей 5) га­ран­тии един­ства эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства 6) уста­нов­ле­ние га­ран­ти­ро­ван­но­го ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра опла­ты труда

17. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке по­ло­же­ния, от­но­ся­щи­е­ся к ос­но­вам кон­сти­ту­ци­он­но­го строя РФ. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) при­зна­ние прав и сво­бод че­ло­ве­ка выс­шей цен­но­стью

2) усло­вия и по­ря­док за­клю­че­ния тру­до­во­го до­го­во­ра

3) вер­хо­вен­ство Кон­сти­ту­ции и фе­де­раль­ных за­ко­нов РФ на всей ее тер­ри­то­рии

4) об­сто­я­тель­ства, ис­клю­ча­ю­щие уго­лов­ную от­вет­ствен­ность

5) идео­ло­ги­че­ское мно­го­об­ра­зие

18. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между дей­стви­я­ми и эле­мен­та­ми ста­ту­са на­ло­го­пла­тель­щи­ка в РФ: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ДЕЙ­СТВИЯ   ЭЛЕ­МЕН­ТЫ СТА­ТУ­СА НА­ЛО­ГО­ПЛА­ТЕЛЬ­ЩИ­КА
А) ис­поль­зо­вать на­ло­го­вые льго­ты при на­ли­чии ос­но­ва­ний и в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством о на­ло­гах и сбо­рах Б) по­лу­чать от­сроч­ку, рас­сроч­ку или ин­ве­сти­ци­он­ный на­ло­го­вый кре­дит в по­ряд­ке и на усло­ви­ях, уста­нов­лен­ных за­ко­но­да­тель­ством В) упла­чи­вать за­кон­но уста­нов­лен­ные на­ло­ги Г) при­сут­ство­вать при про­ве­де­нии вы­езд­ной на­ло­го­вой про­вер­ки Д) пред­став­лять в уста­нов­лен­ном по­ряд­ке в на­ло­го­вый орган по месту учёта на­ло­го­вые де­кла­ра­ции (расчёты), если это преду­смот­ре­но за­ко­но­да­тель­ством о на­ло­гах и сбо­рах     1) права 2) обя­зан­но­сти

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­вам:

A Б В Г Д
         

 

19. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка санк­ции, при­ме­ня­ю­щи­е­ся за на­ру­ше­ние пра­во­вых норм, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Ольге Вик­то­ров­не при­шло уве­дом­ле­ние о за­фик­си­ро­ван­ном ви­део­ка­ме­ра­ми факте пре­вы­ше­ния ско­ро­сти ав­то­мо­би­лем, соб­ствен­ни­цей ко­то­ро­го она яв­ля­ет­ся, и о штра­фе.

2) Пуб­ли­ка не­од­но­крат­но пре­ры­ва­ла вы­ступ­ле­ние ар­ти­ста не­одоб­ри­тель­ны­ми воз­гла­са­ми.

3) Анна Ми­хай­лов­на сде­ла­ла за­ме­ча­ние сыну со­се­дей по этажу в мно­го­квар­тир­ном доме за то, что он остав­ля­ет ве­ло­си­пед около её двери.

4) Ди­рек­тор школы объ­явил вы­го­вор учи­те­лю ма­те­ма­ти­ки за про­пуск за­ня­тий без ува­жи­тель­ной при­чи­ны.

5) Од­но­класс­ни­ки объ­яви­ли бой­кот В. за на­ру­ше­ние тра­ди­ций клас­са.

6) По­жар­ная ин­спек­ция на­ло­жи­ла взыс­ка­ние на вла­дель­ца кафе за не­со­блю­де­ние тре­бо­ва­ний по­жар­ной без­опас­но­сти.

20. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, B ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Че­ло­век живёт в ______ (А), и его по­ступ­ки обу­слов­ле­ны ста­нов­ле­ни­ем, раз­ви­ти­ем в кол­лек­ти­ве. Нель­зя жить среди людей, не всту­пая в опре­делённые ______ (В) с окру­жа­ю­щи­ми.

В усло­ви­ях со­вре­мен­ной Рос­сии и скла­ды­ва­ю­щих­ся B ней новых ______ (B) от­но­ше­ний, ры­ноч­ной ______ (Г) и кон­ку­рент­ной борь­бы зна­чи­тель­но воз­рас­та­ет роль осмыс­лен­ной ори­ен­ти­ров­ки че­ло­ве­ка B окру­жа­ю­щей среде. Без по­ни­ма­ния тво­ря­ще­го­ся во­круг не­воз­мож­но пра­виль­но сори­ен­ти­ро­вать­ся в жизни, на­ла­дить нор­маль­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми и об­ще­ствен­ны­ми ______ (Д). И в этом не­оце­ни­мую по­мощь ока­зы­ва­ет со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия.

Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия изу­ча­ет за­ко­но­мер­но­сти пси­хи­че­ских яв­ле­ний, воз­ни­ка­ю­щих при со­ци­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии людей. Роль ______ (Е), ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия, сей­час зна­чи­тель­но воз­рос­ла».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) по­ве­де­ние

2) эко­но­ми­ка

3) груп­па

4) по­зи­ция

5) зна­ние

6) об­ще­ство

7) об­ще­ствен­ный

8) от­но­ше­ние

9) норма

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е
           

 

21. Фор­ми­ро­ва­ние ка­ко­го но­во­го клас­са пост­ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства от­ме­ча­ет автор? Какую при­чи­ну по­яв­ле­ния этого клас­са он на­зы­ва­ет? Что, по мне­нию боль­шин­ства со­цио­ло­гов, долж­но было стать след­стви­ем по­яв­ле­ния но­во­го клас­са?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Со­вре­мен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная ре­во­лю­ция при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию в пост­ин­ду­стри­аль­ных об­ще­ствах но­во­го клас­са, ко­то­рый мы на­зва­ли «клас­сом ин­тел­лек­ту­а­лов». За­пад­ные со­цио­ло­ги об­ра­ти­ли на это вни­ма­ние ещё в конце 50-х годов; причём весь­ма ха­рак­тер­но, что за этим про­цес­сом не про­смат­ри­ва­лось в то время ни­ка­ких не­га­тив­ных по­след­ствий. По­сколь­ку, со­глас­но рас­хо­же­му мне­нию, «ин­фор­ма­ция пред­став­ля­ет собой наи­бо­лее де­мо­кра­тич­ный ис­точ­ник вла­сти», боль­шин­ство ис­сле­до­ва­те­лей при­хо­ди­ло к вы­во­ду, что ста­нов­ле­ние не­ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го по своей при­ро­де до­ми­ни­ру­ю­ще­го клас­са ведёт к пре­одо­ле­нию клас­со­во­го ха­рак­те­ра об­ще­ства, де­ла­ет его в пер­спек­ти­ве бес­клас­со­вым.

Од­на­ко ре­аль­ные со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские про­цес­сы всё оче­вид­нее про­ти­во­ре­чат по­доб­ным пред­по­ло­же­ни­ям. С каж­дым новым эта­пом тех­но­ло­ги­че­ской ре­во­лю­ции «класс ин­тел­лек­ту­а­лов» об­ре­та­ет всё боль­шую власть и пе­ре­рас­пре­де­ля­ет в свою поль­зу всё боль­шую часть об­ще­ствен­но­го бо­гат­ства. В фор­ми­ру­ю­щей­ся новой хо­зяй­ствен­ной си­сте­ме про­цесс са­мо­воз­рас­та­ния сто­и­мо­сти ин­фор­ма­ци­он­ных благ ока­зы­ва­ет­ся в зна­чи­тель­ной мере ото­рван­ным от ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства. В ре­зуль­та­те «класс ин­тел­лек­ту­а­лов» ока­зы­ва­ет­ся за­ви­си­мым от всех дру­гих слоёв об­ще­ства в го­раз­до мень­шей сте­пе­ни, чем гос­под­ству­ю­щие клас­сы фе­о­даль­но­го или бур­жу­аз­но­го об­ществ были за­ви­си­мы от де­я­тель­но­сти экс­плу­а­ти­ро­вав­ших­ся ими кре­стьян или про­ле­та­ри­ев. Это создаёт пред­по­сыл­ки для по­яв­ле­ния на ис­то­ри­че­ской сцене ещё од­но­го клас­са, объ­еди­ня­ю­ще­го в своих рядах тех, кто не спо­со­бен ак­тив­но участ­во­вать в вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ном про­из­вод­стве. При­над­ле­жа­щая ему доля в об­ще­ствен­ном бо­гат­стве устой­чи­во со­кра­ща­ет­ся, не остав­ляя воз­мож­но­стей для по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и по­пол­не­ния «клас­са ин­тел­лек­ту­а­лов». Эта со­ци­аль­ная груп­па, до поры до вре­ме­ни ас­со­ци­и­ро­вав­ша­я­ся с низ­ши­ми сло­я­ми про­ле­та­ри­а­та, к на­ча­лу 90-х годов об­ре­ла вы­ра­жен­ную клас­со­вую опре­делённость, и не при­ни­мать её во вни­ма­ние при ана­ли­зе про­блем со­вре­мен­но­го об­ще­ства не­воз­мож­но.

 

(B. Л. Ино­зем­цев)

22. Раз­де­ля­ет ли автор точку зре­ния за­пад­ных со­цио­ло­гов конца 50-х гг. в оцен­ке по­след­ствий по­яв­ле­ния но­во­го клас­са? Ука­жи­те три ар­гу­мен­та, ко­то­рые он при­во­дит в обос­но­ва­ние своей по­зи­ции.

 

 

23. Какой ещё один новый класс ха­рак­те­ри­зу­ет автор? С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния на­зо­ви­те любые две со­ци­аль­ные груп­пы, ко­то­рые могут войти в дан­ный класс. Крат­ко по­яс­ни­те свой выбор.

 

24. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния сфор­му­ли­руй­те три суж­де­ния о роли ин­фор­ма­ции в со­вре­мен­ном мире.

 

25. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «ис­ти­на»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об аб­со­лют­ной ис­ти­не, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее вза­и­мо­связь аб­со­лют­ной и от­но­си­тель­ной ис­ти­ны.

26. С по­мо­щью трех при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те осо­бен­но­сти прав­ле­ния пар­тии кон­сер­ва­тив­но­го толка.

27. Один из уро­ков в 10 клас­се прошёл на вы­став­ке в ис­то­ри­че­ском музее. Школь­ни­кам по­ка­за­ли из­го­тов­лен­ные кре­стьян­ка­ми кру­же­ва, ткани, одеж­ду - для празд­ни­ков, буд­ней, тор­же­ствен­ных со­бы­тий, а также сде­лан­ные в до­маш­них усло­ви­ях гли­ня­ные фи­гур­ки жи­вот­ных в виде сви­сту­лек. Пред­по­ло­жи­те, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные про­из­ве­де­ния, и ука­жи­те, по ка­ко­му при­зна­ку это можно опре­де­лить. На­зо­ви­те любые два не отражённых в усло­вии при­зна­ка дан­ной формы куль­ту­ры.

28. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «День­ги и их функ­ции». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

29. Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл в форме мини-со­чи­не­ния, обо­зна­чив при не­об­хо­ди­мо­сти раз­ные ас­пек­ты по­став­лен­ной ав­то­ром про­бле­мы (за­тро­ну­той темы).

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт. (В ка­че­стве фак­ти­че­ской ар­гу­мен­та­ции при­ве­ди­те не менее двух при­ме­ров из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков. )

 

29. 1Фи­ло­со­фия: «Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка не дана при­ро­дой все­це­ло, хотя и свя­за­на с тем, что при­ро­да дает сама по себе» (П. С. Гу­ре­вич).

C9. 2 Эко­но­ми­ка: «Важно раз­ра­ба­ты­вать раз­ные тех­но­ло­гии, чтобы эко­но­ми­ка не силь­но за­ви­се­ла от нефти, и за­ни­мать­ся эко­ло­ги­ей». (С. М. Брин)

C9. 3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Об­ще­ствен­ная цен­ность лич­но­сти во мно­гом опре­де­ля­ет­ся тем, какие по­треб­но­сти у нее пре­об­ла­да­ют. » (Я. Л. Ко­ло­мин­ский)

C9. 4 По­ли­то­ло­гия: «Вы­бо­ры пред­по­ла­га­ют право сме­щать пра­ви­тель­ства, не при­ме­няя на­си­лия». (К. По­ппер)

C9. 5 Пра­во­ве­де­ние: «Мы долж­ны быть ра­ба­ми за­ко­на, чтобы стать сво­бод­ны­ми». (Ци­це­рон)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.