Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. Фреймы



 

1. Основные понятия  Идея создания искусственного подобия человека для решения сложных задач и моделирования человеческого разума витала в воздухе еще с древнейших времен. Однако родоначальником искусственного интеллекта считается средневековый испанский философ, математик и поэт Раймонд Луллий, который еще 13 веке попытался создать механическую машину для решения различных задач, на основе разработанной им всеобщей классификации понятий. В 18 веке Лейбниц и Декарт независимо друг от друга продолжили эту идею, предложив универсальные языки классификации всех наук. Эти работы можно считать первыми теоретическими работами в области искусственного интеллекта. Окончательное рождение искусственного интеллекта как научного направления произошло только после создания ЭВМ в 40-х годах 20 века. В это же время Норберт Винер создал свои основополагающие работы по новой науке – кибернетике. Термин «искусственный интеллект» - ИИ – (AI – artificial intelligence) был предложен в 1956 г на семинаре с анологичным названием в Дартсмутском колледже в США. В английском языке данное словосочетание не имеет столь фантастической окраски, которое оно приобрело в довольно неудачном русском переводе. Пословный перевод – искусственное умение рассуждать разумно. Вскоре после признания ИИ отдельной областью науки произошло разделение его на 2 направления: - нейрокибернетика - кибернетика «черного ящика». Нейрокибернетика Основную идею этого направления можно сформулировать следующим образом:

Единственный объект, способный мыслить, - это человеческий мозг. Поэтому любое мыслящее устройство должно каким-то образом воспроизводить его структуру.

Таким образом, нейрокибернетика ориентированна на программно-апаратное моделирование структур, подобных структуре мозга. Физиологами давно установленно, что основой человеческого мозга является большое количество( до10) связанных между собой и взаимодействующих нервных клеток – нейронов. Поэтому усилия нейрокибернетики были соредоточены на создании элементов, аналогичных нейронам, и их объединения в фунуционирующие системы. Эти системы принято называть нейронными сетями, или нейросетями.

Первые нейросети были созданы американскими нейрофизиологами Френком Розенблаттом и Мак-Каллоком в 1956-1965 гг. Это были попытки создать системы, моделирующие человеческий глаз и его взаимодействие с мозгом. Устройство, созданное ими тогда, получило название персептрона. Кибернетика «черного ящика»

В основе принцип, противоположный нейрокибернетике:

Не имеет значения, как устроено «мыслящее» устройство. Главное, чтобы на заданные входные воздействия оно реагировало также, как человеческий мозг.

Ученые этого направления поясняли, что человек не должен слепо следовать природе в своих научных и технологических поисках. Так, например, очевиден успех колеса, которого не существует в природе, или самолета, не машущего крыльями, как птица. К тому же пограничные науки о человеке не смогли внести существенного теоретического вклада, объясняющего хотя бы приблизительно, как протекают интеллектуальные процессы у человека, как устроена память и как человек познает окружающий мир.

Это направление ИИ было ориентированно на поиски алгоритмов решения интеллектуальных задач на существующих моделях компьютеров.

2. Иску́ сcтвенные нейро́ нные се́ ти (ИНС) — математические модели, а также их программные или аппаратные реализации, построенные по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей — сетей нервных клеток живого организма. Это понятие возникло при изучении процессов, протекающих в мозге при мышлении, и при попытке смоделировать эти процессы. Первой такой моделью мозга был перцептрон. Впоследствии эти модели стали использовать в практических целях, как правило в задачах прогнозирования.

ИНС представляют собой систему соединённых и взаимодействующих между собой простых процессоров (искусственных нейронов). Такие процессоры обычно довольно просты, особенно в сравнении с процессорами, используемыми в персональных компьютерах. Каждый процессор подобной сети имеет дело только с сигналами, которые он периодически получает, и сигналами, которые он периодически посылает другим процессорам. И тем не менее, будучи соединёнными в достаточно большую сеть с управляемым взаимодействием, такие локально простые процессоры вместе способны выполнять довольно сложные задачи.

Нейронные сети не программируются в привычном смысле этого слова, они обучаются. Возможность обучения — одно из главных преимуществ нейронных сетей перед традиционными алгоритмами. Технически обучение заключается в нахождении коэффициентов связей между нейронами. В процессе обучения нейронная сеть способна выявлять сложные зависимости между входными данными и выходными, а также выполнять обобщение. Это значит, что, в случае успешного обучения, сеть сможет вернуть верный результат на основании данных, которые отсутствовали в обучающей выборке.

Описание элементарного перцептрона

Поступление сигналов с сенсорного поля в решающие блоки элементарного перцептрона в его физическом воплощении. Элементарный перцептрон состоит из элементов 3-х типов: S-элементов, A-элементов и одного R-элемента. S-элементы это — слой рецепторов. Эти рецепторы соединены с A-элементами с помощью возбуждающих связей. Каждый рецептор может находиться в одном из двух состояний — покоя или возбуждения. A-элементы представляют собой сумматоры с порогом (то есть формальные нейроны). Это означает, что A-элемент возбуждается, если алгебраическая сумма возбуждений, приходящих к нему от рецепторов, превышает определённую величину — его порог. Сигналы от возбудившихся A-элементов передаются в сумматор R, причём сигнал от i-го ассоциативного элемента передаётся с коэффициентом wi.

А- или R-элементы (которые является пороговыми) подсчитывают некоторую линейную форму (как правило, сумму весовых коэффициентов) от своих входов и сравнивает её с заданным значением — порогом. Если у А-элемента n входов, то в нем должны быть заданы n весов w1, w2,..., wn и порог θ. Перцептрон выдаёт 1, если линейная форма от входов с коэффициентами wi превышает θ, иначе − 1.

Логическая схема элементарного перцептрона. Веса S—A связей могут либо 1, либо 0. Веса A—R связей W могут быть любыми.

Система связей между рецепторами S- и A-элементами, так же как и пороги A-элементов выбираются некоторым случайным, но фиксированным образом, а обучение состоит лишь в изменении коэффициентов wi. Считаем, что мы хотим научить перцептрон разделять два класса объектов, и потребуем, чтобы при предъявлении объектов первого класса выход перцептрона был положителен, а при предъявлении объектов второго класса — отрицательным. Начальные коэффициенты wi полагаем равными нулю. Далее предъявляем обучающую выборку: объекты (например, круги либо квадраты) с указанием класса, к которым они принадлежат. Показываем перцептрону объект первого класса. При этом некоторые A-элементы возбудятся. Коэффициенты wi, соответствующие этим возбуждённым элементам, увеличиваем на 1. Затем предъявляем объект второго класса и коэффициенты wi тех A-элементов, которые возбудятся при этом показе, уменьшаем на 1. Этот процесс продолжим для всей обучающей выборки. В результате обучения сформируются значения весов связей wi.

После обучения перцептрон готов работать в режиме распознавания или обобщения. В этом режиме перцептрону предъявляются «не знакомые» перцептрону объекты, и перцептрон должен установить, к какому классу они принадлежат. Работа перцептрона состоит в следующем: при предъявлении объекта возбудившиеся A-элементы передают сигнал R-элементу, равный сумме соответствующих коэффициентов wi. Если эта сумма положительна, то принимается решение, что данный объект принадлежит к первому классу, а если она отрицательна — то второму.

4. Продукционная модель Продукционная модель или модель, основанная на правилах, позволяет представить зна­ния в виде предложений типа «Если (условие), то (действие)». Под «условием» (антецедентом) понимается некоторое предложение-образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний, а под «действием» (консеквентом) — действия, выполняемые при успешном исходе поиска (они могут быть промежуточными, выступающими далее как условия и терминальными или це­левыми, завершающими работу системы). Чаще всего вывод на такой базе знаний бывает прямой (от данных к поиску цели) или обратный (от цели для ее подтверждения — к данным). Данные — это исход­ные факты, хранящиеся в базе фактов, на основании которых запускается маши­на вывода или интерпретатор правил, перебирающий правила из продукцион­ной базы знаний (см далее). Продукционная модель чаще всего применяется в промышленных экспертных системах. Она привлекает разработчиков своей наглядностью, высокой модуль­ностью, легкостью внесения дополнений и изменений и простотой механизма ло­гического вывода.

5. Фреймы

Термин фрейм (от английского frame, что означает «каркас» или «рамка») был предложен Марвином Минским , одним из пионеров ИИ, в 70-е годы для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Эта модель, как и семантическая сеть, имеет глубокое психологическое обо­снование.

Фрейм — это абстрактный образ для представления некоего стереотипа восприятия.

В теории фреймов такой образ комнаты называется фреймом комнаты. Фреймом, также называется и формализованная модель для отображения образа.

Различают фреймы-образцы, или прототипы, хранящиеся в базе знаний, и фрей­мы-экземпляры, которые создаются для отображения реальных фактических си­туаций на основе поступающих данных. Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие знаний о мире через:

фреймы-структуры, использующиеся для обозначения объектов и понятий(заем, залог, вексель);

• фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент);

фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров, празднование име­нин);

•      фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства) и др.

Структура фрейма может быть представлена следующим способом

В таблице дополнительные столбцы предназначены для описания способа полу­чения слотом его значения и возможного присоединения к тому или иному слоту специальных процедур, что допускается в теории фреймов. В качестве значения слота может выступать имя другого фрейма, так образуются сети фреймов. Существует несколько пособов получения слотом значений во фрейме-экзем­пляре:

• по умолчанию от фрейма-образца (Default-значение);

• через наследование свойств от фрейма, указанного в слоте АКО;

• по формуле, указанной в слоте;

• через присоединенную процедуру;

• явно из диалога с пользователем;

• из базы данных.

Важнейшим свойством теории фреймов является заимствование из теории се­мантических сетей — так называемое наследование свойств. И во фреймах, и в се­мантических сетях наследование происходит по АКО-связям (A-Kind-Of = это). Слот АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются, то есть переносятся, значения аналогичных слотов. Основным преимуществом фреймов как модели представления знаний является то, что она отражает концептуальную основу организации памяти человека, а также ее гибкость и наглядность.

6. Термин семантическая означает «смысловая», а сама семантика — это наука, ус­танавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозна­чают, то есть наука, определяющая смысл знаков. Семантическая сеть — это ориентированный граф, вершины которого — понятия, а ду­ги — отношения между ними.

В качестве понятий обычно выступают абстрактные или конкретные объекты, а отношения — это связи типа: «это» («АКО — A-Kind-Of», «is»), «имеет частью» («has part»), «принадлежит», «любит». Характерной особенностью семантичес­ких сетей является обязательное наличие трех типов отношений:

класс — элемент класса (цветок — роза);

свойство — значение (цвет — желтый);

пример элемента класса (роза — чайная).

Можно предложить несколько классификаций семантических сетей, связанных с типами отношений между понятиями. По количеству типов отношений: Однородные (с единственным типом отношений), Неоднородные (с различными типами отношений).

По типам отношений: Бинарные (в которых отношения связывают два объекта), N-арные (в которых есть специальные отношения, связывающие более двухпонятий).

Проблема поиска решения в базе знаний типа семантической сети сводится к за­даче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети, отражающей поставленный запрос к базе. Данная модель представления знаний была предложена американским психоло­гом Куиллианом. Основным ее преимуществом является то, что она более других соответствует современным представлениям об организации долговременной па­мяти человека.

Недостатком этой модели является сложность организации процедуры поиска вывода на семантической сети.

7. Формальные логические модели Традиционно в представлении знаний выделяют формальные логические модели, основанные на классическом исчислении  предикатов 1-го порядка, когда предмет­ная область или задача описывается в виде набора аксиом. Мы же опустим описа­ние этих моделей по следующим причинам. Исчисление предикатов 1-го порядка в промышленных экспертных системах практически не используется. Эта логи­ческая модель применима в основном в исследовательских «игрушечных» систе­мах, так как предъявляет очень высокие требования и ограничения к предметной области.

В промышленных же экспертных системах используются различные ее модифи­кации и расширения.

8. При изучении интеллектуальных систем традиционно возникает вопрос — что же такое знания и чем они отличаются от обычных данных, десятилетиями обраба­тываемых ЭВМ. Можно предложить несколько рабочих определений, в рамках которых это становится очевидным.

Данные — это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления пред­метной области, а также их свойства.

При обработке на ЭВМ данные трансформируются, условно проходя следующие этапы:

1. D1 — данные как результат измерений и наблюдений;

2. D2 — данные на материальных носителях информации (таблицы, протоколы, справочники);

3. D3 — модели (структуры) данных в виде диаграмм, графиков, функций;

4. D4 — данные в компьютере на языке описания данных;

5. D5 — базы данных на машинных носителях информации.

Знания основаны на данных, полученных эмпирическим путем. Они представля­ют собой результат мыслительной деятельности человека, направленной на обоб­щение его опыта, полученного в результате практической деятельности.

Знания — это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), получен­ные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.

При обработке на ЭВМ знания трансформируются аналогично данным.

1. Z1 — знания в памяти человека как результат мышления;

2. Z2 — материальные носители знаний (учебники, методические пособия);

3. Z3 — поле знаний — условное описание основных объектов предметной облас­ти, их атрибутов и закономерностей, их связывающих;

4. Z4 — знания, описанные на языках представления знаний (продукционные язы­ки, семантические сети, фреймы — см. далее);

5.     Z5 — база знаний на машинных носителях информации. Часто используется такое определение знаний.

Знания — это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные.

Существует множество способов определять понятия. Один из широко приме­няемых способов основан на идее интенсионала.

Интенсионал понятия — это определение его через соотнесение с понятием более высокого уровня абстрак­ции с указанием специфических свойств. Интенсионалы формулируют знания об объектах. Другой способ определяет понятие через соотнесение с понятиями более низкого уровня абстракции или перечисление фактов, относящихся к оп­ределяемому объекту. Это есть определение через данные, или экстенсионал по­нятия.

Для хранения данных используются базы данных (для них характерны большой объем и относительно небольшая удельная стоимость информации), для хра­нения знаний — базы знаний (небольшого объема, но исключительно дорогие информационные массивы). База знаний — основа любой интеллектуальной си­стемы.

Знания могут быть классифицированы по следующим категориям:

Поверхностные — знания о видимых взаимосвязях между отдельными собы­тиями и фактами в предметной области.

Глубинные — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и приро­ду процессов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют яв­ления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Современные экспертные системы работают в основном с поверхностными зна­ниями. Это связано с тем, что на данный момент нет универсальных методик, по­зволяющих выявлять глубинные структуры знаний и работать с ними.

Кроме того, в учебниках по ИИ знания традиционно делят на процедурные и дек­ларативные. Исторически первичными были процедурные знания, то есть зна­ния, «растворенные» в алгоритмах. Они управляли данными. Для их изменения требовалось изменять программы. Однако с развитием искусственного интел­лекта приоритет данных постепенно изменялся, и все большая часть знаний со­средоточивалась в структурах данных (таблицы, списки, абстрактные типы дан­ных), то есть увеличивалась роль декларативных знаний. Сегодня знания приобрели чисто декларативную форму, то есть знаниями счита­ются предложения, записанные на языках представления знаний, приближенных к естественному и понятных неспециалистам.

9. Машина вывода (интерпретатор правил) выполняет две функции: во-первых, просмотр существующих фактов из рабочей памяти (базы данных) и правил из базы знаний и добавление (по мере возможности) в рабочую память новых фактов и, во-вторых, определение порядка просмотра и применения правил. Этот механизм управляет процессом консультации, сохраняя для пользователя информацию о полученных заключениях, и запрашивает у него информацию, когда для срабатывания очередного правила в рабочей памяти оказывается недостаточно данных.

В подавляющем большинстве систем, основанных на знаниях, механизм вывода представляет собой небольшую по объему программу и включает два компонента – один реализует собственно вывод, другой управляет этим процессом. Действие компонента вывода основано на применении правила, называемого modus ponens.

Правило modus ponens. Если известно, что истинно утверждение А и существует правило вида «ЕСЛИ А, ТО В» тогда утверждение В также истинно.

Правила срабатывают, когда находятся факты, удовлетворяющие их левой части: если истина посылка, то должно быть истинно и заключение.

Компонент вывода должен функционировать даже при недостатке информации. Полученное решение может и не быть точным, однако система не должна останавливаться из-за того, что отсутствует какая-либо часть входной информации.

Управляющий компонент определяет порядок применения правил и выполняет 4 функции.

1. Сопоставление – образец правила сопоставляется с имеющимися фактами.

2. Выбор – если в конкретной ситуации может быть применено сразу несколько правил, то из них выбирается одно, наиболее подходящее по заданному критерию (разрешение конфликта).

3. Срабатывание – если образец правила при сопоставлении совпал с какими-либо фактами из рабочей памяти, то правило срабатывает.

4. Действие – рабочая память подвергается изменению путем добавления в неё заключения сработавшего правила. Если в правой части правила содержится указание на какое-либо действие, то оно выполняется (как, например, в системе обеспечения безопасности информации).

Интерпретатор продукций работает циклически. В каждом цикле он просматривает все правила, чтобы выявить те, посылки которых совпадают и известными на данный момент фактами из рабочей памяти. После выбора правило срабатывает, его заключение заносится в рабочую память, и затем цикл повторяется с начала.

В одном цикле может сработать только одно правило. Если несколько правил успешно сопоставлены с фактами, то интерпретатор производит выбор по определенному критерию единственного правила, которое срабатывает в данном цикле. Цикл работы интерпретатора схематически представлен на рисунке:

Информация из рабочей памяти последовательно сопоставляется с посылками правил для успешного сопоставления. Совокупность отобранных правил составляет так называемое конфликтное множество. Для разрешения конфликта интерпретатор имеет критерий, с помощью которого он выбирает единственное правило, после чего оно срабатывает. Это выражается в занесении фактов, образующих заключение правила, в рабочую память или в изменении критерия выбора конфликтующих правил. Если же в заключение правила входит название какого-нибудь действия, то оно выполняется.

Работа машины вывода зависит только от состояния рабочей памяти и от состава базы знаний. На практике обычно учитывается история работы, то есть поведение механизма вывода в предшествующих циклах. Информация о поведении механизма вывода запоминается в памяти состояний. Обычно память состояний содержит протокол системы.

10. Прямой и обратный вывод. При обратном порядке вывода в начале выдвигается некоторая гипотеза, а затем механизм вывода как бы возвращается назад, переходя к фактам, пытаясь найти те, которые подтверждают гипотезу. Если она оказалась правильной, то выбирается следующая гипотеза, детализирующая первую и являющаяся по отношению к ней подцелью. Далее отыскиваются факты, подтверждающие истинность подчиненной гипотезы. Вывод такого типа называется управляемым целями, или управляемым консеквентами. Обратный поиск применяется в тех случаях, когда цели известны и их сравнительно немного.

В системах с прямым выводом по известным фактам отыскивается заключение, которое из этих фактов следует. Если такое заключение удается найти, то оно заносится в рабочую память. Прямой вывод часто называют выводом, управляемым данными, или выводом, управляемым антецедентами.

Существуют системы, в которых вывод основывается на сочетании упомянутых выше методов – обратного и ограниченного прямого. Такой комбинированный метод получил название циклического.

11. НЕЧЕТКИЕ ЗНАНИЯ. При попытке формализовать человеческие знания исследователи столкнулись с проблемой, затруднявшей использование традиционное математического аппарата для их описания. Существует целый класс описаний, оперирующих качественными характеристиками объектов (много, мало, сильный, очень сильный и т. п. ). Эти характеристики обычно размыты и не могут быть однозначно интерпретированы, однако содержат важную информацию (пример – «одним из возможных признаков гриппа является высокая температура»).

Кроме того, в задачах решаемых интеллектуальными системами, часто приходится пользоваться неточными знаниями, которые не могут быть интерпретированы как полностью истинные или ложные (логические true/false или 0/1). Существуют знания, достоверность которых выражается некоторой промежуточной цифрой, например 0, 7. Как, не разрушая свойства размытости и неточности, представлять подобные знания формально? Для разрешения таких проблем еще в начале 70-х американский математик Лотфи Заде предложил формальный аппарат нечёткой (fuzzy) алгебры и нечёткой логики. Позднее это направление получило широкое распространение и положило начало одной из ветвей ИИ под названием мягкие вычисления (soft computing).

Заде ввёл одно из главных понятий в нечёткой логике – понятие лингвистической переменной(ЛП).

ЛП - переменная, значение которой определяется набором вербальных (т. е. словесных) хар-к некоторого свойства. Пример – ЛП «рост» определяется ч/з набор {карликовый, низкий, средний, высокий, очень высокий}.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ

Значения ЛП определяются через так называемые нечёткие множества (НМ), которые в свою очередь определены на некотором базовом наборе значений или базовой числовой шкале, имеющей размерность. Каждое значение ЛП определяется как нечёткое множество (пример НМ «низкий рост»)

Нечёткое множество определяется через некоторую базовую шкалу В и функцию принадлежности НМ – μ (х), х ( ) В, в интервале (0…1). Таким образом, НМ В – совокупность пар вида (х, μ (х)), где х ( ) В.

Функция принадлежности определяет субъективную степень уверенности эксперта в том, что данное конкретное значение базовой шкалы соответствует определяемому НМ. Эту функцию не стоит путать с вероятностью, носящей объективный характер и подчиняющейся другим математическим зависимостям.

12. Экспертные системы (ЭС) — это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпири­ческий опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.

Обобщенная структура экспертной системы представлена на рис. 1. Следует учесть, что реальные ЭС могут иметь более сложную структуру, однако блоки, изображенные на рисунке, непременно присутствуют в любой действительно эк-спертной системе, поскольку представляют собой стандарт de facto структуры современной ЭС.

В целом процесс функционирования ЭС можно представить следующим образом: пользователь, желающий получить необходимую информацию, через пользовательский интерфейс посылает запрос к ЭС; решатель, пользуясь базой знаний, генерирует и выдает пользователю подходящую рекомендацию, объясняя ход своих рассуждений при помощи подсистемы объяснений. Так как терминология в области разработки ЭС постоянно модифицируется, оп­ределим основные термины в рамках данной работы.

Пользователь — специалист предметной области, для которого предназначена си­стема. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС. Инженер по знаниям — специалист в области искусственного интеллекта, высту­пающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний. Сино­нимы: когнитолог, инженер-интерпретатор, аналитик. Интерфейс пользователя — комплекс программ, реализующих диалог пользова­теля с ЭС как на стадии ввода информации, так и при получении результатов. База знаний (БЗ) — ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записан­ная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому «че­ловеческому» представлению существует БЗ во внутреннем «машинном» пред­ставлении. Решатель — программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ. Синонимы: дедуктивная машина, машина вывода, блок логического вывода. Подсистема объяснений — программа, позволяющая пользователю получить от­веты на вопросы: «Как была получена та или иная рекомендация? » и «Почему система приняла такое решение? » Ответ на вопрос «как» — это трассировка всего процесса получения решения с указанием использованных фрагментов БЗ, то есть всех шагов цепи умозаключений. Ответ на вопрос «почему» — ссылка на умо­заключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, то есть отход на один шаг назад. Развитые подсистемы объяснений поддерживают и дру­гие типы вопросов.

Интеллектуальный редактор БЗ — программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме. Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок («help» — режим) и других сервисных средств, облегчающих работу с базой.

13. Классификация систем, основанных на знаниях. Класс ЭС сегодня объединяет несколько тысяч различных программных комп­лексов, которые можно классифицировать по различным критериям. Полезными могут оказаться классификации, представленные на рис. 2. 2.

Классификация по решаемой задаче Рассмотрим указанные на рисунке типы задач подробнее.

Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для экспертных сис­тем. Под интерпретацией понимается процесс определения смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.

Диагностика. Под диагностикой понимается процесс соотнесения объекта с некоторым классом объектов и/или обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность — это отклонение от нормы. Такая трактовка поз­воляет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность обо­рудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и все­возможные природные аномалии.

Мониторинг. Основная задача мониторинга — непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы — «пропуск» тревож­ной ситуации и инверсная задача «ложного» срабатывания. Сложность этих проблем в размытости симптомов тревожных ситуаций и необходимость уче­та временного контекста. Проектирование. Проектирование состоит в подготовке спецификаций на со­здание «объектов» с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов — чертеж, пояснительная за­писка и т. д. Основные проблемы здесь — получение четкого структурного описания знаний об объекте и проблема «следа». Для организации эффектив­ного проектирования и в еще большей степени перепроектирования необхо­димо формировать не только сами проектные решения, но и мотивы их приня­тия. Таким образом, в задачах проектирования тесно связываются два основ­ных процесса, выполняемых в рамках соответствующей ЭС: процесс вывода решения и процесс объяснения. Прогнозирование. Прогнозирование позволяет предсказывать последствия не­которых событий или явлений на основании анализа имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из задан­ных ситуаций. В прогнозирующей системе обычно используется параметри­ческая динамическая модель, в которой значения параметров «подгоняются» под заданную ситуацию. Выводимые из этой модели следствия составляют основу для прогнозов с вероятностными оценками. Планирование. Под планированием понимается нахождение планов действий, относящихся к объектам, способным выполнять некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы Обучение. Под обучением понимается использование компьютера для обуче­ния какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказы­вают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом «ученике» и его характерных ошибках, затем в работе они способны диагнос­тировать слабости в познаниях обучаемых и находить соответствующие сред­ства для их ликвидации. Кроме того, они планируют акт общения с учеником в зависимости от успехов ученика с целью передачи знаний.

Управление. Под управлением понимается функция организованной системы, поддерживающая определенный режим деятельности. Такого рода ЭС осуще­ствляют управление поведением сложных систем в соответствии с заданными спецификациями. Классификация по связи с реальным временем

•    Статические ЭС разрабатываются в предметных областях, в которых база зна­ний и интерпретируемые данные не меняются во времени. Они стабильны.

Диагностика неисправностей в автомобиле.

•    Квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с некото­рым фиксированным интервалом времени.

•    Динамические ЭС работают в сопряжении с датчиками объектов в режиме ре­ального времени с непрерывной интерпретацией поступающих в систему дан­ных.

Классификация по степени интеграции с другими программами

Автономные ЭС работают непосредственно в режиме консультаций с пользовате­лем для специфически «экспертных» задач, для решения которых не требуется привлекать традиционные методы обработки данных (расчеты, моделирование и т. д. ). Гибридные ЭС представляют программный комплекс, агрегирующий стандарт­ные пакеты прикладных программ (например, математическую статистику, ли­нейное программирование или системы управления базами данных) и средства манипулирования знаниями. Это может быть интеллектуальная надстройка над ППП (пакетами прикладных программ) или интегрированная среда для реше­ния сложной задачи с элементами экспертных знаний.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.