|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава восьмая. ВЛАСТЬ ОТЪ БОГА ИЛИ АПОСТАСІЯ?Протопр. Георгій Граббе (буд. еп. Григорій) († 1995 г. ) ПРАВДА О РУССКОЙ ЦЕРКВИ НА РОДИНѢ И ЗА РУБЕЖОМЪ. (По поводу книги С. В. Троицкаго «О неправдѣ Карловацкаго Раскола»). Глава восьмая. ВЛАСТЬ ОТЪ БОГА ИЛИ АПОСТАСІЯ? Ц ентральнымъ идеологическимъ вопросомъ при оцѣ нкѣ деклараціи Митрополита Сергія является толкованіе словъ Апостола Павла: «нѣ сть власть аще не отъ Бога, сущыя же власти отъ Бога учинени суть» (Рим. XIII, 1). С. В. Троицкій заявляетъ, что нельзя считать исповѣ дниками лицъ, «пострадавшихъ за свои ложныя убѣ жденія, — въ данномъ случаѣ, за нарушеніе апостольскаго завѣ та о признаніи богоустановленности власти и о повиновеніи ей не за страхъ, а за совѣ сть» (стр. 51). Такимъ образомъ, онъ вслѣ дъ за Митрополитомъ Сергіемъ утверждаетъ богоустановленность богоборческой Совѣ тской власти. Н о передъ этимъ онъ еще утверждаетъ, что Совѣ тское государство нельзя называть безбожнымъ.
П режде всего отмѣ тимъ здѣ сь внутреннее противорѣ чіе у С. В. Троицкаго въ его двухъ послѣ довательныхъ фразахъ. Сначала онъ говоритъ, что безбожными могутъ быть только отдѣ льныя лица, но не государство или партія. А въ слѣ дующей фразѣ читаемъ, что партія требуетъ отъ своихъ членовъ отказа отъ религіозныхъ предразсудковъ. Значитъ партія можетъ быть безбожной, разъ она предъявляетъ такое требованіе къ своимъ членамъ. А если такъ, то почему же государство не можетъ быть тоже безбожнымъ? С. В. Троицкій пишетъ, что гоненія на Церковь въ первые вѣ ка производились «представителями языческой власти, требовавшей отъ христіанъ прежде всего признанія священнаго харак /с. 95/ тера власти императора, признанія своего рода языческаго царе-папизма, тогда какъ атеистическая Совѣ тская власть совершенно не требуетъ признанія за нею какого-либо священнаго характера» (стр. 39). Э то заявленіе съ внѣ шней стороны можетъ казаться похожимъ на правду, но на самомъ дѣ лѣ оно ложно по существу. Въ СССР осуществляется т. н. «диктатура пролетаріата» въ лицѣ коммунистической партіи, которая и является тамъ подлинной верховной властью. Коммунистическая же партія ставитъ одной изъ своихъ цѣ лей освобожденіе народа отъ «религіозныхъ предразсудковъ». Она атеистична по существу. При этомъ партія проводитъ тоталитаризмъ въ отношеніи своей власти. Партія является правящимъ классомъ, своего рода аристократіей, внѣ которой остаются безправные илоты. Она не допускаетъ конкуренціи съ собою ни съ какой стороны. Вслѣ дствіе этого религіозный человѣ къ въ Совѣ тскомъ государствѣ не только ограниченъ въ своихъ гражданскихъ правахъ, но еще и встрѣ чается на каждомъ шагу съ проблемами нравственнаго характера въ связи съ требованіями безбожной власти. Напримѣ ръ, учитель обязанъ преподавать свой предметъ съ точки зрѣ нія марксизма, ленинизма и матеріализма. Но для вѣ рующаго нѣ тъ закона выше закона Божія, по упомянутому и С. В. Троицкимъ (стр. 39) апостольскому завѣ ту, гласящему, что Богу нужно повиноваться болѣ е, чѣ мъ людямъ (Дѣ ян. IV, 19; V, 29; 2 Кор. XIII, 8). Съ точки же зрѣ нія коммуниста, напротивъ, и онъ самъ и вѣ рующіе должны повиноваться велѣ ніямъ партіи болѣ е, нежели какимъ бы то ни было другимъ правиламъ, въ ихъ числѣ и религіознымъ. И въ силу этого вѣ рующій учитель обязанъ говорить ученикамъ о самозарожденіи матеріи, не имѣ я права сказать имъ, что міръ сотворенъ Богомъ. Онъ долженъ или потерять свое мѣ сто, или же въ своемъ преподаваніи отрекаться отъ своей вѣ ры въ Бога, какъ Творца вселенной. Т оталитарная власть въ принципѣ не признаетъ никакихъ автономій. Она допускаетъ ихъ въ той или иной мѣ рѣ только въ порядкѣ компромисса, когда она физически не въ силахъ ихъ устранить. Совѣ тская же власть не только тоталитарная, но и атеистическая и ея матеріализмъ покоится на ея своеобразной вѣ рѣ марксизма. Съ полнымъ основаніемъ Ѳ. Е. Мельниковъ могъ назвать свою книгу «О безбожническихъ и Христіанскихъ Догматахъ, Таинствахъ и Обрядахъ» (Кишиневъ. 1937 г. ). И такъ, коммунистическая власть не безразлична къ религіи, /с. 96/ а враждебна къ ней и христіанскому ученію она противопоставляетъ свое матеріалистическое міровоззрѣ ніе. Пусть она не требуетъ признанія за нею «какого-либо священнаго характера», какъ пишетъ С. В. Троицкій, суть не въ словахъ, а въ томъ, что она требуетъ отъ своихъ подданныхъ признанія того, что она — выше всякой религіи, которую она справедливо считаетъ несовмѣ стимой съ ея матеріалистическимъ міровоззрѣ ніемъ. Поэтому она и добивается уничтоженія Церкви тѣ мъ или инымъ способомъ. Если же, несмотря на всѣ предпринимаемыя ею мѣ ры, Церковь продолжаетъ существовать, то это бытіе Церкви обусловливается не мягкостью или терпимостью Совѣ тской власти, а сильнымъ духомъ вѣ рующихъ, противостоящимъ всѣ мъ ухищреніямъ матеріалистовъ, и тою благодатною помощью Божіей, которая по неложному обѣ тованію Спасителя дѣ лаетъ Церковь неодолѣ нною вратами адовыми. С. В. Троицкій высказываетъ совершенно новую и странную мысль, что компромиссъ Церкви съ благовѣ рною властью недопустимъ «потому что тѣ же самыя предписанія вѣ ры и морали, которыя обязательны для церковной власти, являются обязательными и для «благовѣ рной» власти государственной и потому виноватыми являются обѣ стороны» (стр. 39). Въ этомъ случаѣ онъ видитъ уступки религіознаго характера, а въ соглашеніи Церкви съ безбожною властью въ Совѣ тскомъ Союзѣ онъ по странному извороту своей мысли находитъ, что компромиссъ не можетъ имѣ ть мѣ ста, такъ какъ де «такія уступки не нужны Совѣ тской власти» (тамъ же). С. В. Троицкій допускаетъ въ своихъ разсужденіяхъ такое извращеніе логики, при которомъ бываетъ трудно даже сразу уловить его мысль. В се дѣ ло заключается въ его ложной предпосылкѣ. Поставленіе Сѵ нодомъ одного епископа, котораго большинство іерарховь признавали недостойнымъ, но который закончилъ жизнь свою мученическою смертью, С. В. Троицкій ставитъ примѣ ромъ такого компромисса Церкви съ Царскою властью. Однако, въ указанномъ случаѣ рѣ чь шла о кандидатѣ, хотя и неугодномъ большинству членовъ Сѵ нода, но не о врагѣ Церкви, не о еретикѣ или раскольникѣ и даже не о порочномъ человѣ кѣ. Согласіе на его поставленіе члены Сѵ нода дали тогда, когда были поставлены передъ возможностью ухода со своего поста оберъ-прокурора В. К. Саблера, предпочитая сдѣ лать эту уступку не ради своей карьеры, а ради сохраненія на этомъ отвѣ тственномъ посту человѣ ка, который былъ очень цѣ нимъ многими іерархами за его церков /с. 97/ ность. Ему чужда была политика нѣ которыхъ оберъ-прокуроровъ, препятствовавшихъ поставленію во епископы сильныхъ и яркихъ личностей. Будучи богословски просвѣ щеннымъ, В. К. Саблеръ умѣ лъ цѣ нить выдающихся представителей іерархіи и духовенства. Поэтому уступка Церкви, сдѣ ланная въ этомъ вопросѣ, отнюдь не была компромиссомъ со зломъ, а была лишь мѣ рой для сохраненія въ Правительствѣ выдающагося по своей церковности полезнаго дѣ ятеля. Т акимъ образомъ то, что С. В. Троицкій называетъ компромиссомъ Церкви съ благовѣ рною властью, въ дѣ йствительности является только уступкой съ ея стороны (можетъ быть и не всегда оправдываемой) тѣ мъ или инымъ личнымъ желаніямъ представителей Правительства, но никакъ не соглашеніемъ ея съ врагами Христа, посколько правительственная власть была дѣ йствительно, какъ пишетъ С. В. Троицкій, «благовѣ рной». К онечно такая власть грѣ шитъ, требуя отъ Церкви несогласнаго съ ея природой компромисса. Но далеко не всякая уступка Церкви ея желанію является такимъ грѣ ховнымъ компромиссомъ. Про такую благовѣ рную власть можно сказать словами молитвы изъ «Послѣ дованія по исходѣ души отъ тѣ ла», что она «аще бо и согрѣ ши, но не отступи отъ Тебѣ и несумнѣ нно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя въ Троицѣ славимаго вѣ рова». П ослѣ этихъ предварительныхъ разсужденій обратимся къ толкованію словъ Апостола: «нѣ сть власть аще не отъ Бога». П римѣ неніе этого текста къ той власти, которая враждебна Богу и ставитъ своею цѣ лью борьбу съ религіей, — совершенно ничѣ мъ не оправдывается. Какъ это не странно С. В. Троицкій толкованіе этого текста по существу и не касается. Я позволю себѣ сдѣ лать догадку, что онъ сознательно уклонился отъ этого, ибо не могъ найти у св. Отцовъ никакой опоры для своей нынѣ шней точки зрѣ нія. Д ля лучшаго уясненія этого вопроса я приведу этотъ текстъ въ переводѣ на русскій языкъ. «Всякая душа да будетъ покорна высшимъ властямъ, ибо нѣ тъ власти не отъ Бога, существующія же власти отъ Бога установлены. Посему противящійся власти противится Божію установленію; а противящіеся сами навлекутъ на себя осужденіе. Ибо начальствующіе страшны не для добрыхъ дѣ лъ, но для злыхъ. Хочешь ли не бояться власти? Дѣ лай добро, и получишъ похвалу отъ нея; ибо начальникъ есть Божій слуга, тебѣ на добро. Если же дѣ лаешь зло, бойся, ибо онъ /с. 98/ не напрасно носитъ мечъ: онъ Божій слуга, отмститель въ наказаніе дѣ лающему злое. И потому надобно повиноваться не только изъ страха наказанія, но и по совѣ сти» (Рим. XIII, 1-5). Х отя объ этомъ писалось уже не разъ, не лишне будетъ привести здѣ сь толкованіе этого текста у свв. Отцовъ. С в. Іоаннъ Златоустъ говоритъ, что въ данномъ мѣ стѣ у Апостола рѣ чь идетъ о самомъ принципѣ власти, а не о власти каждаго начальствующаго.
В ъ томъ же смыслѣ толкуетъ слова Апостола Павла о власти и Св. Исидоръ Пелусіотъ. Приведу здѣ сь цѣ ликомъ его замѣ чательное письмо къ Діонисію.
И зъ этихъ толкованій видно, что Св. Отцы приведенное здѣ сь ученіе Ап. Павла понимали какъ направленное противъ анархіи и устанавливающее значеніе самого принципа власти. Начальство и царская власть установлены Богомъ, чтобы общество не пришло въ неустройство. А постолъ далѣ е указываетъ и признаки истинной установленной Богомъ власти, въ которой «начальникъ есть слуга тебѣ на добро». П реп. Ефремъ Сиринъ даетъ болѣ е краткое толкованіе 13-й главы Посланія къ Римлянамъ, указывая только на то, что какимъ бы ни былъ начальникъ по своимъ свойствамъ, онъ дается Богомъ «для укрощенія несправедливыхъ и для одобренія праведныхъ». «Итакъ, пишетъ онъ, кто сопротивляется начальнику, который есть отмститель зла, тотъ Божіей волѣ противится». Толкованія св. Ефрема Сирина такъ кратки, что не даютъ всесторонняго объясненія текстовъ. Они скорѣ е являются подстрочными истолковательными замѣ чаніями, въ которыхъ мысль автора иногда поясняется его перифразами самаго текста Посланія. Въ данномъ случаѣ его перифразъ требуетъ вниманія. Т олкованіе 13-й главы Посланія къ Римлянамъ Св. Ефремъ начинаетъ слѣ дующими словами: «Всякая душа, говоритъ онъ, которая если подчинена будетъ властямъ, да повинуется имъ: ибо нѣ тъ власти (если) не отъ Бога». Слово «если» пояснительно вставленное переводчикомъ, здѣ сь очень значительно, ибо ука /с. 100/ зываетъ на то, что св. отецъ не всякую власть признаетъ отъ Бога. Отъ Бога — та власть, которая, хотя и совершаетъ иногда несправедливость, но выполняетъ изложенныя въ послѣ дующихъ стихахъ 13-й главы цѣ ли власти. Слѣ довательно начальникъ, который дѣ йствуетъ не въ согласіи съ этими цѣ лями, не можетъ имѣ ть и всѣ хъ необходимыхъ свойствъ принадлежащихъ къ опредѣ ленію истинной власти, которой одной только христіане и обязаны повиноваться во всемъ не за страхъ, а за совѣ сть. У Ап. Павла рѣ чь идетъ объ опредѣ ленныхъ видахъ власти, о которыхъ говорятъ и Св. Іоаннъ Златоустъ, и Св. Исидоръ Пелусіотъ. Но въ указанные виды не входитъ одинъ видъ власти — власть Апостасіи. Иначе мы должны будемъ заключить, что христіане должны будутъ подчиняться и всѣ мъ требованіямъ Антихриста по этому ученію Апостола. А постасія есть явленіе, противное всему установленному Богомъ строю жизни; она есть аномалія. Поэтому къ ней неприложима общая норма. Когда мы говоримъ о должномъ отношеніи христіанъ къ безбожной Совѣ тской власти — отношеніе христіанъ къ Юліану Отступнику, какъ примѣ ръ для насъ важнѣ е, чѣ мъ отношеніе къ Нерону. В опросъ этотъ подробно и глубоко изъясненъ въ Посланіи Зарубежнаго Собора Епископовъ въ 1933 году. С. В. Троицкій, такъ усердно цѣ пляющійся за каждое слово, готорое по его мнѣ нію даетъ возможность уязвить Зарубежную іерархію, объ этомъ Посланіи и его аргументаціи хранитъ молчаніе. Молчитъ онъ также и о разсужденіяхъ подъяремныхъ исповѣ дниковъ — обличителей Митрополита Сергія, не рѣ шаясь выступить противъ нихъ со своими возраженіями. В ъ виду большого значенія вышеуказаннаго Посланія я приведу изъ него большую выдержку:
П риведенное здѣ сь обстоятельное объясненіе церковнаго ученія о гражданской власти, данное Зарубежнымъ Архіерейскимъ Соборомъ подъ предсѣ дательствомъ Митрополита Антонія, показываетъ — насколько легковѣ сна аргументація сторонниковъ нынѣ шней Московской Патріархіи. Они не могутъ глубоко входить въ его изслѣ дованіе, а вынуждены ограничиваться только приведеніемъ текстовъ безъ объясненія, чтобы примѣ няться къ власти, носящей характеръ Апостасіи. Н апротивъ, противники Митрополита Сергія, православные, уходившіе послѣ его деклараціи въ «катакомбы», подробно останавливались на этомъ вопросѣ и оставили о немъ цѣ нные рукописные труды. О собенно обстоятеленъ и научно-богословски обоснованъ документъ подъ заглавіемъ «Письмо епископа отошедшаго (отъ Митрополита Сергія) къ епископу неотошедшему». Трактатъ этотъ былъ напечатанъ въ № 7 «Церковной Жизни» за 1933 годъ. А вторъ замѣ чаетъ, что въ большинствѣ случаевъ протесты противъ деклараціи Митрополита Сергія обсуждали ее съ формальной стороны, онъ же рѣ шилъ поставить вопросъ принципіальный: «Возможна ли и мыслима ли въ современной церковно-исторической обстановкѣ въ Союзѣ Совѣ тскихъ Соціалистическихъ Республикъ легализація Правды Христовой; осуществима ли легализація Царства Божія или Церкви Христовой въ царствѣ міра сего въ условіяхъ государственной диктатуры пролетаріата, стремящагося къ созданію соціалистическаго безбожнаго общества? » А вторъ трактата слѣ дующимъ образомъ опредѣ ляетъ условія, въ которыхъ живетъ Церковь въ Совѣ тскомъ Союзѣ:
А вторъ полагаетъ вмѣ стѣ съ блаж. Іеронимомъ, Амвросіемъ и позднѣ йшими богословами, что подъ «отступленіемъ» надо разумѣ ть подготовляющее почву для Аніихриста политическое отпаденіе народовь и царствъ отъ Римо-Византійскаго строя или фундаментальныхъ основъ Римской государственности, на которыхъ и донынѣ утверждается общественно-политическая и соціально-экономическая структура всѣ хъ цивилизованныхъ государствъ вселенной за исключеніемъ СССР, открывшаго небывалую, новую, загадочную въ исторіи человѣ чества эпоху. Авторъ справедливо полагаетъ, что подъ ἡ ἀ π ο σ τ α σ ί α у Ап. Павла (2 Сол. II, 3) надо разумѣ ть Боговраждебную необычайнаго типа государственность всемірнаго значенія. Д алѣ е, въ доказатсльство того, что Правительство СССР оффиціально объявило себя безбожнымъ въ отношеніи и всякой религіи, считая необходимымъ окончательное ея уничтоженіе, какъ препятствія къ построенію соціалистическаго отечества, въ нашей рукописи приводятся слова Сталина, сказанныя американской рабочей делегаціи. На вопросъ ея: «могла ли бы коммунистическая партія быть нейтральной къ религіи, которая поддерживала бы всю науку въ цѣ ломъ и не противостояла бы коммунизму? » — Сталинъ отвѣ тилъ:
П риведя это заявленіе и другое подобное ему заявленіе Предсѣ дателя Совнаркома Рыкова, «Епископъ отошедшій» пишетъ:
З акончивъ эти предварительныя разсужденія, авторъ разбираемаго трактата переходитъ къ толкованію текста 13-й главы Посланія къ Римлянамъ, приводя нѣ которыя важныя соображенія въ дополненіе къ приведеннымъ мною ранѣ е объясненіямъ. Онъ находитъ важнымъ установить ту обстановку, въ которой Ап. Павелъ писалъ свое посланіе къ Римлянамъ. П о мнѣ нію изслѣ дователей, въ 58 году по Р. X., въ первые спокойные и благопріятные годы царствованія Нерона,
« Е пископъ отошедшій» видитъ существенную характеристику той власти, какую имѣ лъ въ виду Апостолъ, въ ея названіи «предержащею — ὑ π ε ρ ε χ ο ύ σ α ι ς. Выраженіе это въ посланіи къ Римлянамъ соотвѣ тствуетъ выраженію въ посланіи къ Солунянамъ (Рим. XIII, 1 — 2 Сол. II, 6-7) τ ὸ κ α τ έ χ ο ν, и ὁ κ α τ έ χ ω ν «удерживающее», «держай». Всѣ эти слова происходятъ отъ одного и того же греческаго глагола ἔ χ ω — имѣ ю, держу, и выражаютъ одну и ту же мысль. «Если, пишетъ онъ, мы сосредоточимъ свое вниманіе на словѣ «предержащей» въ поискахъ дальнѣ йшаго опредѣ ленія и выясненія объекта удержанія и поставимъ дополнительные вопросы: «кого и что» къ слову «придержащей», то тутъ же въ 3 и 4 стихахъ 13-й главы посланія къ Римлянамъ найдемъ отвѣ тъ». К ого удерживаетъ «предержащая» власть? Н а этотъ вопросъ «Епископъ отошедшій» даетъ ясный и безспорный отвѣ тъ говоря, что она
С ловами «чтый да разумѣ етъ» «Епископъ отошедшій» подчеркиваетъ то значеніе, которое онъ придаетъ слѣ дующему своему утвержденію:
В ъ этомъ «Епископъ отошедшій» видитъ «ключъ къ уразумѣ нію важныхъ вопросовъ современной жизни».
« Е пископъ отошедшій» отмѣ чаетъ, что «особеннаго вниманія заслуживаетъ то обстоятельство, что новое государство создало и новую классовую мораль, провозгласило новую марксистскую совѣ сть и необычайное — на основаніи ленинскаго Марксизма — ученіе о нравственности, не укладывающееся не только въ рамки христіанской нравственности, но и въ рамки общечеловѣ ческой морали. То, что съ христіанской или общечеловѣ ческой точки зрѣ нія считается добромъ, съ точки зрѣ нія классовой морали ленинизма квалифицируется какъ уголовно наказуемое дѣ яніе» (Тамъ же, стр. 128). С тройная, глубокая, безспорно логичная и безусловно православная мысль «Епископа отошедшаго» ясно ставитъ вопросъ о томъ отношеніи, какое должно быть у Церкви къ Совѣ тской власти. М итрополитъ Сергій, ставъ на путь компромисса, «страха ради іудейска» не могъ даже отвѣ чать на эту постановку вопроса. Всѣ его акты носятъ формальный характеръ съ игнорированіемъ существа той власти, по отношенію къ которой онъ требовалъ лояльности на тѣ хъ же основаніяхъ, на которыхъ можно было требовать послушанія власти Православнаго Царя. К оммунистическое воззрѣ ніе на власть и государство, между тѣ мъ, не имѣ етъ ничего общаго не толъко съ понятіемъ Право /с. 109/ славнаго Царя, но и вообще съ принятыми въ остальномъ мірѣ юридическими понятіями. Въ недавно выпущенной въ Москвѣ (1960 г. ) Государственнымъ Издательствомъ Юридической Литературы книгѣ «Основы теоріи Государства и Права» (коллективнаго авторства) мы читаемъ: «Появленіе марксистской теоріи государства и права означало коренной переворотъ въ политическихъ и правовыхъ взглядахъ прогрессивнаго человѣ чества» (стр. 11). Въ недостижимомъ идеалѣ коммунизма подразумѣ вается полное уничтоженіе того естественнаго начала власти, о которомъ писалъ Ап. Павелъ. Въ настоящее время требуется диктатура одного класса и партіи, а въ будущемъ ожидается упраздненіе и права и государства. Въ той же книгѣ читаемъ:
Я сно, что на путяхъ къ осуществленію такой утопіи требуется полное перевоспитаніе человѣ чества и, прежде всего, упраздненіе религіи, для которой въ коммунистическомъ строѣ не можетъ быть мѣ ста. Н елѣ пость всякой попытки оправданія высказаннаго въ деклараціи отношенія къ Сов. власти дѣ лается совершенно ясной изъ всѣ хъ вышеприведенныхъ разсужденій. Но люди, подобные С. В. Троицкому, могутъ сказать, что разсужденія «Епископа Отошедшаго» устарѣ ли, ибо съ тѣ хъ поръ положеніе Церкви въ Россіи измѣ нилось. Съ возстановленіемъ Патріаршества Церковь де заняла почетное положеніе въ Совѣ тскомъ Союзѣ. О томъ — каково ея положеніе въ дѣ йствителъности рѣ чь будетъ особая. Сейчасъ же мы говоримъ о принципіальныхъ положеніяхъ. И вотъ тутъ надо обратить вниманіе на очень важную статью въ «Извѣ стіяхъ» отъ 18 февраля 1961 г. за подписью главнаго редактора журнала «Наука и религія» П. Колоницкаго. А вторъ этой статьи отвѣ чаетъ на вопросъ нѣ коего П. Е. Егорычева о томъ — «какъ правильно оцѣ нить роль Церкви въ на /с. 110/ шихъ совѣ тскихъ условіяхъ? Капиталистовъ и помѣ щиковъ у насъ давно нѣ тъ. Служители Церкви, какъ мнѣ извѣ стно, выступаютъ за миръ противъ войны, въ своихъ проповѣ дяхъ призываютъ вѣ рующихъ честно трудиться на благо Родины. Мѣ няетъ ли это наше отношеніе къ Церкви или нѣ тъ? » П. Колоницкій подробно разъясняетъ, что отношеніе правящей коммунистической партіи къ Церкви остается безусловно отрицательнымъ. Какъ бы Церковь ни была лояльна къ Совѣ тскому государству она продолжаетъ приносить вредъ народу.
У казывая далѣ е на несовмѣ стимость моральныхъ основъ Церкви и коммунизма, авторъ статьи дѣ лаетъ чрезвычайно важное заявленіе:
И такъ, всѣ попытки послѣ дователей Митрополита Сергія и въ частности С. В. Троицкаго — обосновать отношеніе Церкви къ Совѣ тской власти на той нормѣ, которую указалъ Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Римлянамъ, передъ лицомъ Совѣ тской дѣ йствительности рѣ шительно рушится. Совѣ тская власть и теперь, какъ и при Сталинѣ, остается властью апостасіи, отношеніе къ которой должно быть совершенно инымъ, чѣ мъ отношеніе къ нормальной власти. Р уководящія указанія объ отношеніи къ апостасійной власти надо искать въ церковномъ преданіи въ приложеніи не къ Нерону, а къ Юліану Отступнику, котораго большевики въ преслѣ дованіи Церкви превзошли многократно. Христіане относились къ Юліану Отступнику не какъ къ начальнику, поставленному Богомъ, а какъ къ врагу, дѣ йствія котораго были исполнены коварства. /с. 111/ Т акъ, Созоменъ повѣ ствуетъ о томъ, какъ Юліанъ Отступникъ съ цѣ лью принудить христіанъ хотя бы невольно поклониться языческимъ богамъ повелѣ лъ начертать изображенія Марса или Меркурія рядомъ съ его собственнымъ изображеніемъ на знаменахъ. Оказывая положенную честь изображенію Императора, христіане должны были такимъ образомъ одновременно поклониться и языческому богу. Нѣ которые христіане, понявъ это лукавство, уклонялись оказывать обычное почитаніе этимъ изображеніямъ. О другихъ же Созоменъ говоритъ, что они только по невѣ дѣ нію и простотѣ по прежнему подчинялись древнему правилу и безъ сомнѣ ній поклонялись изображенію Императора (Церковная Исторія, кн. 5-я, гл. 17-я). П оступокъ воиновъ-исповѣ дниковъ съ юридической точки зрѣ нія былъ актомъ нелояльнымъ, но въ то же время онъ былъ выполненіемъ заповѣ ди о повиновеніи Богу болѣ е, нежели мірскимъ начальникамъ. С в. Григорій Богословъ такъ характеризуетъ политику Юліана:
К акъ похоже это на тактику Совѣ товъ послѣ первоначальныхъ эксцессовъ! Это сходство дѣ лается еще болѣ е замѣ тнымъ изъ дальнѣ йшихъ словъ Св. Отца о козняхъ Юліана противъ Церкви, которыя я не привожу здѣ сь, чтобы не удлинять эту выдержку. /с. 112/ Э ти козни перечисляются довольно подробно и въ Исторіи Церкви Созомена и въ другихъ историческихъ свидѣ тельствахъ. По древнему правилу христіане не напрашивались на мученичество отъ Юліана кромѣ случаевъ, когда это было необходимо, чтобы свидѣ тельствовать свою вѣ ру, но они и не искали компромиссовъ съ его политикой. Н асколько христіане были непримиримы къ Юліану видно изъписьма Св. Григорія Богослова къ своему брату Кесарію. Будучи талантливымъ врачемъ и находясь на службѣ при Императорскомъ Дворѣ, Кесарій не покинулъ своего положенія послѣ вступленія на престолъ Юліана. Св. Григорій горячо любилъ своего брата и тѣ мъ не менѣ е послалъ ему укоризненное письмо, которое начинается слѣ дующими словами:
С амое нахожденіе на службѣ у Юліана Отступника Св. Григорій уже приравниваетъ къ общенію съ идолами.
Н ельзя не отмѣ тить здѣ сь то, что такъ говоритъ Св. Отецъ о служеніи при Отступникѣ не въ качествѣ воина или администратора, а на должности болѣ е нейтральной — въ качествѣ врача. В ажно свидѣ тельство Св. Григорія и о той молитвѣ, какую возносили христіане относительно самого Юліана Отступника. Во второмъ своемъ обличительномъ словѣ на царя Юліана Св. Отецъ говоритъ:
А въ похвальномъ словѣ своему отцу Св. Григорій восхваляетъ его за то, что онъ не уступилъ стрѣ лкамъ и ихъ предводителю, посланнымъ царемъ отнимать храмы, ибо онъ возбудилъ такое возмущеніе народа, что они должны были удалиться, чтобы не бытъ растоптанными ногами. Св. Григорій далѣ е говоритъ:
О томъ, что Юліанъ Отступникъ былъ убитъ по молитвамъ христіанскихъ подвижниковъ, упоминается въ житіи преп. Іуліана (память 18 окт. ) и въ житіи Св. Василія Великаго (1 января). П реданіе въ житіи Св. Василія Великаго сообщаетъ намъ, что этотъ св. Отецъ молился о томъ, чтобы Юліанъ Отступникъ не вернулся живымъ изъ похода противъ Персовъ. К акъ далеки эти молитвы и приведенныя выше слова великаго св. Отца о возстановителѣ язычества (котораго, однако, далеко превзошли Совѣ тскіе вожди) отъ лукавыхъ мыслей въ посланіяхъ Митрополита Сергія и его защитника, С. В. Троицкаго, относительно коммунистической власти, какъ власти якобы отъ Бога учиненной. Ихъ концепція противорѣ читъ святоотеческому ученію, духомъ котораго проникнуты приведенныя нами разсужденія Собора Епископовъ Зарубежной Церкви, подробно изложившаго свой взглядъ въ цитированномъ выше замѣ чательномъ обстоятельномъ Посланіи въ 1933 году. П римѣ ромъ того, какъ можетъ восприниматъ соглашеніе съ атеистической Совѣ тской властью чуткое православное сердце не русскаго іерарха можетъ послужить письмо въ редакцію Нью-Іоркской греческой газеты Этникосъ Кириксъ (10 іюля 1955 г. ) покойнаго греческаго Архіепископа Сѣ верной и Южной Америки Михаила. /с. 114/ П о поводу поѣ здки въ СССР одного изъ Восточныхъ Патріарховъ для лѣ ченія и сообщенія, что въ связи съ этимъ Совѣ тское Правительство проявило большой интересъ, назначивъ въ распоряженіе Патріарха нарочитаго чиновника, Архіепископъ писалъ:
К аковъ же можетъ быть «modus vivendi» у Церкви при власти Апостасіи? Вспомнимъ слова экзарха Сергія о томъ, что, добиваясь легализаціи Православной Церкви, Совѣ тская власть хотѣ ла устранить возможность укрѣ пленія нелегальной церковной организаціи. Экзархъ Сергій говорилъ даже о возможности тайнаго Патріарха. Въ этомъ и заключается отвѣ тъ на нашъ вопросъ. Ц ѣ лый рядъ рукописныхъ посланій въ Совѣ тской Россіи говоритъ объ «уходѣ Церкви въ пустыню», какъ о единственномъ выходѣ для нея въ нынѣ шнихъ условіяхъ. Они говорятъ объ опасности даже регистраціи приходскихъ общинъ. Мы знаемъ, что это и было осуществлено тѣ ми, кто составляетъ такъ называемую Катакомбную Церковь въ Россіи. С. В. Троицкій готовъ вопреки очевидности отрицать самое ея существованіе. Для Митрополита Сергія, больше всего вѣ рившаго въ силу организаціи, этотъ путь представлялся такимъ же безуміемъ, какимъ крестъ являлся для невѣ рующихъ эллиновъ. Н о Св. Іоаннъ Златоустъ предупреждаетъ противъ расчетовъ на гражданскую власть, указывая на то, что Церковь побѣ ждаетъ только силой Божіей. Онъ говоритъ, что древняя Церковь побѣ дила язычество чудомъ въ то время, какъ внѣ шне она была неорганизована и слаба. «Чтобы ты не говорилъ, что теперь Церковь стоитъ твердо по причинѣ мира съ царями, Богъ попустилъ ей терпѣ ть гоненіе тогда, когда она была меньше и казалась слабѣ е, /с. 115/ дабы ты убѣ дился изъ этого, что и нынѣ шняя твердость ея зависитъ не отъ мира съ царями, но отъ силы Божіей» (Противъ іудеевъ. Слово 5-е). С тороннимъ зрителямъ соглашеніе Митр. Сергія съ Совѣ тами казалось актомъ житейской мудрости. Однако, изъ повѣ ствованія его бывшаго ближайшаго помощника — Экзарха Сергія, мы уже знаемъ о рядѣ пагубныхъ для Церкви практическихъ послѣ дствій т. н. легализаціи Церкви. Они еще умножатся и станутъ болѣ е явными, по мѣ рѣ того, какъ Совѣ ты круто поворачиваютъ свою политику и снова направляютъ ее на физическое уничтоженіе Церкви. Признаки того уже виднѣ ются: мягкія перчатки Карпова замѣ няются ежовыми рукавицами Куроѣ дова. В прочемъ, о дѣ йствительномъ положеніи Церкви въ Россіи въ настоящее время у насъ рѣ чь еще будетъ впереди. Источникъ: Протопресвитеръ Георгій Граббе. Правда о Русской Церкви на родинѣ и за рубежомъ. (По поводу книги С. В. Троицкаго «О неправдѣ Карловацкаго Раскола»). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1961. — С. 94-115.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|