Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Самарин В.А.



 

А. В. Свешников и отечественное хоровое исполнительство

Самарин В. А.

Панегирическая статья Н. В. Романовского была написана к юбилею А. В. Свешникова в 1970 году. В ней нетрудно заметить обязательную для того времени стилистику восхваления заслуг замечательного хорового мастера. Сегодня, по прошествии нескольких десятков лет, отношение к Свешникову стало неоднозначным. Некоторые молодые хормейстеры с легкостью критикуют творческий путь мастера, не соглашаясь ни с его вокальной работой, ни вкладом в развитие русского хорового исполнительства. Вокруг имени Свешникова звучит столько же небылиц и наговоров, как и восторженных слов непревзойденного хорового мастерства. Думается, что скоро найдется исследователь, который раскроет хотя бы малую часть значительного явления, именуемого Свешников. Ведь никто не сомневается, что А. В. Свешников был весьма крупной фигурой в истории русского хорового искусства.

Не имея цели вдаваться в полемику или оспаривать высказанное Н. Романовским в статье, предлагаю на суд читателя некоторые собственные мысли на тему " А. В. Свешников и отечественное хоровое исполнительство", дополняющие, на мой взгляд, образ хорового мастера.

Хоровую работу А. В. Свешникова нельзя отделять от идеологических установок того времени, называющегося теперь партийно-номенклатурным. В последнее время стало модным обвинять Свешникова в издержках или не противодействии, поругивать знаменитого дирижера, даже взваливать на него вину за " ухудшение вокально-хорового состояния" России! Будто не видно, каких достижений и результатов добился Свешников! Уже одно заслуживает благодарности - это создание им хорового училища мальчиков в военном 1943 году!... А организованный Хор русской песни! Этот хор, ставший впоследствии Госхором, пел свешниковские обработки русских песен, выполненные в традициях русской композиторской школы. Мусоргский, Римский-Корсаков, Лядов, Чесноков, Кастальский - неполный ряд композиторов, уделявших огромное внимание жанру хоровой обработки. Свешниковские приемы хоровой оркестровки органично продолжили традиции русской школы, внесли в развитие жанра новые черты!

К слову сказать, обработки народных песен Пащенко, написанные чуть раньше, в 1920-х годах, для Климовской капеллы, считались весьма виртуозными и пелись долгое время Ленинградской капеллой. Виртуозность стиля Пащенко позже была применена Ф. Рубцовым, например, в " Вениках". В противовес виртуозной обработке " В темном лесе" Пащенко, где все партии колоратурны, даже низкие басы, свешниковская обработка " В темном лесе" изящна и удивительно красива. А сколько интересного можно почерпнуть в других свешниковских обработках, таких как, например, " Вдоль по матушке, по Волге", " Уж ты сад" и др. В некоторых обработках присутствует виртуозное начало, но не это оказывается главным: в обработках Свешникова притягательна певческая сторона. Вы заметили, что сегодня не так часто можно услышать обработки Свешникова? Не берусь утверждать, но подозреваю, что именно русская вокальная природа обработок и есть непреодолимый камень для многих хоровых коллективов.

В исполнении русской духовной музыки Свешников был столь же значителен. Совершенно справедливо заметил известный баритон Н. Мясоедов об истинной духовности " Тихой мелодии" (" Тебе поем" ) Рахманинова в исполнении без слов закрытым ртом. Цитирую: "... много раз живьем слышал у Свешникова т. н. Тихую мелодию Рахманинова и абсолютно убежден, что это была фига в кармане, т. к. Свешников как музыкант исполнял, безусловно, Тебе поем, и не услышать этого мог только глухой... ".

В репертуаре Госхора были духовные произведения русских композиторов с новыми словами А. Машистова и других поэтов. В период обязательного звучания идеологической (советской, партийной, комсомольской, пионерской) музыки исполнение (равно как и публикация) духовных сочинений прежде всего русских композиторов с новыми словами было решительным и смелым шагом! Был ли связан этот период с известной " исторической оттепелью" - не берусь судить. Но благодаря такому параллельному развитию хорового исполнительства А. Юрлов впоследствии активно занимается пропагандой русской духовной музыки, исполняя в оригинальном виде знаменные распевы, концерты Бортнянского, Березовского и других композиторов.

Мы, молодые хоровики, обучавшиеся в консерватории в 70-е годы, не могли помышлять об исполнении оригинальной русской духовной музыки, но свободно исполняли мессы, реквиемы, мотеты или кантаты зарубежных авторов - Баха, Моцарта, Йомелли, Бетховена, Шуберта, Брамса, Верди и др. И гораздо позже детские хоры продолжали петь " Славу поем мы солнцу", но не " Слава Отцу и Сыну" Д. С. Бортнянского. В начале 1970 годов К. Б. Птица по поводу опубликованного юношеского Концерта " В молитвах неусыпающую Богородицу" Рахманинова сетовал, что давно настало время издать " Всенощное бдение", но не разрешают! Правда, в консерваторских классах по дирижированию в те времена активно изучали русскую духовную музыку и дирижировали на экзаменах отдельные части, например, " Блажен муж" из Всенощной Рахманинова. Полагаю, что возвращение к русской музыкальной церковной культуре хотя и было цивилизованно долгим, но состоялось не вопреки эстетическим воззрениям Свешникова (как утверждают некоторые хоровики), а благодаря им.

Как-то В. Балашов, бывший около 15(! ) лет хормейстером у Свешникова, показывал пластинку с русскими песнями, записанную в Германии сразу после войны. Хор был в совершенно обновленном составе, потому что Свешникову разрешено было добрать певцов. Только одних октавистов было около пяти человек. Звучание хора было свежим и не похожим на поздние записи, и басовая группа была значительно легче, чем позже (конечно, колористика басовой группы в Госхоре требует отдельного рассмотрения). Видимо, слышание Свешниковым хоровой звучности как-то ассоциировалось с помпезностью, значительностью, величием идей той поры, а, кроме того, вызвано отрицанием всего старого, а тем более - церковного. Иначе не объяснить сопоставление легких и светлых Сопрано, Альтов, Теноров и глубоких, темных Басов.

К 1970-80-м годам советское хоровое исполнительство было раздавлено потребностями идеологического обеспечения существующего социалистического строя, хоровая музыка стала пафосной, кричащей, профессиональные хоры разучились петь без сопровождения тихо и стройно, и Свешников в этом процессе занимал то место, которое занимал. А что разве в Ленинграде или Киеве, или Горьком обстояло иначе? По-моему, даже чисто физически в то время ни один профессиональный хор не был готов исполнить такую сложную партитуру как, допустим, Всенощная Рахманинова от " корки до корки" - было утрачено мастерство. Лишь некоторые церковные хоры (регент Н. Матвеев) удерживали позиции. В начале 60-х Свешников записывает Всенощную Рахманинова на Мелодии по заказу правительства для фирмы " Международная книга", импортирующей все самобытное русское за границу. Пишет он ее не спеша, в течение почти 2-х лет: выучит одну часть, возьмет студию и запишет. Поэтому-то хоровая звучность в этой записи такая пестрая. Зато музыкальная сторона - непревзойденная.

Первым, кто исполнил Всенощное бдение Рахманинова от начала до конца на сцене Большого зала Московской консерватории, был В. А. Чернушенко с Капеллой им. Глинки. Это случилось осенью 1985(! ) года. Кто присутствовал на этом концерте, помнят замечательные слова Чернушенко перед исполнением в защиту не только Всенощной, но и всей русской культуры.

На последние годы работы Свешникова с Госхором, когда маэстро стал стар и плох, не следует обращать внимания. Мы помним агонию того хора, и помним неимоверные усилия вставшего на замену И. Г. Агафонникова.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.