Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение



 

Возникновение и развитие человека и человеческого сообщества стало возможным благодаря их способности создавать инструменты, приспособления, орудия труда и преобразовывать с их помощью среду своей жизнедеятельности. Другим сопоставимым по значимости условием развития человека является способность общества передавать опыт преобразовательной деятельности молодому поколению с помощью образования. Совокупный результат преобразовательной деятельности и образования (сверхсуммарный результат, не сводящий к свойствам частей) представляет собой общество, человека и техногенную среду, тесно взаимозависящие друг от друга и все вместе «погруженные» в природную среду планеты. Техногенная среда, обладающая тенденцией к экспоненциальному расширению и усложнению, несет с собой не только комфорт и удобства, но и проблемы, переходящие из разряда локальных в глобальные.

Современная цивилизация находится на этапе перехода к постиндустриальной стадии развития (информационное, постэкономическое общество), для которой характерно: увеличивающееся разнообразие и возрастание темпов перемен (изменений); неопределенность направлений, способов, результатов и последствий преобразовательной деятельности; снижение устойчивости жизни и культурно-технологического развития; превращение информации и информационных технологий в определяющий фактор технологического развития (информационный детерминизм). При этом важнейшей детерминантой технологического и культурного развития является не столько информация оперативного характера, но, главным образом, научная информация в форме фундаментального знания о реальной действительности и проектная информация в виде «знания» о будущей пока еще не ставшей реальности — прогнозы и проекты осуществления преобразовательной деятельности и развития среды и культуры.

Отношения к преобразовательной деятельности в индустриальном обществе направлены на возрастание количества и повышение качества ее «полезных» результатов (утилитаризм) и не устанавливают существенных ограничений на возникающие негативные последствия. Тенденции современного технологического развития общества и культуры определяются характером преобразовательной деятельности, мировыми цивилизационными процессами и могут быть обозначены терминами «унификация», «интеграция», «технологизация», «информатизация», а также переходом от экстенсивных к интенсивным формам осуществления преобразовательной деятельности. В технологической культуре постиндустриального общества человек является субъектом устойчивого развития себя и среды своей жизнедеятельности, а его ведущим культурным принципом становится принцип экосистемного развития.

Технологическое образование: во-первых, развивается ретроспективно, изменяется вслед за качественными изменениями преобразовательных систем; во-вторых, оно периодически испытывает кризисные состояния, проявляющиеся в несоответствии целей и содержания резко изменившемуся характеру преобразовательной деятельности и потребностям общества; в‑ третьих, качественные изменения преобразовательных систем и устойчивость культурно-технологического развития общества слабо зависят от содержания и результатов технологического образования. В условиях перехода общества к постиндустриальному этапу, для которого характерна существенная трансформация культурных ценностей (гуманизм, возвышение внеэкономических ценностей, свобода, демократия) и синергетизм развития, трудовое обучение пришло к кризисному состоянию.

Введение в учебный план школы образовательной области «Технология» может рассматриваться, во-первых, как реакция общества на кризис трудового обучения, который не обозначался с достаточной степенью определенности, и стремление преодолеть возникшее противоречие между качественно изменившимися социально-экономическими условиями преобразовательной деятельности и результатами трудового обучения, а во-вторых, как эмпирический этап развития технологического образования, предшествующий построению его теории, что соответствует общим закономерностям становления научного знания.

К особенностям и закономерностям развития преобразовательных систем может быть отнесено следующее:

– техногенная среда жизнедеятельности человека и общества является совокупным сверхсуммарным результатом преобразовательных систем, отражающим принятую в культуре систему отношений к ним, закрепленным в содержании обучения и воспитания;

– технологические (преобразовательные) системы отличаются неустойчивостью, неопределенностью и высокими темпами перемен, что в современных условиях снижает возможности управления долгосрочным развитием техногенной среды;

– преобразовательные системы и техногенная среда обеспечивают не только комфорт и удобства, но и возникновение неблагоприятных последствий, складывающихся в глобальные проблемы человечества. Последствия действия преобразовательных систем могут создать угрозу существованию человечества (Д. Медоуз, А. Печчеи и др. );

– увеличивающееся разнообразие и количество преобразовательных систем с неизбежностью требует от общества все больших затрат энергии и средств на их содержание (обслуживание, ремонт, утилизация), что ведет к изменениям в структуре занятости населения и технологизации бытовой и досуговой жизни человека;

– темпы распространения возникающих вновь и совершенствуемых преобразовательных систем непрерывно возрастают, что ведет к выравниванию условий и образа жизни различных народов и государств, к интеграции и унификации культур и культурных ценностей, к потере культурно-технологического многообразия человеческого сообщества;

– техногенная среда составляет бо льшую (и увеличивающуюся) часть среды обитания человека и общества по сравнению с естественной природой, которая превращается, главным образом, в источник ресурсов и компенсатор последствий, уступая техногенной среде свое доминирующее влияние на человека. Развитие техногенной среды есть неизбежная и необратимая реальность, не зависящая от желаний и воли человека;

– развитие преобразовательных систем происходит в направлении «вытеснения» из них человека, который все в большей степени участвует в интеллектуальных (исследовательских, проектных) и культурных (духовных) сферах деятельности, что ведет к необходимости изменения концептуальной основы (парадигмы) технологического образования.

Технология, интегрируя философское, естественнонаучное, социальное и гуманитарное знание, предстает в нескольких значениях: 1) реальная (объективно существующая) система, преобразующая упорядоченным образом объекты из некоторого исходного в требуемое человеком и обществом состояние; 2) наука об объективно существующих преобразовательных системах и их связях с системами различного вида и уровня; 3) упорядоченная деятельность человека (труд), происходящая внутри преобразовательных техносистем и обеспечивающая вместе с ними все жизненные потребности человека и общества; 4) проявление культуры человека и общества; 5) учебный предмет (образовательная область). Технология как наука является прикладной и фундаментальной, конкретной и абстрактной, технической и гуманитарной. Проектирование («производство знания о будущей возможной реальности»), исследование («производство знания о реальной действительности»), преобразовательный процесс («реальная действительность») и предписывающе-ограничительная система культурных норм неразрывно слиты в единую систему, изменяющую среду жизнедеятельности и удовлетворяющую потребности человека и общества.

Анализ качеств человека и характера его преобразовательной деятельности в условиях постиндустриального общества позволяет определить цели, принципы и структуру содержания, отражающие основные качества выпускника школы, которые составляют теоретическую основу проектирования содержания технологического образования. Целью технологического образования является формирование («образовывание») субъекта устойчивого культурно-технологического развития самого себя и среды своей жизнедеятельности. В качестве ведущих системообразующих оснований проектирования содержания могут быть приняты принципы: единства культуры и технологии; инновационности, упреждения по времени, неопределенности и динамичности развития; концептуальности; направленности на устранение противоречий и преодоление проблем; экосистемности и др. Структура содержания технологического образования может быть представлена в виде сетчатого графа, узлы которого образуют дидактический, воспитательный и синергетический блоки. Включаемые в содержание реальные педагогически адаптированные технологии преобразования как компоненты отражают сложившиеся в практике и перспективные преобразовательные процессы. Все компоненты имеют инвариантный состав и структуру: исходные ресурсы, совокупность процедур, средства, результаты, последствия, надсистема, система управления. Все компоненты имеют исследовательский, проектный и предметно-преобразовательный характер (свойства). В содержании технологического образования выделяются системообразующие связи («сквозные» линии): общенаучные (фундаментальные), функциональные (прагматические), культурологические (в т. ч. нравственные), экосистемные. Содержание технологического образования строится на единой системе понятий и терминов. При этом по мере движения учащегося и студента (обучающегося) по образовательной траектории ведущим становится учебно-преобразова­тель­ный вид деятельности, в котором делается акцент на единство технологии и культуры, инновационность, упреждение по времени и экосистемность.

Одной из системообразующих связей содержания технологического образования является проектирование (технология проектной деятельности), которое выполняет тройную роль. Оно является: 1) элементом содержания, подлежащего усвоению в процессе обучения; 2) схемой структурной организации содержания; 3) методом (технологией) обучения, обеспечивающим формирование инновационного стиля мышления. Проектирование в технологическом образовании постиндустриального общества призвано вырабатывать у обучающихся привычку действовать в направлении повышения качества жизни человека без отрицательных последствий для человека, общества и природы, что обеспечивает устойчивое существование и развитие человека и среды его жизнедеятельности.

Система подготовки учителя технологии в основоном тождественна содержанию технологического образования в общеобразовательной школе. Однако, сущность и структура подготовки учителя технологии как субъекта учебно-воспитательного процесса и как носителя смысла и содержания образования отражает его культурно-историческое предназначение в современном динамично и синергетически изменяющемся мире, компетентность и педагогическую культуру.

Технология (методика) проектирования содержания технологического образования, заключающаяся в разработке механизма наполнения содержания конкретным учебным материалом, построенная на основе представленных результатов теоретических исследований, может существенно повысить степень соответствия результатов технологического образования характеру и тенденциям развития человека в постиндустриальном обществе и устойчивость его жизнедеятельности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.