РЕЧЕВАЯ КАРТА. на ребенка старшей группы (5-6 лет). I. Общие сведения. II. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. III. Моторная сфера. IV. Просодическая сторона речи. V. Фонематическоевосприятие. VI. Звукопроизношение. VII. Слоговая структура с
РЕЧЕВАЯ КАРТА
на ребенка старшей группы (5-6 лет)
I. Общие сведения
Фамилия ____________________ Имя ______________ Отчество_____________________________
Психо-неврологический статус____________________________________________
ВЫВОД по результатам анкеты: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелины, шрамы, норма)________________________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, крупные, вне челюстной дуги, кариозные, отсутствуют резцы, норма)________________________________________________________________
Челюсти (прогения, прогнатия, норма)________________________________________________________________
Прикус (открытый боковой, открытый передний, ассиметрия прикуса, норма)________________________________________________________________
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель, норма)________________________________________________________________
Мягкое небо (укороченное, отсутствует маленький язычок, норма)________________________________________________________________
Язык (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)_________________________________________________________________
Подъязычная связка (обычная, короткая, укороченная, спайки)________________________________________________________________
Кончик языка (истонченный, широкий, толстый, раздвоенный, норма)________________________________________________________________
Позиция языка в полости рта (правильная, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении)____________________________________________________________
III. Моторная сфера
| Пробы
|
5-6 лет
|
Н/года
| С/года
| К/года
| 1. Общая моторика
| Маршировать, стоп по сигналу
Постоять на правой, а затем на левой ноге.
Попрыгать на двух ногах.
Попрыгать на правой, а затем на левой ноге.
Поймать мяч.
|
|
|
| 2. Мелкая моторика
| Упражнения
«Игра на рояле» (ведущей рукой)
«Корова» (одной рукой)
«Коза» (одной рукой)
«Столик» (попеременно)
|
|
|
| 3. Артику-ляционная моторика
| Губы:
- «Улыбка».
- «Трубочка».
- чередовать упражнения.
Язык:
- «Лопата»
- «Жало»
- чередовать упражнения.
- «Качели»
- «Часики»
Саливация
|
|
|
| Выводы
|
|
|
|
IV. Просодическая сторона речи
| Голос
Дыхание
Темп речи
Выразительность речи
|
|
|
| Выводы
|
|
|
|
V. Фонематическоевосприятие
| 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками
| Ба-па-ба
Да-та-да
Га-ка-га
За-са-за
Та-тя-та
|
|
|
| 2. Слова паронимы
| Бочка-почка
Том-дом
Кот-год
Тень-день
Галина-калина
|
|
|
| 3. Выделение заданного гласного из ряда звуков
| Хлопни в ладоши, если услышишь звук
«А»
«И»
«У»
|
|
|
| 4. Выделение начального ударного гласного из слов
| Облако
Аист
Удочка
Иглы
|
|
|
| Выводы
|
|
|
| | | | | | | | |
VI. Звукопроизношение
| С СьЗЗь Ц Ш Ж Ч Щ Л Ль Р Рь ________________________
С СьЗЗь Ц Ш Ж Ч Щ Л Ль Р Рь ________________________
С СьЗЗь Ц Ш Ж Ч Щ Л Ль Р Рь ________________________
| Выводы
|
|
|
|
VII. Слоговая структура слова
| 1. Повторение слов разной слоговой структуры
| Лопата
Аквариум
Телефон
Милиционер
Велосипед
Сковорода
Полотенце
Мотоцикл
Телевизор
Снеговик
|
|
|
| 2. Повторение предложений
| Дети слепили снеговика.
Повар печет блины на сковороде.
Милиционер стоит на перекрестке.
|
|
|
| Выводы
|
|
|
|
VIII. Словарь
| 1. Словарь существительн-х
а) Назвать части тела человека
| Нос
Рот
Шея
Живот
Грудь
|
|
|
| б) Назвать части предмета по картинке
| Чайник
|
|
|
|
в) Обобщение:
назвать слова
по теме
| Овощи
Фрукты
Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
Дикие животные
Домашние животные
Птицы
Мебель
|
|
|
|
Назвать обобщающие слова
| Помидор, огурец, лук
Яблоко, груша, лимон
Мяч, машина, кукла
Чашка, кастрюля, ложка
Платье, брюки, юбка
Туфли, сапоги, ботинки
Заяц, волк, лиса
Кошка, корова, собака
Воробей, сорока, ворона
Стол, стул, шкаф
|
|
|
|
г) Назвать детенышей животных
| У кошки
У козы
У собаки
У курицы
У зайчихи
У волчицы
|
|
|
| 2. Глагольный словарь
а) назвать действия (по картинкам)
| Летит
Бежит
Идет
Рисует
Прыгает
Ползает
|
|
|
| б) кто как голос подает
| Собака (лает)
Кошка (мяукает)
Корова (мычит)
Петух (кукарекает)
|
|
|
| 3. Словарь прилагательных
а) назвать предъявленные цвета
| Красный
Оранжевый
Желтый
Зеленый
Голубой
Синий
|
|
|
| б) подбери признак к предмету
| Яблоко
Мягкая игрушка (женский или мужской род)
|
|
|
| в) антонимы
| Веселый
Горячий
Большой
Злой
Сладкий
Твердый
|
|
|
| Выводы
|
|
|
|
IX. Грамматический строй речи
| 1. Словоизменение
а) преобразование существительных ед. ч. в мн. ч. (Им. п. )
| Стол
Река
Ухо
Глаз
Кольцо
Лист
Окно
| | | | б) употребление существительных
в различных падежах
| Чего много в лесу?
Откуда осенью падают листья?
К кому ты любишь ходить в гости?
Кого ты видел в зоопарке, цирке?
Чем ты смотришь, чем слушаешь?
На чем катаются дети зимой?
| | | | в) согласование прилагательных с существитель-и ед. числа
| Белая бабочка.
Оранжевый апельсин.
Голубое блюдце
| | | | г) согласование числительных с существит-ми в роде и числе
|
Мяч
Белка
Окно
| 1 2 5
| 1 2 5
| 1 2 5
| д) употребление предложно-падежных конструкций
| В
На
Под
Из
За
|
|
|
| 2. Словообр-е
а) образование существ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами
| Палец
Ключ
Носок
Звезда
Стол
Стул
Дерево
|
|
|
| б) образование относительных прилагательных
| Пластмасса
Дерево
Железо
Бумага
Резина
Снег
|
|
|
| в) образование притяжательных прилагательных
| Чей фартук? (мама, бабушка)
|
|
|
| Выводы
|
|
|
| | | | | | | |
X. Связная речь
| 1. Рассказ сказки «Репка»:
| | | | | | | |
2. Пересказ «Зайка».
Зайка сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье! » «Правда, - отвечает ежик, но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя шкурка? » Вместо ответа зайчик только вздохнул.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Нашли ежа»:
| | | | | | | | Выводы:
| | | | |
|